|   1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент  Цель: Создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебный процесс   |    Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя:   - Прочитайте пословицу  Знания собираются по капле. (Слайд № 1)  Запишите ее в тетрадь. Выполним разбор предложения.  - Как вы понимаете смысл пословицы? (Каждый день мы узнаем что-то новое).  -Верно, каждый день вы узнаете что-то новое, и ваши знания по капельке собираются в огромное море знаний. Вот и сегодня на уроке мы добавим в наше море знаний еще одну капельку.       |    Подготовка класса к работе   |    Личностные: самоопределение;  Регулятивные: целеполагание;  Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками   |  
  |   2. Актуализация знаний.  Чистописание  Цель: Организовать актуализацию изученных способов действий достаточных для изложения проблемного материала.   |    Выявляет уровень знаний.   - Послушайте стихотворение В. Кремнева « Мышь и камыш»  Камышам пищала мышь: — Шорох ваш нарушил тишь! Шепчут шумно камыши: Тише, мышка, не шурши! Шелест твой услышит кошка. Шла бы к бабушке, ты, крошка! Не послушаешься, мышка,— Кошка сцапает, глупышка!  - Какой согласный звук встречается в стихотворении чаще всего? (ш).  Дайте характеристику. Какие еще шипящие звуки вы знаете? Что вы о них знаете? Какими буквами они обозначаются?  Придумайте и запишите цепочку из этих букв: ж, ш, ч, щ.       |    Выполняют задание, тренируют отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.                                      Записывают буквы, дают характеристику звуков   |    Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;  Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков, рассуждения   |  
  |   3. Постановка учебной задачи. + словарная работа  Проблемное изучение нового материала.  Цели: 1) Зафиксировать причину затруднения.  2) Организовать подводящий диалог по проблемному объяснению нового материала.  3) Организовать уточнение и согласование темы урока.  4) Соотнесение нового знания с правилом в учебнике.                                                                                  |    Активизирует знания учащихся.  Создает проблемную ситуацию.  А сейчас мы поработаем со словарными словами (картинный диктант)  Обезьяна, коньки, пальто, воробьи, картофель (Слайд № 2)  - Что объединяет эти слова?  ( это имена существительные, есть ь знак).  - Что знаем о существительном?  -Какую роль в русском языке выполняет ь знак?  Поработайте в паре и разделите устно словарные слова на 2 группы. Какие?  На доске транскрипция слов   [ р,эч,] [ п,эч,]  А эти слова в какую группу определим? ( ни в какую) Почему? ( не знаем нужен ли ь знак).  Сформулируйте тему .    Нож, рожь, врач, дочь, товарищ, вещь, ковш, мышь (слайд № 3)  - Что объединяет слова?    Поработайте в паре и запишите слова в 2 группы. Какие?    -Почему в одних словах с шипящими пишется ь знак, а в других нет? Сделаем вывод. Где мы можем его проверить? Верный ли вывод мы сделали?  Вернемся к словам речь и печь. Как будем их писать?  Сказка  Давным-давно произошла эта история. Случилась она в Стране Слов в Королевстве Существительных с шипящими на конце (ш, ж, щ, ч). Эти слова захотели быть похожими на людей. Ведь мы можем по внешнему виду отличить мужчину от женщины. Захотели этого и существительные с шипящими на конце. Как сделать так, чтобы, не задавая вопроса, не подставляя слов он или она, можно было сразу же сказать, к какому роду относится слово — к мужскому или женскому? Слова задумались. В это время мимо проходил мягкий знак. Вот и попросили его существительные с шипящими на конце помочь им советом. И мягкий знак нашел выход: он решил встать на конце существительных женского рода с шипящими на конце, а к существительным мужского рода с шипящими на конце и близко не подходить. С тех пор, только посмотрев на слово с шипящими на конце, можно сразу же сказать, какого оно рода — женского или мужского.-Является ли написание ь знака после шипящих орфограммой? (да, так как выполняет грамматическую роль – указывает на женский род имени существительного).  Мягкий знак после шипящих в именах существительных указывает на ж.р (Слайд № 4)       |    Ставят цели, формулируют тему урока.  Записывают слова в тетрадь                     это имена существительные, есть ь знак              - показатель мягкости  -разделительный ь знак                 Орфограмма не изучена.  Узнаем новую роль ь знака в конце существительных после шипящих      (сущ с шипящими).                         чтение правила в учебнике                                                                                                                                                                          да, так как выполняет грамматическую роль – указывает на женский род имени существительного                                                                               |    Регулятивные: целеполагание;  Коммуникативные: постановка вопросов  Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение –формулирование познавательной цели; развитие умения опираться на свой субъективный опыт; логические – формулирование проблемы.   |  
  |   4. Построение проекта выхода из затруднения.  Цель: Организовать выявление типовых заданий, где возможно использование нового способа действий.           |    Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.   Построение алгоритма  - Как надо действовать, чтобы не ошибиться в написании ь знака на конце существительных после шипящих?  Поработайте в парах и составьте алгоритм:    -Что нужно сделать сначала?  -Что потом?  На доске появляется схема.        |    Составляют план достижения цели и определяют средства  ( алгоритм)                 В парах формулируют правило и     составляют алгоритм.          |    Регулятивные: планирование, прогнозирование;  Познавательные: моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;  Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.   |  
  |   6. Первичное закрепление знаний. Самостоятельная работа по эталону с самопроверкой.  Цель: Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении поставленных задач в коллективной и самостоятельной работе.   |    Устанавливает осознанность ситуации. Организует деятельность по применению новых знаний.  Пользуясь нашей схемой -алгоритмом выполним упражнение 53 (устно) по цепочке.  А сейчас поработаем с предложениями:  У берега шумит камыш(?).  Под корнями старой сосны бьет ключ(?)  Вот белеет душистый ландыш(?). (Слайд № 5)  Вывод о правописании слов с шипящими на конце.       Самостоятельная работа.  Разноуровневые задания  1 уровень сложности ( голубой цвет)  Задание: Поставить существительные в единственное число.  Скрипачи, ночи, мячи, вещи, лещи, чижи, ключи, ножи.  2 уровень сложности (зеленая)  Составить предложения из данных слов:  1.по, малыш(?), берегу бегал реки.  2. холодный, овраге, ключ(?) в, шумит.  3. плащ(?), от защитил, дождя, меня  Перед вами 2 карточки с заданием. Прочитайте его и выберите то, которое вы хотите сделать.  Проверка, Оценивание.   Тестовая работа     |   А сейчас проведем небольшой тест ,который позволит нам  обобщить свои знания.  1. Мягкий знак может выполнять:  у) 3 роли;  и) 2 роли;  о) 1 роль.  2. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласного...  м) пишется  в корне слова между двумя согласными или на конце слова;  н) пишется только на конце слова;  к) после приставок между согласными;  3. Разделительный мягкий знак пишется…  с) между двумя согласными;  н) между согласной и гласной в корне слова;  т) после приставок, которые оканчиваются на согласную перед гласными;  4. На конце существительных ж. р. после шипящих:  и) всегда пишется мягкий знак;  ы) не пишется мягкий знак.  5. На конце существительных м. р. после шипящих:  ц) не пишется мягкий знак;  щ) пишется мягкий знак.   6. мягкий знак после шипящих на конце существительных указывает:  а) на род существительных;  я) на число;   |     |   -Посмотрите внимательно на буквы , которые вы записали? Какое слово у вас получилось? УМНИЦА   |      -Действительно вы все сегодня были умницами.       |    Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.  Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.      Выполняют, используют памятку.      Запись слов с объяснением.      Записывают и объясняют написание.                       Вспоминают правило, работают по алгоритму.          Выполняют задание с объяснением роли ь знака в слове и его написания.                                                  Работа в парах   |    Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;  Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия.  Коммуникативные: контроль, коррекция, оценка действий партнера.   |  
  |    7. Рефлексиядеятельности (итог урока).  Цель: Зафиксировать новое содержание изученного на уроке, оценить собственную деятельность.   |    Организует рефлексию.   - У вас на парте лежат капельки вашего нового знания.   Если вам на уроке было легко и интересно, вы во всем разобрались, возьмите синюю капельку.  Если иногда испытывали трудность, сомневались, то возьмите зеленую капельку.  Если не совсем поняли новую тему и необходимо еще поработать, то возьмите желтую капельку.    А теперь опустите свою капельку нового знания в наше море знаний ( на доску).                    |    Осуществляет самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.  Выбор рефлексии.   |    Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли,    Познавательные: рефлексия;  Личностные: смыслообразование.   |  
  |   8. Домашнее задание.  Цель: Закрепить на практике изученный материал, совершенствовать навыки работы с алгоритмом.   |    Организует объяснение.  Упр 54, 56, 57 домашнее задание на выбор.  - Каким правилом будете пользоваться при выполнении домашнего задания.       |    Выбирают посильное домашнее задание.   |    Регулятивные: саморегуляция.  Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.   |