kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:
1. Познакомить учащихся с причинами попадания человека в условия вынужденной автономии, с факторами, способствующими развитию или возникновению экстремальных ситуаций.

2. Изучить меры профилактики и подготовки к безопасному поведению, а также правила поведения в условиях вынужденной автономии.

3. Воспитывать чувство ответственности за собственную жизнь и безопасность, а также чувство уважения и заботы по отношению к природе.

4. Закрепить знания полученные в предыдущих курсах ОБЖ.
Метод: лекция с активным включением беседы с учащимися.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ "ШИМАНОВСКИЙ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ"








Правила поведения в условиях вынужденной автономии

в природных условиях









Воспитатель: С.Е. Бледная






2017 год

Цели:
1. Познакомить учащихся с причинами попадания человека в условия вынужденной автономии, с факторами, способствующими развитию или возникновению экстремальных ситуаций.

2. Изучить меры профилактики и подготовки к безопасному поведению, а также правила поведения в условиях вынужденной автономии.

3. Воспитывать чувство ответственности за собственную жизнь и безопасность, а также чувство уважения и заботы по отношению к природе.

4. Закрепить знания полученные в предыдущих курсах ОБЖ.
Метод: лекция с активным включением беседы с учащимися.

ПЛАН ЛЕКЦИИ

  1. Причины попадания человека в условия вынужденной автономии.
    1. Понятие "автономное существование".

2. Причины вынужденного автономного существования.

3. Факторы, способствующие развитию или возникновению экстремальных ситуаций.

II. Меры профилактики и подготовка к безопасному поведению в условиях автономного существования.

  1. Понятие "выживание".

  2. Факторы, обеспечивающие защитные функции, способствующие нормальной жизнедеятельности человека в экстремальной ситуации природной среды.

  3. Меры подготовки к безопасному автономному существованию в природе:
    а). Меры профилактики и подготовки к безопасному автономному существованию.
    б). Характеристика экстремальных ситуаций в условиях вынужденной автономии.
    III. Правила поведения в условиях вынужденной автономии.
    1. Последовательность действий в экстремальных ситуациях в природе.
    2. Разработка плана действий, принятие решения и реализация их.
    3. Способы подачи сигналов бедствия (сигналы международного кода).
    IV. Вывод.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ:

Введение в тему урока, доведение целей и задач урока, плана урока.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Учебный вопрос №1: Причины попадания человека в условия автономного существования.

В начале следует раскрыть понятие "автономное существование".
Автономное существование - наиболее опасная экстремальная или аварийная ситуация, так как положение человека, оказавшегося один на один с природной средой, обычно возникает неожиданно и вынужденно, причём помощь извне проблематична.

Перечислить основные причины вынужденного автономного существования в природных условиях, используя схему:

Основные причины вынужденного автономного существования в природных условиях:

  1. ЧС природного характера: Стихийные бедствия, (землетрясения, наводнения, ураганы, бури, смерчи, лесные пожары).

  2. Экстремальные ситуации в условиях природной среды: Резкое изменение природных условий (сильное резкое похолодание, ливень, метель, пурга, сильный снегопад, мороз, засуха и т.д.). Потеря ориентировки на местности (во время похода, экспедиции).

  3. Аварийные ситуации в условиях природной среды: Потеря группы на маршруте (во время похода, экспедиции). Аварии на транспорте.
    Обратить внимание учащихся на факторы природной среды, способствующие развитию или возникновению экстремальных ситуаций:
    А) Климатогеографические особенности района температура и влажность воздуха, солнечная радиация, осадки, уровень барометрического давления атмосферы, ветер, ураган), а также: рельеф местности, водоисточники, флора и фауна, фотопериодика (полярная ночь, полярный день), колебания магнитного поля Земли.

Б) Психо-физиологические факторы, способствующие возникновению или развитию экстремальных ситуаций: страх, боль, переутомление, уныние, холод, жара, голод, заболевание и травмы.

Учебный вопрос № 2: Меры профилактики и подготовка к безопасному поведению в условиях автономного существования.

Оказавшись в условиях вынужденной автономии человек вступает в единоборство с силами природы. Основа успеха в этой борьбе - умение выжить. Что же понимается под термином "выживание"?
Выживание - активная деятельность, направленная на сохранение жизни, здоровья и работоспособности в экстремальных условиях.
Главный постулат выживания: человек может и должен сохранить здоровье и жизнь в самых суровых физико-географических условиях, используя для этого всё, что дает окружающая среда и собственные теоретические знания и практический опыт.

Факторы, обеспечивающие защитные функции, способствующие нормальной жизнедеятельности людей в экстремальных ситуациях природной среды:

психофизические качества человека (психическая устойчивость, физическая подготовленность, обученность действиям при выживании); одежда, аварийно-спасательное снаряжение, устройства для сигнализации и связи, водно-пищевой запас, подручные средства, используемые для различных целей. В связи с этим необходимо знать следующее:
Экстремальные ситуации автономного существования в природной среде предполагают:

  1. Ситуации, связанные с резким изменением теплового режима;
    2. Ситуации, связанные с акклиматизацией и реакклиматизацией;
    3. Ситуации, связанные с резким изменением режима питания, питьевого режима.
    1.Человеческий организм не способен самостоятельно поддерживать температуру своего тела на необходимом уровне в условиях охлаждения. Под влиянием охлаждения снижается уровень обменных процессов, ослабляется деятельность центральной нервной системы - всё это приводит к ослаблению организма, способствует обострению имеющихся заболеваний или возникновению новых.

Все живые организмы делятся на две группы: пойкилотермные ("разнотермные") и гомойотермные ("одинаковотеплые"). Пойкилотермность - фактор, снижающий выживаемость, т.к. жизненная активность организмов зависит от изменений температуры среды. Гомойотермность - фактор, повышающий выживаемость.
Человек относится к гомойотермным организмам с температурой тела в пределах 36,4°С - 37,5°С, её повышение вызывает состояние перегрева (гипертермии), а понижение - переохлаждение (гипотермия). Физиологическая система терморегуляции у человека включает в себя регулирование теплообразованием и теплоотдачей.

Теплообразование происходит в скелетных мышцах в результате сложных химических реакций при усвоении пищи. Следует помнить, что при незначительном охлаждении начинается непроизвольная микровибрация мышц, которая в дальнейшем переходит в длительную синхронную активность отдельных мышечных волокон (терморегуляционный тонус), а при боле сильном охлаждении возникает холодовая дрожь. При этом теплообразование повышается в 3-5 раз, при произвольной мышечной активность (ходьба, бег) теплообразование может увеличиваться в 10-20 раз. Физическая терморегуляция играет более существенную роль, чем химическая в обеспечении постоянства температуры тела. При понижении температуры среды теплоотдача уменьшается, при повышении температуры среды - увеличивается.

Теплоотдача происходит четырьмя способами:

  1. Кондукцией (Кондукция (проведение) - прямая передача тепла от тела к твердой среде. Максимальная теплоотдача - в положении лежа.
    2. Конвекцией - теплоотдача посредством течения воздуха или воды по границам тела. Чем ниже температура среды и сильнее ветер, тем выше конвекция.

3. Излучением (Излучение (радиация) - отдача тепла в виде инфракрасных лучей.
4. Испарением - влага с кожных покровов и слизистых оболочек верхних дыхательных путей (потение) охлаждаясь усиливает теплоотдачу тела человека.

В связи с вышеизложенным, регулирование режима - одно из условий выживания. Достигается оно несколькими способами:
Во-первых: оптимальным чередованием состояния активности и покоя;

Во-вторых: оборудованием временных, простейших, укрытий из природных и подручных материалов;

В-третьих: организацией внешних источников тепла (костров).

ТИПЫ КОСТРОВ:

  1. По предназначению:

  1. Дымовые - разводят для подачи сигнала бедствия, а также, чтобы отогнать комаров и мошкару;

  2. Жаровые - для приготовления пищи, для обогрева, для просушки вещей;
    3. Пламенные - для освещения места привала, для кипячения воды, для подогревания пищи.

  1. По их устройству:

  1. "Шалаш" – пламенный

  2. "Колодец" - пламенный (в сырую погоду)

  3. "Звёздный" - пламенно-жаровой

  4. "Нодья" – жаровой

  5. "Очаг" – пламенный

В-четвертых - организацией рационального питания.

Акклиматизация - процесс приспособления организма человека к новым климатогеографическим условиям. В основе акклиматизации лежит выработка организмом приспособительных реакций, направленных на поддержание его нормальной жизнедеятельности в новых условиях окружающей среды.

Акклиматизация в горной местности: основной фактор, отрицательно влияющий на организм, является снижение концентрации кислорода в воздухе, понижение барометрического давления, а также высокая интенсивность ультрафиолетового излучения солнца.

Акклиматизация в условиях жаркого климата: основными факторами, влияющими на организм человека, попадающего в условия жаркого климата, являются высокая температура воздуха, приближающаяся к температуре тела, значительная интенсивность солнечной радиации, высокая (или низкая) влажность атмосферного воздуха, резкие колебания температуры окружающей среды в течение суток. Наиболее характерное патологическое состояние: тепловое истощение, тепловой удар, тепловые судороги (при большой потере минеральных солей).

Акклиматизация в условиях Крайнего Севера: основными факторами климата севера, неблагоприятно влияющим на организм человека, является низкая температура окружающей среды (в зимние месяцы до -60°С), нарушение светового режима (полярный день, полярная ночь), ультрафиолетовая недостаточность. В этих условиях происходит резкое изменение реактивности организма. Появляются чрезмерная утомляемость, сонливость в дневные часы, понижение аппетита, иногда одышка. Нарушение светового режима может привести к бессоннице и невротическим состояниям.
Реакклиматизация - повторное приспособление к ранее привычным условиям после временного пребывания в другой климатогеографической среде.
Пищевой состав рациона зависит от условий, в которых находится человек. Для районов с жарким климатом основу питания должны составлять углеводы, а в рационе, предназначенном для Арктики, должны преобладать жиры и белки. В условиях автономного существования необходим строгий учёт продуктов питания и распределение их на небольшие порции, калорийность которых должна составлять примерно 500 ккал. Расчет калорийности можно произвести учитывая, что 1г. жира = 9,1ккал., 1г. белка = 4,1ккал., 1г. углеводов = 4ккал. (Индийский паук может обходиться без пищи 18 лет; собаки - до 117 суток; человек - 19 (американский врач Герберт Шелтон голодал 90 дней).
Вода играет огромную роль в жизнедеятельности человеческого организма и она необходима всегда. Человеку в сутки требуется в среднем 1,5-2л., а в жарких районах - 4-6л. и более. В идеальных условиях человек может обходиться без воды в течение 14 суток.
умение ориентироваться по компасу, небесным светилам и местным признакам, а также умение двигаться по азимуту;
наличие носимого аварийного запаса (НАЗ); (в состав НАЗа обычно включают: 2-3 швейные иглы, пару английских булавок, 6 маленьких рыболовных крючков, 5-8м. тонкой лески, половинки лезвия бритвы,
несколько спичек, головки которых покрыты парафином, несколько жгутов слегка обоженной ваты, нож, соль). В состав НАЗа может входить кроме того небольшое количество консервированной пищи и воды, йод и минимум лекарственных препаратов.

Учебный вопрос №3: Правила поведения в условиях вынужденной автономии.

Общие требования к соблюдению последовательности действий в экстремальных ситуациях в природе заключаются в преодолении психических стрессов, проявлении изобретательности, находчивости, эффективности в использовании аварийного снаряжения и подручных средств природной среды и обеспечении потребностей организма в пище и воде. Выживание обеспечивается не стихийным желанием "Я не хочу умирать!", а поставленной целью: "Я должен выжить!" Желание выжить должно, диктоваться не инстинктом, а сознательной необходимостью. Безволие, как правило, принимает формы бездействия. А бездействие, в свою очередь, переключает человека на собственные мысли и переживания, приводит к унынию, ослаблению воли к борьбе и в конечном итоге к уменьшению вероятности выживания. Поэтому нужно чем-нибудь заняться: приведением в порядок укрытия, одежды и пр. Очень важно не идти на поводу собственной усталости, не откладывать дела "на завтра", "на потом". Следует проявлять максимум силы воли, чтобы сделать то, что делать не хочется. В экстремальной ситуации завтрашнего дня может и не быть. Из подобных мелких волевых решений складывается такое понятие, как "воля к жизни", обеспечивающее длительное выживание.

Окружающая среда - увеличивает или сокращает сроки автономного существования, способствует или препятствует успеху выживания. Везде своя специфика выживания.

1) устранить непосредственную угрозу для жизни (покинуть транспортное средство, выйти из очага пожара и т.д.)

2) в случае необходимости оказать себе первую медицинскую помощь;

3) дать оценку сложившейся ситуации;

4) выработать план дальнейших действий: сориентироваться на местности; принять решение оставаться на месте или двигаться в поисках жилья; соорудить временное укрытие; принять меры по обеспечению пищей и водой; принять меры к подаче сигналов бедствия.

Ориентирование: по местным предметам, Солнцу и часам, звездам, компасу, по квартальным столбам (квартальные столбы: грань между двумя наименьшими номерами - всегда ориентирована на север).

Принять решение оставаться на месте или двигаться в поисках жилья.
Решение остаться на месте принимают когда:

- сигнал бедствия или сообщение о месте происшествия переданы при помощи аварийной радиостанции;

- место происшествия точно не определено, местность незнакомая и труднопроходимая (горы, лес, глубокие овраги, болота, мощный слой снежного покрова и т.п.);

- направление на ближайший населённый пункт и расстояние до него не известно;

Решение об уходе с места аварии принимают, если:
- точно известно местонахождение ближайшего населённого пункта, расстояние до него невелико и состояние здоровья позволяет его преодолеть;
- возникла непосредственная угроза жизни: лесной пожар, разлом ледяного поля, наводнение и т.п.;

- человек не может быть обнаружен спасателями на этом месте из-за окружающей его густой растительности;

- в течение трёх суток нет связи и помощи (следует помнить, что приняв решение о движении необходимо на месте первоначального местонахождения оставить ТУР (куча камней с воткнутой веткой с тряпкой), с запиской, где указаны дата и направление, по которому ты пошёл. В дальнейшем такие записки (на коре дерева, бересты и т.д.) следует оставлять углём на месте каждого ночлега или большого привала.

Соорудить временное укрытие: Ночлег Т=1,5-2 часа до ночлега готовить: - сухое место, - у воды, - ветерок.

Зимой НЕЛЬЗЯ забираться под одежду с головой, одежда отсыреет и замерзнет.
- В снегу обязательно вентиляция!

Принять меры по обеспечению пищей и водой:

Дикорастущие растения, рыба, охота. Незнакомые ягоды, грибы, растения - воздержаться в приеме. Нельзя употреблять растения, выделяющие на изломе млечный (похожий на молоко) сок, косточки и семена плодов и ягод, грибы с неприятным запахом.

Косвенным признаком съедобности растения могут служить: - плоды, поклеванные птицами; - множество косточек, обрывки кожуры у подножья плодовых деревьев; - птичий помет на ветках стволах; - растения, обглоданные животными - плоды обнаруженные в гнездах и норах.
Рыбалка: леска - из шнурков, одежды.

Крючок - сережки, блесна - пуговицы, невидимки.
Вода - фильтровать, кипятить (камни в воду опускать).

Принять меры к подаче сигналов бедствия: с помощью радиостанции, пиротехнические сигнальные средства, сигнальные костры (три костра, расположенных на прямой линии в 10-15 метрах друг от друга или в виде равностороннего треугольника), с помощью сигнального зеркала (фольга, металл в центре отверстие для наведения на самолет, луч направляется вдоль горизонта. Световой зайчик обнаруживается на расстоянии до 25км), сигналы международного кода - вытаптываются на снегу, выкладываются из камней, веток, дерна и др. подручных средств:

I - нужен врач, серьезные телесные повреждения

II - нужны медикаменты

X - не имеем возможности в передвижении

F - нужна вода и пища

V - требуется огнестрельное оружие и боеприпасы

Квадрат - требуется карта и компас

LL - все в порядке

N – нет

Y-да.
Треугольник - здесь можно приземлиться.

Обратить внимание на то, что знаки делаются не менее 6м в длину и около 0,5м в ширину. И еще, сигнал - это шанс на спасение, поэтому нельзя тратить все средства подачи сигналов за один раз, если нет возможности их восстановить.
ОБЩИЙ ВЫВОД УРОКА: Основное условие, определяющее успех выживания или гибель, - настрой человека на выход из этой ситуации, его желание возвратиться домой, моральные обязательства перед близкими людьми и обществом, сознание того, что ему еще много надо сделать. Степень экстремальности влияет на фактор жизненного времени, определяющий возможность выживания.

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  1. Закрепление целесообразно провести в форме беседы по плану лекции.
    2. Задание на дом: § 1.1 Контрольные вопросы: 1. Какие качества помогают выживать людям, попавшим в беду? 2. В каких случаях принимают решение оставаться на месте аварии? 3. В каких случаях принимают решение об уходе с места аварии?

4. Способы (ориентирования) определения сторон горизонта. 5. Определить стороны горизонта по часам и солнцу. 6. Какими способами можно определить стороны горизонта по местным признакам? 7. Как определить направление на предмет по заданному азимуту? 8. Способы обеззараживания и очистки воды в полевых условиях. 9. Что может служить косвенным признаком съедобности растений?



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях

Автор: Бледная Светлана Евгеньевна

Дата: 02.03.2017

Номер свидетельства: 397078

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конспект урока "Автономное существование человека в природе""
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-avtonomnoie-sushchiestvovaniie-chielovieka-v-prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "297250"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456157778"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Презентация к уроку "Автономное существование человека в природе""
    ["seo_title"] => string(77) "priezientatsiia-k-uroku-avtonomnoie-sushchiestvovaniie-chielovieka-v-prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "297261"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1456158232"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Правила поведения в условиях вынужденного автономного существования "
    ["seo_title"] => string(81) "pravila-poviedieniia-v-usloviiakh-vynuzhdiennogho-avtonomnogho-sushchiestvovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "127250"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415285813"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Конспект урока по ОБЖ "Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_po_obzh_pravila_poviedieniia_v_usloviiakh_vynuzhdiennoi_avtonomi"
    ["file_id"] => string(6) "440667"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1511614762"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Автономное существование человека в природной среде""
    ["seo_title"] => string(55) "avtonomnoe_sushchestvovanie_cheloveka_v_prirodnoi_srede"
    ["file_id"] => string(6) "478718"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1537813207"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1580 руб.
2640 руб.
1270 руб.
2110 руб.
1460 руб.
2440 руб.
1180 руб.
1970 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства