Самаркина Ольга Вячеславовна учитель математики МОУ Тимирязевской СШ Свойство углов треугольника 5 класс
  (для работы интерактивной модели требуется специальная программа, для этого необходимо открыть программу GeoGebra , в окне «файл» открыть и выбрать необходимый файл) 
        |   Базовое содержание урока   |    Деятельностный компонент урока    ( на уровне учебных действий)   |    УУД   |    ЭОР   |  
  |   Смысловые блоки содержания   |    Учебно-познавательные и учебно-практические вопросы и задания   |  
    Организационно-мотивационный этап урока     |  
  |   1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.   |    Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.  Говорит о том, что дети будут работать в группах, о том, что система оценивания – рейтинговая.     |    Распределяются по трем группам, включаются в работу.       |    Личностные: самоопределение  Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам   |    Интерактивная доска.  Слайд 1              |  
  |   Актуализация полученных знаний.   |    Знакомый нам с детства треугольник, свойства которого мы изучаем на уроках, таит в себе еще немало интересного и загадочного.  И сегодня, повторяя изученное о треугольнике, мы будем удивляться и восхищаться полученным открытиям.  Повторение теоретических вопросов, необходимых для работы на уроках.  Предлагает    продолжить определения видов углов:  Задание 1.  1. Угол, величина которого меньше 90°, называется…    2. Угол, величина которого больше 90°, но меньше 180°, называется…    3. Угол, величина которого равна 90°, называется…    4. Угол, образованный дополнительными лучами называется…        Ответ запишите в тетради.     |                                                            Отвечают:    …острый  …тупой  …прямой  …развернутый                  После проверки за правильный ответ выставляют себе 1 балл на полях тетради.   |    Личностные:  смыслообразование,  Познавательные:  осознанное построение речевого высказывания в устной форме, моделирование преобразования объекта,    построение логической цепи рассуждений,     сравнение,  выделение общего и различного,  осуществление классификации  Регулятивные:  взаимоконтроль, коррекция,самооценка качества усвоения материала  Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;  Формирование ИКТ – компетенции: использование Интернет – ресурсов, критического отношения к информации и избирательности её восприятия; поиск информации; фиксация (запись) информации с помощью различных технических средств   |                                                        Интерактивная доска.  Слайд 2. (задание на соответствие).       |  
  |        |    Задание 2.  Выбрать неверное высказывание  1.Прямоугольный треугольник – это треугольник, в котором есть прямой угол.  2. Тупоугольный треугольник – это треугольник, в котором есть тупой угол.  3. Остроугольный треугольник – это треугольник, в котором есть острый угол.  4. Остроугольный треугольник – это треугольник, в котором все углы острые      Ответ запишите в тетради.   |            Неверное высказывание (3)                          После проверки за правильный ответ выставляют себе 1 балл   |            Интерактивная доска.  Слайд 3.      |  
  |        |    Задание 3.  Распределите треугольники на группы в столбики, номера треугольников запишите в тетради.   |    Записывают ответы.  Проверяют с помощью перетаскивания на интерактивной доске.        За правильные ответы выставляют себе 1 балл.   |    Интерактивная доска.  Слайд 4.      |  
  |        |    Проверка домашнего задания    1. Дома нужно было измерить углы треугольника и записать их величины  -  
    |    Проверяют величины углов при помощи интерактивного транспортира, выходя по очереди к доске, и записывают результаты при помощи функции «Умное перо»   |    Интерактивная доска.    Слайд 5.      |  
  |        |    Проверка домашнего задания    2. Второе задание провести высоты в данных треугольниках.  -  
    |    Проводят высоты в остроугольном, прямоугольном, тупоугольном треугольниках       |    Программа GeoGebra.  Слайд «Высоты в треугольниках».      |  
  |        |    Задание 4. Нарисуйте треугольник с углами         Ребята, получились у вас треугольники? (проблемный вопрос)      Ребята, как вы думаете, почему вы не смогли построить треугольник с углами    1100 и 800.      Вот сегодня мы с вами и постараемся ответить на вопрос, почему в некоторых случаем мы без проблем строим треугольник по заданным двум углам, а иногда наша задача остается неразрешимой.       |    Пытаются нарисовать треугольники          Отвечают, что в первом случае получился, а во втором нет.      Не знают, но выдвигают гипотезы                |    Интерактивная доска. Работа с интерактивным транспортиром.                  |  
  |   Формулирование темы и цели урока   |    Ребята, давайте вспомним, о чем мы говорили в начале урока?      Учитель рисует в программе GeoGebrа треугольник, выделяет углы треугольника, записывает выражение 1 + 2 + 3 и предлагает обучающимся сформулировать тему урока и его цели       |    Отвечают:    - о треугольниках,    - об их видах,    - об углах треугольника,    - измеряли их.      Формулируют тему и цель урока, записывают тему в тетрадь.       |    Личностные:cмыслообразование   Познавательные: моделирование, анализ, умение структурировать знания использование знаково-символической записи математического понятия;  Регулятивные:самостоятельно формулируют и определяют цель учебной деятельности  Коммуникативные:  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками       |    Интерактивная доска. Слайд 6.       Программа GeoGebra.           |  
     Процессуально-содержательный этап урока.       |  
  |   Исследовательская работа по группам   |    Сегодня вы будете работать в научно-исследовательских институтах, и изучать свойство углов треугольниках.    Три института в каждом работает 5 человек.    Ребята, выберите директора института, который будет вами руководить. А потом представлять результаты ваших исследований.    Три человека – это научные сотрудники, каждый из которых исследует свой вид треугольника (остроугольный, тупоугольный, прямоугольный) и научный секретарь, который записывает результаты   |        Работают по алгоритму  1группа: измеряют углы заготовленных треугольников, находят сумму углов, заносят результаты в таблицу и выдвигают гипотезу, что сумма углов треугольника равна 1800.      2 группа: отрывают углы треугольника, рисуют развернутый угол, приклеивают их к вершине развернутого угла и предполагают, что сумма углов треугольника равна величине развернутого угла, т. е. 1800.      3 группа: убеждается, что сумма углов треугольника равна 1800 с помощью перегибов углов треугольника как показано на рисунке.              |    Познавательные:формирование умения работать по алгоритму, выдвижение гипотез и их обоснование, моделирование, решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания осуществлять  сравнение  Регулятивные:самостоятельно обнаруживают и формулируют учебную проблему  Коммуникативные:высказывать суждения, строить фразы  с использованием математических терминов и понятий, отвечать на поставленные вопросы, умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию,  самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.  Личностные:  самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве, а так же формирование личной мотивации   необходимости изучения данной темы для каждого школьника.   |    Интерактивная доска.  Слайд 7.                      |  
  |   Этап представления результатов исследовательской работыи «Открытия» учащимися новых знаний   |    В программе GeoGebra демонстрирует треугольник, меняет величину одного угла, при этом меняются величины других углов.  Организует обсуждение результатов.    Оговаривается возможность неправильных измерений и вычислений со стороны учащихся, а так же погрешности транспортиров.  В математике практическая работа дает возможность лишь сделать какое-то утверждение – гипотезу.   Рассказывает, что мы доказали свойство экспериментальным путем, это часто происходит и в химии, и физике, и в геометрии, где ученые сначала устанавливают важные факты эмпирически, а потом доказывают их при помощи логических рассуждений.  Предлагает сделать вывод о сумме углов треугольника. Основываясь на полученные результаты, попробовать сформулировать утверждение о сумме углов треугольника. Приводит слова одного из философов, что гораздо легче изменить орбиту Земли, чем изменить сумму углов треугольника.   |    «Руководители» представляют результаты.  Первая группа демонстрирует таблицу результатов через документ-камеру, вторая и третья группы - с помощью интерактивной доски.  Рассказывая о проделанной работе, выдвигают гипотезу о сумме углов треугольника.                              Формулируют свойство углов треугольника.   |    Личностные: самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве, а так же формирование личной мотивации   необходимости изучения данной темы для каждого школьника.  Познавательные: создание схематической модели с выделением существенных характеристик объекта решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания  Регулятивные: планирование, прогнозирование, умение самостоятельно анализировать свои действия.  Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество, уметь формулировать собственное мнение и позицию.  Формирование ИКТ – компетенции: использование Интернет – ресурсов, критического отношения к информации и избирательности её восприятия; поиск информации; фиксация (запись) информации с помощью различных технических средств   |     Программа GeoGebra.  Слайд «Интерактивная модель»         Интерактивная доска. Документ-камера.  Слайд 8, 9                                         |  
  |   3. Этап закрепления первичных знаний   |  
  |   Этап первичного закрепления.   |    Ребята, мы узнали, об очень важном свойстве треугольника, а как это свойство применяется в задачах.       Решение устных задач на готовых чертежах (слайд 10,11)            2.Ответить на следующие вопросы:   Может ли треугольник, в котором два угла 40° и 60°, быть тупоугольным?  Может ли треугольник с градусными мерами углов 10° и 20° быть остроугольным?  Является ли треугольник прямоугольным, если градусные меры двух углов 35° и 55°?  В прямоугольном треугольнике один из углов равен 50°, найдите градусную меру другого угла.  В равностороннем треугольнике все углы равны. Какова градусная мера углов?     |            Выполняют устно задание, находят по известному острому углу прямоугольного треугольника второй острый угол.      Обсуждают ответы в парах, дают обоснованный ответ, если есть необходимость, то корректируют ответы учащихся из другой пары.       |    Познавательные: умение анализировать объект,  выделять общее и различное,  осуществлять классификацию,  устанавливать аналогии.  Регулятивные:  оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности, выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению  Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка                   |    Интерактивная доска.  Слайд 10-12                   |  
  |   Этап применения полученных знаний (самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону)           |    Предлагает выполнить на карточках разноуровневую самостоятельную работу. Организует выполнение обучающимися самостоятельной работы, самопроверку, самооценку.   |    Выбирают уровень сложности. Находят неизвестный угол в треугольнике и определяют вид треугольника. По кругу меняются карточками и проводят взаимопроверку. Ответы на интерактивной доске демонстрируются с помощью «шторки».      Оценивают правильное решение от 1 до 3 баллов(по количеству правильных ответов).   |    Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепочки рассуждений, анализ выполнения способов решения задачи.  Регулятивные:  оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности, выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению  Коммуникативные:  управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка           |    Интерактивная доска.  Слайд 13 (демонстрация ответов с помощью «шторки»).      |  
  |        |    Подсчитайте свои баллы, соотнесите их количество с предложенной системой оценивания и поставьте предварительную отметку, окончательная оценка выставляется после проверки тетрадей.      Критерии оценивания  «5» - 10-9 баллов  «4» - 8-7 баллов  «3» - 6-5 баллов  «2» - менее 5 баллов   |    Подсчет баллов и выставление предварительных оценок   |    Интерактивная доска.  Слайд 14       |  
  |   4.Объяснение домашнего задания.   |  
  |   Объяснение домашнего задания   |    Задает домашнее задание:  Прикрепленный файл в электронном дневнике (заполните таблицу (слайд 15))       |    Формулируют уточняющие вопросы к учителю, записывают домашнее задание в дневник.   |    Личностные: cмыслообразование  Познавательные: выделять тип задач и способы их решения производить анализ и преобразование информации,    Регулятивные:  умение самостоятельно определять цель своей деятельности,  двигаться по заданному плану  оценивать и корректировать полученный результат.   |    Интерактивная доска.  Слайд 15.          |  
  |   4.Рефлексивный этап урока   |  
  |   Рефлексия эмоционального состояния   |    Ребята, какова была цель нашего урока?  Как вы думаете, достигли ли мы ее?  Закончите предложение       Сегодня я узнал…  Было интересно…  Было трудно…  Я выполнял задания…  Я понял что…  Я научился…  У меня получилось…  Я смог…..  Я приобрёл…  Что бы еще хотел узнать…     |    Описывают свои впечатления от урока   |    Личностные:  Нравственно-эстетическое оценивание   Познавательные:    умение анализировать, обобщать, систематизировать информацию, полученную на уроке, а так же делать выводы о необходимости изучения данного материала.    Регулятивные:    Начинать и заканчивать свои действия в нужный момент.  Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;       |    Интерактивная доска.  Слайд 16.      |