kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Занятие по теме "Мир вокруг нас"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие по теме "Мир вокруг нас" 5 класс

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Занятие по теме "Мир вокруг нас"»

Тема: «Это земля – твоя и моя!»

Цели:

Образовательные: обобщить знания учащихся о живой природе, продолжить работу по формированию основ экологической культуры.

Коррегирующие: развивать память, мышление, внимание, психомоторные и сенсорные процессы, обогащать словарный запас.

Воспитательные: продолжить работу по воспитанию бережного отношения к природе, формировать умения работать в команде.

1. Организационный момент

2. Основная часть.

Воспитатель: Наш дом родной, наш общий дом –

Земля, где мы с тобой живём!

Ты только посмотри вокруг:

Тут речка, там зелёный луг.

В лесу дремучем не пройдешь,

Воды в пустыне не найдешь

А где-то снег лежит горой,

А где-то жарко и зимой…

Чудес нам всех не перечесть,

Одно у них названье есть –

Леса и горы, и моря

Все называется Земля!

Мы начинаем экологическую игру –викторину «Это Земля – твоя и моя» .

1 - конкурс «разминка»

1.Назовите баснословную похитительницу сыра.

2. Как звали лису, подружку кота Базилио?

3. Заготовкой для кареты Золушки служила…

4. Сказочное дерево со златой цепью – это …

5. Какие две рыбы, «обитающие» в разных сказках, исполняют желания, поймавших их людей?

6. Какого храброго животного в книге Р.Киплинга звали Рикки-Тики-Тави?

7. Назовите единственную пантеру, которая известна нам по имени?

8. Пожиратель калош, если верить Чуковскому, - это…

растение можно использовать вместо йода и ваты?

2- конкурс называется " Цифры друзья буквам".

Каждый ученик получает листок, на котором написано зашифрованное название животного. Нужно как можно быстрее расшифровать эту запись. Ключ к расшифровке - алфавит.




1-а 9-з 17-п 25-ч

2-6 10-и 18-р 26-ш

3-в 11-й 19-с 27-щ

4-г 12-к 20-т 28-ъ

5-д 13-л 21-у 29-ы

6-е 14-м 22-ф 30 - ь

7-ё 15-н 23-х 31-э

8-ж 16-о 24-ц 32-ю

33-я


19 15 6 4 10 18 30 (снегирь)

13 33 4 21 26 12 1 (лягушка)

3- конкурс. «Собери пословицу».

Участники получают конвертики с разрезанным на слова текстом пословицы. По сигналу ведущего они должны открыть конверт и склеить пословицу.

(«Был бы лес, соловьи прилетят.»).

Текст пословицы представляется жюри, которое оценивает правильность и скорость выполнения задания.

4-конкурс- «Загадочные животные»

ВАЙРУЕМ – _________________________ (Муравей).

СОЛЬ - ______________________________ (Лось)

ЛЬДОША - ___________________________ (Лошадь)

БАКОСА - ____________________________ (Собака)

ЗОКА - _______________________________ (Коза)

ШАУГКЯЛ - __________________________ (Лягушка)

БАОБЧАК - ___________________________ (Бабочка)

ДЕВЬДЕМ - ___________________________ (Медведь)

Подведение итогов
5- конкурс «Исключи лишнее».

- На суше, в воде, в лесу, везде, где только можно, произрастают и обитают эти растения и животные. Все они нам знакомы. Ваша задача исключить из четырех понятий одно, не объединенное с остальными общими признаками.

БЕРЕЗА, ТОПОЛЬ, РЯБИНА, КАЛИНА. (Калина кустарник, остальные деревья)

ЗЕМЛЯНИКА, ЧЕРНИКА, БРУСНИКА, ВОРОНИЙ ГЛАЗ. ( Вороний глаз – ядовитые ягоды, а остальные съедобные)

ЕЛЬ, СОСНА, КЕДР, ЛИСТВЕННИЦА. (Лиственница – сбрасывает на зиму иголки)

МОШКА, КОМАР, ОВОД, ШМЕЛЬ (Шмель – жалящее насекомое, остальные кровососущие).

Лес – наше богатство.




1) Как по пню срубленного дерева узнать сколько ему лет? (На срубе четко видны годовые кольца. Сколько колец – столько и лет)

2) Что за трава, которую слепые узнают? (Крапива)

3) Какие деревья нашего пришкольного участка и зимой остаются зелеными?

4) Дерево – символ нашей Родины? (Береза)

5) Какие лекарственные травы лечат простуду? (Мать-и–мачеха, подорожник, душица, мята)

6) Какие лекарственные растения растут у нас в классе? Как их можно применить? (эвкалипт)

7) Какая ягода бывает черной, красной, белой? (Смородина)

8) Назовите ядовитые ягоды, которые растут в лесу. (Волчье лыко, вороний глаз)


Соболь - красивое подвижное животное с ценной шкуркой, принесшей ему мировую славу. Водится в горах и лесах Сибири и Камчатки. Соболь питается мышами, птицами, кедровыми орехами. Соболь широко распространен в области, численность его — 139,6 тыс. особей. Он составляет предмет охоты. Особенно ценится шкурка баргузинского соболя с темным цветом меха с проседью. Начало охоты за соболем относится ко времени Ермака, когда он привез партию шкурок Ивану Грозному из первого похода за Урал. Мех соболя понравился. Но в результате хищнического истребления к началу XX века сибирский соболь сталь редок.

Я обнял глобус – шар земной.

Один – над сушей и водой.

В руках моих материки

Мне тихо шепчут: «Береги».

Чтец1: В зеленой краске лес и дол

Мне говорят: «Будь с нами добр.

Не растопчи нас и не жги.

Зимой и летом береги».

Журчит глубокая река,

Свои, лаская берега.

И слышу голос я реки:

«Ты береги нас, береги».

И птиц, и рыб я слышу всех:

«Тебя мы просим, человек,

Ты обещай нам и не лги,

Как старший брат нас береги».

Я обнял глобус – шар земной,

И что-то сделалось со мной.

И вдруг шепнул я: « Не солгу,

Тебя, родной мой, сберегу».

Экологический журнал «Это Земля – твоя и моя».

1.     Орг. начало

2.     Мотивация

Учитель: - Добрый день, дорогие друзья! Посмотрите, пожалуйста, на слайды и ответьте  на вопрос: «Что на них изображено?» (Просмотр слайдов №1-3.)

 Что изображено на слайдах? (Ответы детей.)

Что означает слово «пейзаж», давайте найдём его значение в толковом словаре. Работа в группах. Пейзаж -  жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа. (Слайд № 4)

Я однажды прочла фразу: «Нет ничего более прекрасного, чем созданного природой!» Как точно подмечено.

- Теперь посмотрите эти слайды и ответьте на вопрос: «Что на них изображено?» (Просмотр слайдов№ 5-7.)

 Что изображено на слайдах? (Ответы детей.)

3. Определение темы и постановка целей занятия

Как вы думаете, какова тема нашего классного часа?

- Сегодня наш классный час «Наш дом – планета Земля», посвящен экологии. 

Каковы будут цели? (Привлечение внимания к экологическим проблемам современности, вспомнить правила поведения природе (в  лесу, на водоёме, на лугу). 

4. Актуализация вопросов, рассматриваемых на занятии

воспитатель:

Этот год объявлен годом Экологии. Все мы – жители одного большого дома под названием планета Земля. Мы собрались  здесь для   того,  чтобы   напомнить  друг другу о том, что планете, на которой мы живём, угрожает опасность, но в наших силах спасти её. Посмотрите вокруг: какой прекрасный, удивительный мир нас окружает. Леса, поля, реки, моря, горы, небо, солнце, животные, птицы. Это природа! Она нас кормит, поит, одевает, даёт всё для жизни и взамен требует совсем немного – бережного, уважительного отношения к себе. Однако порой и взрослые, и дети бездушно ведут себя по отношению к ней. Красивейшие водоёмы превращаются в сточные канавы, пересыхают реки, задыхается от мусора лес, исчезают редкие виды растений и животных. Природа подаёт сигнал SOS. 

SOS – международный радиосигнал. Его подают с тонущего корабля. Всякий услышавший его, знает: где-то гибнут люди, они молят о спасении. Теперь мольба о спасении раздаётся не только с тонущего корабля, но все чаще слышится сигнал SOS от природы.

Ребята, давайте же мы с вами прислушаемся к тревожным сигналам SOS не подаёт ли их природа нашей малой родины? (Ответы детей) 

–                    Какой вывод мы с вами сделаем? (Экологические проблемы есть и у нашего села Введенка)

–                    Ребята, как вы думаете, есть ли закон, который защищает природу? (Ответы детей)

–                    Да. В нашей стране есть закон «Об охране окружающей среды», в котором написано, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду и на её защиту. В то же время в законе сказано: "Все граждане обязаны сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам".

–                    Вы тоже являетесь гражданами нашей страны. Что вы можете сделать и делаете для сохранения родной  природы? (Ответы детей)

–                    А знаете ли вы главные экологические проблемы Земли?  (Ответы детей)

Гудят заводы, всюду пыль,

Бежит, дымит автомобиль.

А между тем деревья стонут,

В грязи и пыли просто тонут.

Стала грязной наша вода,

От растений нет и следа.

Отнят дом у наших зверей,

Птицам, рыбам плохо теперь.

–                    Ребята,  все вместе мы – дети Земли. Земля – наш общий дом, её нужно охранять. Охрану природы, правила поведения в ней изучает целая наука. Что это за наука?  (Экология). И сейчас мы проведём экологическую викторину, которая и покажет нам насколько хорошо вы знакомы с природой.

«Экологическая викторина».

Первый этап - игра «Хорошо – плохо». Условия игры: я читаю предложение, а вы должны похлопать в ладоши, если это хорошо и легонько потопать ногами, если вы считаете, что это плохо.

1.  Загрязнение воды и воздуха заводами и фабриками.

2.  Мусор в лесу.

3.  Развешивание кормушек для птиц.

4.  Браконьерство.

5.  Очистительные фильтры на трубах заводов.

6.  Создание заповедников.

7.  Посадка деревьев.

8.  Создание Красной книги.

воспитательРебята, а кто знает, что такое Красная книга? Почему она называется Красной? (Красный цвет – сигнал тревоги, запрета). Красная книга – это справочник об исчезающих животных и растениях. Есть Красная книга России и Красная книга Курской области.  В Красную книгу Курской области внесено 119 объектов фауны и 212 объектов флоры. Она представлена 2 томами. В первом томе представлен список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных Курской области - их 119 видов. Во втором томе  - список редких и находящихся под угрозой исчезновения растений и грибов Курской области - их 212 видов.

–                     Растения, грибы и животных, которые занесены в Красную книгу, необходимо защищать. Что делают люди для защиты растений и животных? (Для этого создаются заповедники, заказники, строго охраняемые государством).

- Почему нельзя загрязнять воду?

1. В такой воде погибают живые организмы.

2. Будет некрасивый цвет воды.

Есть ли в природе бесполезные и ненужные существа?

1. Да, например, комар.

2. Нет, в природе нет ничего ненужного, бесполезного.

- Какие растения занесены в Красную книгу?

1. Самые красивые.

2. Те растения, которых на Земле осталось очень мало.

воспитатель:   Есть в каждом лесу особая поляна - "поляна слёз”. Собираются там звери, когда их люди обижают, и рассказывают друг другу о своих бедах и печалях…

Работа в группах: игра "А если бы?...”

Вам дано начало предложения, а вы должны закончить его. Обсудите варианты в группе (паре).

- Если бы дрожащий зайка под кустиком умел говорить, он сказал бы…

- Если бы муравей, на которого вот-вот наступят умел говорить, он сказал бы…

- Если бы рыбка из грязной лесной речки могла говорить, она сказала бы…

воспитатель:

Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если, будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

Человек должен быть в лесу не хозяином, а гостем, приходить сюда с добром и не мешать лесным жителям.

Чтение и обсуждение рассказа В. Сухомлинского "Стыдно перед соловушкой” – Послушайте рассказ В. Сухомлинского "Стыдно перед соловушкой” и ответьте на вопросы «Кому стало стыдно перед соловушкой? Почему?»

 

Оля и Лида пошли в лес. После трудной дороги сели на траву отдохнуть и пообедать.

Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки закончили обед, недалеко от них запел соловей. Оля и Лида сидели, боялись пошевельнуться. Соловей перестал петь.

Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст.

Лида же завернула в газету яичные скорлупки и положила кулёк в сумку.

- Зачем ты берёшь с собой мусор?- сказала Оля.- Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.

- Стыдно… перед соловушкой,- ответила тихо Лида.

- Кому стало стыдно перед соловушкой? Почему?

- Соблюдают ли законы природы девочки из рассказа?

воспитатель:

- Ребята, давайте повторим и запомним правила поведения в природе.

Дети:

- Не оставлять мусор в лесу, на берегу водоёма, на лугу. 
- Не ломать ветки и деревья. 
- Не разорять птичьи гнезда и муравейники. 
- Не разжигать костры, беречь лес от пожара.

- Не рвать цветы.

5. Подведение итогов

воспитатель: Нам осталось, дорогие друзья, подвести итог нашей встречи и ещё раз напомнить всем, всем, всем: «Будьте чуточку внимательнее к природе, учитесь слушать её, и она расскажет вам много интересного, раскроет для вас свои тайны и секреты. Не обижайте её и не давайте это делать другим. Постарайтесь сохранить красоту и богатство нашей планеты»

- Прочтите строки, записанные на доске, и задумайтесь над их смыслом.

1. Великая книга природы открыта перед всеми, и в этой великой книге до сих пор... прочтены только первые страницы (Д. И. Писарев)

2. Пользоваться благами цивилизации может каждый, а вот видеть красоту природы, дано не всем.

3. О человеке можно судить по его отношению к природе.

4. Не любить природу невозможно, равнодушие к ней - признак бесчеловечности.

5. Охранять природу — значит охранять Родину. (Пришвин М. М.)

6. Рефлексия

  1. Какие были цели нашего классного часа? Достигли мы их?

  2. Продолжите предложения.

Сегодня я узнал(а)…

Было интересно…

Было трудно…

Полученные знания пригодятся мне в …

Мне захотелось …

Теперь я буду …









Земля… всего лишь бесконечная малая частица вселенной, но только на ней одной из всех обследованных человеком планете есть жизнь. Человек прожил на земле не более 2 миллионов лет, но что успел уже сделать со своим единственным домом - Землёй.

Раньше мы не слишком внимательно прислушивались к сигналам бедствия, которые подавала нам природа. Сегодня начали осознавать, что наш дом - земля - в опасности. Она медленно погибает.

Каждый день фауна земного шара становится беднее на один вид животных. Каждую неделю мы навсегда теряем один вид растений.



В минуту вырубается 20 гектаров тропических лесов.

Ежегодно из недр земли добываются безвозвратно более 100 млрд. тонн ископаемых, кроме того, в мире ежегодно вносятся в почву огромное количество минеральных удобрений, от чего погибают животные и микроорганизмы. Кто повинен в этом варварстве?

Сегодня с планеты уже исчезло 40-50 % лесов, кустарников. Уничтожено 2/3 всей площади лесов. Кто виновен в этом? Учёные заявляют, что через десять лет Средиземное море может стать мёртвым.







Смертность превышает рождаемость. Подсчитано, что в тех городах, где сильно загрязнён воздух общая заболеваемость детей до трёх лет в 22 раза, а до шести лет в 33 раза выше, чем детей, которые проживают в экологически благоприятном районе. Не случайно экологи говорят « Или люди сделают так, что воздух будет чище, или воздух сделает так, что людей будет меньше».



Природу стали загрязнять не вчера, и она уже на протяжении многих веков выдерживает на себе стресс, принимая все отбросы. Сегодня загрязнение воздуха принимают катастрофические размеры. Учёные всего мира призывают народы и правительства всех стран одуматься пока ещё не поздно! Ведь дом у нас один - и этот дом зовётся Землёй. Что мы выбираем: путь в никуда, а точнее в пропасть, или путь в гармонии с природой, кок того требует сама природа!





Как красив наш край весной, когда расцветает новая жизнь. Прекрасен он и осенью, когда горит яркими красками листва берёз в осколках, и зимой, когда всё вокруг сказочно хрустально.





Очень важно, совершенно необходимо не дать сегодня погибнуть тем, кто ещё жив, ибо махнув рукой на одних, мы создадим неизбежную цепь потерь и, в конце концов, можем остаться в одиночестве. Вам не кажется, что в Пушкинской сказке о рыбаке и рыбке есть предупреждение нам, сегодняшним жителям Земли? В золотой рыбке мы увидели природу - мудрую, строгую, щедрую, а в жадной старухе - самих себя. Сказка подсказывает - обуздай свою алчность, чтобы не остаться у разбитого корыта. Будем же беречь свою Землю! Повсюду на каждом шагу, все вместе и каждый в отдельности. Другого нам не дано. Завтрашний день земли будет таким, каким мы его создадим сегодня.

Для дружбы, для улыбок и для встреч

В наследство получили мы планету.

Нам этот мир завещано беречь

И землю удивительную эту.

Травиночка-кровиночка Земли

Признаемся, мы это позабыли

И вроде Землю - нет, не разлюбили…

Ведь в детстве с каждым деревом дружили,

А выросли - срубили пожгли…

И службу бесхозяйственно верша,

Мы портим реки, наши луговины,

И рыба мрёт, и падают лесины,-

Но не болит холодная душа.

Преобразуй, используй и твори!

Да только помни, что твоё начало

В том, чтоб Земля травинками дышала

И, словно на руках, тебя качала

На тех лугах, что каждый год цвели.

Травиночки-кровиночки Земли.



Мы часто слышим слова: «Природа-мать». Это точное определение мира планеты, ведь она древняя колыбель жизни и она бесконечна и непредсказуема.

На протяжении всей истории человечества люди жили в тесном общении и контакте с природой. Природа была и продолжает оставаться кормилицей человека, источником его существования, вдохновения. Каждый оплачивает свои долги сам. Но есть у нас и общие долги. И один из них - сбережение в целостности и сохранности природы - нашего общего дома. Теперь, кажется, мы уже осознали, что не трудно лишиться всего её многообразия не только по злому умыслу, но и по недомыслию. Природа щедра, но она не прощает ошибок. Никогда ещё равновесие между человеком и природой было столь зыбким. И, пожалуй, не на одном поколении людей не лежало столь высокая ответственность перед потомками: долг перед будущим, как за сохранение природы, так и за сохранение самой жизни на Земле.





Прекрасно звучат слова Экзюпери: « Есть такое твёрдое правило: встал поутру, умылся, оделся, привёл себя в порядок и сразу же приведи в порядок свою планету».

Давайте же и мы будем следовать этому замечательному правилу!








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Занятие по теме "Мир вокруг нас"

Автор: Пятибратова Мария Евгеньевна

Дата: 28.10.2025

Номер свидетельства: 676320

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Программа дополнительного образования       «Мир вокруг нас»"
    ["seo_title"] => string(51) "proghrammadopolnitielnoghoobrazovaniiamirvokrughnas"
    ["file_id"] => string(6) "281319"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453495443"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Классный час на тему: "Я и мир вокруг  нас" "
    ["seo_title"] => string(43) "klassnyi-chas-na-tiemu-ia-i-mir-vokrugh-nas"
    ["file_id"] => string(6) "235223"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443631468"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Игра Что? Где? Когда? на тему "Физика вокруг нас""
    ["seo_title"] => string(42) "ighrachtogdiekoghdanatiemufizikavokrughnas"
    ["file_id"] => string(6) "303207"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1457455906"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Конспект занятия в средней группе на тему "Насекомые вокруг нас""
    ["seo_title"] => string(64) "konspekt_zaniatiia_v_srednei_gruppe_na_temu_nasekomye_vokrug_nas"
    ["file_id"] => string(6) "599107"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1643471094"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Конспект урока по физике "Физика вокруг нас" "
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekt-uroka-po-fizikie-fizika-vokrugh-nas"
    ["file_id"] => string(6) "243845"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445839046"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства