Межпредметная связь: Казахский язык, математика, естествознание, литература.
Технология: КСО, игровые технологии.
Оборудование и наглядный материал урока: Иллюстрации «Картины осени», домик «Лексика», загадки, пословицы, сценка, оформление доски, предметные картинки, карточки.
Эпиграф урока: «Слово – дело великое.
Великое потому что словом можно соединить
Людей, можно разъединить их, словом можно служить
Любви и миру, словом же можно служить вражде и
Ненависти.
Л.Н.Толстой
Ход урока:
I. Начало урока: настрой учащихся.
Дети, как я рада, что мы опять собрались все вместе. Сегодня никто не болеет, никто не пропускает школу. Стряхните сон, напряжение! У нас много интересной работы. Мы опять с вами будем узнавать новое, доказывать, спорить, радоваться успехам, а с неудачами будем справляться все вместе.
II. Повторение материала.
- Ребята, вспомним, что мы сейчас с вами изучаем, какой раздел науки о языке? (Лексику).
- Что такое лексика? Дайте определение.
Учитель открывает доску, на доске нарисован дом.
III. - В этом доме живут интересные жильцы –
слова. Давайте их вспомним. Лексика
(Омонимы, синонимы).
- Дайте определение: что такое омонимы,
синонимы. Приведите примеры.
(В доме открываются окошечки Омонимы Синонимы
«омонимы», «синонимы»).
IV. - Сегодня мы познакомимся Антонимы
еще с интересными словами: эти слова
спрятались в доме за последним
окошечком. К нам пожаловали на урок
2 клоуна: Маркеша и Кузя.
V.Сценка.
На улице прохладно. Клоуны были одеты по-разному.
Маркеша: Ну и жарко!
Кузя: Да ты что? Холодно!
Маркеша: Я весь покраснел!
Кузя: А я побелел!
Маркеша: Ты что такой кислый?
Кузя: А ты что – сладкий?
Маркеша: Нет, я бодрый! А что это мы все спорим: жарко – холодно, покраснел – побелел, кислый – сладкий? Очень интересные пары слов получились! Может, они тоже как-нибудь называются?
Кузя: Конечно, эти слова – спорщики, как мы с тобой. Эти слова называются «Антонимы».
VI. - Запишем число. Классная работа. Тема урока.
- Само слово антоним, наверное, напоминает вам другие термины, с которыми вы уже знакомы, не так ли?
На доске: Онима (греч.) – имя, слово.
Анти – против, противоположный.
VII. - Давайте обратим внимание на плакат, прикрепленный к доске:
Что такое антонимы?
На плакате написано:
Антонимы – разные по звучанию слова с противоположным значением. Антонимов нет, например, у слова нога, серый, карандаш, корова и др.
Например: черный – белый, день – ночь, тяжелый – легкий и др.
Знакомство со словарем антонимов.
VIII. - Где можно встретить антонимы? (На уроках математики.)
IX. - Антонимы встречаются в загадках. Сейчас я вам буду читать загадки, а вы, поднимая руки, будете мне подсказывать недостающие слова-антонимы.
1. Я антоним к слову лето,
В шубу зимнюю одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я …
2. Я антоним к слову смех,
Не от радости, утех –
Я бываю поневоле
От несчастья и от боли,
От обиды, неудач.
Догадались? Это …
3. Я антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука,
Я для отдыха, для сна,
Да и в школе я нужна.
Называюсь …
X. На доске слова:
Скуч.ный –
Счаст.е –
Поз.ний –
Под.ем –
Т.желый –
Лож. –
Задание для учащихся: подобрать антонимы к данным словам, вставить пропущенную букву, объяснить правописание.
XI. Антонимы могут встречаться в рассказах, стихотворениях. На доске написано стихотворение М.Пляцковского. В нем кто-то перепутал слова-картинки. Исправьте ошибки.
Есть сладкое слово – ракета (картинка),
Есть быстрое слово – конфета (картинка),
Есть кислое слово – вагон (картинка),
Есть слово с окошком – лимон (картинка).
- Ребята! Воспроизведите это стихотворение по памяти в исправленном виде. К подчеркнутым словам подберите антонимы.
- Писатели используют в названиях своих произведений антонимы, например: «Война и мир» Л.Н.Толстого,
«Толстый и тонкий» А.П.Чехова,
«Живые и мертвые» К.Симонова.
XII. - Антонимы имеются в пословицах, поговорках.
Каждому учащемуся выдается индивидуальная карточка с пословицей или поговоркой. Дети должны вставить на месте скобок пропущенное слово – антоним.
Большому уму и в (…) голове тесно.
Будет день, будет и (…).
Глупый осудит, а (…) рассудит.
Дождик вымочит, а красное солнышко (…).
Корень учения горек, да плод его (…).
Труд кормит, (…) портит.
Кто хочет много знать, тому надо (…) спать.
Больше думай, (…) говори.
Маленькое дело лучше (…) безделья.
Ученье – свет, а неученье (…).
Лето собирает, а (…) поедает.
Ласточка день начинает, а соловей (…).
Лучший дар – ум, (…) беда – невежество.
Лучшая вещь новая, лучший друг (…).
Правой рукой строит, а (…) разрушает.
На смелого собака лает, а (…) кусает.
Мир строит, а (…) разрушает.
Иди вперед, а оглядывайся (…).
Друг спорит, а (…) поддакивает.
XIII. - Антонимы встречаются в народных сказках, баснях.
Межпредметная связь: Казахский язык, математика, естествознание, литература.
Технология: КСО, игровые технологии.
Оборудование и наглядный материал урока: Иллюстрации «Картины осени», домик «Лексика», загадки, пословицы, сценка, оформление доски, предметные картинки, карточки.
Эпиграф урока: «Слово – дело великое.
Великое потому что словом можно соединить
Людей, можно разъединить их, словом можно служить
Любви и миру, словом же можно служить вражде и
Ненависти.
Л.Н.Толстой
Ход урока:
I. Начало урока: настрой учащихся.
Дети, как я рада, что мы опять собрались все вместе. Сегодня никто не болеет, никто не пропускает школу. Стряхните сон, напряжение! У нас много интересной работы. Мы опять с вами будем узнавать новое, доказывать, спорить, радоваться успехам, а с неудачами будем справляться все вместе.
II. Повторение материала.
- Ребята, вспомним, что мы сейчас с вами изучаем, какой раздел науки о языке? (Лексику).
- Что такое лексика? Дайте определение.
Учитель открывает доску, на доске нарисован дом.
III. - В этом доме живут интересные жильцы –
слова. Давайте их вспомним. Лексика
(Омонимы, синонимы).
- Дайте определение: что такое омонимы,
синонимы. Приведите примеры.
(В доме открываются окошечки Омонимы Синонимы
«омонимы», «синонимы»).
IV. - Сегодня мы познакомимся Антонимы
еще с интересными словами: эти слова
спрятались в доме за последним
окошечком. К нам пожаловали на урок
2 клоуна: Маркеша и Кузя.
V.Сценка.
На улице прохладно. Клоуны были одеты по-разному.
Маркеша: Ну и жарко!
Кузя: Да ты что? Холодно!
Маркеша: Я весь покраснел!
Кузя: А я побелел!
Маркеша: Ты что такой кислый?
Кузя: А ты что – сладкий?
Маркеша: Нет, я бодрый! А что это мы все спорим: жарко – холодно, покраснел – побелел, кислый – сладкий? Очень интересные пары слов получились! Может, они тоже как-нибудь называются?
Кузя: Конечно, эти слова – спорщики, как мы с тобой. Эти слова называются «Антонимы».
VI. - Запишем число. Классная работа. Тема урока.
- Само слово антоним, наверное, напоминает вам другие термины, с которыми вы уже знакомы, не так ли?
На доске: Онима (греч.) – имя, слово.
Анти – против, противоположный.
VII. - Давайте обратим внимание на плакат, прикрепленный к доске:
Что такое антонимы?
На плакате написано:
Антонимы – разные по звучанию слова с противоположным значением. Антонимов нет, например, у слова нога, серый, карандаш, корова и др.
Например: черный – белый, день – ночь, тяжелый – легкий и др.
Знакомство со словарем антонимов.
VIII. - Где можно встретить антонимы? (На уроках математики.)
IX. - Антонимы встречаются в загадках. Сейчас я вам буду читать загадки, а вы, поднимая руки, будете мне подсказывать недостающие слова-антонимы.
1. Я антоним к слову лето,
В шубу зимнюю одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я …
2. Я антоним к слову смех,
Не от радости, утех –
Я бываю поневоле
От несчастья и от боли,
От обиды, неудач.
Догадались? Это …
3. Я антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука,
Я для отдыха, для сна,
Да и в школе я нужна.
Называюсь …
X. На доске слова:
Скуч.ный –
Счаст.е –
Поз.ний –
Под.ем –
Т.желый –
Лож. –
Задание для учащихся: подобрать антонимы к данным словам, вставить пропущенную букву, объяснить правописание.
XI. Антонимы могут встречаться в рассказах, стихотворениях. На доске написано стихотворение М.Пляцковского. В нем кто-то перепутал слова-картинки. Исправьте ошибки.
Естьсладкоеслово – ракета (картинка),
Естьбыстроеслово – конфета (картинка),
Естькислоеслово – вагон (картинка),
Есть слово с окошком – лимон (картинка).
- Ребята! Воспроизведите это стихотворение по памяти в исправленном виде. К подчеркнутым словам подберите антонимы.
- Писатели используют в названиях своих произведений антонимы, например: «Война и мир» Л.Н.Толстого,
«Толстый и тонкий» А.П.Чехова,
«Живые и мертвые» К.Симонова.
XII. - Антонимы имеются в пословицах, поговорках.
Каждому учащемуся выдается индивидуальная карточка с пословицей или поговоркой. Дети должны вставить на месте скобок пропущенное слово – антоним.
Большому уму и в (…) голове тесно.
Будет день, будет и (…).
Глупый осудит, а (…) рассудит.
Дождик вымочит, а красное солнышко (…).
Корень учения горек, да плод его (…).
Труд кормит, (…) портит.
Кто хочет много знать, тому надо (…) спать.
Больше думай, (…) говори.
Маленькое дело лучше (…) безделья.
Ученье – свет, а неученье (…).
Лето собирает, а (…) поедает.
Ласточка день начинает, а соловей (…).
Лучший дар – ум, (…) беда – невежество.
Лучшая вещь новая, лучший друг (…).
Правой рукой строит, а (…) разрушает.
На смелого собака лает, а (…) кусает.
Мир строит, а (…) разрушает.
Иди вперед, а оглядывайся (…).
Друг спорит, а (…) поддакивает.
XIII. - Антонимы встречаются в народных сказках, баснях.