Воспитательные: продолжить работу по воспитанию бережного отношения к природе, формировать умения работать в команде.
1. Организационный момент
2. Основная часть.
Воспитатель: Наш дом родной, наш общий дом –
Земля, где мы с тобой живём!
Ты только посмотри вокруг:
Тут речка, там зелёный луг.
В лесу дремучем не пройдешь,
Воды в пустыне не найдешь
А где-то снег лежит горой,
А где-то жарко и зимой…
Чудес нам всех не перечесть,
Одно у них названье есть –
Леса и горы, и моря
Все называется Земля!
Мы начинаем экологическую игру –викторину «Это Земля – твоя и моя» .
1 - конкурс «разминка»
1.Назовите баснословную похитительницу сыра.
2. Как звали лису, подружку кота Базилио?
3. Заготовкой для кареты Золушки служила…
4. Сказочное дерево со златой цепью – это …
5. Какие две рыбы, «обитающие» в разных сказках, исполняют желания, поймавших их людей?
6. Какого храброго животного в книге Р.Киплинга звали Рикки-Тики-Тави?
7. Назовите единственную пантеру, которая известна нам по имени?
8. Пожиратель калош, если верить Чуковскому, - это…
растение можно использовать вместо йода и ваты?
2- конкурс называется " Цифры друзья буквам".
Каждый ученик получает листок, на котором написано зашифрованное название животного. Нужно как можно быстрее расшифровать эту запись. Ключ к расшифровке - алфавит.
1-а 9-з 17-п 25-ч
2-6 10-и 18-р 26-ш
3-в 11-й 19-с 27-щ
4-г 12-к 20-т 28-ъ
5-д 13-л 21-у 29-ы
6-е 14-м 22-ф 30 - ь
7-ё 15-н 23-х 31-э
8-ж 16-о 24-ц 32-ю
33-я
19 15 6 4 10 18 30 (снегирь)
13 33 4 21 26 12 1 (лягушка)
3- конкурс. «Собери пословицу».
Участники получают конвертики с разрезанным на слова текстом пословицы. По сигналу ведущего они должны открыть конверт и склеить пословицу.
(«Был бы лес, соловьи прилетят.»).
Текст пословицы представляется жюри, которое оценивает правильность и скорость выполнения задания.
4-конкурс- «Загадочные животные»
ВАЙРУЕМ – _________________________ (Муравей).
СОЛЬ - ______________________________ (Лось)
ЛЬДОША - ___________________________ (Лошадь)
БАКОСА - ____________________________ (Собака)
ЗОКА - _______________________________ (Коза)
ШАУГКЯЛ - __________________________ (Лягушка)
БАОБЧАК - ___________________________ (Бабочка)
ДЕВЬДЕМ - ___________________________ (Медведь)
Подведение итогов 5- конкурс «Исключи лишнее».
- На суше, в воде, в лесу, везде, где только можно, произрастают и обитают эти растения и животные. Все они нам знакомы. Ваша задача исключить из четырех понятий одно, не объединенное с остальными общими признаками.
БЕРЕЗА, ТОПОЛЬ, РЯБИНА, КАЛИНА. (Калина кустарник, остальные деревья)
ЗЕМЛЯНИКА, ЧЕРНИКА, БРУСНИКА, ВОРОНИЙ ГЛАЗ. ( Вороний глаз – ядовитые ягоды, а остальные съедобные)
ЕЛЬ, СОСНА, КЕДР, ЛИСТВЕННИЦА. (Лиственница – сбрасывает на зиму иголки)
МОШКА, КОМАР, ОВОД, ШМЕЛЬ (Шмель – жалящее насекомое, остальные кровососущие).
Лес – наше богатство.
1) Как по пню срубленного дерева узнать сколько ему лет? (На срубе четко видны годовые кольца. Сколько колец – столько и лет)
2) Что за трава, которую слепые узнают? (Крапива)
3) Какие деревья нашего пришкольного участка и зимой остаются зелеными?
6) Какие лекарственные растения растут у нас в классе? Как их можно применить? (эвкалипт)
7) Какая ягода бывает черной, красной, белой? (Смородина)
8) Назовите ядовитые ягоды, которые растут в лесу. (Волчье лыко, вороний глаз)
Соболь - красивое подвижное животное с ценной шкуркой, принесшей ему мировую славу. Водится в горах и лесах Сибири и Камчатки. Соболь питается мышами, птицами, кедровыми орехами. Соболь широко распространен в области, численность его — 139,6 тыс. особей. Он составляет предмет охоты. Особенно ценится шкурка баргузинского соболя с темным цветом меха с проседью. Начало охоты за соболем относится ко времени Ермака, когда он привез партию шкурок Ивану Грозному из первого похода за Урал. Мех соболя понравился. Но в результате хищнического истребления к началу XX века сибирский соболь сталь редок.
Я обнял глобус – шар земной.
Один – над сушей и водой.
В руках моих материки
Мне тихо шепчут: «Береги».
Чтец1: В зеленой краске лес и дол
Мне говорят: «Будь с нами добр.
Не растопчи нас и не жги.
Зимой и летом береги».
Журчит глубокая река,
Свои, лаская берега.
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас, береги».
И птиц, и рыб я слышу всех:
«Тебя мы просим, человек,
Ты обещай нам и не лги,
Как старший брат нас береги».
Я обнял глобус – шар земной,
И что-то сделалось со мной.
И вдруг шепнул я: « Не солгу,
Тебя, родной мой, сберегу».
Экологический журнал «Это Земля – твоя и моя».
1. Орг. начало
2. Мотивация
Учитель: - Добрый день, дорогие друзья! Посмотрите, пожалуйста, на слайды и ответьте на вопрос: «Что на них изображено?» (Просмотр слайдов №1-3.)
- Что изображено на слайдах? (Ответы детей.)
- Что означает слово «пейзаж», давайте найдём его значение в толковом словаре. Работа в группах. Пейзаж - жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа. (Слайд № 4)
- Я однажды прочла фразу: «Нет ничего более прекрасного, чем созданного природой!» Как точно подмечено.
- Теперь посмотрите эти слайды и ответьте на вопрос: «Что на них изображено?» (Просмотр слайдов№ 5-7.)
- Что изображено на слайдах? (Ответы детей.)
3. Определение темы и постановка целей занятия
- Как вы думаете, какова тема нашего классного часа?
- Сегодня наш классный час «Наш дом – планета Земля», посвящен экологии.
Каковы будут цели? (Привлечение внимания к экологическим проблемам современности, вспомнить правила поведения природе (в лесу, на водоёме, на лугу).
4.Актуализация вопросов, рассматриваемых на занятии
воспитатель:
Этот год объявлен годом Экологии. Все мы – жители одного большого дома под названием планета Земля. Мы собрались здесь для того, чтобы напомнить друг другу о том, что планете, на которой мы живём, угрожает опасность, но в наших силах спасти её. Посмотрите вокруг: какой прекрасный, удивительный мир нас окружает. Леса, поля, реки, моря, горы, небо, солнце, животные, птицы. Это природа! Она нас кормит, поит, одевает, даёт всё для жизни и взамен требует совсем немного – бережного, уважительного отношения к себе. Однако порой и взрослые, и дети бездушно ведут себя по отношению к ней. Красивейшие водоёмы превращаются в сточные канавы, пересыхают реки, задыхается от мусора лес, исчезают редкие виды растений и животных. Природа подаёт сигнал SOS.
SOS – международный радиосигнал. Его подают с тонущего корабля. Всякий услышавший его, знает: где-то гибнут люди, они молят о спасении. Теперь мольба о спасении раздаётся не только с тонущего корабля, но все чаще слышится сигнал SOS от природы.
Ребята, давайте же мы с вами прислушаемся к тревожным сигналам SOS не подаёт ли их природа нашей малой родины? (Ответы детей)
– Какой вывод мы с вами сделаем? (Экологические проблемы есть и у нашего села Введенка)
– Ребята, как вы думаете, есть ли закон, который защищает природу? (Ответы детей)
– Да. В нашей стране есть закон «Об охране окружающей среды», в котором написано, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду и на её защиту. В то же время в законе сказано: "Все граждане обязаны сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам".
– Вы тоже являетесь гражданами нашей страны. Что вы можете сделать и делаете для сохранения родной природы? (Ответы детей)
– А знаете ли вы главные экологические проблемы Земли? (Ответы детей)
Гудят заводы, всюду пыль,
Бежит, дымит автомобиль.
А между тем деревья стонут,
В грязи и пыли просто тонут.
Стала грязной наша вода,
От растений нет и следа.
Отнят дом у наших зверей,
Птицам, рыбам плохо теперь.
– Ребята, все вместе мы – дети Земли. Земля – наш общий дом, её нужно охранять. Охрану природы, правила поведения в ней изучает целая наука. Что это за наука? (Экология). И сейчас мы проведём экологическую викторину, которая и покажет нам насколько хорошо вы знакомы с природой.
«Экологическая викторина».
Первый этап - игра «Хорошо – плохо». Условия игры: я читаю предложение, а вы должны похлопать в ладоши, если это хорошо и легонько потопать ногами, если вы считаете, что это плохо.
1. Загрязнение воды и воздуха заводами и фабриками.
2. Мусор в лесу.
3. Развешивание кормушек для птиц.
4. Браконьерство.
5. Очистительные фильтры на трубах заводов.
6. Создание заповедников.
7. Посадка деревьев.
8. Создание Красной книги.
воспитатель: Ребята, а кто знает, что такое Красная книга? Почему она называется Красной? (Красный цвет – сигнал тревоги, запрета). Красная книга – это справочник об исчезающих животных и растениях. Есть Красная книга России и Красная книга Курской области. В Красную книгу Курской области внесено 119 объектов фауны и 212 объектов флоры. Она представлена 2 томами. В первом томе представлен список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных Курской области - их 119 видов. Во втором томе - список редких и находящихся под угрозой исчезновения растений и грибов Курской области - их 212 видов.
– Растения, грибы и животных, которые занесены в Красную книгу, необходимо защищать. Что делают люди для защиты растений и животных? (Для этого создаются заповедники, заказники, строго охраняемые государством).
- Почему нельзя загрязнять воду?
1. В такой воде погибают живые организмы.
2. Будет некрасивый цвет воды.
Есть ли в природе бесполезные и ненужные существа?
1. Да, например, комар.
2. Нет, в природе нет ничего ненужного, бесполезного.
- Какие растения занесены в Красную книгу?
1. Самые красивые.
2. Те растения, которых на Земле осталось очень мало.
воспитатель: Есть в каждом лесу особая поляна - "поляна слёз”. Собираются там звери, когда их люди обижают, и рассказывают друг другу о своих бедах и печалях…
Работа в группах: игра "А если бы?...”
Вам дано начало предложения, а вы должны закончить его. Обсудите варианты в группе (паре).
- Если бы дрожащий зайка под кустиком умел говорить, он сказал бы…
- Если бы муравей, на которого вот-вот наступят умел говорить, он сказал бы…
- Если бы рыбка из грязной лесной речки могла говорить, она сказала бы…
воспитатель:
Дерево, трава, цветок и птица Не всегда умеют защититься. Если, будут уничтожены они, На планете мы останемся одни.
Человек должен быть в лесу не хозяином, а гостем, приходить сюда с добром и не мешать лесным жителям.
Чтение и обсуждение рассказа В. Сухомлинского "Стыдно перед соловушкой” – Послушайте рассказ В. Сухомлинского "Стыдно перед соловушкой” и ответьте на вопросы «Кому стало стыдно перед соловушкой? Почему?»
Оля и Лида пошли в лес. После трудной дороги сели на траву отдохнуть и пообедать.
Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки закончили обед, недалеко от них запел соловей. Оля и Лида сидели, боялись пошевельнуться. Соловей перестал петь.
Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст.
Лида же завернула в газету яичные скорлупки и положила кулёк в сумку.
- Зачем ты берёшь с собой мусор?- сказала Оля.- Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.
- Стыдно… перед соловушкой,- ответила тихо Лида.
- Кому стало стыдно перед соловушкой? Почему?
- Соблюдают ли законы природы девочки из рассказа?
воспитатель:
- Ребята, давайте повторим и запомним правила поведения в природе.
Дети:
- Не оставлять мусор в лесу, на берегу водоёма, на лугу. - Не ломать ветки и деревья. - Не разорять птичьи гнезда и муравейники. - Не разжигать костры, беречь лес от пожара.
- Не рвать цветы.
5. Подведение итогов
воспитатель: Нам осталось, дорогие друзья, подвести итог нашей встречи и ещё раз напомнить всем, всем, всем: «Будьте чуточку внимательнее к природе, учитесь слушать её, и она расскажет вам много интересного, раскроет для вас свои тайны и секреты. Не обижайте её и не давайте это делать другим. Постарайтесь сохранить красоту и богатство нашей планеты»
- Прочтите строки, записанные на доске, и задумайтесь над их смыслом.
1. Великая книга природы открыта перед всеми, и в этой великой книге до сих пор... прочтены только первые страницы (Д. И. Писарев)
2. Пользоваться благами цивилизации может каждый, а вот видеть красоту природы, дано не всем.
3. О человеке можно судить по его отношению к природе.
4. Не любить природу невозможно, равнодушие к ней - признак бесчеловечности.
5. Охранять природу — значит охранять Родину. (Пришвин М. М.)
6. Рефлексия
Какие были цели нашего классного часа? Достигли мы их?
Продолжите предложения.
Сегодня я узнал(а)…
Было интересно…
Было трудно…
Полученные знания пригодятся мне в …
Мне захотелось …
Теперь я буду …
Земля… всего лишь бесконечная малая частица вселенной, но только на ней одной из всех обследованных человеком планете есть жизнь. Человек прожил на земле не более 2 миллионов лет, но что успел уже сделать со своим единственным домом - Землёй.
Раньше мы не слишком внимательно прислушивались к сигналам бедствия, которые подавала нам природа. Сегодня начали осознавать, что наш дом - земля - в опасности. Она медленно погибает.
Каждый день фауна земного шара становится беднее на один вид животных. Каждую неделю мы навсегда теряем один вид растений.
В минуту вырубается 20 гектаров тропических лесов.
Ежегодно из недр земли добываются безвозвратно более 100 млрд. тонн ископаемых, кроме того, в мире ежегодно вносятся в почву огромное количество минеральных удобрений, от чего погибают животные и микроорганизмы. Кто повинен в этом варварстве?
Сегодня с планеты уже исчезло 40-50 % лесов, кустарников. Уничтожено 2/3 всей площади лесов. Кто виновен в этом? Учёные заявляют, что через десять лет Средиземное море может стать мёртвым.
Смертность превышает рождаемость. Подсчитано, что в тех городах, где сильно загрязнён воздух общая заболеваемость детей до трёх лет в 22 раза, а до шести лет в 33 раза выше, чем детей, которые проживают в экологически благоприятном районе. Не случайно экологи говорят « Или люди сделают так, что воздух будет чище, или воздух сделает так, что людей будет меньше».
Природу стали загрязнять не вчера, и она уже на протяжении многих веков выдерживает на себе стресс, принимая все отбросы. Сегодня загрязнение воздуха принимают катастрофические размеры. Учёные всего мира призывают народы и правительства всех стран одуматься пока ещё не поздно! Ведь дом у нас один - и этот дом зовётся Землёй. Что мы выбираем: путь в никуда, а точнее в пропасть, или путь в гармонии с природой, кок того требует сама природа!
Как красив наш край весной, когда расцветает новая жизнь. Прекрасен он и осенью, когда горит яркими красками листва берёз в осколках, и зимой, когда всё вокруг сказочно хрустально.
Очень важно, совершенно необходимо не дать сегодня погибнуть тем, кто ещё жив, ибо махнув рукой на одних, мы создадим неизбежную цепь потерь и, в конце концов, можем остаться в одиночестве. Вам не кажется, что в Пушкинской сказке о рыбаке и рыбке есть предупреждение нам, сегодняшним жителям Земли? В золотой рыбке мы увидели природу - мудрую, строгую, щедрую, а в жадной старухе - самих себя. Сказка подсказывает - обуздай свою алчность, чтобы не остаться у разбитого корыта. Будем же беречь свою Землю! Повсюду на каждом шагу, все вместе и каждый в отдельности. Другого нам не дано. Завтрашний день земли будет таким, каким мы его создадим сегодня.
Для дружбы, для улыбок и для встреч
В наследство получили мы планету.
Нам этот мир завещано беречь
И землю удивительную эту.
Травиночка-кровиночка Земли
Признаемся, мы это позабыли
И вроде Землю - нет, не разлюбили…
Ведь в детстве с каждым деревом дружили,
А выросли - срубили пожгли…
И службу бесхозяйственно верша,
Мы портим реки, наши луговины,
И рыба мрёт, и падают лесины,-
Но не болит холодная душа.
Преобразуй, используй и твори!
Да только помни, что твоё начало
В том, чтоб Земля травинками дышала
И, словно на руках, тебя качала
На тех лугах, что каждый год цвели.
Травиночки-кровиночки Земли.
Мы часто слышим слова: «Природа-мать». Это точное определение мира планеты, ведь она древняя колыбель жизни и она бесконечна и непредсказуема.
На протяжении всей истории человечества люди жили в тесном общении и контакте с природой. Природа была и продолжает оставаться кормилицей человека, источником его существования, вдохновения. Каждый оплачивает свои долги сам. Но есть у нас и общие долги. И один из них - сбережение в целостности и сохранности природы - нашего общего дома. Теперь, кажется, мы уже осознали, что не трудно лишиться всего её многообразия не только по злому умыслу, но и по недомыслию. Природа щедра, но она не прощает ошибок. Никогда ещё равновесие между человеком и природой было столь зыбким. И, пожалуй, не на одном поколении людей не лежало столь высокая ответственность перед потомками: долг перед будущим, как за сохранение природы, так и за сохранение самой жизни на Земле.
Прекрасно звучат слова Экзюпери: « Есть такое твёрдое правило: встал поутру, умылся, оделся, привёл себя в порядок и сразу же приведи в порядок свою планету».
Давайте же и мы будем следовать этому замечательному правилу!