kopilkaurokov.ru - сайт для учителей
Файл удален или неудачно загружен. Попробуйте загрузить файл повторно

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Да здравствует Словарь!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное мероприятие предназначено для проведения внеклассного занятия с учащимися 6 класса после изучения ими темы "Лексика". В виде театральной постановки происходит знакомство с различными  Словарями, Учащиеся выполняют задания, предложенные им Словарями, тем самым повторяя и закрепляя тему "Лексика". 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Да здравствует Словарь!" »

Урок русского языка в 6 классе

«Да здравствует словарь!»

(Эпиграфы к уроку:

Словарь - это вся вселенная в алфавитном порядке”. (А.Франс)

Определите точно каждое слово, и вы избавитесь от половины заблуждений”. (Декарт)

Цели урока:

1) повторить и закрепить знания учащихся по лексике (о лексическом значении слова, синонимах, исконно русских и иноязычных словах);

2) совершенствовать навыки работы со словарями; воспитывать интерес к книге, слову.

1. Начало урока. Игра “Дежурная буква”. В течение двух минут учащиеся записывают слова на указанную букву (например: Африка, алгебра, Америка, антилопа и т. д.). Побеждает тот, кто сумеет записать большее количество слов. Учитель: Названия всего, что есть во вселенной, вместились в словари. Об этом прекрасно сказал французский писатель Анатоль Франс: “Словарь - это вся вселенная в алфавитном порядке”. Давайте вспомним: какие словари русского языка вам известны? К каким словарям мы обращаемся чаще всего? В каких случаях словари приходят к нам на помощь?

II. Знакомство со словарями.

В роли словарей выступают четыре ученика. “Словари” должны рассказать о начале своего рабочего дня, а класс - определить, какой перед ними словарь.

Фразеологический словарь. “Встал ни свет ни заря, с первыми петухами. Утренняя гимнастика вогнала меня в пот, и я на всех парусах помчался к речке. От холодной воды у меня побежали мурашки, но я с/орем пополам умылся и отправился на кухню. Ароматные запахи вызвали волчий аппетит, и у меня потекли слюнки”.

Словарь иностранных слов. “Мама предложила мне биточки, фрикадельки, винегрет, чай, какао. Но я съел бутерброд, торт и выпил чашку кофе с сахаром”.

Толковый словарь. “В 6 часов началась моя любимая спортивная передача. Вслушиваюсь в комментарии Сергея Ческидова. В его речи то и дело мелькают слова: слалом, биатлон, фристайл. А что они значат? Пришлось призвать на помощь всю свою эрудицию, чтобы растолковать: слалом - это скоростной спуск с гор по извилистому пути, обозначенному контрольными воротами; биатлон - зимнее спортивное двоеборье - лыжная гонка с остановками для стрельбы; фристайл - прыжки на лыжах с выполнением акробатических фигур”.

Словарь синонимов. “Да, ничего не скажешь, замысловатые слова... Ну всё, пора за работу: думать, ломать голову, размышлять, соображать, работать головой, шевелить мозгами”.

III. Конкурс рисунков. Учитель: ребята, я знаю, что вы заранее придумали и нарисовали обложки словарей. Теперь нужно решить, какому из “представленных” словарей какой рисунок предназначен. “Словари” сами выберут по одной обложке и тем самым определят победителя конкурса.

IV. Работа “словарей” с классом. Вперед выходит “Словарь иностранных слов”. Я - словарь иностранных слов. Я имею 20 ООО слов. При чтении журналов, газет, книг вы часто сталкиваетесь со словами, вошедшими в русский язык из других языков мира. В словаре можно получить справку о значении незнакомого иностранного слова ,а также сведения о его происхождении. Леди и джентельмены! Сейчас перед вами появится некий господин. Он одет несколько странно, но вы не удивляйтесь. Ваша задача - не только перечислить иноязычные слова, называющие его одежду, но и определить, из какого языка они пришли в русский. (Появляется “блестящий денди”. Он прохаживается, давая возможность разглядеть свою одежду и обувь: костюм, жилет, туфли и т.д.) Далее “Словарь предлагает ребятам выполнить предложенные им задания.

Задание 1. А теперь в предложениях замените словосочетания одним словом.

  1. Торжественный смотр физкультурников на Красной площади. (Парад.)

  2. Старший брат получил документ, удостоверяющий его полномочия как депутата. (Мандат.)

  3. В нашем районе построили помещение для стрельбы в цель. (Тир.)

Задание 2. Поработайте со словарём иностранных слов и приведите примеры слов, которые заимствованы из английского, немецкого, французского, греческого языков. Дайте лексическое толкование этих слов. (Работа по группам.)

На смену “Словарю иностранных слов” выходит Фразеологический словарь. Я - фразеологический словарь. Это особый тип толкового словаря, в котором даётся 4000 фразеологизмов. Я интересен для любых профессий. А сейчас попрошу выполнить мои задания.

Задание 1. Используя фразеологизмы, ответьте на вопрос: как говорят о ... - кротком, безобидном человеке? (Мухи не обидит.)

- чувстве большой неловкости, стыда? (Готов сквозь землю провалиться.)

- человеке, который пришёл не вовремя, некстати? (Нелёгкая принесла.)

- о том, кто (что) неизменно хуже, несравненно ниже другого в каком-то отношении? (В подмётки не годится.)

Задание 2. Подберите синонимические фразеологизмы к словосочетаниям, к фразеологизмам:

1) Усердно трудиться, совсем близко, говорить вздор, очень плохо.

2) Кот наплакал (с гулькин нос), по пальцам пересчитать можно (раз-два и обчёлся), во всю прыть (сломя голову), со всех ног (раз-два и готово). И т.д.

Задание 3. Назовите фразеологизмы, имеющие в своём составе наименования частей человеческого тела (голова, ноги, глаза, нос).

Голова - человек с головой, морочить голову, вскружить голову, потерять голову, не сносить головы, с больной головы на здоровую...

Ноги - уносить ноги, встать с левой ноги, падать с ног, путаться под ногами, одна нога здесь - другая там, ног под собой не чуять...

Глаза - мозолить глаза, хлопать глазами, пускать пыль в глаза, глазом не моргнуть, хоть глаз выколи, смотреть чужими глазами, как бельмо в глазу...

Нос - задирать нос, вешать нос, водить за нос, зарубить на носу, клевать носом, держать нос по ветру, не показывать носа...

Ребята, пользуйтесь фразеологическим словарём, он сделает вашу речь яркой и самобытной! “Словарь” прощается и уходит.

Появляется Толковый словарь. Я - словарь толковый. Впервые определение толковому словарю дал Владимир Иванович Даль. Вы скажете: зачем объяснять значения многих слов, они ведь и так понятны. Но не торопитесь. Возьмём, например, слово стол. Как объяснить его значение? Правильно, род мебели. Но есть ещё и другие значения. Загляните в словарь, и тогда вы без труда выполните моё задание: объяснить значение слова стол в каждом предложении.

1) Стол накроешь, посуду помоешь, сядешь, посидишь.

2) Почти все девушки жили на одной квартире, имели общий стол.

3) Анна Ивановна работает в адресном столе.

4) В санатории нам определили пятый стол.

Словарь: А теперь определите, какие значения имеет слово голова.

1) Колхоз продал государству сто голов скота.

2) Вдали показалась голова пехотной колонны.

3) Он в неравном бою сложил свою голову.

4) От бессонницы у него разболелась голова.

Выходит Словарь синонимов и встает рядом с Толковым словарем. Я - словарь синонимов. Известно, что синонимы обогащают речь, дают возможность выразить любой оттенок мысли и избежать повторения одного и того же слова. Умелый подбор синонимов придаёт языку красочность и выразительность. Словарь же ребят часто беден, особенно режет слух повторение слова сказал. А между тем русский язык чрезвычайно богат глаголами речи. Около 150 различных глаголов, обозначающих речь, употребил Леонид Леонов в романе "Русский лес". Например: говорить, сказать, сообщить, изложить, промолвить, подтвердить, спросить, повторить, обсудить и т.д.

Теперь прошу выполнить мои задания.

Задание 1. К слову победить в моём словаре дано 14 синонимов. А сколько знаете вы?

Задание 2. Подберите синонимы для характеристики прилежного ученика и лодыря.

Задание 3. Индивидуальное задание: редактирование своих текстов (исправление речевых ошибок) в тетрадях по развитию речи. (Словарь синонимов вам поможет справиться с заданием.)

“Словари” прощаются и уходят. Учитель подводит итоги урока.

Домашнее задание: составить публичное выступление о пользе словарей.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
"Да здравствует Словарь!"

Автор: Добросова Любовь Александровна

Дата: 18.10.2014

Номер свидетельства: 120179

Похожие файлы

object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Интеллектуальная игра «Устное народное творчество» "
    ["seo_title"] => string(56) "intielliektual-naia-ighra-ustnoie-narodnoie-tvorchiestvo"
    ["file_id"] => string(6) "127039"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1415263326"
  }
}
object(ArrayObject)#877 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) ""Здравствуй, гостья-Зима" "
    ["seo_title"] => string(26) "zdravstvui-ghost-ia-zima-1"
    ["file_id"] => string(6) "180461"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425199936"
  }
}
object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Проект "Здравствуй, лето" во второй младшей группе"
    ["seo_title"] => string(48) "proekt_zdravstvui_leto_vo_vtoroi_mladshei_gruppe"
    ["file_id"] => string(6) "609579"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1655143133"
  }
}
object(ArrayObject)#877 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "«Твои первые словари, энциклопедии, справочники» Библиотечный урок"
    ["seo_title"] => string(63) "tvoipiervyieslovarientsiklopiediispravochnikibibliotiechnyiurok"
    ["file_id"] => string(6) "305613"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457967795"
  }
}
object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Внеклассное занятие "Здравствуй, город Трубчевск!" "
    ["seo_title"] => string(53) "vnieklassnoie-zaniatiie-zdravstvui-ghorod-trubchievsk"
    ["file_id"] => string(6) "149592"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1420234704"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства