|         №   урока       |    Дата по плану   |    Дата факт.   |          Тема  урока   |          Тип  урока   |         Элементы содержания урока   |         Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся   |          Виды контроля,   самостоятельной   деятельности       |          Домашнее  задание   |  
  |   1   |    2   |    3   |    4   |    5   |    6   |    7   |    8   |    9   |  
  |    ВВЕДЕНИЕ     (1 час)   |  
  |    1   |         |         |    Художествен-ное произведение.   |    Урок-беседа.   |     Художественное произведение и автор. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения позиции автора. Чтение и обсуждение фрагментов статьи В.Б. Шкловского «В дорогу зовущие» (с. 3—4). Высказывания о книге. Беседа о прочитанных за лето книгах. Викторина.   |    Знать: основную проблему изучения литературы в 6 классе (художественное произведение и автор); содержание и героев произведений, изученных в 5 классе. Понимать: роль книги в жизни человека и общества; значение изучения литературы. Уметь: строить собственные высказывания о книгах и чтении.   |     Викторина, вопросы и задания 1—3, 5 (с. 4-5).   |     Задание 4 (с. 5), сообщение об обрядовых праздниках.   |  
  |        УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО    ( 3 часа).   |  
  |    2   |          |          |     Обрядовый фольклор.   |    Урок изучения нового материала.   |     Календарно-обрядовые песни (трудовые, праздничные, колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние песни). Наблюдения над художественными особенностями песен. Эстетическое значение обрядового фольклора. Репродукции картин Б.М. Кустодиева «Масленица», К.А. Трутовского «Колядки в Малороссии». Прослушивание песен, обсуждение.   |    Знать: виды календарно-обрядовых песен, примеры каждого. Понимать: роль календарно-обрядовых песен в жизни народа, их эстетическое значение.Уметь: исполнять календарно-обрядовые песни; отмечать художественные особенности обрядового фольклора; рассказывать о своем участии в обрядовых праздниках.   |    Сообщения, выразительное исполнение песен, вопросы и задания рубрики «Фонохрестома-тия» (с. 11-12).   |     Вопросы   и задания    1-8 (с. 10-11).   |  
  |    3   |          |          |     Пословицы    и   поговорки.   |     Урок изучения   нового материала, урок-беседа.   |     Развитие понятий о пословицах и поговорках. Темы пословиц и поговорок, их краткость, меткость, образность. Выражение опыта, мудрости, нравственных представлений народа в пословицах и поговорках. Употребление пословиц и поговорок в речи. Составители сборников пословиц и поговорок. Труд В.И. Даля.   |     Знать: отличительные особенности пословиц и поговорок, их виды. Понимать: значение пословиц и поговорок в жизни народа.Уметь: использовать пословицы и поговорки в речи.   |     Вопросы и задания 1—4 (с. 16),   работа со словарем В.И. Даля, сборниками пословиц и поговорок.   |     Вопросы и задания рубрики «Развивайте дар слова» (с. 16-17), выполнение рисунка по мотивам фольклорных произведений.        |  
  |    4   |          |          |     Фольклорный праздник «Осенние посиделки».   |     Урок развития речи.   |     Выражение народного духа в фольклорных жанрах.    Прослушивание и исполнение календарно-обрядовых песен. Представление рисунков по мотивам фольклорных произведений.    Сцены колядования из видеофильма «Вечера на хуторе близ Диканьки» (или мультфильма). Викторина по пословицам и поговоркам .   |     Знать: пословицы, поговорки и календарно-обрядовые песни. Понимать: важность сохранения фольклорных традиций.   Уметь: исполнять календарно-обрядовые песни; объяснять прямой и переносный смысл пословиц и поговорок; представлять рисунки на фольклорные темы; оценивать исполнительское мастерство.   |     Исполнение календарно-обрядовых песен, викторина, задание 5 (с. 17).   |     Чтение и составление плана статьи Д.С. Лихачева и Т.Н. Михельсон о древнерусской литературе   (с.18-23),   Вопросы и задания 1-3(с.23).        |  
  |    ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА  (1 час)   |  
  |    5   |          |          |     Русская летопись. «Сказание о белгородском киселе»   |     Урок изучения нового материала, урок-беседа   |     Развитие представлений о летописи.    «Повесть временных лет». Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости). «Сказание о белгородском киселе», его связь с фольклором.    Прослушивание «Сказания...» в актерском исполнении, обсуждение. Словарная работа. Репродукция картины В.М. Васнецова «Нестор-летописец» (первый форзац учебника).        |     Знать: черты древнерусской литературы.Понимать: значение летописи в развитии литературы.   Уметь: составлять план и пересказывать текст статьи; выразительно читать текст   сказания; оценивать актерское чтение; определять связь между летописными фольклорным произведением; выяснять  значение незнакомых слов; сопоставлять произведения литературы и живописи.   |     Пересказ статьи   Д.С. Лихачева    и    Т.Н. Михельсон,    вопросы и    задания    (с. 25), вопросы    и задания рубрик «Развивайте дар слова» (с. 25), «Фонохресто-матия» (с. 25).   |     Повторение    темы «Басни».   |  
  |    ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XVIII ВЕКА  (3 часа)   |  
  |    6   |          |          |     Русская басня. И.И. Дмитриев. "Муха".   |     Урок изучения нового материала, урок-беседа.   |     Повторение изученного о басне.   Чтение статьи В.И. Федорова об И.И. Дмитриеве (с. 28—30). Басни И.И. Дмитриева. Прослушивание басни «Муха» в актерском исполнении, обсуждение. Художественная и нравственная ценность басни. Особенности языка XVIII века. Развитие представлений о понятиях мораль, аллегория, иносказание.        |     Знать: сведения о жизни и творчестве И.И. Дмитриева (кратко); содержание басни «Муха»; происхождение крылатого выражения «Мы пахали!». Понимать: аллегорический смысл басни. Уметь: выразительно читать басни; оценивать актерское чтение.   |     Вопросы    и задания 1—2, 5, с. 30.   |     Вопросы и задания 3—4 (с. 30), чтение вступительной статьи об И.А. Крылове (с. 31-33).        |  
  |    7   |          |          |     И.А. Крылов. Басня « Осел и Соловей»   |     Урок изучения нового материала, урок-беседа   |     Слово об И.А. Крылове. История создания басни « Осел и Соловей». Высмеивание глупости, невежества, самомнения в басне. Прослушивание басни в актерском исполнении, обсуждение. Иллюстрации к басне   |    Знать: сведения о жизни и творчестве И.А. Крылова (кратко); историю создания и содержание басни «Осел и Соловей». Понимать: аллегорический смысл басни. Уметь: выразительно читать басни; вести беседу по прочитанному произведению; оценивать актерское чтение.   |     Пересказ вступительной статьи об И.А. Крылове, выразительное чтение, вопросы и задания   1—4 (с. 37),    с. 37, рубрика «Фонохрестома-   тия»), описание    иллюстрации.       |     С. 34-35 выразит. чтение басни.        |  
  |    8   |          |          |     Басни И.А. Крылова   «Листы   и корни», «Ларчик».   |    Урок изучения нового материала, урок-беседа.   |     История создания басни «Листы и корни». Тема народа и власти. Необходимость их единства. История создания басни «Ларчик». Высмеивание пустого мудрствования. Прослушивание басен в актерском исполнении, обсуждение. Словарная работа.    Иллюстрации к басням.        |     Знать: одну из басен И.А. Крылова наизусть; истории создания басен. Понимать: аллегорический смысл басен.    Уметь: выразительно читать басни; выяснять значение незнакомых слов; оценивать актерское чтение.   |     Выразительное чтение, описание иллюстраций, вопросы 1, 3,4(с. 43), вопросы и задания рубрики «Фонохрестома-тия»(с. 40,43).        |     Задания 5 (с. 43), с. 40-42 чтение наизусть.   |  
  |         ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ Х1Х ВЕКА  (29 часов)   |  
  |    9                                                |          |          |     А.С. Пушкин. Стихотворе-ние «И.И.Пущину».        |     Урок изучения    нового материала, урок-беседа.                  |     Лицейские годы А.С. Пушкина.    Сообщение о Царском Селе (рубрика «Литературные места России», с. 289—291). Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. История создания стихотворения «И.И. Пущину». Тема дружбы в стихотворении. Жанр послания. Прослушивание стихотворения в актерском исполнении, обсуждение. Обучение выразительному чтению.             |     Знать: сведения о лицейских годах А.С. Пушкина; особенности жанра послания.Понимать: лирический пафос стихотворения «И.И. Пущину».   Уметь: выразительно читать стихотворение; прослеживать изменение настроения в стихотворении; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; оценивать выразительность чтения.   |     Вопросы и задания 1—5    (с. 51), 1,3    (с. 51-52),    1-3 (с. 53).                  |     Вопросы и задания рубрики «Фоно-хрестоматия» (с. 53), с. 52 чтение наизусть.        |  
  |    10   |          |          |     Стихотворе-ние А.С. Пушкина «Узник».   |     Урок изучения    нового материала, урок-беседа.   |     Вольнолюбивые устремления поэта.    Тема свободы в стихотворении «Узник». Удвоение образа неволи. Противопоставление угнетенности и свободы. Символический образ орла.   Изобразительно-выразительные средства, их роль в стихотворении.   |     Знать: историю создания стихотворения «Узник»; текст стихотворения наизусть. Понимать: роль пейзажа, глаголов действия в стихотворении; вольнолюбивый пафос стихотворения. Уметь: выразительно читать стихотворение; прослеживать изменение настроения в стихотворении; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; оценивать выразительность чтения.        |     Выразительное чтение, вопросы    и задания    (с. 53-54), вопросы    и задания рубрики «Фонохрестома-тия» (с. 54)   |     Выразительное чтение наизусть стихотворения с. 53-54.   |  
  |    11   |          |          |     Стихотворе-ние А.С. Пушкина «Зимнее утро». Двусложные размеры стих.   |     Урок изучения   нового материала, урок-беседа.   |     Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни в стихотворении «Зимнее утро». Изобразительно-   выразительные средства (антитеза, эпитеты, сравнения, метафоры), их роль в стихотворении. Интонация как средство выражения поэтической идеи. Понятие о ямбе и хорее. Чтение статьи «Двусложные размеры стиха» (с. 58-59).   |     Знать: стихотворение «Зимнее утро» наизусть; теоретико-литературное понятие антитеза.Понимать: роль пейзажа в стихотворении; оптимистический пафос стихотворения. Уметь: выразительно читать стихотворение наизусть; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; оценивать выразительность чтения; определять виды двусложных размеров стиха.        |     Выразительное чтение наизусть, вопросы    1-4 (с. 57),    с. 57, рубрика    «Совершен-ствуйте свою речь».        |     С. 59-63 читать, вопр.,1-4 с.63, роман А.С. Пушкина «Дубровский» читать.   |  
  |    12                                          |         |         |    А.С.Пушкин.  Роман «Дуб-ровский».                               |    Урок изучения   нового материала.                       |    История создания романа «Дубровский». Комментированное чтение и анализ глав 1—2 (с. 63—74). Картины жизни русского барства. Причины конфликта между Андреем Дубровским и Кирилой Троекуровым. Неправедность суда, продажность чиновничества. Иллюстрации к роману. Словарная работа. Прослушивание фрагмента романа в актерском исполнении, обсуждение.       |    Знать: содержание глав 1-2.  Понимать: причины конфликта между героями; обличительный характер изображения суда, чиновничества. Уметь: выразительно читать и пересказывать текст; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов; оценивать выразительность чтения.       |    Вопросы к главам 1-2, с.138, читать,    пересказывать.                           |    Гл. 3-7 с. 74-92 читать, пересказывать, вопросы.                |  
  |    13   |          |          |     Судьба Владимира Дубровского в романе А.С.Пушкина «Дубровский».   |    Урок-беседа.   |     Анализ глав 3-7 (с. 74-92).    Резкая перемена в судьбе Владимира.    Его протест против несправедливости, произвола и деспотизма. Защита чести, независимости личности. Бунт крестьян.   Отношение крестьян к Дубровскому.    Роль пейзажа в эпизоде «После похорон».    Роль эпизода «Пожар в Кистеневке».        |     Знать: содержание глав 3-7.   Понимать: роль пейзажа, деталей в характеристике внутренней жизни героя; роль эпизода в раскрытии замысла произведения. Уметь: выразительно читать и пересказывать текст; давать развернутые ответы на вопросы по прочитанному произведению; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов.   |     Вопросы    к главам    3-7(с. 138-139).   |     С. 92-116 гл.8-12 читать, пересказывать.   Вопросы к главам 8-12(с. 139-140).   |  
  |    14   |          |          |     Романтичес-кая история любви Дуб-ровского    и Маши Трое-куровой.        |     Урок-практикум.   |     Анализ глав 8-12 (с. 99-116).   «Благородные увеселения» Троекурова. Произвол, самодурство, жестокость.    Пересказ эпизода «Обед в Покровском» от лица разных героев. История Дубровского-Дефоржа. Объяснение Дубровского с Машей. Отношение автора к героям.       |     Знать: содержание глав 8-12.    Понимать: мотивы поступков героев; отношение автора к героям. Уметь: выразительно пересказывать текст от лица разных героев; давать развернутые ответы на вопросы по прочитанному произведению; характеризовать героев и их поступки.   |     Пересказ эпизода, вопросы    и задания к главам    8-12 (с. 139).   |     Гл. 13-19 читать, пересказыть. Вопросы к главам 13-19 (с. 140).   |  
  |    15                            |          |          |     Понятие    о композиции.    Подготовка   к сочинению.                  |     Урок изучения    нового   материала, урок-беседа.            |     Понятие о композиции, романе, сюжете.    Чтение статьи «Композиция» (с. 142-143). Обсуждение тем сочинения:   1. Почему Владимир Дубровский стал    разбойником?   2. Обреченность любви Владимира и Маши. Составление плана, подбор материалов.        |     Знать: сюжет и содержание романа; теоретико-литературные понятия композиция, роман, сюжет.   Уметь: составлять план и подбирать материалы по теме сочинения.   |     Вопросы и    задания (с.143).   |     Сочинение, чтение повести А.С. Пушкина   «Барышня-крестьянка», подготовка инсценировки эпизода.        |  
  |    16   |         |         |     А.С. Пушкин. Цикл «Повести Белкина». «Барышня-крестьянка».       |    Урок внеклассного чтения.   |     История создания цикла «Повести Белкина». Автор и рассказчик в произведении.    Сюжет и герои повести «Барышня-крестьянка». Роль антитезы в композиции.    Особенности портрета в повести.    Романтическое и реалистическое в повести. Роль иронии. Элементы аналитического пересказа текста. Словесное рисование.        |     Знать: сюжет и содержание повести «Барышня-крестьянка».  Понимать: роль иронии, антитезы в композиции повести; отношение автора к героям.Уметь: выразительно пересказывать и инсценировать эпизоды повести; характеризовать героев и их поступки.   |     Инсценирование эпизодов повести,   словесное рисование, вопросы    и задания 1—7 (с. 145).   |     Вопрос 8   (с. 145), отзыв на одну из «Повестей Белкина» (письменно).   |  
  |    17   |          |          |     М.Ю.   Лермонтов. Стихотворе-ние«Тучи».   |     Урок изучения    нового материала, урок-беседа.   |     Слово о М.Ю. Лермонтове.    Чтение вступительной статьи о поэте (с. 146-150) и обсуждение вопросов к ней (с. 150-151). Настроение и композиция стихотворения «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-   изгнанника к оставляемой им родине.    Прием сравнения как основа построения    стихотворения. Изобразительно-выразительные средства, их роль в стихотворении. Особенности интонации. Прослушивание стихотворения в актерском исполнении, обсуждение. Репродукции картин М.Ю. Лермонтова.        |     Знать: сведения об отроческих и юношеских годах М.Ю. Лермонтова; историю создания стихотворения «Тучи»; текст стихотворения наизусть. Понимать: драматический пафос стихотворения.Уметь: выразительно читать стихотворение; оценивать выразительность чтения; описывать репродукции картин; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль.   |     Элементы анализа    текста, вопросы    и задания    1—4 (с. 150),    выразительное чтение.   |     С. 150 чтение наизусть.   |  
  |    18        |          |          |     Баллада М.Ю.   Лермонтова "Три пальмы".             |     Урок-практикум             |     Особенности жанра стихотворения «Три пальмы» (баллада). Сюжет, композиция, герои произведения. Тема красоты, гармонии человека с миром и ее разрушения. Соединение эпического и лирического, реалистического и фантастического. Составление плана баллады. Обучение анализу поэтического текста. Изобразительно-выразительные средства (эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, аллитерация), их роль в балладе. Словарная работа. Прослушивание стихотворения в актерском исполнении, обсуждение. Словесное рисование. Иллюстрации к балладе.   |     Знать: сюжет и содержание стихотворения «Три пальмы».   Понимать: подчиненность произношения ритму стихов («по корням упругим...», «одежду их сорвали...»); философский смысл произведения. Уметь: определять жанр стихотворения; выразительно читать и анализировать    стихотворение; оценивать выразительность чтения; составлять сюжетный план произведения; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль.   |     Элементы анализа текста, составление плана,    вопросы    и задания   (с. 154-155) вопросы   и задания рубрики «Фонохрестома-тия» (с. 154).   |     С.152-153 выразительное чтение,    выполнение иллюстраций к стихотворениям М.Ю. Лермонтова.   |  
  |    19   |          |          |     Стихотворе-ния М.Ю. Лермонтова «Листок», «Утес».   |     Урок-практикум.   |     Антитеза как основной прием композиции в стихотворениях «Листок» и «Утес». Особенности выражения темы одиночества в произведениях. Мотивы странничества. Жанр и композиция стихотворения «Листок». Образы-символы стихотворения «Утес». Обучение анализу поэтического текста. Прослушивание стихотворений в актерском исполнении, обсуждение.   Словесное рисование. Рисунки и иллюстрации к стихотворениям.   |     Знать: содержание стихотворений М.Ю. Лермонтова.Понимать: драматический пафос стихотворений; символический характер образов.   Уметь: выразительно читать и анализировать стихотворения; оценивать выразительность чтения; описывать иллюстрации к стихотворениям; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль.   |     Анализ стихотворений, описание иллюстраций    и рисунков, вопросы и    задания   1—4 (с. 157),    1-4 (с. 157),    1-2 (с. 159-160), рубрика «Совершен-ствуйте свою речь», вопросы и задания рубрики «Фонохрестом-тия» (с.159).        |     Задания    5 (с. 158), вопросы 1-4 с.159 (устно).        |  
  |    20                                     |          |          |     Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.                                 |     Урок контроля знаний.                                      |     Произведения А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова (содержание, проблематика, изобразительно-выразительные средства).    Тестирование, развернутые ответы на проблемные вопросы.                            |     Знать: сюжеты и проблематику произведений А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. Понимать: роль изобразительно-выразительных средств в произведениях; позиции авторов и их отношение к героям.    Уметь: анализировать прозаические и поэтические тексты; писать небольшие сочинения – рассуждения.        |     Контрольная работа.                       |     С.161-164 чит., пересказывать.   Сообщение об отроческих и юношеских годах И.С. Тургенева, с.164-189 чит.                  |  
  |   21,22   |          |          |     Картины природы    в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг».   |    Уроки-практикумы.   |     Разнообразие и выразительность картин природы в рассказе. Изобразительно-   выразительные средства (детали, метафоры, эпитеты, сравнения), их роль в произведении. Выборочный аналитический пересказ. Прослушивание фрагмента рассказа в актерском исполнении, обсуждение. Словесное рисование. Иллюстрации к рассказу.   |     Знать: сюжет и содержание рассказа; способы создания образов героев.    Понимать: отношение автора к природе, к людям; гуманистический пафос произведения; роль пейзажа в рассказе. Уметь: выразительно пересказывать текст; оценивать выразительность чтения; находить в тексте изобразительно- выразительные средства и определять их роль; сопоставлять литературные произведения с иллюстрациями к ним.        |     Выборочный пересказ, вопросы и задания    1-3 (с. 190-191),    2 (с. 191), рубрика «Совершенствуйте свою речь»),    1-3 (с. 192), рубрика «Фонохресто-матия») с.192.   |     Придумать названия описаниям картин природы, встретившимся в рассказе, сочинение устного рассказа-предания (былички), вопрос 4 с. 192, сообщения о   жизни и творчестве Ф.И. Тютчева.   |  
  |    23       |          |          |     Ф.И. Тютчев. Стихотворе-ния «Неохотно и несмело...», «С поляны коршун поднялся...».                  |     Урок изучения    нового материала, урок-практикум.       |     Слово о Ф.И. Тютчеве (сообщения учащихся). Сообщение об усадьбе Овстуг (рубрика «Литературные места России», с. 292-293). Особенности изображения природы в лирике Ф.И. Тютчева.    Смена картин природы и смена настроений в стихотворении «Неохотно и несмело...». Изобразительно-   выразительные средства (антитеза, эпитеты, метафоры, олицетворения, звукопись), их роль в стихотворениях. Прослушивание стихотворений в актерском исполнении, обсуждение. Репродукции картин русских пейзажистов.   |    Знать: сведения об отроческих и юношеских годах Ф.И. Тютчева; содержание стихотворений «Неохотно и несмело...», «С поляны коршун поднялся...». Понимать: роль изобразительно-выразительных средств в создании образов, выражении настроения, чувств поэта; основную мысль стихотворений (стремление к гармонии, недостижимость идеала). Уметь: выразительно читать стихотворения; оценивать выразительность чтения; обрисовывать зрительные образы при чтении стихотворений; определять способы создания образов; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; сопоставлять произведения литературы и живописи.   |     Сообщения, выразительное чтение, элементы анализа текста, вопросы и задания 1 - 4 (с. 195), 1-3 (с. 196), 1-2 (с. 197),   к стихотворениям «Неохотно и несмело...», «С поляны коршун поднялся...»).        |     С.195 чтение наизусть, иллюстрация к стихотворению.   |  
  |   24   |          |          |     Ф.И.Тютчев. Анализ стихотворения «Листья».   |     Урок-практикум.   |     Обучение анализу стихотворения.    Смена картин природы и смена настроений в стихотворении «Листья». Картины природы как средство выражения мысли о быстротечности жизни, недостижимости гармонии. Изобразительно- выразительные средства (олицетворение, эпитеты, метафоры, антитеза, повторы), их роль в стихотворении. Сопоставительный анализ стихотворений «Листок» М.Ю. Лермонтова и «Листья» Ф.И. Тютчева. Прослушивание стихотворения в актерском исполнении, обсуждение. Словарная работа. Словесное рисование.        |     Знать: содержание стихотворений Ф.И. Тютчева; одно стихотворение наизусть.   Понимать: настроения, чувства поэта; главную мысль и скрытый смысл стихотворений.  Уметь: выразительно читать стихотворения; оценивать выразительность чтения; сопоставлять поэтические произведения друг с другом; выяснять значение незнакомых слов; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль   |     С.197-198 читать,   выразительное чтение, элементы анализа текста, вопросы и задания    1-3 (с. 199),    1 (с. 200), рубрика «Совершенствуйте свою речь»).        |     С.201-202 чит., пересказывать, вопр.1-3устно. Сообщения по теме.   |  
  |    25   |          |          |     А.А. Фет. Стихотворение «Ель рукавом мне тропинку завесила...».   |     Урок изучения    нового материала, урок-практикум.   |     Слово об А.А. Фете (сообщения учащихся). Нелегкая судьба и стремление к красоте и гармонии. Тончайшие оттенки чувств и настроений, звуки, краски, ароматы в лирике А.А. Фета. Особенности мелодики стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила...». Изобразительно-выразительные средства (антитеза, эпитеты, олицетворения, повторы, деталь), их роль в стихотворении. Прослушивание стихотворения в актерском исполнении, обсуждение. Репродукции картин русских пейзажистов. Сопоставительный анализ стихотворений Ф.И. Тютчева «Листья» и А.А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила...».        |     Знать: сведения об отроческих и юношеских годах А.А. Фета. Понимать: скрытый смысл стихотворения; эстетическую роль детали в создании образов; настроения, чувства поэта. Уметь: выразительно читать стихотворение; оценивать выразительность чтения; сопоставлять поэтические произведения друг с другом; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль.   |     Сообщения, выразительное чтение, элементы анализа поэтического текста.   |     Задание    6 (с. 204), выразительное чтение с.205-207.        |  
  |   26   |         |         |    Стихотворе-ния А.А.Фета «Еще майская ночь», «Учись у них – у дуба, у березы…».   |    Урок-практикум.   |    Обучение анализу стихотворений.  «Еще майская ночь» - переплетение тем природы и любви. Запечатление прекрасных мгновений в стихотворении. Особенности интонации, эмоциональность стихотворения. «Учись у них - у дуба, у березы...» - параллель между жизнью природы и человека. Мгновения красоты как дары жизни. Изобразительно-выразительные средства (антитеза, эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения, звукопись, повторы), их роль в стихотворениях. Прослушивание стихотворений в актерском исполнении, обсуждение. Словесное рисование.       |    Знать: содержание стихотворений А.А.Фета; одно стихотворение наизусть.   Понимать: настроения, чувства поэта; скрытый смысл произведений.  Уметь:  выразительно читать стихотворения; оценивать выразительность чтения; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль.   |     Выразительное чтение, элементы анализа текста, вопросы и задания    1—3 (с. 206-207), 1-4 (с. 208), 1-2 (с. 208-209) к стихотворениям «Еще майская ночь», «Учись у них - у дуба, у березы...»).   |     С.207-208 чтение наизусть, с.210-212 чит., сообщение о жизни и творчестве Н.А. Некрасова, с.213-220 чит.   |  
  |    27   |          |          |     Своеобразие композиции стихотворения Н.А. Некрасова «Железная дорога».   |     Урок-практикум.   |     Своеобразие композиции стихотворения.    Значение эпиграфа. Роль пейзажа.    Сочетание реальных и фантастических картин. Время и пространство в стихотворении. Диалог-спор.    Значение риторических вопросов.    Смысл посвящения стихотворения детям. Изобразительно-выразительные средства, их роль в стихотворении. Прослушивание стихотворения в актерском исполнении, обсуждение.    Словесное рисование.   |     Знать: сюжет и содержание стихотворения; теоретико-литературные понятия композиция, диалог, эпиграф, пейзаж, риторический вопрос, поэтическая интонация. Понимать: роль пейзажа в стихотворении; значение риторических вопросов; широту и глубину взгляда поэта; эмоциональный накал, нравственную проблематику произведения.   Уметь: выразительно читать стихотворение; оценивать выразительность чтения; словесно рисовать образы; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль.        |     Вопросы и задания 1,7 (с. 220),    1-5(с. 221).   |     Чтение поэмы Н.А. Некрасова «Дедушка».   |  
  |    28   |          |          |     Историческая поэма Н.А. Некрасова  «Дедушка».   |     Внеклас-сное чтение.        |     Декабристская тема в творчестве Н.А. Некрасова. Образ деда, болеющего за Отчизну. Картины жизни России, «бедствий народных» в рассказах дедушки. Боль автора за Родину, за «народ угнетенный».Вера в волю и труд человека.Образ Саши - образ надежды на светлое будущее. Словарная работа.        |     Знать: историческую основу, сюжет и содержание поэмы «Дедушка».    Понимать: обличающий, свободолюбивый, патриотический пафос поэмы.    Уметь: выразительно читать поэму; выяснять значение незнакомых слов; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль.   |     Выразительное чтение, элементы лингвистического анализа текста, вопросы и задания.      |     Выразительное чтение фрагмента поэмы.   С.222-223 чит.   |  
  |    29                                 |          |          |     Трехсложные размеры стиха.                       |     Урок изучения    нового материала, урок-практикум.        |     Повторение тем «Двусложные размеры стиха», «Рифма. Способы рифмовки», «Ритм». Чтение статьи «Трехсложные размеры стиха» (с. 222-223). Наблюдения над рифмой и ритмом в поэтических текстах.             |     Знать: теоретико-литературные понятия рифма (перекрестная, парная, опоясывающая), ритм, стопа; двусложные и трехсложные размеры стиха. Понимать: разницу между прозаической и стихотворной речью. Уметь: создавать собственные стихотворения по заданным рифмам (буриме).        |     Задания (с. 223),    игра   буриме.                            |     Подготовка    к контрольной работе по творчеству Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова.        |  
  |    30   |          |          |     Контрольная работа по творчеству Ф.И. Тютчева,   А.А. Фета, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова.       |     Урок контроля знаний.   |     Творчество Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова.    Тестирование, развернутые ответы на проблемные вопросы.   |     Знать: содержание и героев произведений Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, И.С. Тургенева,    Н.А. Некрасова.   Понимать: проблематику произведений; отношение авторов к изображаемому; роль изобразительно-выразительных средств в произведениях.    Уметь: анализировать прозаические и поэтические тексты, определять их темы и идеи; писать небольшие сочинения-рассуждения.   |     Контрольная работа.   |     С.224-226 чит., пересказывать.   Чтение сказа Н.С. Лескова «Левша»( гл.1-8).   |  
  |    31   |          |          |     Н.С.Лесков. Сказ «Левша». Жанровые особенности, сюжет, герои.   |     Урок изучения    нового материала, урок-беседа.   |     Слово о Н.С. Лескове. Чтение и обсуждение вступительной статьи о писателе (с. 224-226). Герои произведений Н.С. Лескова. Особенности жанра сказа у Н.С. Лескова. Развитие представлений о жанре сказа. Герои сказа «Левша» (вымышленные персонажи и исторические лица), трактовка их образов Н.С. Лесковым. Близость сюжета к фольклору. Левша: фольклорный характер героя. Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм и горькое чувство от его униженности и бесправия. Сатирическое изображение царских чиновников. Комментированное чтение.    Словарная работа.   |     Знать: сведения о семье, юности и начале литературной деятельности Н.С. Лескова; сюжет и содержание сказа «Левша»; способы создания образов. Понимать: гуманистический пафос произведения; отношение автора к героям.   Уметь: объяснять особенности жанра сказа у Н.С. Лескова; выразительно читать и пересказывать текст; характеризовать героев и их поступки.   |     Выразительное чтение, выборочный пересказ, элементы анализа текста, вопросы и задания    1—2 (с. 268).   |     Гл.9-15 чит., выборочный пересказ.        |  
  |    32,   33                       |          |          |     Особенности языка сказа Н.С. Лескова «Левша».                                 |     Уроки развития речи.                            |     Особенности языка сказа. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Речевая характеристика героев. Сочетание юмора, сатиры и драматизма в произведении.    Словарная работа. Иллюстрации к сказу Н.В. Кузьмина, Кукрыниксов. Обсуждение темы сочинения «Изображение лучших качеств русского народа в стихотворении Н.А. Некрасова "Железная дорога" и сказе Н.С. Лескова "Левша"». Составление плана, подбор материалов.             |     Знать: сюжет и содержание сказа. Понимать: иронию автора; отношение автора к героям; гуманистический пафос произведения.   Уметь: пересказывать эпизоды сказа; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов; видеть комический эффект игры слов; находить в тексте изобразительно- выразительные средства и определять их роль; сопоставлять литературные произведения с иллюстрациями к ним; составлять план и подбирать материалы по теме сочинения.    |     Вопросы и задания 3-5(с. 269), вопр.1-6 (с.270-271).                       |     Иллюстрация к сказу, с. 273-275 чит, пересказ., сообщения по теме, с. 277 чит.                                 |  
  |    34   |          |          |     А.П. Чехов. Рассказ «Тол-стый и тонкий».   |     Урок изучения    нового материала, урок-беседа   |     Слово об А.П. Чехове. Чтение и обсуждение вступительной статьи о писателе и воспоминаний о нем К.И. Чуковского и Л.Н. Толстого (с. 309—312). Развитие понятия о юморе. Смысл названия рассказа «Толстый и тонкий». Роль деталей в рассказе. Осмеяние лицемерия, чинопочитания, раболепия, добровольного самоуничижения.Речь персонажей как средство их характеристики.    Прослушивание рассказа в актерском исполнении, обсуждение.    Иллюстрации к рассказ.   |     Знать: сведения о молодости и начале литературной деятельности А.П. Чехова; сюжет и содержание рассказа «Толстый и тонкий»; теоретико-литературные понятия юмор, сатира.   Понимать: сатирический пафос произведения; отношение автора к героям и их поступкам.   Уметь: строить развернутые высказывания на основе прочитанного; прослеживать изменения в поведении героя; сопоставлять литературные произведения с иллюстрациями к ним; оценивать выразительность чтения.     |     Вопросы и задания    (с. 276), выразительное чтение, пересказ, элементы анализа текста, вопросы и задания1—4 (с. 280-281), 1-3 (с. 281), рубрика «Фонохресто-матия»).   |     С.278-280 пересказ, подготовка к урокувнеклас-сного чтения по рассказам А.П.Чехова "Лошадиная фамилия", "Пересолил" и др.   |  
  |    35                                      |          |          |     Юмористи-ческие рас-сказы А.П. Чехова «Лошадиная фамилия», «Пересолил» и др.                  |     Урок внеклассного чтения.                                 |     Смешное и грустное в рассказах А.П. Чехова. Пересказ и инсценирование рассказов. Особенности стиля чеховских рассказов (краткость, емкость, яркие заглавия, значащие имена и фамилии, выразительные детали, динамичность действия, сценичность диалогов, простая, ясная речь автора). Смысл названий рассказов.    Изобразительно-выразительные средства, их роль в рассказах. Речь героев как источник юмора.             |     Знать: содержание и героев рассказов А.П. Чехова.   Понимать: позицию автора и его отношение к героям; роль изобразительно-выразительных средств в создании юмористических и сатирических образов и ситуаций.    Уметь: пересказывать рассказы; выявлять особенности стиля чеховских рассказов; характеризовать героев и их поступки; при обсуждении прочитанных произведений аргументированно доказывать свою точку зрения.    |     Выразительный пересказ и инсценирование рассказов, характеристика героев, элементы анализа текста.             |     С.282-283 чит.,сообще-ние по теме.                            |  
  |   36,37   |          |          |     Родная при-рода в стихотворениях русских поэтов Х1Х века.        |     Уроки-   прак-  тикумы.   |     Выражение переживаний и мироощущений в стихотворениях о родной природе.   Изобразительно-выразительные средства, передающие состояния природы и человека в пейзажной лирике. Развитие понятия о лирике. Порыв к идеалу в стихотворении Е.А. Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист!..». Хрупкость красоты в стихотворении Е.А. Баратынского «Чудный град порой сольется...». Рождение лирических сюжетов стихотворений Я.П. Полонского «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри - какая мгла...». Признаки баллады в стихотворении А.К. Толстого «Где гнутся над омутом лозы...». Прослушивание стихотворений в актерском исполнении, обсуждение.    |     Знать: содержание стихотворений поэтов XX века о родной природе; одно стихотворение наизусть.   Уметь: выразительно читать стихотворения наизусть; использовать теоретико-литературные понятия в речи; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; оценивать актерское чтение; сопоставлять произведения литературы, музыки и живописи.                  |     Выразительное чтение, элементы анализа текста, вопросы и задания 1-5 с.288.   |     Чтение феерии АС. Грина «Алые паруса», выполнение иллюстрации к произведению.   |  
  |         ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XX ВЕКА  (19 часов)   |  
  |   38   |          |          |     А.И.Куприн. "Чудесный доктор".   |     Урок изучения   нового материала, урок-беседа.   |     Слово о А.И.Куприне. История создания и смысл названия произведения. Особенности жанра произведения. Изобразительно-выразительные средства, их роль в произведении.   |     Знать: сведения о жизни и творчестве А.И.Куприна; особенности жанра. Понимать: позицию автора и его отношение к героям и их поступкам. Уметь: пересказывать текст, строить развернутые высказывания на основе прочитанного; характеризовать героев и их поступки; оценивать выразительность чтения.     |     С.15-16 вопросы и задания 1-7.   С.16 задание (устно).   |     С.17-19 чит., с.19-39 чит.   |  
  |    39,   40   |         |         |     А.С. Грин. Феерия «Алые паруса».       |     Урок внеклассно-го чтения.        |     Слово об А.С. Грине. Особенности жанра произведения «Алые паруса». Победа романтической мечты над реальностью жизни. Душевная чистота героев. Изобразительно-выразительные средства (антитеза, эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения), их роль в произведении. Прослушивание первой главы в актерском исполнении, обсуждение.    Иллюстрации и рисунки к произведению.    Словарная работа. Просмотр фрагментов художественного фильма «Алые паруса», обсуждение.        |     Знать: сведения о жизни и творчестве А.С. Грина; особенности жанра феерии; сюжет и содержание феерии «Алые паруса». Понимать: позицию автора и его отношение к героям и их поступкам; романтический, оптимистический, жизнеутверждающий пафос произведения. Уметь: пересказывать сюжет феерии; строить развернутые высказывания на основе прочитанного;    характеризовать героев и их поступки; оценивать выразительность чтения; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль.     |     Вопросы и задания 1-5 с. 39, вопр.1-5 с. 40.       |     С.40-41 вопр. устно, с 42-43 чит., пересказывать.   |  
  |    41   |         |         |    А.П. Платонов.Сказка-быль «Неизвест-ный цветок».   |     Урок изучения    нового материала, урок-беседа.   |     Слово об А.П. Платонове. «Неизвестный цветок» - притча о «непохожих». История создания и смысл названия произведения. Особенности жанра. «Ни на кого не похожие» герои А.П. Платонова. Сходство произведения с фольклорными и литературными сказками, различия между ними. Прослушивание фрагментов сказки-были в актерском исполнении, обсуждение.    Словарная работа.   Описание иллюстраций.   |     Знать: сведения о жизни и творчестве А.П. Платонова; историю создания, сюжет и содержание сказки-были «Неизвестный цветок».   Понимать: смысл названия произведения; позицию автора и его отношение к героям. Уметь: сопоставлять сказку с другими произведениями литературы;   характеризовать героев и их поступки; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; аргументировать свою точку зрения; оценивать выразительность чтения.    |     Выразительное чтение, элементы анализа текста,    вопросы и задания 1-5 (с. 49-50),    1-2 (с. 50),   1-4 (с. 51), рубрика «Фонохресто-матия»), с. 51.   |     С.45-49 чит, пересказ.,        |  
  |    42   |         |         |     К.М.Симонов "Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины".       |     Урок изучения    нового материала, урок-беседа.   |     Слово о К.М.Симонове. Выразительное чтение стихотворения. Прослушивание фонового материала. Беседа по вопросам, обсуждение прочитанного. Работа над средствами художественной выразительности.             |     Знать: содержание стихотворения К.М. Симонова, стихотворение наизусть.   Уметь: выразительно читать стихотворения наизусть; использовать теоретико-литературные понятия в речи; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; оценивать актерское чтение; сопоставлять произведения литературы, музыки и живописи.     |    С.55 вопросы 1-5 устно, с.56 фонохрестоматия.   |     С.56 чтение наизусть, вопр. 1-4 с. 56, с. 57-58 читать.   |  
  |    43   |          |          |     Д.С.Самой-лов. "Сороковые".   |     Урок изучения    нового материала, урок-беседа.   |     Слово о Д.Самойлове. Выразительное чтение стихотворения. Прослушивание фонового материала. Беседа по вопросам, обсуждение прочитанного. Работа над средствами художественной выразительности.        |     Знать: содержание стихотворения Д. Самойлова, стихотворение наизусть.   Уметь: выразительно читать стихотворения наизусть; использовать теоретико-литературные понятия в речи; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; оценивать актерское чтение; сопоставлять произведения литературы, музыки и живописи.    |     С.58 выразит. чтение, с 59 вопр. 1-5 устно, с. 59 творческое задание.   |     С. 60-61 чит., вопр.1, 2 с. 61, подготовка к контрольной работе.   |  
  |    44   |          |          |     Контрольная работа по творчеству Н.С. Лескова,     А.П. Чехова,   литературе о Великой Отечест-венной войне.        |     Урок контроля знаний.   |     Произведения Н.С. Лескова, А.П. Чехова. Литература о Великой Отечественной войне. Тестирование,    развернутые ответы на проблемные вопросы.   |     Знать: содержание и героев произведений, прочитанных ранее. Понимать: роль изобразительно-   выразительных средств в произведениях; отношение авторов к изображаемому. Уметь: анализировать прозаические и поэтические тексты, определять их темы и идеи; писать небольшие сочинения-рассуждения.   |     Контрольная работа.   |     С.62-63 чит., с.64 вопр. 1-3, с.64-80 чит.   |  
  |    45                                                |          |          |     Жизнь сибир-ской деревни    в рассказе В.П.   Астафьева «Конь с розо-вой гривой».                                                |     Урок изучения    нового материала, урок-беседа.                                |     Слово о В.П. Астафьеве. Чтение и обсуждение автобиографической статьи писателя (с. 88—90). Рассказ «Конь с розовой гривой».Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Яркость и самобытность героев.    Особенности использования народной речи. Речевая характеристика героев.   Изобразительно-выразительные средства (деталь, антитеза), их роль в произведении. Комментированное чтение.                       |     Знать: сведения о начале литературной. деятельности В.П. Астафьева; теоретико-литературное понятие автобиографическое произведение; сюжет и содержание рассказа «Конь с розовой гривой». Понимать: позицию автора и его отношение к героям.Уметь: пересказывать эпизоды рассказа; характеризовать героев и их поступки; объяснять значение диалектных слов; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль.        |     Аналитический пересказ, элементы анализа    текста, вопросы и задания    1—7 (с. 82), творческое задание.                                 |     С.64-80 пересказ, с. 1-2 вопр.                                                     |  
  |   46   |          |          |     Нравственные проблемы в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».   |    Урок-прак-тикум, урок-беседа.   |     Тема становления личности.    Нравственные проблемы рассказа: честность, доброта, понятие долга. Старшее и младшее поколения сибиряков. Семья Левонтия. Душевные муки, горькое раскаяние героя. Нравственный урок.    Юмор в рассказе. Словарная работа. Иллюстрации к рассказу. Словесное рисование.   |     Знать: сюжет и содержание рассказа; теоретико-литературные понятия эпизод, фабула.     Понимать: как формировался характер героя; нравственную проблематику произведения.   Уметь: ориентироваться в тексте; объяснять значение диалектных слов; анализировать текст; характеризовать героев и их поступки; сопоставлять литературные произведения с иллюстрациями к ним; создавать устные картины.    |     Аналитический пересказ, вопросы и задания    3-6 (с. 83),    рубрика «Будьте внимательны к слову») 1—2.        |     Рисунок к рассказу, с. 85-86 чит., пересказ.   |  
  |    47   |          |          |     В.Г. Распутин «Уроки французско-го».Нравственные проблемы в рассказе.    |     Урок   изучения   нового материала, урок-беседа.   |     Слово о В.Г. Распутине. Чтение автобиографической статьи «Уроки доброты» (с. 85-86). Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний у юного героя, его нравственная стойкость, чувство собственного достоинства.   Роль пейзажа, портрета в создании образа героя. Комментированное чтение.    Словарная работа.   |     Знать: сведения о жизни и творчестве В.Г. Распутина; теоретико-литературные понятия автобиографическое произведение, рассказ, сюжет; историю создания, сюжет и содержание рассказа «Уроки французского».   Понимать: позицию автора и его отношение к героям.   Уметь: пересказывать и анализировать эпизоды рассказа; характеризовать героев и их поступки; объяснять значение    просторечных слов; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль.    |     Аналитический    пересказ, вопросы и задания    1-8 (с. 121), выразительное чтение одной из сцен в рассказе.   |     С.87-120 пересказ эпизода, с.122-123 вопр.1-4 устно.   |  
  |    48   |          |          |     Смысл   названия рассказа В.Г. Распутина «Уроки французско-го».   |     Комби-нирован-ный  урок.   |     Смысл названия рассказа. Смысл посвящения и предисловия. Противопоставление портретов героя и Лидии Михайловны. Душевная щедрость, действенная доброта учительницы, ее роль в жизни мальчика. Прослушивание фрагментов рассказа в актерском исполнении, обсуждение. Просмотр фрагментов телефильма «Уроки французского», обсуждение. Иллюстрации к рассказу. Обсуждение тем сочинения.   |     Знать: сюжет и содержание рассказа. Понимать: смысл названия произведения; отношение автора к героям; нравственную проблематику произведения.    Уметь: пересказывать и анализировать эпизоды рассказа; характеризовать героев и их поступки; при обсуждении прочитанного аргументированно доказывать свою точку зрения; сопоставлять литературные произведения разных авторов (рассказы В.П. Астафьева и В.Г. Распутина); оценивать актерское чтение; сопоставлять   литературные произведения с иллюстрациями к ним.    |     Аналитический пересказ, выразительное чтение по ролям, вопросы и задания    1-3 (с. 123), с.123«Литература и другие виды искусства») 1-3.   |     Подготовка к сочинению по рассказам В.П. Астафьева и В.Г. Распутина.   |  
  |    49,50   |          |          |     Сочинение по рассказам В.П. Астафьева    и В.Г. Распутина.   |    Уроки развития речи.   |     Сочинение на одну из тем:   1. Нравственный выбор моих ровесников   в рассказах В.П. Астафьева и В.Г. Распутина.   2. Уроки доброты и честности в рассказах В.П. Астафьева и В.Г. Распутина.   |    Знать: этапы и приемы работы над сочинением. Понимать: нравственную проблематику произведений; отношение авторов к изображаемому.Уметь: логично и последовательно излагать свою точку зрения; сопоставлять литературные произведения друг с другом и с собственным жизненным опытом; давать сравнительную характеристику героев   |    Сочинение.   |     С.124-127 чит., пересказ. с.127-137 читать.        |  
  |    51   |         |         |    В.М. Шукшин. Рассказ «Критики».   |     Урок   изучения    нового материала, урок-беседа.        |     Слово о В.М. Шукшине. Сообщение о селе Сростки (рубрика «Литературные места России», с. 317). В.М. Шукшин-режиссер, его фильмы. Герои В.М. Шукшина — «чудики»,«странныелюди».Несоответствие    реальности и мечты в рассказах.    Смысл названия рассказа «Критики».    .Прослушивание фрагментов рассказа в актерском исполнении, обсуждение.   Словарная работа.   |     Знать: сведения о жизни и творчестве В.М. Шукшина; сюжет и содержание рассказа «Критики».   Понимать: смысл названия произведения; особенности авторской иронии; отношение автора к героям.Уметь: пересказывать и анализировать  текст; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов; оценивать актерское чтение.   |     Выразительное чтение, вопросы и задания 1-7   (с.137).   |     С.138 вопр.1-6 устно, с.139-140 чит., с.140-156 чит.        |  
  |    52                                           |          |          |     ФА. Искандер. Рассказ «Три-надцатый подвиг Геракла».                            |     Урок изучения    нового материала, урок-беседа.                  |     Слово о Ф.А. Искандере. Особенности творчества писателя, его обращенность и к детям, и к взрослым. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Закалка смехом. Воспитание чувства самоиронии. Юмор и его роль в рассказе. Способы создания юмористического (ироническое название рассказа, значимые имена, игра на несоответствии   |     Знать: сведения о жизни и творчестве Ф.А. Искандера; сюжет и содержание рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла».    Понимать: смысл названия произведения; особенности иронии автора; отношение автора к героям; главную идею рассказа об очистительной роли смеха.    Уметь: выразительно читать рассказ по ролям; пересказывать и анализировать текст; характеризовать героев и их поступки.   |     Пересказ, выразительное чтение по ролям, вопросы и задания    1 —7 (с. 156-157).                  |     Сочинение по заданиям I, II   (с. 157).             |  
  |    53,54   |          |          |     Родная при-рода   в стихотворениях поэтов XX века.   |     Уроки-  практи-кумы.   |     Чувство радости и печали, любви к родной природе и Родине в стихотворных произведениях поэтов XX века.    Изменение поэтического языка (индивидуальность изобразительно-выразительных средств языка).    Пейзажная зарисовка как выражение душевных переживаний в стихотворениях А. А. Блока «Летний вечер», «О, как безумно за окном...». Врачующая сила природы в стихотворениях С.А. Есенина «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша».    Тонкая лиричность поэзии АА. Ахматовой. «Перед весной бывают дни такие...».    Природа и Родина в поэзии Н.М. Рубцова. «Звезда полей». Развитие понятия о лирике. Прослушивание стихотворений в актерском исполнении, обсуждение.    Чтение статьи Г.В. Артоболевского «Элементы интонации» (с. 204).    |     Знать: содержание стихотворений поэтов XX века о родной природе; одно стихотворение наизусть.   Понимать: характер изменений поэтического языка; лирический пафос стихотворений.   Уметь: выразительно читать стихотворения наизусть; использовать теоретико-литературные понятия в речи; оценивать актерское чтение; сопоставлять произведения литературы и музыки; находить в поэтических текстах изобразительно-   выразительные средства и определять их роль.   |     Выразительное чтение, элементы анализа    текста, вопросы и задания 1-2 с.160,1-3(с.160),1-4 (с.163), 1-6 (с.167),вопросы и задания рубрики «Фонохресто-матия»   (с. 160, 163, 164, 166).   |     Выразительное чтение, с.169-170 чит., с.170-171 выразит. чтение.   |  
  |    55,   56   |          |          |     Из литера-туры народов России.   |     Урок внеклассного чтения.   |     Слово о Г. Тукае. Любовь к малой родине, верность традициям народа в стихотворении «Родная деревня». Стихотворение «Книга». Великая роль книги в жизни человека. Слово о К. Ш. Кулиеве. Тема Родины и народа в стихотворении «Когда на меня навалилась беда...». Язык, поэзия, обычаи как основа бессмертия нации в стихотворении «Каким бы малым ни был мой народ...».    |     Знать: сведения о жизни и творчестве Г. Тукая и К.Ш. Кулиева; содержание стихотворений поэтов.Понимать: патриотический, просветительский пафос стихотворений; важность изучения многонациональной российской литературы.Уметь: выразительно читать стихотворения; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль.   |     Выразительное чтение, элементы анализа текста, вопросы и задания    1—4 (с. 172), 1-5 (с. 175).   |     С.176-177 чит., пересказ., сообщение по теме, выборочное чтение мифов    (Н. Кун «Легенды и мифы Древней Греции», В. Смирнова «Герои Эллады» и др.)   |  
  |         Зарубежная литература (14 часов).        |  
  |    57,   58   |         |         |     Мифы   Древней   Греции.   Подвиги   Геракла.   «Скотный   двор царя   Авгия»,   «Яблоки   Гесперид»   и др.       |     Урок изучения    нового материала, урок-беседа.   |     Понятие о мифе, его природе. Общее в мифах разных народов. Глубина идей и красота образов древней мифологии. Отражение в мифах представлений древних о мироустройстве, добре и зле. Значение мифов Древней Греции для развития мировой культуры. Крылатые фразы, заимствованные из древнегреческой мифологии. Геракл - особенно любимый и почитаемый герой древних греков. Словесное рисование. Описание рисунков к мифам. Словарная работа.        |     Знать: теоретико-литературные понятия миф, мифология; сюжеты и содержание мифов; фразеологические выражения, понятия, образы, заимствованные из древнегреческой мифологии.    Понимать: величие подвигов Геракла; важность изучения мировой культуры. Уметь: отличать миф от сказки; сопоставлять содержание мифов с произведениями литературы, живописи, скульптуры.   |     Пересказ мифов о подвигах Геракла, вопросы и задания    1-3 (с. 183-184),    1-2 с.184.           |     С.184 вопр. 1, 2 письм., с.185 чит.   |  
  |    59   |          |          |     Легенда об Арионе.   |     Урок изучения    нового материала, урок-беседа.   |     Понятие о легенде. Миф и легенда - общее и различное. Легенда об Арионе, записанная Геродотом. Образ Ариона:    талантливость, чувство собственного достоинства, мужество. Образ Ариона в стихотворении А.С. Пушкина «Арион». Словарная работа.   |     Знать: теоретико-литературное понятие легенда; сюжет и содержание легенды об Арионе.   Понимать: величие образа Ариона; представление древних о спасительной силе искусств.   Уметь: отличать миф от легенды; сопоставлять легенду со стихотворением А.С. Пушкина.    |     Пересказ, вопросы и задания (с.187).   |    С.186-187 пересказ, иллюстрации к произведению. с. 188-193 чит., сообщения по теме.   |  
  |    60        |          |          |     Гомер. Героическая поэма «Илиада».        |     Урок изучения    нового материала, урок-беседа.        |     Краткий рассказ о Гомере. «Илиада» и «Одиссея» - героические эпические поэмы. Истоки и историческая основа поэм. Значение поэм Гомера. Понятие о героическом эпосе. «Илиада». Комментированное чтение фрагментов поэмы. Иллюстрации к поэме.        |     Знать: сведения о творчестве Гомера; сюжет и героев поэмы «Илиада». Понимать: значение творчества Гомера, его влияние на развитие мировой художественной культуры. Уметь: выразительно читать текст поэмы; описывать иллюстрации к поэме    |     Выразительное чтение, вопросы и задания    1—3(с. 201).                       |     С.201 творческое задание, с.202-216 чит.                  |  
  |    61   |          |          |     Героическая поэма Гомера  «Одиссея».   |     Урок изучения    нового материала, урок-беседа.       |     «Одиссея».Итака - остров, воспетый Гомером. Одиссей - верный муж, любящий отец, мудрый правитель.Стихия Одиссея - борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость («хитроумие») Одиссея.Комментированное чтение фрагментов поэмы. Иллюстрации к поэме.        |     Знать: сведения о творчестве Гомера; сюжет и героев поэмы «Одиссея». Понимать: роль повторов в поэме; значение образа Одиссея, нарицательное значение его имени.Уметь: выразительно читать текст поэмы; описывать иллюстрации к поэме; характеризовать героев и их поступки.   |     Выразительное чтение, вопросы и задания    1—10(с. 216).   |     Вопросы   и задания рубрики «Литература и другие виды искусства»   (с. 217), с.218-220чит., пересказ.    "Дон Кихот" читать.   |  
  |   62, 63   |          |          |     М.Сервантес Сааведра. Роман «Дон Кихот».   |     Уроки внеклассного чтения.   |     Слово о М. Сервантесе. Проблема истинных и ложных идеалов в романе «Дон Кихот». Воображаемый мир героя. «Дон Кихот» как пародия на рыцарские романы.    Дон Кихот, его благородство, рыцарство, человечность, сострадание, бескорыстие. Образ Санчо Пансы. Народное понимание правды жизни. Дон Кихот и Санчо Панса - общее и различное. Комментированное чтение глав романа. Иллюстрации к роману. Вечный образ в стихотворении Д.С. Мережковского «Дон Кихот» и на картине Е.Е. Моисеенко «Ламанч» (второй форзац учебника).   |     Знать: сведения о жизни и творчестве М. Сервантеса; сюжет и героев романа «Дон Кихот».   Понимать: суть конфликта красоты, благородства, идеалистических устремлений с действительностью; гуманистический пафос романа.   Уметь: выразительно читать текст; характеризовать героев и их поступки; сопоставлять произведения литературы и искусства.   |     Выразительное чтение, вопросы и задания с.220.      |    С.221-222 чит., пересказ.  С. 222-226 выразит. чтение.   |  
  |    64,65                                                    |          |          |     Ф. Шиллер. Баллада «Перчатка».                                      |     Урок изучения    нового материала, урок-беседа.                  |     Слово о Ф. Шиллере - великом немецком поэте и драматурге. Проблемы благородства, достоинства и чести в балладе «Перчатка». Переводы баллады М.Ю. Лермонтова и В.А. Жуковского. Прослушивание баллады в актерском исполнении, обсуждение. Иллюстрации к балладе.                  |    Знать: сведения о жизни и творчестве Ф. Шиллера; особенности жанра баллады; сюжет и содержание баллады «Перчатка». Понимать: суть конфликта самовлюбленности и неоправданной жестокости с благородством. Уметь: выразительно читать текст; характеризовать героев и их поступки; сопоставлять поэтические переводы разных авторов; оценивать актерское чтение; описывать иллюстрации к балладе.    |     Выразительное чтение, вопросы и задания 1-3   (с. 226-227).             |     С.227 вопр. 1-4 устно. с.228-229 чит., пересказ.                           |  
  |    66                                               |          |          |     П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе».   |    Урок внеклассного чтения.   |     Слово о П. Мериме. Нравы корсиканцев в новелле «Маттео Фальконе». Конфликт естественной жизни с цивилизованным обществом. Роль природы в новелле. Сила традиций. Беспощадность главного героя к предательству. Словарная работа.   Иллюстрации к новелле. Чтение фрагмента статьи Г.В. Артоболевского «Художественное чтение» (с. 292-293).        |     Знать: сведения о жизни и творчестве П. Мериме; сюжет и содержание новеллы «Маттео Фальконе».Понимать: суть конфликта естественной жизни с цивилизованным обществом.    Уметь: выразительно читать текст; объяснять понятие героического характера в литературе; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов; описывать иллюстрации к новелле.    |     Выразительное чтение, вопросы и задания 1-4   (с. 244), с. 244 творческое задание.   |    С.245-246 чит., творческое задание с.246. с.247-249 чит.   |  
  |    67,   68        |         |         |    А. де Сент-Экзюпери. Сказка-притча «Маленький принц».   |     Уроки внеклассного чтения.   |     Слово об А. де Сент-Экзюпери.    Философская сказка-притча «Маленький принц». Маленький принц - средоточие всего лучшего в человеке. Конфликт красоты и чистоты человеческих отношений с жестокостью мира.    Стремление к взаимопониманию между людьми. Проблема ответственности каждого человека за все, что происходит в мире. Вечные истины в сказке. Прослушивание фрагментов сказки в актерском исполнении, обсуждение. Рисунки автора к сказке-притче.        |     Знать: сведения о жизни и творчестве А. де Сент-Экзюпери; сюжет и содержание сказки-притчи «Маленький принц»;    теоретико-литературное понятие притча. Понимать: позицию автора и его отношение к героям; философский смысл и гуманистический пафос произведения. Уметь: выразительно пересказывать текст; характеризовать героя и его поступки; оценивать актерское чтение.   |     Выразительное чтение, вопросы и задания 1-3   (с. 264), с.265 вопр. 1-6, фонохрестома-тия.   |     Подготовка    к итоговой контрольной работе.   |  
  |    69   |          |          |     Итоговая контрольная работа.   |     Урок контроля знаний.   |     Тестирование, развернутые ответы на проблемные вопросы.   |     Знать: содержание и героев произведений, прочитанных в 6 классе. Понимать: роль изобразительно-выразительных средств в произведениях; отношение авторов к изображаемому. Уметь: анализировать прозаические и поэтические тексты, определять их темы и идеи; писать небольшие сочинения-рассуждения.    |     Контрольная работа.   |    Не задано.   |  
  |   70   |          |          |     Итоговый урок по теме: "Зарубежная литература".   |     Урок развития речи.   |     Беседа по прочитанным произведениям зарубежной литературы..    Задания для чтения летом.   |     Знать: содержание и героев прочитанных произведений.   Понимать: нравственную проблематику произведений; отношение авторов к изображаемому.   Уметь: пересказывать сюжеты и отдельные эпизоды произведений; анализировать прозаические и поэтические тексты; строить высказывания на литературную тему; характеризовать героев и их поступки.    |     Пересказ, анализ текста.   |     Список литературы для чтения летом   |