|   № урока п/п   |    № урока в теме   |        Наименование раздела, тем уроков   |    Кол-во часов на изучение темы   |    Дата проведения   |        Примечания   |  
  |   По плану   |    По факту   |  
  |        |         |    Т.1. ВВЕДЕНИЕ (1 час)   |    1   |         |         |         |  
  |   1   |    1   |    Литература как искусство слова. Книга и ее компоненты. Структурные элементы книги ; создатели книги . Книга художественная и учебная. Учебник литературы и работа с ним   |    1   |    01.09   |         |         |  
  |        |         |    Т.2. ИЗ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА (9 часов + 1 РР = 10 часов)   |    10   |         |         |         |  
  |   2   |    1   |    Фольклор – коллективное устное народное творчество. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений   |    1   |    02.09   |         |         |  
  |   3   |    2   |    Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, потешки, заклички, приговорки, считалки, скороговорки, загадки – повторение)   |    1   |    04.09   |         |         |  
  |   4   |    3   |    Русская народная сказка как отражение представлений об окружающем мире. Особенности русской народной сказки (присказка, зачин, повтор, концовка, постоянные эпитеты,    сравнения и др.).   |    1   |    09.09   |         |         |  
  |   5   |    4   |    Сюжет и проблематика сказок. Сказочные образы. Типы сказок (о животных, волшебные, бытовые). Нравоучительный и философский характер сказок   |    1   |    11.09   |         |         |  
  |   6   |    5   |    «Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты волшебницы. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники.   |    1   |    15.09   |         |         |  
  |   7   |    6   |    «Царевна-лягушка». Особая роль чудесных противников – Бабы-Яги, Кощея Бессмертного.    Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки.   |    1   |    16.09   |         |         |  
  |   8   |    7   |    «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли.   |    1   |    18.09   |         |         |  
  |   9   |    8   |    «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо». Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета   |    1   |    22.09   |         |         |  
  |   10   |    9   |    «Журавль и цапля», «Солдатская шинель» – народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках   |    1   |    23.09   |         |         |  
  |   11   |    10   |    Развитие речи Составление волшебной сказки.   |    1   |    25.09   |         |         |  
  |        |         |    Т.3. ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ( 1 час)   |    1   |         |         |         |  
  |   12   |    1   |    Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы.     «Повесть временных лет» как литературный памятник. Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле   |    1   |    29.09   |         |         |  
  |        |         |    Т.4. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (1час )   |    1   |         |         |         |  
  |   13   |    1   |    Михаил Васильевич ЛОМОНОСОВ  (1711-1765)  Краткий рассказ о жизни писателя Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.  «Случились вместе два астронома в пиру…» – научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения   |    1   |    30.09   |         |         |  
  |        |         |    Т.5. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (30 часов + 4 РР + 4 ВЧ +2 ПВ + 2 КР = 42 часов)   |    42   |         |         |         |  
  |   14   |    1   |    Русские басни . Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века) (Обзор)  Иван Андреевич КРЫЛОВ  (1769-1844)  Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литературной деятельности)   |    1   |    02.10   |         |         |  
  |   15   |    2   |    «Волк на псарне» – отражение исторических событий в басне, патриотическая позиция автора.  «Ворона и Лисица». «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т.д.Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение    басен (индивидуальное, по ролям; инсценирование)   |    1   |    06.10   |         |         |  
  |   16   |    3   |    Развитие речи. Составление рассказа, похожего на басню. Практическое применение понятий аллегория, олицетворение, мораль   |    1   |    07.10   |         |         |  
  |   17   |    4   |    Развитие речи и понятия о басне. Басни И. А. Крылова   |    1   |    09.10   |         |         |  
  |   18   |    5   |    Александр Сергеевич ПУШКИН  (1799-1837)  Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта. Роль книги и чтения в жизни маленького Пушкина   |    1   |    13.10   |         |         |  
  |   19   |    6   |    Стихотворение «Няне» — поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, ее сказками и песнями   |    1   |    14.10   |         |         |  
  |   20   |    7   |    «У лукоморья дуб зеленый...» (вступление к поэме «Руслан и Людмила»). Пролог к поэме «Руслан и Людмила» -собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.   |    1   |    16.10   |         |         |  
  |   21   |    8   |     Внеклассное чтение. В.А.Жуковский «Спящая царевна»   |    1   |    20.10   |         |         |  
  |   21   |    9   |    «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - ее истоки. Сказочный мир, созданный А.С. Пушкиным. . Волшебное в сказке.         |    1   |    21.10   |         |         |  
  |   22   |    10   |    «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - Воспевание истинной красоты и душевного богатства, осуждение зависти и подлости, прославление веры в победу добра над злом. Богатство выразительных средств сказки.   |    1   |    23.10   |         |         |  
  |   23   |    11   |    Развернутый ответ на проблемный вопрос. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма. Ритм.   |    1   |    03.11   |         |         |  
  |   24   |    12   |    Русская литературная сказка XIX века.   Антоний ПОГОРЕЛЬСКИЙ  (1787-1836)  Краткий рассказ о писателе (детство и начало творчества,    Погорельский — сказочник).   |    1   |    06.11   |         |         |  
  |   25   |    13   |    «Черная курица, или Подземные жители» - Сказочно - условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке.     |    1   |    10.11   |         |         |  
  |   26   |    14   |    «Черная курица, или Подземные жители» - Нравоучительное содержание и причудливый сюжет    произведения.   |    1   |    11.11   |         |         |  
  |   27   |    15   |    Михаил Юрьевич ЛЕРМОНТОВ  (1814-1841)  Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России). «Из Гёте» («Горные вершины...»). Гармония мира природы и души человека   |    1   |    13.11   |         |         |  
  |   28   |    16   |    «Бородино» –  Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен.     |    1   |    17.11   |         |         |  
  |   29   |    17   |    Николай Васильевич ГОГОЛЬ  (1809-1852)  Краткий рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной деятельности).   |    1   |    18.11   |         |         |  
  |   30   |    18   |    «Ночь перед Рождеством». Поэтические картины народной жизни (праздники, обряды, гулянья).     |    1   |    20.11   |         |         |  
  |   31   |    19   |    «Ночь перед Рождеством». Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев.     |    1   |    24.11   |         |         |  
  |   32   |    20   |    «Ночь перед Рождеством». Изображение конфликта темных и светлых сил   |    1   |    25.11   |         |         |  
  |   33   |    21   |     Внеклассное чтение Н.В. Гоголь «Заколдованное место»   |    1   |    27.11   |         |         |  
  |   34   |    22   |    Контрольная работа   № 1 по произведениям 1-ой половины 19 века   |    1   |    01.12   |         |         |  
  |   35   |    23   |    Николай Алексеевич НЕКРАСОВ  (1821-1878)  Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности).       |    1   |    02.12   |         |         |  
  |   36   |    24   |    Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая    характеристика персонажей.   |    1   |    04.12   |         |         |  
  |   37   |    25   |    Внеклассное чтение Н.А. Некрасов. «Соловьи», «Зеленый шум», «В полном разгаре страда деревенская…»   |    1   |    08.12   |         |         |  
  |   38   |    26   |    Иван Сергеевич ТУРГЕНЕВ  (1818-1883)  Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).   |    1   |    09.12   |         |         |  
  |   39   |    27   |    «Муму» – повествование о жизни в эпоху крепостного права   |    1   |    11.12   |         |         |  
  |   40   |    28   |    «Муму» –Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие..   |    1   |    15.12   |         |         |  
  |   41   |    29   |    «Муму» - Немота главного героя – символ немого протеста крепостных крестьян   |    1   |    16.12   |         |         |  
  |   42   |    30   |    Развернутый ответ на проблемный вопрос. Духовные и нравственные качества Герасима – сила, достоинство, сострадание, великодушие, трудолюбие.   |    1   |    18.12   |         |         |  
  |   43   |    31   |    Внеклассное чтение И.С. Тургенев. Рассказы   |    1   |    22.12   |         |         |  
  |   44   |    32   |    Афанасий Афанасьевич ФЕТ  (1820-1892)  Краткий рассказ о поэте. Стихотворения «Я пришел к тебе с приветом», «Весенний    дождь» – радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.   |    1   |    23.12   |         |         |  
  |   45   |    33   |    «Чудная картина». Величественность, широта, простор изображенной картины. Легкость стихотворного ритма.  «Задрожали листы...». Изображение поэтом впечатлений от быстро меняющихся картин и состояний природы. Смысл противопоставления «шумящей мглы» и «теплого гнездышка»   |    1   |    25.12   |         |         |  
  |   46   |    34   |    Фёдор Иванович ТЮТЧЕВ  (1803-1873)  Краткий рассказ о поэте.  Стихотворения «Зима недаром злится...», «Весенние воды» («Еще в полях белеет снег»), «Весенняя гроза» («Люблю грозу в начале мая...»)   |    1   |    12.01   |         |         |  
  |   47   |    35   |    Стихотворения «Как весел грохот летних бурь...», «Есть в осени первоначальной...».   |    1   |    13.01   |         |         |  
  |   48   |    36   |    Развитие речи  Образы русской природы в поэзии   |    1   |    15.01   |         |         |  
  |   49   |    37   |    Лев Николаевич ТОЛСТОЙ  (1828-1910)  Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).  «Кавказский пленник»   |    1   |    19.01   |         |         |  
  |   50   |    38   |    «Кавказский пленник» Бессмысленность и жестокость национальной вражды.. Утверждение гуманистических идеалов   |    1   |    20.01   |         |         |  
  |   51   |    39   |    «Кавказский пленник». Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы   |    1   |    22.01   |         |         |  
  |   52   |    40   |    «Кавказский пленник» Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей   |    1   |    26.01   |         |         |  
  |   53   |    41   |    Развитие речи Краткость и выразительность языка рассказа   |    1   |    27.01   |         |         |  
  |   54   |    42   |    Контрольная работа   № 2 по произведениям 2-ой половины 19 века   |    1   |    29.01   |         |         |  
  |        |         |    Т 6. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (15 часов + 2 РР + 4 ВЧ + 2 ПВ+ 1 КР =24 часа)   |    24   |         |         |         |  
  |   55   |    1   |    Иван Алексеевич БУНИН  (1870-1953)  Краткие сведения о поэте. Поэтические картины природы. «Живопись словом», народные мотивы пейзажной лирики. «Помню – долгий зимний вечер...»:  картины детства и родной природы в стихотворении   |    1   |    02.02   |         |         |  
  |   56   |    2   |    «Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами Русской земли, душевным складом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.   |    1   |    03.02   |         |         |  
  |   57   |    3   |    Владимир Галактионович КОРОЛЕНКО  (1853-1921)  Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).    «В дурном обществе». Историческая эпоха и события, отраженные в повести.   |    1   |    05.02   |         |         |  
  |   58   |    4   |     «В дурном обществе». Повествование от первого лица. Мир городской бедноты.   |    1   |    09.02   |         |         |  
  |   59   |    5   |    «В дурном обществе». Картины нищеты и страдания бедных людей    и развитие отношений детей подземелья и Васи. Печальная судьба Маруси   |    1   |    10.02   |         |         |  
  |   60   |    6   |    «В дурном обществе». Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын.    Размышления героев. «Дурное общество» и «дурные дела».         |    1   |    12.02   |         |         |  
  |   61   |    7   |    Развитие речи Взаимопонимание — основа отношений в семье   |    1   |    16.02   |         |         |  
  |   62   |    8   |    Внеклассное чтение С.В. Михалков «Сомбреро»   |    1   |    17.02   |         |         |  
  |   63   |    9   |    Сергей Александрович ЕСЕНИН  (1895-1925)  Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной    деятельности).«Я покинул родимый дом...», «Низкий дом с голубыми ставнями...» - искренний, задушевный рассказ о своей жизни, о любви, о радостях и горестях, переживаниях, мечтах.   |    1   |    19.02   |         |         |  
  |   64   |    10   |    Развитие речи Стихотворение «С добрым утром!». Самостоятельная работа «Картинки из моего детства»   |    1   |    24.02   |         |         |  
  |   65   |    11   |    Развернутый ответ на проблемный вопрос Тема родины в поэзииС.А.Есенина   |    1   |    26.02   |         |         |  
  |        |         |    РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА ХХ ВЕКА   |         |         |         |         |  
  |   66   |    12   |    Константин Георгиевич ПАУСТОВСКИЙ  (1892-1968)  Краткий рассказ о писателе. Краткий очерк «Рождение сказки» как объяснение психологических причин постоянного рождения сказок в наши дни. Сказка «Тёплый хлеб». Сказочный сюжет и реальные герои.   |    1   |    02.03       |         |         |  
  |   67   |    13   |    «Тёплый хлеб». Филька - главный герой сказки. Столкновение эгоизма и    добрых чувств Роль мельника, бабушки, ребят из деревни, раненого коня, болтливой сороки в развитии сюжета. Активная роль природы в сказке    Паустовского.     |    1   |    03.03       |         |         |  
  |   68   |    14   |    Развернутый ответ на проблемный вопрос Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.   |    1   |    05.03       |         |         |  
  |   69   |    15   |    Внеклассное чтение П.П.Бажов «Медной горы Хозяйка»   |    1   |    09.03       |         |         |  
  |   70   |    16   |    Самуил Яковлевич МАРШАК  (1887-1964)  Краткий рассказ о писателе. Сказки С.Я. Маршака.  «Двенадцать месяцев» – пьеса-сказка. Положительные и    отрицательные герои.   |    1   |    10.03       |         |         |  
  |   71   |    17   |    «Двенадцать месяцев» - Победа добра над злом – традиция    русских народных сказок. Художественные особенности пьесы –  сказки.   |    1   |    12.03       |         |         |  
  |   72   |    18   |    Внеклассное чтение П.П. Ершов «Конек-Горбунок».   |    1   |    16.03       |         |         |  
  |   73   |    19   |    Андрей Платонович ПЛАТОНОВ  (1899-1951)  Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной    деятельности).  «Никита». Быль и фантастика.   |    1   |    17.03       |         |         |  
  |   74   |    20   |    «Никита»- Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и    грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира   |    1   |    19.03       |         |         |  
  |   75   |    21   |    Виктор Петрович АСТАФЬЕВ  (1924-2001)  Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной    деятельности).  «Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе    и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах.   |    1   |    30.03       |         |         |  
  |   76   |    22   |    «Васюткино озеро». Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя.    «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций   |    1   |    31.03       |         |         |  
  |   77   |    23   |    Внеклассное чтение Н. Носов «Белый гусь»   |    1   |    02.04         |         |         |  
  |   78   |    24   |    Контрольная работа № 3   |         |    06.04       |         |         |  
  |        |         |    Т .7. «РАДИ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ...» (5 часов +1 РР + 1 ВЧ =7 часов)   |    7   |         |         |         |  
  |   79   |    1   |    Поэты о Великой Отечественной войне  (1941-1945 гг.)  Стихотворные произведения о войне. К.М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете...», «Сын артиллериста»   |    1   |    07.04       |         |         |  
  |   80           |    2           |    Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. А.Т. Твардовский. «Рассказ танкиста».   |    1   |    09.04       |         |         |  
  |   81       |    3   |    Развитие речи. Война и дети — обостренно трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.         |    1   |    13.04   |         |         |  
  |   82   |    4   |    Валентин Петрович КАТАЕВ  (1897-1986)  «Сын полка». Суровые дни войны, героизм и патриотизм взрослых и детей.   |    1   |    14.04   |         |         |  
  |   83   |    5   |    «Сын полка» Судьба Вани Солнцева. Человечность в бесчеловечных условиях   |    1   |    16.04   |         |         |  
  |   84   |    6   |    «Сын полка» Картины природы в произведении   |    1   |    20.04   |         |         |  
  |   85   |    7   |    Внеклассное чтение Р. Гамзатов «Журавли»   |    1   |    21.04   |         |         |  
  |        |         |     Т. 8. ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (10 часов+ 2 РР+ 2 ВЧ+ 2 ЛРК = 16 часов)   |    16   |         |         |         |  
  |   86   |    1   |    Роберт Льюис СТИВЕНСОН  (1850-1894)  Краткие сведения о писателе.    «Вересковый мед». Прославление в балладе мужества и свободолюбия человека, неподвластного завоевателям. Подвиг героя во имя сохранения традиций предков. Фольклорные элементы в произведении   |    1   |    23.04   |         |         |  
  |   87   |    2   |    Ханс Кристиан АНДЕРСЕН  (1805-1875)  Краткие сведения о писателе, его детстве.    «Снежная королева». Торжество всепобеждающей силы любви, дружбы и верности в сказке   |    1   |    27.04   |         |         |  
  |   88  89   |    3   |    «Снежная королева»  Внешняя и внутренняя красота главных героев сказки. Победа настоящей доброты и искренности над злом и жестокостью. Авторская оценка героев произведения.  Развитие речи Сказки Х.-К. Андерсена     |    1   |    28.04   |         |         |  
  |   90   |    4   |    Шарль Перро как основоположник европейской литературной сказки. Сказка «Золушка». Поэтизация трудолюбия и скромности, идея вознаграждения за человеческие поступки и страдание, вера в победу добра над злом   |    1   |    30.04   |         |         |  
  |   91   |    5   |    Братья Гримм — известные собиратели немецких народных    сказок. Прославление любви к труду в сказке «Госпожа Метелица». Мудрость, доброта, сообразительность героев сказки. Реальное и фантастическое в сказке   |    1   |    04.05   |         |         |  
  |   92   |    6   |    Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.  «Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Внутренний мир героев М. Твена   |    1   |    05.05   |         |         |  
  |   93   |    7   |    Джозеф Редьярд Киплинг. «Маугли».  Изображение мира джунглей и его законов. Изображение в произведении сложных взаимоотношений человека и природы. Маугли – воспитанник джунглей. Друзья и враги Маугли   |    1   |    07.05   |         |         |  
  |   94  95   |        8,9   |    «Маугли» Противостояние Маугли и его друзей Бандар-Логам. Путь    Маугли от воспитанника до хозяина джунглей. Законы джунглей и ценность человеческой жизни, смысл их соотношения в произведении. Картины природы, экзотический колорит.  Развитие речи По страницам прочитанных произведений   |    1   |    12.05   |         |         |  
  |   96   |    10   |    Джек ЛОНДОН  (1876-1916)  Краткий рассказ о писателе.    «Сказание о Кише» – сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа   |    1   |    14.05   |         |         |  
  |   97   |    11   |    «Любовь к жизни». Самообладание, воля к жизни героя Джека Лондона. Мужество героя. Победа нравственного начала в минуты смертельной опасности.     |    1   |    18.05   |         |         |  
  |   98   |    12   |    Роль пейзажных и портретных зарисовок в передаче внутреннего состояния героя. Человек и природа в рассказах Дж. Лондона   |    1   |    19.05   |         |         |  
  |   99   |    13   |    Контрольная работа № 4   |    1   |    21.05   |         |         |  
  |   100   |    14   |    Внеклассное чтение Джек Лондон «Сказки южных морей»   |    1   |    25.05   |         |         |  
  |   101   |    15   |    Литература родного края В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе».    Противопоставление в произведении добра и зла.    Мемориальный музей писателя   |    1   |    26.05   |         |         |  
  |   102   |    16   |    Литература родного края  Леонид Жариков «Повесть о суровом друге».    Отражение трудностей жизни семей шахтёров Донбасса    в произведении. Автобиографичность повествования.   |    1   |    28.05   |         |         |