|     1. Работа в «Букваре». 2 5 3   1) – Найдите схему слова шляпа в «Букваре». Сделаем звуко-буквенный анализ этого слова.  – В слове шляпа два слога, ударный первый слог.    Учитель проговаривает слово, чётко выделяя каждый звук.  – Ш-ш-шляпа.  Звук [ш] – согласный глухой, твёрдый, рисуем точку синего цвета, на письме обозначается буквой Ш.    – Шл-л-ляпа.  Звук [л’] – согласный звонкий, мягкий, рисуем точку зелёного цвета, на письме обозначается буквой Л.    – Шла-а-апа.  Звук [а] – гласный ударный, рисуем точку красного цвета, на письме обозначается буквой А.  
  – Шляп-п-па.  Звук [п] – согласный глухой, твёрдый, рисуем точку синего цвета, на письме обозначается буквой П.    – Шляпа-а-а.  Звук [а] – гласный безударный, рисуем точку красного цвета, на письме обозначается буквой А.    В этом слове 5 букв, 5 звуков.   Аналогично разбирается слово шалаш или любое другое слово по выбору учителя.   
 2) Чтение слогов с буквой Ш.   
 3) Разучивание скороговорок. Шесть мышат в шалаше шуршат. Смешные шутки у Саши и Мишутки. 
 Чистоговорки. Ша-ша-ша – мама моет малыша.   Шу-шу-шу – я письмо пишу.   Аш-аш-аш – у Марины карандаш.   
  – Попробуем записать эти слоги прописными буквами. Где мы будем сейчас работать?  3. Работа в «Букваре». 5 6 3 1  Чтение и анализ слов.    Работа над лексическим значением, наблюдение над однокоренными словами, оттенками их значений.    Чтение 1-го столбика слов про себя, затем вслух по заданиям.   – Что общего у этих слов? (Эти слова односложные.)    
  – Выделите цветной точкой первый звук. Какой цвет взяли? (Синий.)    – Почему?    Чтение слов 2-го столбика.    – Чем интересны пары слов? (Называют большой и маленький предметы.)    – Что есть в слове-названии маленького предмета, но нет в названии большого? (ПРОПЕДЕВТИКА. Суффикс.)    – Подчеркните эту часть слова.    Чтение 3-го и 4-го столбиков слов про себя.    – Как называют маленького ребёнка, малыша или детёныша животного? (Крошка.)  – Говорят: крошка хлеба, то есть маленький, даже малюсенький кусочек.    – Есть ли в этом столбике однокоренные слова? (ПРОПЕДЕВТИКА. Да, крыша, крышка – корень -крыш-.)    – Отличаются ли оттенками значений эти слова? (Да, крыша – большая, а крышка – маленькая, например, для закрывания банок.)    – Выделите одинаковые звуки в словах этого столбика. Чтение следующего столбика слов про себя.    – Что можно сказать про эти слова? (Они однокоренные, корень -шут-.)    – Выделите корень специальным значком – дугой.    – Какое из этих слов обозначает действие? (Шалун, шалунишка – корень    -шал-.)  – Когда говорят шалун, а когда шалунишка? (Когда ребёнок разбалуется, про него говорят: шалун. А можно сказать ласково: шалунишка.)    – Да, слово шалунишка имеет уменьшительно-ласкательное значение.  – Есть ли разница в оттенках значений слов шут, шутник? (Шут – это клоун, а шутник – это человек, который любит пошутить.)    – Подчеркните ударный слог в каждом слове.    – Найдём эти слова в прописи. 
 
  5. Работа в «Букваре». 7  6 1 1 3  Чтение текста «Паша-шутник».  1) Работа с текстом до чтения.    Чтение заглавия, рассматривание иллюстрации.    – Кого изобразил художник?    – Что уже можно сказать? (Мы будем читать про Пашу-шутника. Это понятно из заглавия. На иллюстрации мы видим клоуна, так как у него разрисовано лицо. Он смеётся. Это, наверное, и есть Паша. Одет Паша как клоун на сцене. У него штанишки на лямочках. На штанишках изображены ромашки. На голове смешная шляпа, на ногах смешные ботинки. А в руках держит ромашки.)    – Чтобы до конца разобраться, прочитаем текст.    2) Работа с текстом во время чтения.    Чтение про себя, затем вслух по предложениям.  Вопросы по ходу чтения.    – Кто же Паша? (Паша – клоун.)    – Кто такой клоун? (Клоун – это артист цирка, который в цирке веселит народ, поднимает настроение.)    – Значит, какой Паша, раз он шутник? (Весёлый, задорный, остроумный.)    – Можно ли приготовить окрошку из ромашек? (Нет, это Паша шутит.)    – А на самом деле из чего окрошку делают?    Повторное чтение.    3) Беседа после чтения.    – Что смешного в Пашином наряде?    – Ещё раз посмотрите на иллюстрацию. Прочитайте предложения, к которым она относится.    – Почему Паша так необычно одет? (Он же клоун, должен смешить людей, поэтому и одет смешно.)    – А почему окрошка из ромашек, а не из других цветов?    – Подсчитайте, сколько слов с буквой Ш встретилось в тексте.    Прочитайте их.    – Отметьте точкой звук, который обозначен этой буквой.    – Какого цвета точка?    
  6. Работа в «Букваре».  6 1 1 3  Чтение-слушание рассказа В. Драгунского «Заколдованная буква» (с. 81). 1  1) Работа с текстом до чтения.    – Наш художник не нарисовал картинку к тексту, который написал Виктор Драгунский.    – Как называется текст?    – Что могло произойти с буквой? Кто её заколдовал? Это сказка?    (Нет, Драгунский писал только рассказы.)    2) Этот текст предлагается для слушания.    Учитель читает, дети слушают (книги закрыты). После чтения предлагаются вопросы на понимание содержания.    – Сколько в рассказе героев? (Мишка, Алёнка и рассказчик.)    Можно сказать детям, что у Драгунского все рассказы написаны от лица главного героя – мальчика Дениса.    – Можно ли определить, сколько детям лет? (Да, примерно 6–7, раз у них у всех выпадают молочные зубы...)    – А можно понять, когда происходит действие? (Зимой, накануне Нового года.)    – Как вы догадались?    – Какая была ёлка?    – Что же так рассмешило друзей?    – Какой звук оказался для всех троих самым трудным? (Звук [ш].)  – А вы поняли, почему дети никак не могли его произнести?  – Как вы думаете, почему этот рассказ смешной?    – А могла ли такая история произойти на самом деле или Драгунский всё выдумал?    – Можно ли сказать, что у автора рассказа Виктора Драгунского    есть чувство юмора?    Чтение текста хорошо читающими детьми.    3) Работа с текстом после чтения.    – Кто же был прав из ребят? (Никто.)    – Так кто же заколдовал букву (точнее, не букву, а звук [ш])?    – Как точнее: заколдованная буква или заколдованный звук? Почему?    – Вот вы говорите, что смеялись во время чтения, значит, это какой рассказ? (Юмористический.)    
 
 |