| 4. Изучение новой темы | -Какое слово выделено курсивом в первом абзаце? -Кто то знает, что такое язычество и кто такие язычники? Сейчас я вам расскажу. -Язычество – религия, основанная на обожествлении сил природы, вера в нескольких богов одновременно. Язычник — человек, поклоняющийся многим богам, а богами выступают силы природы: солнце, ветер, гром и молния… -Давайте продолжим читать наш текст, начиная со второго абзаца стр.84 -Остановимся здесь и ответим на вопросы. - Ребята, посмотрите на слайд и скажите, какой Бог изображен на слайде. - Кто такой Перун? За что он отвечал? - Какие силы природы он олицетворял? - С чем сравнивали молнию в руках Перуна? - На что похож гнев Перуна? -Читаем дальше. -Остановимся. -Посмотрите на слайд. Какой Бог изображен? - Кто такой Даждьбог? -Какие силы природы он олицетворял? За что он отвечал? -Когда праздновали день Даждьбога? -Что делали в этот праздник? -Читаем дальше. - Кого же древние славяне считали живым существом, божеством? - Что, по мнению древних славян, рождала земля? -Что говорили в народе герои, когда обращались к земле-матушке. Найдите в учебнике ответ. -У нас выделено слово сторицей. Ребята, а вы знаете, что это такое? Где можно узнать значение этого слова? На слайде это слово -Сторица - вознаграждение, возмещение, превышающее ущерб, убытки во много раз. - Вы, наверное, заметили, что в тексте говорилось праздниках различных Богов. -А какие вы знаете языческие праздники, когда люди поклонялись Богам? -Сейчас мы узнаем про один из этих праздников. Отгадаем его название с помощью загадки. Этот праздник — объедение, Мы блины печём с утра! К ним мёд, сметана и варенье, Что за праздник, детвора? -Вы узнали, что это за праздник? - Правильно! Масленица! А что вы знаете об этом празднике? Что он означает? - Молодцы! А почему Масленицу так называют? - Верно! Блины – это главный символ Масленицы. А что они символизируют, как вы думаете? -Умницы! Блины круглые, желтые и горячие, как солнышко. Наши предки верили, что блины помогают солнцу вернуться после долгой зимы. А что еще делают на Масленицу, кроме того, что едят блины? - Правильно! А еще устраивают разные игры и забавы. Какие вы знаете? - А что происходит в конце Масленичной недели? - Да! А зачем это делают? -Совсем недавно праздник Масленица прошел. Ребята, а как вы его праздновали? -Ребята, Масленица длится неделю. А вы знаете, как называются дни Масленичной недели? - Каждый день Масленицы имеет свое название и свои традиции. Например, понедельник – "встреча", когда начинают печь блины и строить горки. Вторник – "заигрыши", когда молодые люди присматриваются друг к другу. Среда – "лакомка", когда тещи угощают зятьев блинами. Четверг – "разгуляй", когда начинаются самые широкие гуляния. Пятница – "тещины вечерки", когда зятья угощают тещ блинами. Суббота – "золовкины посиделки", когда молодые жены приглашают в гости золовок (сестер мужа). И воскресенье – "прощеное воскресенье", когда все просят друг у друга прощения за все обиды. - А почему воскресенье перед Великим постом называется "прощеным"? -Посмотрите на слайд. Перед вами Бог солнца (Ярило). Именно он символизирует праздник Масленицы, блины, чучела и т.д -Внимательно посмотрите на слайд и прочитайте пословицу. -Попробуйте объяснить смысл этой пословицы. -Посмотрите на слайд. Давайте окунемся в атмосферу Масленицы. Это картина Бориса Михайловича Кустодиева «Масленица». -Давайте попробуем описать эту картину. Что вы видите на ней? -Давайте послушаем описание этой картины. Широкая Масленица! Честная Масленица! Сахарные твои уста! Сладкая твоя речь! Игры, забавы — веселье, смех, балагурство. - Одну из удалых забав Масленицы - взятие снежного городка изобразил на своей картине художник Василий Иванович Суриков. - Так же на масленицу было принято делать обереги в виде чучела, которое по традиции в конце масленой недели сжигали на костре. Оберег делался из белой пряжи, после чего перевязывался красной нитью, которая символизирует жизнь. Вы можете внимательно рассмотреть данные обереги, потрогав их. (раздаю детям два оберега из пряжи) -Совсем недавно мы провожали зиму, встречали весну. Кто был этом на празднике? Что там видели? Что удивило вас? | -Язычники -Бог-Перун - Перун – грозное божество, покровитель войны и мира, военный дружинник, распорядитель войны и мира. -Гром, молнию - С блеском металла воинского оружия. - На пущенную им стрелу, которая поражает жилища, и кажется, что им недовольно божество. -Даждьбог - Даждьбог – бог, дающий достаток, богатство, хороший урожай. Он солнечное божество. -Солнце -Весной - Пекли сладкие пироги и сжигали соломенную куклу. - Мать сыра земля. - Травы и цветы, деревья и коренья, плоды и ягоды, а корни деревьев и цветы сосуды, по которым течёт вода — кровь земли. -«Поклонись землице, наградит тебя сторицей» -Нет -В словаре -Масленица, Ивана Купалы - Это когда зиму провожают и весну встречают! - Потому что едят много масляной еды, блинов! - Солнце! - Катаются с горки, поют песни, танцуют! - Перетягивают канат, дерутся подушками, лазают на столб за призом! - Сжигают чучело Масленицы! - Чтобы зима ушла! Чтобы всё плохое сгорело! Ответы детей -принято просить прощения у всех близких и знакомых, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой и сердцем. -Не жизнь, а Масленица - Пословица «не жизнь, а масленица» означает весёлое, привольную, беззаботную жизнь. Ответы детей -Картина «Масленица» показывает нам весёлое народное гуляние: катание с крутых снежных гор, яркую шумную карусель, лихую езду в расписных санях, игру в снежки, песни под задорную гармошку. Ответы детей | Коммуникативные УУД (умение выражать свои мысли) Познавательные УУД (перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий |
| 6. Первичное закрепление | -Сейчас попробуйте отгадать название еще одного праздника, для этого посмотрим фрагмент мультфильма. -Вы что-нибудь знаете об этом празднике? -Давайте прочитаем текст на странице 88-89 и узнаем про этот праздник. - Какой праздник отмечали славяне 6-7 июля? - Что делали на празднике Ивана Купалы? - Что символизировали вода и огонь на празднике Ивана Купалы? -Посмотрите на слайд. Перед вами пословица. Прочитайте ее. -Как вы думаете, по какой причине во время праздника Ивана Купалы возникла эта пословица? -Сейчас поработаем в парах. У вас на столе лежит листок с задание. Внимательно посмотрите на него. Слева на карточке дано начало предложений, а справа их конец. Ваша задача правильно соединить начало и конец предложения, чтобы получилось верное высказывание. Можно использовать текст учебника по необходимости на стр. 84-49. Начало: • Древние славяне верили... • Перун – это... • Даждьбог давал... • Масленица - это... • На Масленицу сжигают... • На Ивана Купала прыгают... • Вода и огонь на Ивана Купала... Конец: • ...щедрый урожай. • ...праздник проводов зимы и встречи весны. • ...через костры. • ...соломенное чучело. • ...в силы природы. • ...грозный бог, покровитель войны и мира. • ...очищали от болезней. -Ребята, обратим внимание на стр 89 внизу страницы нам дан текст. Прочитайте его. -В тексте курсивом выделено слово «суеверие». Кто знает, что оно обозначает? - Суеверия могут проявляться в виде веры в приметы, использования талисманов, магических жестов и других обрядовых форм. - Одно из самых известных суеверий связано с черной кошкой. Согласно этому суеверию, если черная кошка пересекает дорогу, это считается плохим знаком и предвестием неудачи или несчастья. В некоторых культурах верят, что такая встреча может предвещать проблемы в делах или здоровье. Однако в других традициях черные кошки считаются символами удачи и защиты, особенно в Шотландии. -Сейчас мы с вами выполним следующее задание. У вас на столах лежат карточки с пустым кругом. Ваша задача разрисовать кружок так, чтобы получился купальский венок или масленичный блин, которые были атрибутами на празднике Ивана Купалы и Масленицы. -А на что похожи венок и блин? | Ответы детей - Праздник Ивана Купалы - водили хороводы, купались, прыгали через костры. -Очищали человека от болезней и нечистых мыслей. -«Иван Купала – обливай кого попало!» - Люди думали, что в этот день вода имеет особую силу и помогает избавиться от злых духов, приобрести здоровье. Поэтому считалось за радость, если человека обливали водой в этот день, никто даже не обижался, а наоборот, все веселились. • Древние славяне верили...в силы природы. • Перун – это...грозный бог, покровитель войны и мира. • Даждьбог давал...щедрый урожай. • Масленица - это...праздник проводов зимы и встречи весны. • На Масленицу сжигают...соломенное чучело. • На Ивана Купала прыгают...через костры. • Вода и огонь на Ивана Купала...очищали от болезней. - Суеверие — вера в то, что некоторые явления и события представляют собой проявление сверхъестественных сил или служат предзнаменованием будущего. Выполняют задание. -На солнце | Познавательные УУД(перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий) Коммуникативные УУД (умение выражать свои мысли) |