| 
 Вводный   (мотивацион-ный) |  
  Приветствие. Выполнение группового правила и обмен переживаниями.    
  Ауторелаксация «Мысленная картинка» с заданием представить что-то доброе.  
  Телесная терапия «Собачка хочет ласки».    
  
  
  
  
  Игровая мотивация.    Психолог обращает внимание детей на букет осенних листьев в вазе и читает стихотворение «Листопад»  
 
  Листья золотые, падают, летят,Листья золотые устилают сад.
 Много на дорожках листьев золотых,
 Мы букет хороший сделаем из них,
 Мы букет поставим посреди стола,
 Осень золотая в гости к нам пришла.
  Е.Благинина 
 |  
  - Дети стоят в кругу, держатся за руки, устанавливают правила на данное занятие, обмениваются чувствами от участия в нем.  
  - Дети представляют что-то доброе, пытаются мимикой это передать, вербализируют.  
  - Дети по очереди «превращаются» в собачек (передается по кругу шапочка собачки), которым очень хочется, чтобы их погладили. Ребенок - «собачка» подходит к остальным, машет хвостиком и просит ласки. Дети гладят его, говорят одобряющие ласковые слова.  
  - Дети любуются листьями, подбирают для них красивые эпитеты, соотносят себя с каким-либо листочком, составляют высказывание эмпатийного характера.    Если позволит время занятия, можно прочитать детям, какие чувства и образы вызывает листопад у поэта.  Над моею головоюЛистопад шуршит листвою.
 Ветер кружит вереницы
 Листьев. Эти листья — птицы.
 Листья-птицы медлят, зная,
 Ждёт внизу их жизнь земная.
 Листья-лисы, Листья-мыши
 Заползают в норы, в ниши.
 Мокнет голый клён вдали,
 В лужах — листья-корабли.
  С.Островский 
 | 
  | 
 Основной (деятельност- ный) |  
  «Прилетает» крупный кленовый лист, на котором записано задание.  Моделирование «Оживи стихотворение».      «Добрый человек»  Р. Сеф  Столяр гулял в густом лесу  Среди больших стволов.  И, улыбнувшись, он сказал:  - Как много тут столов.  Охотник зайцев пострелял  Пять штук за шесть минут.    И, улыбнувшись, он сказал:  - Как много зайцев тут.  Шел утром добрый человек,    Стряхнув с ветвей росу  И, улыбнувшись, он сказал:  - Как хорошо в лесу.  
  Психолог по частям перечитывает стихотворение и просит детей точно отобразить позу и мимику того человека, о котором идет речь.  
  «Прилетает» очередной лист, на котором записаны задания.  Цель. Развитие социальных эмоций, обучение проявлениям сочувствия, сопереживания по отношению к сверстникам.  Этюд «Впереди всех»  Психолог читает рассказ Я. Тайца. «Детский сад пошел гулять»  Детский сад пошел гулять. Все стали в пары: Петя — с Толей, Люся — с Галей. Женя — с Вовой, Сёма — с Димой. Много пар. А Маша осталась одна и спросила:    - А я с кем пойду?    Толя сказал:    - Возьми Мишку косолапого!    Маша взяла Мишку. Вот и пара.  - Эта пара лучшая, - сказал Толя. - Она пойдет впереди всех.  
  Проигрывание ситуаций.  Примеры ситуаций.  — Дети из группы играют в интересную игру. А ты опоздал в детский сад, и игра уже началась. Попроси, чтобы дети и тебя приняли в игру. Что ты будешь делать, если они не захотят принять тебя?  — Тебе очень хочется поиграть такой игрушкой, как у одного из детей. Попроси ее.  — На прогулке ты увидел, что двое мальчиков сейчас начнут драться. Твои действия?  
  
  «Прилетают» листики-балерины и приглашают детей танцевать.  Для усиления танцевальной мотивации обратить внимание детей на иллюстрации того, как художники воспринимают листопад. Вспомнить, с кем сравнивали опадающие листья поэты.  Упражнение «Танец».   Использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств.  В качестве предлагаемых тем для танца выступают чувства. При выполнении танцевальных движений детям предлагаются упражнения на концентрацию и релаксацию, профилактику сколиоза, координацию.  
  Рисуночная терапия (10 минут)  Детям предлагается начать изображать цветок доброты на большом кленовом листе из бумаги в любой известной им технике.    После рисования обязательно обратить внимание детей на то, что все по-разному выполняли единое задание, но цветы действительно вызывают радостные добрые чувства.  Во время рисования определить детей, которым возможно нужна помощь психолога. Для уточнения предположений провести в последующие дни дополнительную индивидуальную диагностику. | 
  - Дети рассаживаются кругом на подушках, при этом мальчики уступают место девочкам (если группа разновозрастная, то старшие дети прежде усаживают младших).    
  Дети в ходе краткой беседы отвечают на вопросы:  - Кто из людей, о которых рассказано в стихотворении вам понравился больше всего? Почему?  - Кого можно назвать добрым? Почему?  - Кто из них злой? Почему?  В ходе беседы задавать детям дополнительные вопросы экологической направленности типа «Из чего кроме дерева можно сделать мебель?» и т.п.  
  
  
  
  
  
  Дети отрабатывают выразительность движений и мимики; регулируют свое поведение в коллективе.  
 
 
 
 
 
 
 
  Дети после чтения отвечают на вопросы.  - Какое качество проявилось у Толи?    - Хорошо ли он поступил?    - А что еще можно было предложить в подобной ситуации? 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  - Дети делятся на пары. Каждому предлагается ситуация, в которой он должен изобразить самого себя. После разыгрывания дети меняются ролями с партнером, то есть разыгрывают роли своего партнера. Затем ведущий предлагает детям вместе найти выход из ситуации, беседует о том, каких людей можно назвать добрыми.   Желательно, чтобы дети сами предлагали варианты ответов. Для проигрывания ситуаций можно брать вымышленные или те, которые происходили с детьми в реальной жизни. 
 
 
 
 
 
 
 
  - Дети в парах или поодиночке выполняют под музыку разного характера следующие задания: станцуй радость, доброту, счастье, жалость. 
 
 
    - Дети самостоятельно выбирают изобразительные материалы, рассаживаются за столы и по сигналу начинают рисовать цветок. Через 2-3 минуты подается сигнал, и каждый из участников передает свой лист сидящему справа от него ребенку, который продолжит начатый рисунок. Листы с рисунками передаются несколько раз, пока не вернутся к тем, кто их начинал.  Беседа с детьми о том, каким был их первоначальный замысел, как шло его изменение, какая красота получилась в результате. |