|         II. Языковая разминка.         |            Словарный диктант «Наоборот».     – Запишите к словам антонимы, обозначьте орфограммы:   1) диалог (монолог);   2) исчезать (появляться);   3) оптимизм (пессимизм);   4) прекрасный (безобразный);   5) рассвет (закат);   6) расставаться (встретиться).   – Обменяйтесь тетрадями и сравните с вариантом на доске.       Орфографический мониторинг.     «Кто больше знает слов?»   Послушайте стихотворение «Всюду снег» (текст на слайде):   Двор весь заснеженный ярко блестит,   Снежная крепость в нём смехом звенит.   Лепит снежки детвора день-деньской.   Хвалятся крыши каймой снеговой.   С новой метёлкой стоит снеговик.   Снега излишки увёз грузовик.   К ёлке готовим снежинки, фигурки,   Ставим спектакль мы весёлый Снегурке.   Мы не скучаем пока по весне,   Но вот подснежники видим во сне.   - Какие однокоренные слова вы услышали в стихотворении?   - Обоснуйте своё мнение. Запишите эти слова. Выделите корень и окончание слова.   - Могут ли образовываться новые слова с помощью окончания? Докажите.   - Могут ли быть разные окончания у одного и того же слова? Докажите.   - Как найти в слове окончание? Докажите.     |     Познавательные УУД    Владеть разными видами аудирования (ознакомительным, выборочным); устанавливают причинно следственные связи; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза. сравнения. классификации.  Регулятивные: принимают и сохраняют учебные задачи  Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности                                                                   |  
  |         III. Введение в тему урока.       |     На доске изображена схема:               – Что вы можете рассказать о слове по этой схеме? Попробуйте подобрать к ней примеры.     – Что у вас получилось? Достаточно ли в схеме информации, чтобы примеры имели какое-то сходство?   – Сделайте необходимые добавления, чтобы можно было рассказать о слове более точно.     Ученики дополняют схему изображением частей слова: приставки, корня, суффикса, окончания.                                 – Назовите ключевое слово урока. (Основа слова.)   |        Регулятивные УУД  1. Высказывать предположения на основе наблюдений.  2. Формулировать тему урока.       Познавательные УУД    Извлекать информацию, представленную в виде схемы, преобразовывать и передавать её в других формах (текст, слова).   |  
  |    IV. Актуализация изученного.       |     Фронтальная беседа.   - Что такое основа слова?   - Запишите слова и выделите в них основу: тучами, пишем, начальный.   - Что необходимо помнить, чтобы правильно выделить основу слова?                 |     Коммуникативные УУД  1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.  2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.   Познавательные УУД      Владеть разными видами чтения (ознакомительным, изучающим).   Анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения, делать выводы.     |  
  |    V. Открытие нового знания.       |      Чтение диалога и знакомство с теоретическим материалом учебника : параграф 73. с.10.     - Как вы думаете. нужно ли определять часть речи перед тем как выделять основу? Почему? ( да, нужно, потому что изменяемые части речи имеют окончание, в том числе нулевое. а неизменяемые состоят только из основы)   - Что нового вы узнали об основе слова? (Неизменяемые слова состоят только из основы. В основе заключено его лексическое значение.)   - Приведите примеры слов, состоящих только из основы. (Наречия: сверху, вдалеке, скоро и т.д)   - Можно ли сказать, что эти слова имеют окончание? (Нет. Эти наречия оканчиваются на гласные у, е, о, являющиеся суффиксами)         Коллективное выполнение упр.386 стр.11.     |    Регулятивные УУД  1. Искать пути решения проблемы.  2. Прогнозировать, корректировать свою деятельность.  3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.                 |  
  |        VI. Первичное закрепление нового знания, развитие умений.   |      Работа в группах.     А) выполнение упражнений учебника     1 группа - упр. 387   2 группа – упр. 388   (по 1 человеку от группы работают у доски)   Б) Прочитайте стихотворение.     Как А.С. Пушкин рисует картины зимнего утра?   Зимнее утро.   Под голубыми небесами   Великолепными коврами,   Блестя на солнце, снег лежит;   Прозрачный лес один чернеет,   И ель сквозь иней зеленеет,   И речка подо льдом блестит.   - Задания у нас будут разной сложности. и вы можете выбрать. в какую группу вы сегодня готовы пойти.   1 группа: списать текст.   2 группа: списать, обозначить окончание и основу в выделенных словах.   3 группа: списать. поставить ударение, обозначить орфограммы.   В) Прочитайте, догадайтесь, какие окончания пропущены.   Зимн… холод… пахнул…   На пол… и на лес...   Ярк… пурпур.. зажглися   Пред закат… небес...   Ночь… бур… бушевал…,   А с рассвет… на сел..,   На пол…, на сад пустынн…   Перв… снег… понесло...   И сегодня над широк…   Бел… скатерть… пол…   Мы простились с запоздал…   Верениц… гус….   - Спишите по вариантам ( 1-й вариант -1 строфа, 2-й вариант – 2 строфа. 3-й вариант – 3-я строфа)   Выделите окончания и основу.   - В каком слове окончание нулевое?     |     Личностные результаты   1. Чувствовать красоту и выразительность русского слова, его богатые возможности.   2. Интерес к языку, развитое чувство слова, языковая интуиция.   Познавательные УУД    1. Владеть разными видами чтения (ознакомительным, изучающим).  2. Анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения, делать выводы.        Коммуникативные УУД    1. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.  2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.  3. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.       |  
  |         VII. Итог урока.       |     - Что нового узнали на уроке?   - Какие трудности у вас появились в процессе работы?   - Для чего служит окончание?   - Как выделить основу слова?   - Почему важно уметь выделять основу слова? (Потому, что в основе содержится лексическое значение слова)       |    Регулятивные УУД  1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.  2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.   |