- Аннотация.
Данный  методический проект посвящен  проблеме определения синонимов в устной и письменной речи. В ходе урока раскрываются вопросы о понятии синонимов и синонимических рядов, вопросы  употребления  синонимов  в речи и написании. Разработка может быть полезна учителям начальных классов средних образовательных школ, гимназий, лицеев.
	- Актуальность.
Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС НОО, предъявляющего новые требования к современному образованию, в связи с чем становится актуальным вопрос разработки технологической  карты, позволяющей  организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию  личностных, метапредметных и предметных умений.  Разработка урока направлена  на расширение словарного запаса учащихся, развитию речи, умению сравнивать и анализировать, закреплению орфографической грамотности. В содержании образования тема занимает одно из основных мест, т.к. при её изучении формируется  позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; ученики овладевают учебными действиями с языковыми единицами, учатся применять полученные знания для решения познавательных, коммуникативных и практических задач.
	- Основная часть. 
Характеристика темы.
Цель:
- систематизировать знания учеников о синонимах.
Задачи:
- научиться находить и подбирать синонимы к словам и словосочетаниям (фразеологизмам),составлять синонимические ряды;
- развить речь, обогатить словарный запас слов;
- развить чувство коллективизма и взаимопомощи, интереса к изучаемой теме и предмету «Русский язык».
Данная тема уже фигурировала в курсе русского языка 2 класса, в 3 классе она изучается уже более детально, на её изучение и закрепление отведено 2 академических часа.
Планируемые результаты:
Метапредметныерезультаты направлены на развитие универсальных учебных действий  учеников (УУД):
Регулятивные УУД (РУУД):
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– учиться высказывать своё предположение (версию);
Коммуникативные УУД ( КУУД):
- умение с точностью выражать свои мысли;
- планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками
Познавательные УУД(ПУУД):
– ориентироваться в словаре;
– находить ответы на вопросы в тексте;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Личностные результаты:
– осознавать роль синонимов и фразеологизмов, как явлений языка и речи в жизни людей;
–выражать свои эмоции;
– понимать эмоции других одноклассников, сочувствовать, сопереживать;
– обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей.
  Предметные результаты:
 -  уметь распознавать синонимы в тексте;
 - знать возможные различия слов-синонимов (по сфере употребления, по
стилистической и эмоционально-экспрессивной окрашенности;
-  уметь делать выводы о значении синонимов и фразеологизмов в устной и письменной  речи.
Тема тесно связана с предыдущим материалом «Слово и его значение» и последующим: «Антонимы», «Омонимы». В теме отражаются межпредметные связи с литературным чтением, внутрипредметные – с фразеологией и лексикологией.
Планирование темы
Определение методики преподавания – активный метод, учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока.
Подбор ресурсов: тетради, словарь синонимов, фразеологический словарь, компьютер, интерактивная доска, листы А3, сигнальные карточки, маркеры.
В проекте использованы практические задания, формирующие основные УУД учащихся. Структура урока представляет собой 7 этапов, более подробно представленных в технологической карте.
Определение направленности заданий на формирование УУД:
Задание 1. На интерактивной доске представлены синонимические ряды –
кр.сивый, пригож.й, привл.кательный, не.тразимый.
гов.рить,р.зг.варивать, пр.износить, высказывать
Учащиеся записывают слова в тетрадь, вставляя пропущенные буквы. Отвечают на последовательную и логическую цепочку вопросов: «Что общего между словами в каждом ряду?», « Как называются слова, похожие между собой по значению?», «Как называется группа слов, похожих друг с другом по лексическому значению?». Эти вопросы подготавливают главные  вопросы о теме, цели и задачах предстоящего урока.
Задание 2.Класс делится на 3 команды, нужно придумать синонимический ряд к словам:1 команда – маленький, 2 команда –  большой, 3 команда – смелый. Разрешается пользоваться словарем синонимов в случае затруднения. После задания – оценка каждой команды с помощью сигнальных карточек.
Задание 3. На интерактивной доске представлены строки из произведения А.С. Пушкина:
Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна…
И знакомая страна
Вот уж издали видна
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят…
Командам предлагается найти синонимы в тексте. После задания – оценка каждой команды с помощью сигнальных карточек.
Задание 4.Подобрать синонимы к фразеологизмам: сломя голову, рукой подать, нос повесил, бить баклуши, вылетело из головы, тьма кромешная, как в воду глядел. Работа командная, самооцениваемая;  в случае затруднения разрешается пользоваться словарем фразеологизмов.
Задание 5.Составить предложения, употребив синонимы и фразеологизмы в разговорной и книжной речи.
Задание 6.  Слайд на интерактивной доске
Найди синонимы: тихо-громко, горячий - обжигающий, весело-забавно, бежит-мчится, черный - белый, бегемот-гиппопотам, хорошо-плохо.
Задание 7. Выполняется индивидуально. Разделить предложенные слова на группы синонимов: робкий, ненасытный, неряшливый, богатый, грязный, трусливый, состоятельный, дождливый, жадный, ненастный. После выполнение задания учащиеся обмениваются тетрадями и ставят друг другу оценки карандашом.
Задание 8.Найдите синонимический ряд: говорю – говорить – говорящий; говорю – рассказываю – повествую. После выполнение задания учащиеся обмениваются тетрадями и ставят друг другу оценки карандашом.
Задание 9.Замените в тексте повторяющиеся слова синонимами: Вася – ученик третьего класса. Вася каждый день ходит в школу. После уроков Вася ходит в шахматный кружок. Вася всегда помогает родителям. После выполнение задания учащиеся обмениваются тетрадями и ставят друг другу оценки карандашом.
Задание 10.Ответьте на вопросы: «Что такое синонимы и синонимические ряды?», « Какую роль играют синонимы в нашей речи?», «Решили ли мы задачи, которые ставили в начале урока?».
Рекомендации по организации изучения темы.
Тема урока – Синонимы
Тип урока – урок обобщения и систематизации знаний
Вид урока – Смешанный
Заключение
В ходе данной методической разработки были решены все поставленные в начале урока задачи. Дети на уроке были не пассивными слушателями, а его активными участниками, была реализована форма системно-деятельностного подхода. Такая форма работы вызывает интерес к изучаемой теме и предмету. Все задания были комплексными и направленными на формирование у учащихся основных учебных действий. Например, задания поискового характера формировали познавательную компетенцию. Работа в команде – коммуникативную, личностную и т.д.   Выводы урока, сформированные самими учениками, логически вытекают из результатов проделанных и решенных ими  заданий. Таким образом, основная цель урока была достигнута, знания учащихся о синонимах были систематизированы, пополнен активный лексический запас учащихся. Урок, основанный на регламенте ФГОС и системно-деятельностном подходе, как основной его составляющей, помогает  мотивировать учащихся на дальнейшее обучение и саморазвитие, достигая при этом высоких комплексных результатов.
            
                                    Просмотр содержимого документа
                                                    
                    «Урок русского языка в 3 классе»
                            
            
                                                              
 
  
 
 
 
 Проект
 
 
 «Урок русского языка в 3 классе по теме: «Синонимы»  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Выполнила:
 Килина Ирина Михайловна
  учитель начальных классов
  МБОУ «Свияжская СОШ ЗМР РТ»
  
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  - Аннотация. 
Данный методический проект посвящен проблеме определения синонимов в устной и письменной речи. В ходе урока раскрываются вопросы о понятии синонимов и синонимических рядов, вопросы употребления синонимов в речи и написании. Разработка может быть полезна учителям начальных классов средних образовательных школ, гимназий, лицеев.
  - Актуальность. 
Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС НОО, предъявляющего новые требования к современному образованию, в связи с чем становится актуальным вопрос разработки технологической карты, позволяющей организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию личностных, метапредметных и предметных умений. Разработка урока направлена на расширение словарного запаса учащихся, развитию речи, умению сравнивать и анализировать, закреплению орфографической грамотности. В содержании образования тема занимает одно из основных мест, т.к. при её изучении формируется позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; ученики овладевают учебными действиями с языковыми единицами, учатся применять полученные знания для решения познавательных, коммуникативных и практических задач.
  -  Основная часть.   
 Характеристика темы.
 Цель:
 - систематизировать знания учеников о синонимах.
 Задачи:
 - научиться находить и подбирать синонимы к словам и словосочетаниям (фразеологизмам),составлять синонимические ряды;
 - развить речь, обогатить словарный запас слов;
 - развить чувство коллективизма и взаимопомощи, интереса к изучаемой теме и предмету «Русский язык».
 Данная тема уже фигурировала в курсе русского языка 2 класса, в 3 классе она изучается уже более детально, на её изучение и закрепление отведено 2 академических часа.
 Планируемые результаты:
 Метапредметныерезультаты направлены на развитие универсальных учебных действий учеников (УУД):
 Регулятивные УУД (РУУД):
  – определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  – проговаривать последовательность действий на уроке;
  – учиться высказывать своё предположение (версию);
  Коммуникативные УУД ( КУУД):
  - умение с точностью выражать свои мысли;
  - планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками
  Познавательные УУД(ПУУД):
  – ориентироваться в словаре;
  – находить ответы на вопросы в тексте;
  – делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  Личностные результаты:
  – осознавать роль синонимов и фразеологизмов, как явлений языка и речи в жизни людей;
  –выражать свои эмоции;
  – понимать эмоции других одноклассников, сочувствовать, сопереживать;
  – обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей.
   Предметные результаты:
  - уметь распознавать синонимы в тексте;  
   - знать возможные различия слов-синонимов (по сфере употребления, по  
  стилистической и эмоционально-экспрессивной окрашенности;
  - уметь делать выводы о значении синонимов и фразеологизмов в устной и письменной речи.
  Тема тесно связана с предыдущим материалом «Слово и его значение» и последующим: «Антонимы», «Омонимы». В теме отражаются межпредметные связи с литературным чтением, внутрипредметные – с фразеологией и лексикологией.
  Планирование темы
  Определение методики преподавания – активный метод, учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока.
  Подбор ресурсов: тетради, словарь синонимов, фразеологический словарь, компьютер, интерактивная доска, листы А3, сигнальные карточки, маркеры.
  В проекте использованы практические задания, формирующие основные УУД учащихся. Структура урока представляет собой 7 этапов, более подробно представленных в технологической карте.
  Определение направленности заданий на формирование УУД:
 Задание 1. На интерактивной доске представлены синонимические ряды –
 кр..сивый, пригож..й, привл..кательный, не..тразимый.
 гов..рить,р..зг..варивать, пр..износить, высказывать
 Учащиеся записывают слова в тетрадь, вставляя пропущенные буквы. Отвечают на последовательную и логическую цепочку вопросов: «Что общего между словами в каждом ряду?», « Как называются слова, похожие между собой по значению?», «Как называется группа слов, похожих друг с другом по лексическому значению?». Эти вопросы подготавливают главные вопросы о теме, цели и задачах предстоящего урока.
 Задание 2.Класс делится на 3 команды, нужно придумать синонимический ряд к словам:1 команда – маленький, 2 команда – большой, 3 команда – смелый. Разрешается пользоваться словарем синонимов в случае затруднения. После задания – оценка каждой команды с помощью сигнальных карточек.
 Задание 3. На интерактивной доске представлены строки из произведения А.С. Пушкина:
 Ветер весело шумит, 
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна…
И знакомая страна
Вот уж издали видна
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят…
 Командам предлагается найти синонимы в тексте. После задания – оценка каждой команды с помощью сигнальных карточек.
 Задание 4.Подобрать синонимы к фразеологизмам: сломя голову, рукой подать, нос повесил, бить баклуши, вылетело из головы, тьма кромешная, как в воду глядел. Работа командная, самооцениваемая; в случае затруднения разрешается пользоваться словарем фразеологизмов.
 Задание 5.Составить предложения, употребив синонимы и фразеологизмы в разговорной и книжной речи.  
 Задание 6. Слайд на интерактивной доске
 Найди синонимы: тихо-громко, горячий - обжигающий, весело-забавно, бежит-мчится, черный - белый, бегемот-гиппопотам, хорошо-плохо.
 Задание 7. Выполняется индивидуально. Разделить предложенные слова на группы синонимов: робкий, ненасытный, неряшливый, богатый, грязный, трусливый, состоятельный, дождливый, жадный, ненастный. После выполнение задания учащиеся обмениваются тетрадями и ставят друг другу оценки карандашом.
 Задание 8.Найдите синонимический ряд: говорю – говорить – говорящий; говорю – рассказываю – повествую. После выполнение задания учащиеся обмениваются тетрадями и ставят друг другу оценки карандашом.
 Задание 9.Замените в тексте повторяющиеся слова синонимами: Вася – ученик третьего класса. Вася каждый день ходит в школу. После уроков Вася ходит в шахматный кружок. Вася всегда помогает родителям. После выполнение задания учащиеся обмениваются тетрадями и ставят друг другу оценки карандашом.
 Задание 10.Ответьте на вопросы: «Что такое синонимы и синонимические ряды?», « Какую роль играют синонимы в нашей речи?», «Решили ли мы задачи, которые ставили в начале урока?».
 Рекомендации по организации изучения темы.
 Тема урока – Синонимы
 Тип урока – урок обобщения и систематизации знаний
 Вид урока – Смешанный  
 
 
 Заключение
  В ходе данной методической разработки были решены все поставленные в начале урока задачи. Дети на уроке были не пассивными слушателями, а его активными участниками, была реализована форма системно-деятельностного подхода. Такая форма работы вызывает интерес к изучаемой теме и предмету. Все задания были комплексными и направленными на формирование у учащихся основных учебных действий. Например, задания поискового характера формировали познавательную компетенцию. Работа в команде – коммуникативную, личностную и т.д. Выводы урока, сформированные самими учениками, логически вытекают из результатов проделанных и решенных ими заданий. Таким образом, основная цель урока была достигнута, знания учащихся о синонимах были систематизированы, пополнен активный лексический запас учащихся. Урок, основанный на регламенте ФГОС и системно-деятельностном подходе, как основной его составляющей, помогает мотивировать учащихся на дальнейшее обучение и саморазвитие, достигая при этом высоких комплексных результатов.
  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   
 
 
 
                                                   
         
            
            
                                    Просмотр содержимого презентации
                                                    
                    «Презентация»
                            
            
                                                            
     
Проект  «Урок русского языка  в 3 классе по теме: «Синонимы »    
Выполнила: 
Килина Ирина Михайловна 
 учитель начальных классов 
 МБОУ «Свияжская СОШ ЗМР РТ» 
     
Цель: 
- систематизировать знания учеников о синонимах 
Задачи: 
-  научиться находить и подбирать синонимы к словам и словосочетаниям (фразеологизмам), составлять синонимические ряды 
- развить речь, обогатить словарный запас слов 
-  развить чувство коллективизма и взаимопомощи, интереса к изучаемой теме и предмету «Русский язык»  
 
 Планируемые результаты 
 M етапредметные 
 Регулятивные УУД (РУУД): 
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя 
- проговаривать последовательность действий на уроке 
- учиться высказывать своё предположение (версию) 
- учиться работать по предложенному учителем плану 
 Коммуникативные УУД ( КУУД): 
- умение с точностью выражать свои мысли 
- планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками 
 Познавательные УУД (ПУУД): 
- ориентироваться в словаре 
- находить ответы на вопросы в тексте 
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя 
  
 
 
     
Личностные результаты: 
- осознавать роль синонимов и фразеологизмов, как явлений языка и речи в жизни людей 
- выражать свои эмоции 
- понимать эмоции других одноклассников, сочувствовать, сопереживать 
- обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей 
Предметные результаты: 
-  уметь распознавать синонимы в тексте 
-  знать возможные различия слов-синонимов (по сфере употребления, по стилистической и эмоционально-экспрессивной окрашенности) 
-  уметь делать выводы о значении синонимов и фразеологизмов в устной и письменной речи. 
 
 
     
 
Ресурсы: 
 
- рабочие тетради 
- компьютер 
- интерактивная доска 
- листы бумаги A3 
- словарь синонимов, фразеологический словарь 
- сигнальные карточки, маркеры  
 
 
     
 
Структура урока: 
 
-  Организационный момент 
-  Актуализация знаний 
-  Постановка учебной задачи 
-  Физкультминутка 
-  Закрепление материала 
-  Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу 
-  Рефлексия 
 
 
     
 
Задания для постановки учебных задач 
 Зад.1 
- кр..сивый, пригож..й, привл..кательный, не..тразимый. 
- гов..рить, р..зг..варивать, пр..износить, высказывать 
Переписать слова, правильно вставляя пропущенные буквы. Постановка проблемы: что общего между словами в каждом ряду? Как называются слова, похожие по значению? Как называется группа слов, похожих по значению? Какова тема и цель урока? 
 Ресурсы : компьютер,  интерактивная доска, рабочие тетради, сигнальные карточки. 
 Направленность на формирование РУУД, ПУУД. 
 Вывод: 
задание помогает систематизировать знания о синонимах, находить синонимы в тексте, выйти на тему и цель урока . 
 
 
     
 Зад.2 
 Класс делится на команды. 
Придумать синонимический ряд к словам : 
и 1 команда – маленький 
 2 команда – большой 
 3 команда – смелый 
Ресурсы: компьютер , интерактивная доска, словарь синонимов, листы бумаги A3, маркеры, сигнальные карточки. 
Направленность на формирование КУУД , ПУУД. 
Вывод: задание реализует комплекс задач: 
образовательную: умение использовать синонимы на практике 
 развивающую : р азвитие речи, обогащение словарного запаса слов воспитательную : развитие чувства коллективизма и взаимопомощи, интереса к изучаемой теме и предмету «Русский язык». 
 
 
 
 
     
 Зад.3 
Класс разделен на 3 команды: 
 Подобрать синонимы к фразеологизмам : сломя голову, рукой подать, нос повесил, бить баклуши, вылетело из головы, тьма кромешная, как в воду глядел. 
Ресурсы: компьютер,  интерактивная доска, листы бумаги А3, маркеры, фразеологический словарь. 
Направленность на формирование КУУД, ПУУД. 
Выводы: в процессе выполнения задания дети учатся подбирать синонимы фразеологизмам, ориентироваться в словаре, развивают речь, планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, учатся самооценке 
 
 
     
Выводы: 
В процессе данного методической разработки были реализованы задания, позволяющие решить весь комплекс задач, направленных на раскрытие заявленной темы. В структуре урока показан системно-деятельностный подход, отражающий развитие всех УУД учащихся и соответствующий рамкам ФГОС. Дети были на уроке не пассивными слушателями, а его активными участниками. Таким образом, основная цель была достигнута, знания учащихся о синонимах были систематизированы, ученики активно применяли их на практике, пополнен активный лексический запас учащихся.