Цели урока: дать учащимся первоначальное понятие о природе в целом; познакомить с понятием «явления природы»; дать представление о характерных признаках явлений природы в разные времена года; развивать умения грамотно и выразительно излагать свои мысли; через элементы музыки воспитывать в детях эстетическое восприятие природы.
Задачи урока
Образовательные:
?    расширить и систематизировать представления учащихся о явлениях природы;
?    учить учащихся правильному поведению во время грозы, в жаркий летний период и зимой.
Развивающие:
?    развивать логическое мышление детей через отгадывание загадок; через проблемные вопросы;
?    совершенствовать восприятие детей при рассматривании изображений явлений природы и их анализе.
Воспитательные:
?    воспитывать умения чувствовать, понимать, любить и охранять красоту родной природы.
Оборудование: карточки с изображением времён года, явлений природы; клей; магнитофон, отрывок из музыкального дневника П. И. Чайковского «Времена года», шум грома, мультимедийная доска, компьютер, картинки с лучиками и капельками, картинки радуги.
Ход урока
1. Организационный момент
(Учащиеся сидят по группам. На столе у каждой группы лежат цветные картинки: осенние листья, снежинки, зелёные листья и цветочки)
      - Здравствуйте! Я рада вас приветствовать на  уроке окружающего мира, где вы узнаете много интересного! Ребята, давайте улыбнемся друг другу и подумаем,  как хорошо, что сегодня мы снова вместе. Глубоко вдохнем и выдохнем, выдохнем вчерашние обиды, зло и тревогу. Вдохнем свежесть осеннего дня, тепло солнечных  лучей.
 
  2.   Вступительная беседа
-  Слушаем стихотворение.  
                 
Посмотри,  мой  милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями  играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и  время года –
Это все вокруг...            (Природа)
3. Работа по теме урока
-  Какие чувства вызвали у вас строки этого стихотворения?              (Радость, любовь, хорошее настроение)
-  А заметили ли вы, о каких природных явлениях говорит автор?      (Туча, ветер, гроза, гром, туман)
-  Ребята, в природе постоянно происходят изменения: то дует ветер, то идёт дождь, то выпадает снег, то появится на небе радуга. Весной листья на деревьях вырастают, а  осенью опадают. Все эти изменения в природе называются природными явлениями. Так о чём сегодня мы будем говорить на уроке?             (О явлениях природы)
-  Тема сегодняшнего урока  «Явления природы».   
-  Очень многие явления природы связаны со сменой времён года.  Сколько вы знаете времён года?         (Четыре)
-  Перечислите какие вы знаете времена года, начиная с лета.    (Лето, осень, зима, весна)
-  И мы с вами сидим в 4 – х группах. Вы догадались почему?        (Да! У нас на столе лежат картинки: снежинки, зелёные листочки, цветы, разноцветные листья.
-  В какое время года можно увидеть снежинки?            (Зимой. На стол ставится табличка «Зима». Так по очереди расставляем все таблички времён года)
- Для выполнения следующего задания нам понадобятся глазки. Они должны быть очень зоркими. На экране появятся движущиеся предметы, а вы следите за ними только глазками и голову не поворачивайте. Кивните головой, если вам понятно задание.
Физкультминутка
(На интерактивной доски под музыку ходит «листочек» или «солнышко», а дети глазками повторяют все его движения)
- Почему я приготовила именно эту разминку? (Листья, осень)
-   Посмотрите, на вашем столе лежат картинки. А что изображено на них?      
( Явления природы) 
-  Вы должны выбрать картинки, которые соответствуют вашему времени года и создать коллаж. Те картинки, которые  не относятся к вашему времени, отложите в сторону. Теперь подумайте, кто какую работу будет выполнять?
(Во время работы звучит отрывок из музыкального дневника П. И.Чайковского  «Времена года».    
     Дети создают дружно коллаж из картинок определяющих  время года данной группы и дополнительного материала: снежинок,  цветов и т. д. Работы учеников вывешиваются на доску и в течение урока обсуждение созданных  работ)
                                                                                                       
Осень:  листопад, дождь, первый снег.               
- Какое время года сейчас? (Осень)
-  Посмотрите на нашу первую осеннюю работу и скажите, какие слова вы будите использовать, чтобы нарисовать осень?         (Дождь, слякоть,  листья, тучи и т. д.)  
-    Давайте прочитаем стихотворение о дождике на с. 43.
-  Почему про осенний дождь говорят - моросящий, холодный, нудный?      (Ответы)
-   А про какой дождик, можно сказать " плачет" - про ливень или моросящий?    (Ответы)
-   А знаете ли вы, что бывают такие места, где человек под дождем остаётся совершенно сухим, потому что и сам дождь: сухой. Это явление наблюдается в пустынях, где воздух сам по себе очень сух. Облака - редкое явление, и еще реже выпадает дождь. Но даже когда это бывает, дождевые капли испаряются в воздухе, не достигнув земли. Вы видите,  как идет дождь, стоите под ним, но не чувствуете.
Зима: снегопад, иней, метель.
-     Какое время года наступает после осени?       (Зима)  
-  А теперь посмотрим на панно «Зима» и убедимся, что ребята, верно, выполнили задание.
-    В какие игры вы любите играть зимой?              (В снежки, кататься на коньках и лыжах)
Физкультминутка
- Все встали и повторяйте за мной движения. (Лыжи, снежки, мороз)
- О чём нужно помнить зимой, когда гололёд и мороз? (Одеваться теплее, не кричать, не ходить где скользко)
Весна:  ледоход, сосульки, таяние снега.          
                                                                                       
Загадка о весне               
Рыхлый снег на солнце тает,
          Ветерок в ветвях играет,
          Звонче птичьи голоса
          Значит, к нам пришла ... (Весна)                    
-   Какие явления  мы видим на вашей работе?
-   Почему нельзя стоять под крышей дома, где свисают сосульки.      (Может упасть на голову и т. д.)
Лето: радуга, туман, гроза. Запись грома
-   О каком явлении мы будем говорить?          (О громе и грозе)
-   В какое время года бывает это явление?     (Летом)        
-   Гром чаще всего бывает с грозой, а знаете ли вы, что в глубокой древности все люди боялись грозы. Они думали, будто это страшный великан мечет на землю огненные стрелы.
- Покажите, как вы боитесь грома. (Наклоняют голову к парте, закрывают глаза)
- Представляете, если вас гроза застанет в лесу, где нельзя прятаться? (Под деревьями)
На слайде – радуга
- Ребята, мне кажется самое красивое явление природы – это радуга. Послушайте сказку К. Ушинского «Солнце и радуга». Кто умеет читать, вы можете следить по учебнику на с. 42.
- О каких явлениях природы говорится в тексте? (Дождь, радуга)
- Сколько цветов у радуги? (Семь: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый)
-  Я держу цвета радуги, но как их распределить не знаю. Может вы мне поможете?
(Фразы - подсказки  «Каждый охотник желает знать,  где сидит фазан» или «Как однажды   Жан – звонарь голубой  сломал фонарь» и на доске появляется радуга)
-  Чего–то не хватает на нашей картине?    (Ответы детей. Прикрепляется на доску солнце и деревья)
- Какое настроение у вас вызывает – радуга? (Радость, счастье и т. д.)
- Слово «Радуга» похоже на слово «радость». И действительно радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. Знаете, ребята, а в старину радугу называли «Райская дуга» и верили, что она приносит счастье.
4. Итог урока. (Рефлексия)
-   О чём мы сегодня говорили на уроке?
-   Удивило вас что-либо на уроке?
-  Ребята, у вас на столе лежат солнечные лучики и капельке дождя. Кто сегодня что – то узнал новое, вас  что – то  удивило, прикрепите – лучики. А кто считает, что он всё знает– капельки.                (На доске мы видим результат  работы на уроке)
- Спасибо за урок! (Дарю всем солнышки)






 
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
         
	 
     
                                     
                                     
                                     
                                    