Диагностика уровня воспитанности по методике М.И.Шиловой отражает пять основных показателей воспитанности коллектива:  
  По каждому показателю сформулированы признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня). Баллы по каждому показателю независимо друг от друга выставляют учитель и родители. Полученные в ходе диагностики баллы суммируются по каждому показателю и делятся на два (вычисляем средний балл).  Полученные средние баллы по каждому показателю вносятся в сводный лист (см. файл "Сводный лист диагностики изучения УНВ младших школьников.doc"). Затем средние баллы по всем показателям суммируются. Полученное числовое значение определяет уровень  нравственной воспитанности (УНВ) личности ученика:  
  Таким образом формируется  оценка нравственных качеств личности. Необходимо, однако, помнить, что средний балл, выявляемый с помощью «сводного листа», помогает лишь выделить тенденцию, общую характеристику положения дел в классе и предусмотреть целенаправленную работу как с классом в целом, так и с отдельными детьми. Напомним, что управление процессом воспитания предполагает обсуждение и анализ итогов диагностики. Такой анализ необходимо осуществлять на педагогическом консилиуме, на родительском собрании, в индивидуальной беседе с учащимися, коллективно с классом, с группой учащихся, т.е. в разной форме и разными методами.
     | Основные отношенияПоказатели воспитанности
 | Признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня) | 
  | Отношение к обществу | 
  | 1. Патриотизм | 
  | 1. Отношение к родной природе | 3 - любит и бережет природу, побуждает к бережному отношению других;2 - любит и бережет природу;
 1 - участвует в деятельности по охране природы под руководством учителя;
 0 - природу не ценит и не бережет.
 | 
  | 2. Гордость за свою страну | 3 - интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим;2 - интересуется историческим прошлым;
 1 - знакомится с историческим прошлым при побуждении старших;
 0 - не интересуется историческим прошлым.
 | 
  | 3. Служение своими силами | 3 - находит дела на службу малому Отечеству и организует других;2 - находит дела на службу малому Отечеству;
 1 - участвует в делах на службу малому Отечеству при организации и поддержке со стороны учителей;
 0 - не принимает участия в делах на пользу малому Отечеству
 | 
  | 4. Забота о своей школе | 3 - участвует в делах класса и привлекает к этому других2 - испытывает гордость за свою школу, участвует в делах класса;
 1 - в делах класса участвует при побуждении;
 0 - в делах класса не участвует, гордости за свою школу не испытывает.
 | 
  | Отношение к умственному труду | 
  | 2. Любознательность | 
  | 5. Познавательная активность | 3 - сам много читает и знает, обсуждает с друзьями узнанное;2 - сам много читает;
 1 - читает при побуждении взрослых, учителей
 0 - читает недостаточно, на побуждения учителя не реагирует
 | 
  | 6. Стремление реализовать свои интеллектуальные способности | 3 - стремится учиться как можно лучше, помогает другим;2 - стремится учиться как можно лучше
 1 - учиться при наличии контроля;
 0 - плохо учится даже при наличии контроля
 | 
  | 7. Саморазвитие | 3 - есть любимое полезное увлечение, к которому привлекает товарищей;2 - есть любимое полезное увлечение;
 1 - нет полезного увлечения, во внеурочной познавательной деятельности участвует при наличии побуждения со стороны учителя;
 0 - во внеурочной деятельности не участвует.
 | 
  | 8. Организованность в учении | 3 - работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно, аккуратно, помогает товарищам;2 - работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно, аккуратно
 1- Работу на уроке и домашнее задания выполняет под контролем;
 0 - на уроках невнимателен, домашнее задания не выполняет
 | 
  | Отношение к физическому труду | 
  | 3. Трудолюбие | 
  | 9. Инициативность и творчество в труде | 3 - находит полезные дела в классе, школе и организует товарищей на творческий труд;2 - находит полезные дела в классе, школе, выполняет их с интересом;
 1 - участвует в полезных делах в классе, в школе, организованных другими;
 0 - в полезных делах не участвует, позитивную инициативу и творчество не проявляет.
 | 
  | 10. Самостоятельность | 3 - хорошо трудится без контроля со стороны старших и побуждает к этому товарищей;2 - сам хорошо трудится, но к труду других равнодушен;
 1 - трудится при наличии контроля;
 0 - участия в труде не принимает
 | 
  | 11. Бережное отношение к результатам труда | 3 - бережет личное и общественное имущество, стимулирует других;2 - бережет личное и общественное имущество;
 1 - требует контроля в отношении к личному и общественному имуществу;
 0 - небережлив, допускает порчу личного и общественного имущества.
 | 
  | 12. Осознание значимости труда | 3 - осознает знание труда, сам находит работу по своим силам и помогает товарищам;2 - осознает значение труда, сам находит работу по своим силам;
 1 - не имеет четкого представления о значимости труда; при выполнении работ по силам нуждается в руководстве;
 0 - не осознает значимости труда, не умеет и не любит трудиться.
 | 
  | Отношение к людям | 
  | 4. Доброта и отзывчивость | 
  | 13. Уважительное отношение к старшим | 3 - уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны сверстников;2 - уважает старших;
 1 - к старикам не всегда уважителен, нуждается в руководстве;
 0 - не уважает старших, допускает грубость.
 | 
  | 14. Дружелюбное отношение к сверстникам | 3 - отзывчив к друзьям и близким, дружелюбно относится к сверстникам, осуждает грубость;2 - отзывчив к друзьям, близким и сверстникам;
 1 - проявляет дружелюбие, нуждается в побуждении со стороны товарищей и старших;
 0 - груб и эгоистичен
 | 
  | 15. Милосердие | 3 - сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным и настраивает на это других;2 - сочувствует и помогает слабым, больным;
 1 - помогает слабым, больным при условии поручения, наличия контроля
 0 - неотзывчив, иногда жесток
 | 
  | 16. Честность в отношениях с товарищами и взрослыми | 3 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми, не терпит проявления лжи и обмана со стороны других2 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми;
 1 - не всегда честен;
 0 - нечестен
 | 
  | Отношение к себе | 
  | 5. Самодисциплина | 
  | 17.  Самообладание и сила воли | 3 - проявляет  самообладание и силу воли в добрых поступках, стремится развивать ее, побуждает к этому других;  2 – сам проявляет добрую волю, стремится развивать ее, но безразличен к безволию своих товарищей;1 - развивает волю в организованных взрослыми ситуациях, нередко подчиняясь воле других;
 0 - силой волей не обладает и не стремится ее развивать.
 | 
  | 18. Самоуважение, соблюдение правил культуры поведения | 3 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, требует этого от других;2 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, не заботится о других;
 1 - нормы, правила поведения соблюдает при наличии контроля;
 0 - нормы и правила не соблюдает
 | 
  | 19. Организованность и пунктуальность | 3 - своевременно и качественно выполняет любое дело, требует этого от других;2 - своевременно и качественно выполняет свои дела;
 1 - при выполнении дел и заданий нуждается в контроле;
 0 - начатые дела не выполняет
 | 
  | 20. Требовательность к себе | 3 - требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках;2 - требователен к себе, стремится проявить себя в хороших делах и поступках;
 1 - не всегда требователен, не стремится проявить себя в хороших делах и поступках;
 0 - к себе не требователен, проявляет себя в негативных поступках.
 |