Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС
Урок – игра «Лексика» (5 класс)
Учителя русского языка и литературы 
    МБОУ СОШ  №2
    Комогорова   Н. В.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний в условиях реализации ФГОС.
Форма урока: урок - игра.
Метод: комбинированный, игровой.
Модель обучения: базовая (5 класс – 6 часов в неделю).
Реализуемая программа: составлена на основании программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений.5-11 классы: основной курс, элективные курсы/(авт.-сост. С.И. Львова).- 2-е изд., перераб.,- М.: Мнемозина, 2008.
УМК: 
Цель урока: обобщить и систематизировать знания по теме «Лексика».
Задачи урока:
1.    Образовательные:
- развить умение формулировать определение понятий;
- развить умение находить синонимы, антонимы, омонимы в тексте;
- формировать умение использовать синонимы, антонимы, омонимы в речи;
- обогащать словарный запас учащихся;
- совершенствовать орфографические  умения.
2.    Развивающие:
- осуществление системно-деятельностного подхода;
      - развитие внимания;
- формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
•    развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
•    развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
•    развитие творческих, речевых способностей учащихся;
•    формирование логических умений;
•    развитие умения формулировать проблему;
3.    Воспитательные:
?    воспитание интереса и уважения к родному языку;
?    воспитание ценностного отношения к слову;
?    развитие коммуникативных УУД:
?    создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные :
•    обобщение   и  систематизация знаний о лексическом значении слова, омонимах, синонимах, антонимах;
•    работа с  толковыми словарями разных авторов.
Метапредметные:
•    формирование ценностного отношения к русскому языку,
•    формирование нравственных ценностей.
Личностные:
•    воспитание интереса к предмету через разные виды работы;
•    умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать их. 
Оборудование:
?    ПК;
?    мультимедийный проектор;
?    мультимедийная презентация к уроку.
Структура урока:
1)    Организационный этап.
2)    Актуализация знаний.
3)    Постановка учебной задачи.
4)    Закрепление  опорных знаний      
5)    Физ. минутка.
6)    Закрепление изученного.
7)    Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
8)    Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.
Ход урока
Этап урока    
Деятельность учителя    
Деятельность учащихся    Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
    Приветственное слово учителя (на фоне аудиозаписи Джеймс Ласт «Одинокий пастух». Слайд № 1-3):
- Доброе утро, дорогие ребята! Я очень рада нашей встрече! Подарите друг другу улыбку. Надеюсь, что у вас хорошее настроение, и что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.    
Приветствие учащихся.    Принцип психологической комфортности.
УУД: личностные, коммуникативные.
Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. 
2. Актуализация знаний.
3. Постановка учебной задачи.
4. Закрепление опорных знаний
- Ребята, отгадайте загадку «Не мёд, а ко всему липнут».
Задание 1
 А теперь, ребята, ответим на вопросы:
1. Как называется раздел курса русского языка, изучающий словарный состав русского языка?
2. Для чего служат слова?
На этом уроке мы с вами вспомним всё, что изучили в теме «Лексика».(Слайд № 4)
- Откройте тетради, запишите число. Тему урока. 
- Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?
- Правильно, в конце этого урока мы должны уметь находить и различать омонимы, синонимы, антонимы  в тексте,  уметь  использовать  их в речи, а также наш словарный состав должен пополниться. 
3.Следующее задание выполняется письменно:
Возят почту корабли,
                  Самолеты, поезда,                             Мчат во все концы земли:
    В степи, в горы, в города.
                         Почту в дальние районы
   Доставляют почтальоны.
                        (М. Белкина.)
Задания к тексту: 
1. Объясните орфограммы и пунктограммы.
2. Найдите слова, которые служат для обозначения предметов; признаков; действий.
3. Определите лексическое значение слов почта и почтальон. С помощью толкового словаря выясните, однозначными или многозначными являются эти слова.( Слайд № 5)
Предполагаемый ответ: «Слова».
Предполагаемый ответ: «Лексика».
Запись учащимися числа, темы урока.
- Цель урока – повторить изученное  по теме «Лексика».    Принцип деятельности.
УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).
Принцип целостности.
УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование)
ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.
5.Физминутка
6.Закрепление знаний.
7.Рефлексия деятельност
8. Домашнее задание
– Угадайте, – говорит учитель, – кто это с толстой сумкой на ремне бодро шагает по извилистой тропинке и вот-вот подойдет к теремку? (Слайд №6).
– Ба, да это всем нам знакомый почтальон Печкин! Давайте поможем ему разобрать и разнести корреспонденцию. Как вы понимаете значение этого слова?(Слайд №7).
 Пакет предназначен для вручения словам, близким по значению. Что это за слова? (Синонимы.) (Слайд № 8).
На стук вышел один из братьев, проживающих в квартире № 1. Зовут его Смелый.
Задание 1.
Назовите имена остальных братьев. (Храбрый, Мужественный, Бесстрашный, Отважный.)
Вскрыл хозяин квартиры письмо и прочитал его вслух: «Дорогие синонимы, хотели мы обойтись без вас, но вот что у нас получилось. Помогите нам».
Задание 2.
Отредактируйте текст, используя синонимы.
«После гибели Муму Герасим пошел в родную деревню. Герасим шел полями и лугами. Он шел всю ночь. Он шел и радостно глядел по сторонам, вдыхая запах родных полей. Когда он пришел в родную деревню, то стал там прилежно работать».(Слайд № 9, 10).
 Жильцов квартиры номер два             Застать сумели мы едва.
  Они стояли у порога,                                                   Уже готовые в дорогу.
Угадайте, кто они: один высокий, другой низкий, один толстый, другой тонкий, один грустный, другой веселый. (Антонимы.)(Слайд № 11).
Вскрыли братья конверт и обрадовались. Наконец-то пришла весточка от дорогого дедушки. Начали читать письмо – и чуть не заплакали от огорчения: половина письма – сплошное чернильное пятно. Видимо, во время долгих странствий побывало письмо под дождем или в речке тонуло.
Задание 3.
Помогите братьям прочитать письмо.
«Дорогие внучата, я не люблю людей трусливых, жадных, ленивых, слабых, глупых, лживых, невежественных, безвольных. Я хочу, чтобы выросли вы людьми смелыми...»
 Окна квартиры номер три распахнуты настежь. Веселая песенка, которая льется оттуда, поможет угадать вам, кто там живет.
Мы – слова из русской речи, из родного языка.
Одинаково нас пишут, одинаково нас слышат.
Но важна не только внешность, ты до смысла
доберись.
Наподобие начинки смысл запрятан в
серединке.
Схожим лицам вопреки мы по смыслу далеки.
            (Я. Козловский.)(Слайд № 12).
Омонимам почтальон Печкин принес их любимый журнал «Мир».
 Задание 4.
Пользуясь словарем, определите значения слова мир.(Слайд № 13). Составьте предложения с этими омонимами.
Давайте заглянем в этот журнал, там много интересного.
ЮМОРЕСКА
Это было давно. Путник тащился по пустыне шесть суток. Адски хотелось пить. То и дело ему мерещился торчащий из песка водопроводный кран с прохладной, освежающей водой. Но увы! Это была то вытянувшаяся в стойку кобра, то вообще мираж. Тогда путник встал на колени и, воздев руки к небу, стал взывать к Всевышнему:
– О, Всемилостивейший! Умоляю, ниспошли мне сюда кран, кран, кран! Кран, кран, кран мне ниспошли, о, Всевышний!
И случилось чудо. Сверкнула молния, поднялся столб песка, а когда он рассеялся, несчастный увидел кран. Но, увы, кран был не водопроводный, а подъемный...
(И. Верзилин.)
Задание 5.
Объясните, почему произошла ошибка. С какой целью используются омонимы в художественной литературе? (Средство создания юмора.)
  А под самой крышей находится мансарда. (Выясняется значение этого слова.) (Слайд № 14). Там идет заседание Общества любителей образного слова. Собрались здесь необыкновенные слова, пламенные и нежные, ласковые и беспощадные, яркие и меткие, живые и вещие.
Эти «слова умеют плакать и смеяться, приказывать, молить и заклинать, и, словно сердце, кровью обливаться, и равнодушно холодом дышать». (Я. Козловский).
Что это за слова? (Слова, использованные в переносном значении.) Для них почтальон Печкин принес бандероль. (Определяется значение этого слова.) Она предназначена для любителей поэзии. Это сборник стихов. Давайте откроем его.
Задание 6.
Найдите слова, использованные в переносном значении.
Усталое солнце по небу гуляет.
Ленивая туча над лесом скучает.
На сонной березе щебечут синицы.
Спит ветер игривый средь поля пшеницы.
                        (А. Громова.)
Полз состав. Он устал –
От гудка до хвоста.
Полз состав, полз, и стал,
И уснул у моста.
                (В. Левин.)
Задание 7 (на выбор).
1. Составьте словосочетания, используя в прямом и переносном значениях слова: горький, тяжелый, холодный, злой, печальный, дышит.
2. Напишите сочинение-миниатюру на одну из тем: «Гулял по лесу ветер», «Бежал веселый ручеек», «Пришла волшебница-зима».
3. Лексическое задание – использовать слова в переносном значении, а также синонимы, антонимы.
 Опустела сумка почтальона Печкина. Давайте выставим оценки и запишем  домашнее задание.
1). Упражнение № 114 (базовый уровень).
2).Задание повышенной трудности (по желанию): упражнение № 116.    
Выяснив значение слова корреспонденция, класс вместе с учителем приступает к вручению писем адресатам. В процессе этой работы формулируются задания для учащихся.
Учащиеся записывают лексические значения новых слов.
Пишут текст
- Это слова одной и той же части речи, одинаковые по написанию и произношению, но образованные от разных корней, разные по происхождению, и значения их тоже различны.
Читает заранее подготовленный ученик.
Выписывают слова, использованные в переносном значении.
Пишут мини-сочинения.
Запись учащимися задания в дневники.
Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).
ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания.
УУД: регулятивные (работа с текстом: редактирование).
УУД: познавательные (опираются на уже известное).УУД: коммуникативные (учит правильной постановке вопросов, способам взаимодействия, сотрудничества).
УУД: регулятивные (нахождение слов в переносном значении); познавательные (опираются на уже известное).
Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.
УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества).







 
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
         
	 
     
                                     
                                     
                                     
                                    