|    Здравствуйте! Сегодня на уроке мы будем работать с бессоюзными сложными предложениями, учиться устанавливать смысловые связи между частями бессоюзного предложения и расставлять знаки препинания. Запишите тему урока.   Но начать урок мне хотелось бы с таких слов:   Нет, не гибнет в жизни большой Всё, на что сердце твоё откликается.
      Живи беспокойно, живи с маетой: С доброты человек начинается.   ● Все ли слова вам знакомы и понятны?        Маета - собственно русское образование от существительного мая – “тяжелая работа, мученье” посредством суффикса -ет-.     ● Определите основную цель эпиграфа        С доброты человек начинается.        Подберите и запишите синонимы к слову доброта:   (Добродушие, незлобивость, добросердечность, отзывчивость, душевность, сострадание, милосердие)     ● Какой смысл заключает в себе слово “доброта”?   (Это отзывчивость, душевное расположение к людям и ко всему окружающему, стремление делать добро другим)   ● Определите структуру предложений и объясните знаки препинания в них.   1-ое предложение - сложное с разными видами связи: бессоюзной и союзной.   2-ое предложение - сложное бессоюзное: состоит из двух частей; между ними ставится двоеточие, так как второе предложение объясняет причину того, о чем говорится в первом.   Сегодня мы должны с вами вспомнить все, что знаем о бессоюзных сложных предложениях и знаках препинания в них.   ● А зачем нам необходимо знать правильную постановку знаков препинания?   (о роли знаков препинания)    Еще Пушкин говорил о знаках препинания: «Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание».     Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться.    К.Г. Паустовский   Дома вы должны были повторить все, что вы знаете о сложном предложении и подобрать примеры предложений.   ● Какие предложения называются сложными?   ● Назовите виды сложных предложений     ● Назовите средства связи между простыми предложениями в сложносочиненном, сложноподчиненном и бессоюзном сложном предложении. Приведите примеры, пользуясь подобранными предложениями в домашней работе.   Определите вид сложного предложения, расставьте знаки препинания, обоснуйте ответ.    Солнце пригрело и в тёплом воздухе задрожали поплыли вершины сопок.   В палисаднике цветёт жёлтая акация и начинает пахнуть сирень.   Место куда мы приехали было поистине очаровательно.   Красоту только тронь небрежной рукой она исчезнет навеки.   Летом скворцов трудно увидеть они живут в густых лесах.     
      I . Проанализируйте бессоюзные сложные предложения и постарайтесь ответить на поставленные вопросы. (ПРИЛОЖЕНИЕ № 1)    Дуня села в кибитку подле гусара, слуга вскочил на облучок, ямщик свистнул, и лошади поскакали. (Пушкин «Станционный смотритель»)    Учись, мой сын: наука сокращает  Нам опыты быстротекущей жизни . (А. С. Пушкин «Борис Годунов»)   То видит он: на талом снеге  Недвижим юноша лежит. ( А. С. Пушкин «Евгений Онегин» )    Семь раз отмерь — один отрежь (Пословица)    Любишь кататься — люби и саночки возить (Пословица)     6. Пашню пашут – руками не машут. (Пословица)   7. Не было никакой возможности уйти незаметно – он вышел открыто, будто идет на двор. (Фадеев)    Что такое бессоюзное сложное предложение?     В чем его отличие от других сложных предложений?   Какие знаки препинания ставятся между частями бессоюзного сложного предложения?     В каких случаях ставится каждый из этих знаков?   Что является основным средством связи между простыми предложениями в бессоюзном сложном.     II. Проверка задания   Дуня села в кибитку подле гусара, слуга вскочил на облучок, ямщик свистнул, и лошади поскакали.    (Простые предложения в бессоюзном сложном произносятся с интонацией перечисления, можно вставить союз «И», поэтому между ними ставится запятая)   Учись, мой сын: наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни.   (Второе предложение указывает на причину, можно вставить союз «потому что», поэтому ставится двоеточие)   То видит он: на талом снеге недвижим юноша лежит.   (Второе предложение раскрывает смысл первого, можно вставить союз «И», поэтому ставится двоеточие)   Семь раз отмерь – один раз отрежь.   (Противопоставление, можно вставить союз «а», поэтому ставится тире)   Любишь кататься – люби и саночки возить.   (Условие, можно вставить союз «если», поэтому ставится тире)   Не было никакой возможности уйти – он вышел открыто.   (Вторая часть – это следствие из первой, поэтому ставится тире)   Давайте сделаем вывод. Что такое бессоюзное сложное предложение?   Бессоюзным сложным предложением называется предложение, которое образует единое целое в структурном и смысловом плане посредством интонации, без союзов и союзных слов.   Однако любое бессоюзное сложное предложение соотносится с каким-либо союзным: либо со сложносочиненным со значением сопоставления, противопоставления, либо со сложноподчинённым времени, условия, причины, изъяснительным и т.п. В результате этого определяются смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения.   Рассмотрим постановку знаков препинания в бессоюзном сложном предложении.       |    1   |     А) [ ],[ ],[ ]. (перечисление, значение одновременности)   |     Свистят клесты, звенит синица, смеётся кукушка. (М. Горький)   |     |    Б) [ , ];[ ]. (перечисление, но части сложного предложения осложнены)   |     Дорога вилась передо мной между густым кустарником орешника, уже заметные мраком; я продвигался вперед с трудом. (И. Тургенев)   |     |    2   |     [ ]: [причина].   |     Я не мог заснуть: передо мной во мраке всё вертелся мальчик с белыми глазами. (М. Лермонтов)   |     |    3   |     [ ]: [пояснение]. (а именно)   |     Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями. (А. Пушкин)   |     |    4   |     [ ]: [дополнение]. (что?)   |     Но решено: завтра двину рать. (А. Пушкин)   |     |    5   |     А) [условие] – [ ]. (если)   |     Поработаешь до поту – поешь в охоту. (Пословица)   |     |    Б) [время] – [ ]. (когда)   |     Ехал сюда – рожь начала желтеть. (М. Пришвин)   |     |    6   |     [ ] – [следствие].     |     Вдруг мужики с топорами явились – лес зашумел, застонал, затрещал. (Н. Некрасов)   |     |    7   |     [ ] – [ ]. (противопоставление (а, но))   |     Лето припасает – зима поедает. (Пословица)   |     |    8   |     [ ] – [ ]. (сравнение (будто, как))   |     Молвит слово – соловей поёт. (Пословица)   |       Поставьте недостающие знаки препинания.   У каждого студента по четыре карточки со знаками препинания , ; : -   Читаем предложение, все показывают знак препинания, который нужно поставить в предложении. Затем один студент объясняет свой выбор.    Я посмотрел на часы и понял_поезд уже ушёл.   Эти вещи можно оставить_они нам не пригодятся.   Выпал снег_в центре города образовались автомобильные пробки.   Гром не грянет_ мужик не перекрестится.   Вы ещё в опасности_ рана может открыться.     
      Давай те вернемся к началу урока и вспомним замечательную мысль: « С доброты начинается человек»   У нас 4 подгруппы, каждая получила начало предложения. Вы должны продолжить мысль, составляя бессоюзные сложные предложения. Составьте как можно больше предложений.   Например: Будешь думать о хорошем……   (Вариант ответа: Будешь думать о хорошем – мысли созреют в добрые поступки)   Задание для 1 группы:     Желаешь себе добра….   Задание для 2 группы:     Поговоришь с добрым человеком….   Задание для 3 группы:   Добрый человек оставляет добрую память….   Задание для 4 группы:   Добрые дела никогда не следует откладывать….   
      А сейчас мы проверим свои знания, выполняя диагностический тест.   1. Какое утверждение является неверным?   А)В БСП простые предложения связываются в устной речи интонацией;   Б) Смысловые отношения в БСП зависят от содержания входящих в них простых предложений;   В) Знаки препинания в БСП не зависят от характера смысловых отношений между его частями.   2. допишите, образуя бессоюзное сложное предложение:   А) Любите книгу… (причина);   Б) Я давно написал другу письмо… (противопоставление);   В) Раздался удар грома… (быстрая смена событий).   3. Продолжите предложение «У берегов наросла стеклянная полоска льда…», чтобы получилось предложение следующих типов:   А) простое с однородными членами (без союзов);   Б) БСП, между частями которого надо поставить запятую;   В) БСП, между частями которого надо поставить точку с запятой.   4. Какова роль тире в предложении «Высоко над горами зашумел ветер – предвестник бурана»?   А) разделяет подлежащее и сказуемое;   Б) обозначает пропуск члена предложении;   В) отделяет приложение.   5. Укажите, почему стоит тире в БСП «Песенка кончилась – раздались обычные рукоплескания».   А) содержание одного предложения противопоставлено содержанию другого;   Б) предложение рисует быструю смену событий;   В) второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чем говорится в первом предложении.   6. Объясните, почему стоит двоеточие «Осень и зиму Павел не любил: они приносили ему много физических страданий».   А) второе предложение указывает причину того, о чем говорится в первой части;   Б) второе предложение поясняет первое, т.е. раскрывает его содержание;   В) второе предложение распространяет один из членов первого предложения.   7. Прочитайте предложения (знаки препинания не расставлены):     Сознательно читать я научился когда мне было лет четырнадцать.   Зарумянилась вишня и слива налилась золотистая рожь.   Волнистые облака рассеялись и стало жарко.   Поздняя осень пора глухая.   В деревне теперь не проехать река разлилась.   Не всё в парке помнит Тургенева деревья умирают так же как люди.          |    Виды предложений   |     Номера предложений   |     |    Простые     |         |     |    ССП   |         |     |    СПП   |         |     |    БСП   |         |       
      Воспользовавшись ключом, проверьте себя. Второе и третье задание проверяем вместе. Оцените свою работу.   Выставление оценок.     Итак, назовите основные отличия бессоюзного сложного предложения от других видов сложных предложений?   От чего зависит выбор знака препинания в бессоюзном сложном предложении?   Испытывали ли вы трудности при выполнении заданий? Какие?   Дома мы будем закреплять полученные знания. Напишите мини-сочинение на тему: «Добрый человек в моем понимании». Используйте бессоюзные сложные предложения.   А теперь мне хотелось бы вам предложить решить следующую лингвистическую задачу:   В полном собрании сочинений А.С. Пушкина (1964 года издания) в 5 главе романа «Евгений Онегин» знаки препинания расставлены так:   Он знак подаст – и все хлопочут;   Он пьет – все пьют и все кричат;   Он засмеется – все хохочут;   Нахмурит брови – все молчат…   В трехтомнике 1989 г вместо тире стоят двоеточия:   Он знак подаст: и все хлопочут;   Он пьет: все пьют и все кричат;   Он засмеется: все хохочут:   Нахмурит брови: все молчат…   Докажите, что знаки одного из вариантов легко оспорить, зная особенности бессоюзных сложных предложений. Какой вариант верен?   
      |