Урок  в 6 классе по теме «Повторение раздела «Словообразование и орфография». 
 Цели:   закрепить знания, полученные при изучении раздела «Словообразование и орфография»; отрабатывать умения и навыки морфемного и словообразовательного разбора слов. . Задачи: 
 - обучающие: 
 1) формировать умение выполнять словообразовательный разбор;
 2)определять способы образования слов;
 3) комментировать известные виды орфограмм.
 -развивающие: 
  1)  работать над связанной речью учащихся на лингвистические темы;
  2) способствовать развитию творческих способностей учащихся. 
 -воспитательные   
 1)  прививать любовь к книге;
 2)развивать чувство бережного отношения друг к другу.
   
 10.Тип урока:   Урок – повторение. Повторение и обобщение знаний по теме «Словообразование и орфография»
  11.Формы работы учащихся:  коллективно-групповая, индивидуальная.
   
 Ход   урока 
  I.  Самая большая ценность народа -его язык. Язык, на котором он пишет, говорит, думает. 
  -   Как понимаете слова Д.С.Лихачёва?  
  НА ДОСКЕ : паровоз пар возить, земледелие земля делать 
  - Как называются образованные таким образом слова? (сложные) - Почему? (состоят из двух корней)
  - Что связывает корни этих слов?(соединительные гласные О и Е)
 - Они и будут сегодня героями нашего урока.
 II. Работа по теме урока. 
   Работа с предложением. 
   Подберите схему, которая соответствует предложению. Расставьте знаки препинания.
 « », - А. А: « ». А: « ?». « !» - А.
 Предлагаю тебе Алексей прокатиться на санях говорил дядя.
    Проверочная работа. 
   1) Определите, как образованы следующие слова, поставив напротив каждого соответствующий номер: 
  - приставочный способ
 - суффиксальный способ
 - приставочно-суффиксальный способ
 - сложение (основ или целых слов)
 - сложение сокращенных основ
 - переход одной части речи в другую
    летчик  
 преподнести 
 МГУ
 парашютистка  
 ЦБ 
 привстать
 электровоз 
 турпоход 
 сотрудник
 малодоступный  
 птицефабрика 
 кресло-кровать
 престранный 
 учительская 
 Сбербанк
     
 2) Вставьте пропущенные буквы в корни с чередованием. Объясните выбор гласной графически. 
  Ночь уже л..жилась на горы, и туман бродил по ущельям.
 Все двери зап..рались на замок.
 Ярко зарделась з..ря.
 Взгляды тихо разг..рались и быстро погасали.
 Река протекала в густых зар..слях.
 Необозримое поле бл..стит мокрой зеленью.
 Софья наклонялась, срывала цветок и легким прик..сновением пальцев гладила дрожащие лепестки.
 Он знал эту отр..сль производства.
 Девочка соб..рала сучья и обжигала их.
 Заг..рались и бл..стали стекла, оз..ренные пожаром.
     3) Заполните таблицу, поставив галочку в нужной колонке. 
           Слова 
    е 
    и 
       пр..вратить
      
      
       пр..поднять
      
      
       пр..красный
      
      
       пр..лунение
      
      
       пр..успевать
      
      
       пр..школьный
      
      
       пр. .образователь
      
      
       пр..образованный
      
      
       пр..полярный
      
      
       пр.. мудрый
      
      
       пр..выкать
      
      
       пр..одолеть
      
      
       пр.. прятать
      
      
       пр..остановить
      
      
       пр ..рвать
      
      
     
  
   
   
   
   
 4)  Вставьте пропущенные буквы: 
 Лед..кол, раз.скивать, везд..ход, сверх..дейный, без..скусный, птиц..лов, под..тожить, земл..коп, раз..грать, сам..кат, сверх..нтересный, верт..лет, меж..нститутский, стал..вар, с..грать.  
   
 Проверочная работа __________________________________   
 1) Определите, как образованы следующие слова, поставив напротив каждого слова соответствующий номер: 
   - приставочный способ
 - суффиксальный способ
 - приставочно-суффиксальный способ
 - сложение (основ или целых слов)
 - сложение сокращенных основ
 - переход одной части речи в другую
      летчик ____
 преподнести ____
 МГУ _____
 парашютистка ____
 ЦБ ___
 Привстать ____
 электровоз ____
 турпоход ____ 
 сотрудник _____
 малодоступный _____
 птицефабрика _____ 
 кресло-кровать _____
 престранный _____
 учительская _____
 Сбербанк _____
      
 2) Вставьте пропущенные буквы в корни с чередованием. Объясните выбор гласной графически. 
    Ночь уже л..жилась на горы, и туман бродил по ущельям.
 Все двери зап..рались на замок.
 Ярко зарделась з..ря.
 Взгляды тихо разг..рались и быстро погасали.
 Река протекала в густых зар..слях.
 Необозримое поле бл..стит мокрой зеленью.
 Софья наклонялась, срывала цветок и легким прик..сновением пальцев гладила дрожащие лепестки.
 Он знал эту отр..сль производства.
 Девочка соб..рала сучья и обжигала их.
 Заг..рались и бл..стали стекла, оз..ренные пожаром.
    3) Заполните таблицу, поставив галочку в нужной колонке. 
           Слова 
       е 
       и 
          пр..вратить
       
       
          пр..поднять
       
       
          пр..красный
       
       
          пр..лунение
       
       
          пр..успевать
       
       
          пр..школьный
       
       
          пр. .образователь
       
       
          пр..образованный
       
       
          пр..полярный
       
       
          пр.. мудрый
       
       
          пр..выкать
       
       
          пр..одолеть
       
       
          пр.. прятать
       
       
          пр..остановить
       
       
          пр ..рвать
       
       
       
  4) Вставьте пропущенные буквы:  Лед..кол, раз.скивать, везд..ход, сверх..дейный, без..скусный, птиц..лов, под..тожить, земл..коп, раз..грать, сам..кат, сверх..нтересный, верт..лет, меж..нститутский, стал..вар, с..грать.
  
  Проверочная работа __________________________________   
  
 1) Определите, как образованы следующие слова, поставив напротив каждого слова соответствующий номер: 
      - приставочный способ
 - суффиксальный способ
 - приставочно-суффиксальный способ
 - сложение (основ или целых слов)
 - сложение сокращенных основ
 - переход одной части речи в другую
    летчик ____
 преподнести ____
 МГУ _____
 парашютистка ____
 ЦБ ___
 Привстать ____
 электровоз ____
 турпоход ____ 
 сотрудник _____
 малодоступный _____
 птицефабрика _____ 
 кресло-кровать _____
 престранный _____
 учительская _____
 Сбербанк _____
 
 
 
 
 
 
 
 
      
      2) Вставьте пропущенные буквы в корни с чередованием. Объясните выбор гласной графически. 
    Ночь уже л..жилась на горы, и туман бродил по ущельям.
 Все двери зап..рались на замок.
 Ярко зарделась з..ря.
 Взгляды тихо разг..рались и быстро погасали.
 Река протекала в густых зар..слях.
 Необозримое поле бл..стит мокрой зеленью.
 Софья наклонялась, срывала цветок и легким прик..сновением пальцев гладила дрожащие лепестки.
 Он знал эту отр..сль производства.
 Девочка соб..рала сучья и обжигала их.
 Заг..рались и бл..стали стекла, оз..ренные пожаром.
    
 3) Заполните таблицу, поставив галочку в нужной колонке. 
           Слова 
       е 
       и 
          пр..вратить
       
       
          пр..поднять
       
       
          пр..красный
       
       
          пр..лунение
       
       
          пр..успевать
       
       
          пр..школьный
       
       
          пр. .образователь
       
       
          пр..образованный
       
       
          пр..полярный
       
       
          пр.. мудрый
       
       
          пр..выкать
       
       
          пр..одолеть
       
       
          пр.. прятать
       
       
          пр..остановить
       
       
          пр ..рвать
       
       
       
  4) Вставьте пропущенные буквы:  Лед..кол, раз.скивать, везд..ход, сверх..дейный, без..скусный, птиц..лов, под..тожить, земл..коп, раз..грать, сам..кат, сверх..нтересный, верт..лет, меж..нститутский, стал..вар, с..грать.
 5. Итог урока.  Выводы формулируют учащиеся, используя самостоятельно составленный кластер, где отражены особенности раздела «Словообразование и орфография».
 Слово учителя: Наш урок хочется закончить словами К.Г. Паустовского, современника М.М. Пришвина: «С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в нашей жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, шум садов, тяжелое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия».