4) взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного выполнения задачи,  
  4) способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета
  5) проведение морфемного анализа слов.
        |        № п/п   |        Этапы урока   |        Формируемые УУД, цель этапа   |        Деятельность учителя   |    Деятельность обучающегося   |  
  |   1.   |    Организационный этап   |    Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.    УУД: личностные, коммуникативные.       |    -Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Громко скажем «Добрый день!». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.   |    Приветствие учащихся.                                            Запись даты в тетрадях   |  
  |   2.                                                                                                                                   |    Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.                                                                                                       |    ЦЕЛЬ: актуализировать знания детей по теме «Приставка»  УУД: Регулятивные  Коммуникативные       |     1. Проверка домашнего задания через выявление затруднений учащихся, возникших в ходе его выполнения (употребление приставок с единообразным написанием). Упражнение 433.(Слайд 1)   2. Самостоятельная работа с новым материалом. (Слайд 2)   Учащимся предлагается записать ряд слов (даны на доске) с пропущенными согласными в приставках. Слова необходимо сгруппировать (принцип группировки в слабом классе можно указать: с учётом собственных знаний о правописании приставок), вставить в них пропущенные буквы, в случае сомнения можно оставлять в слове «дырку», выделить приставки.   О…дать, ра…смотреть, ра…жигать, бе…конечно, з…править, в…шёл, и…пугаться, …делать, бе…вкусный, по…держать.     Обсудить предложенные варианты группировки слов. Должна получиться следующая запись: (Слайд 3)   Отдать рассмотреть   Заправить разжигать   Вошёл бесконечно   Поддержать испугаться   Сделать безвкусный             Фронтальная беседа по вопросам:  - Сравните. Все согласны с таким делением слов на группы? Дополнения есть?  - На какие группы разделили слова?   - Что объединяет приставки слов первого столбика?   - Что объединяет приставки слов второго столбика?    - Все ли пропущенные буквы в приставках второго столбика вы вставили?     |                            К доске выходит 1человек:  - задача – распределить слова по группам  - задача остальных – распределить по группам и записать в тетрадь                                                                                          Проверка работы.   |  
  |   3.       |    Выявление причин затруднений и постановка цели деятельности.       |    ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность  УУД: познавательные  коммуникативные       |     - Почему вы затруднялись вставлять пропущенные буквы?   - Стоит ли выделять эти слова в отдельную группу и учиться писать?     - Есть ли ещё слова с этими приставками? Приведите примеры.   - Сформулируйте тему урока.   - Какую цель можем поставить перед собой на уроке?( научиться правильно писать слова с приставками на –з, -с).     -Чтобы достичь цели, какие задачи нам надо решить?   (1. Выяснить, когда на конце приставок пишется -з, когда –с.   2. Потренироваться в написании слов с этими приставками.)      -Давайте проверим, правы ли вы (Слайд 4)   |                                    Дети формулируют тему, цель и задачи урока                                          После ответа детей открывается доска с названием темы урока  Запись темы урока в тетради   |  
  |       4.   |        Построение проекта выхода из затруднения и его реализация.       |    
     ЦЕЛЬ: спланировать дальнейшую деятельность  УУД: личностные,  познавательные,  регулятивные,  коммуникативные       |        - Итак, что же нам предстоит выяснить?             Для решения выявленной проблемы ребятам предлагается стать исследователями и самим постараться определить условия выбора согласных з – с на конце приставок.        Необходимо вспомнить правила работы в группах.   Для работы предлагается инструкция и текст. (Слайд 5) (См. Приложение 1).   - Прочитайте инструкцию к тексту. Какое задание вам необходимо выполнить?   Работаем с лексическим значением неизвестных ребятам слов с помощью толкового словаря.   В результате выполнения работы должна получиться следующая запись: (Слайд 6)   разносится беспрерывно   низвергающейся рассыпается   вздрагивает бесчисленные   безмолвном растворяются   чрезмерно   производит   безоблачные         После демонстрации учащимися схематической записи правила учитель показывает схематический рисунок. (Слайд 7)   |        - В каких случаях на конце приставок пишется з-, а когда с-.        Работа в группах                      Учащиеся перечисляют правила работы в группе:  - Получив задание, разберись в нем.  - Не пренебрегай опытом других - он твой помощник.  - Определите, что вам понадобится в работе.  - Каждый несет персональную ответственность за свой участок работы.  - Согласовывай свою работу с другими.  - Вместе работали - вместе обсуждаем.   Определение лексическо-   го значения слов   Выполнение заданий в тетрадях     Выделяют приставки.   Группы предлагают свои варианты схематичной записи правила, например:     звон. согл.    з   гласный   с глух. согл.     |  
  |   5.   |    Первичное закрепление во внешней речи       |    ЦЕЛЬ: Развивать умения применять новые знания  УУД: регулятивные, познавательные   |     - Проверим себя по учебнику, к правильным ли выводам мы пришли в результате исследования. Чтение правила (параграф 83).   Возвращаемся к «дыркам», оставленным в словах на 2-м этапе урока, объясняем правописание приставок в словах второй колонки. (Слайд 8)       |                        Учащиеся доказывают, в каких словах на конце приставок и почему пишется з-, а в каких – с-.   |  
  |       6.   |        Промежуточная рефлексия       |    
     ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка  УУД: познавательные, регулятивные       |          - Сейчас вы сделали маленькое, но открытие. А открытия не делаются на пустом месте, для них нужен определённый багаж теоретических знаний.   - Какие знания вас приблизили сегодня к открытию?     - Давайте вспомним, какие согласные звонкие, какие – глухие. (Слайд 9)        - Что было трудным на этом этапе работы? Что удалось?   - Как бы вы оценили работу группы и свою собственную?            |                        Умение выделять приставки, т.е. знание морфемики; знание глухих и звонких согласных, т.е. фонетические знания.      Самооценка                       |  
  |   7.   |    Физкультминутка   |         |         |         |  
  |   8.   |    Самостоятельная работа с самопроверкой и озвучиванием результатов.   |    ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания.  УУД: личностные,  Регулятивные, коммуникативные       |     Выполнение тестового задания с помощью интерактивной доски. (Слайд10)    бе ..мерно     и ..пользовать     во..поминание   ра ..жигать   ни ..падать   бе ..ценный   бе…звездный   в ..бираться   бе..численные   ра…смешить     Оцените свою деятельность: (Слайд 11)  +-уверен  ?-сомневаюсь  - - трудно          Теперь оцените работу своего соседа (Слайд 12)   |     Записи в тетрадях                                                     Самооценка                                 Взаимопроверка работ по заранее определённым критериям, например:   «5» - без ошибок   «4» - 1-2 ошибки   «3» - 3-4 ошибки  «2» - 5 и более ошибок   |  
  |   9.   |    Включение в систему знаний и повторение.       |    ЦЕЛЬ: закрепить полученные знания  УУД: познавательные, коммуникативные,  регулятивные       |     Работа с пословицами. (Слайд13, 14)     Задания:     - вставить подходящие по смыслу слова;     - что объединяет данные пословицы?   - объясните смысл последней пословицы         Объяснительный словарный диктант:       Безбрежный простор, ранний рассвет, пышно расцвели, исследовать местность, бесчисленные богатства, взлетела на сосну, бескрайние поля.        Выполнение упр. 423. (Дополнительно)     |        Выполняют задания, отвечают на вопросы                              Объясняют условия выбора орфограмм.  Работают над своей устной речью.  Отрабатывают правило «Буквы з и с на конце приставок»          Комментированное письмо   |  
  |   10.   |    Рефлексия.                                                   |    ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка  УУД: познавательные, регулятивные   |    - Какую цель мы поставили в начале урока?  (Слайд 15)   - Удалось ли нам достичь поставленных целей? Каким образом?   - Что было самым интересным на уроке? Самым трудным?   - Над чем вы хотели бы поработать на следующем уроке?   - Чью работу на уроке можно выделить (почему?) и оценить (как?)?     - Кто доволен своей работой на уроке?    - А кто не доволен?   |    Оценка работы класса                                              Самооценка   |  
  |   11.       |    Объяснение домашнего задания.       |         |     Слайд 15  Демонстрирует слайд с дифференцированным домашним заданием   |    Записывают задания в дневники   |  
 
  б) слова с приставками, оканчивающимися на С.
  3. Выделите приставки, подчеркните в них согласные З, С.
  4. Наблюдая за словами, постарайтесь высказать предположение о том, от чего может зависеть выбор согласных З, С в приставках.
  5. Графически обозначьте орфограмму.
  6. Результаты своих наблюдений представьте в виде схемы.