Психологический мониторинг в работе с учащимися "группы риска"
Психологический мониторинг в работе с учащимися "группы риска"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №39
«Мониторинг в работе с детьми «группы риска»
Подготовил: С.Н.Чуксаева
психолог МБОУ «СОШ №39 имени П. Н. Самусенко»
Братск 2013
Психологический мониторинг в работе с учащимися «группы риска»
Трудные подростки – это широкое и неоднородное понятие. В категорию «трудных» попадают самые разные школьники: дети из неблагополучных семей, неуспевающие, недисциплинированные, дети с различными нервными и психическими расстройствами, а также подростки, стоящие на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних. Фрустрация, которая рассматривается как одна из форм психологического стресса, может сопровождаться у подростков различными негативными эмоциями: гневом, раздражением, чувством вины, страхом, агрессией. Рассматриваемая категория детей в большей степени, чем другие, склонна к риску возникновения социальной дезадаптации, что приводит к росту числа подростков среди наркоманов. В этих условиях особую важность приобретает проблема выбора адекватных методов психологической и педагогической работы с «трудными» подростками.
Нами осуществляется психолого-педагогическое сопровождение детей в режиме психологического мониторинга. С помощью мониторинга постоянно отслеживается личностное развитие учащегося, создания банка психологических данных на каждого учащегося, проектирование индивидуальной психологической и педагогической траектории учащегося.
Психологический мониторинг реализует следующие задачи:
выявление особенностей психолого-педагогического статуса подростка с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих у них в обучении, общении и психическом состоянии;
формирование доверия к окружающим через принятие себя;
устранение психологических барьеров на пути развития подростков;
расширение ролевого репертуара, обеспечивающего улучшение коммуникаций;
нормализация межличностных отношений;
профилактика и коррекция отклонений в интеллектуальном и личностном развитии, предупреждение употребления среди учащихся ПАВ;
оказание помощи родителям, педагогам в выработке методов воспитания.
Работа психологической службы ОУ в режиме психологического мониторинга осуществляется по следующим направлениям:
Периодичность проведения психологической диагностики на различных ступенях обучения:
Комментарий к таблице: Диагностика интеллекта проводится с 1 по 11 класс. Психологическая диагностика, проведенная на этих этапах, выявляет качественные изменения и определяет общие тенденции в умственном развитии и формировании учебной деятельности у школьников.
1 этап – поступление в школу. Задачи этапа: выявить фоновый уровень умственного развития и сформированность предпосылок к участию в учебной деятельности.
2 этап – обучение в первом классе. Задачи этапа: обеспечение адаптации к школе, выявление группы детей, испытывающих различные трудности в обучении, поведении и самочувствии в школьных ситуациях, оказание им необходимой помощи.
3 этап - обучение во втором – третьем классах начальной школы. Задачи этапа: выявление особенностей и уровня развития различных аспектов познавательной деятельности младших школьников для построения эффективного обучения и создания условий для развития школьника.
4 этап – переход из начальной школы в среднюю. Задачи: выявить изменения в умственном развитии школьников, определить общую тенденцию такого развития, спрогнозировать степень успеха адаптации учащихся к обучению в средней школе; выделить учащихся, нуждающихся в коррекции умственного развития.
5 этап – обучение в среднем звене школы. Задачи: изучение и отслеживание уровня обученности школьников и развития умственных способностей.
6 этап – интеллектуальное и познавательное самоопределение. Задачи: определить умственный “профиль” и изучить качество и уровень усвоения базовых учебных предметов учащимися; выявить уровень развития теоретического и практического интеллекта; определить приоритетное развитие гуманитарных, математических и технических способностей; измерить развитие различных функций интеллекта.
Диагностика мотивационной сферы учащихся. У различных возрастных групп школьников проявляется по-разному. Чтобы понять специфику мотивов у школьников разных возрастов, необходимо соотнести их с особенностями каждого возраста в целом. Принято выделять три периода: младший школьный возраст (7-10 лет, учащиеся начальных классов), средний школьный возраст, или подростковый (10-15 лет, учащиеся 5-9 классов), старший школьный возраст, или возраст ранней юности (15-17 лет, учащиеся 10-11 классов). Учебная мотивация будет иметь для этих возрастов свои особенности. Чтобы проследить динамику развития учебной мотивации, необходимо провести изучение ее в следующих “контрольных” точках возрастов: 1 класс, 7, 9, 11
Диагностика эмоционально-волевой и личностной сферы. Так как особенности эмоционально-волевой и личностной сферы в достаточно высокой степени влияют на уровень адаптации и процесс обучения ребенка в школе, поэтому особенно целесообразно ее изучение в “критические” возрастные адаптационные периоды: 1,5,10 класс.
Социометрический метод для изучения структуры эмоциональных отношений в группах, для получения адекватных представлений членов группы о своем положении в эмоциональной структуре класса, для выявления референтных лиц класса, обладающих ценностной привлекательностью психологическим влиянием в классе. Исследуется самооценка и уровень притязаний школьников в учебной деятельности, ценностный потенциал учащихся, жизненные и моральные установки школьников.
Таким, образом, работа с детьми «группы риска» в режиме психологического мониторинга позволяет осуществлять:
систематическую диагностику развития детей в данных классах;
разрабатывать специальные индивидуально-ориентированные коррекционные маршруты.
развитие психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей детей «группы риска».
Психологическое сопровождение учащегося в режиме психологического мониторинга дает возможность:
определить относительное место учащегося в классе и параллели;
провести ранжирование учащихся (классов) по заданному параметру;
выделить группы учащихся с высокими и низкими показателями;
отследить динамику изменений результатов от года к году;
провести сравнение групп (классов, параллелей) по заданным параметрам;
Итоговый результат психологической диагностики предоставляется на различных уровнях:
1 уровень – информация для ученика. Интерпретация выдержана в положительном ключе и сообщает учащимся об особенностях их мышления, внимания, памяти, мотивации и т.д. Эти результаты служат основой для формирования рефлексии учащихся (особенно в старших классах), и с их обсуждения может начинаться индивидуальная работа психолога или учителя с учеником.
2 уровень – информация для учителя. Здесь информация представлена в наиболее развернутой форме. В зависимости от текущих целей образовательного процесса учитель может получить информацию об отдельном ученике, целом классе или параллели. Результат предоставляется в таблицах, в виде графиков, гистограмм. Эти комплексные сведения позволяют не только оценить возможности ученика на текущий момент, но и своевременно выявить намечающиеся нарушения.
3 уровень – информация для администрации школы. Информация представлена в наиболее обобщенных результатах, так, чтобы на их основе можно было составить целостное представление о качестве образовательного процесса.
Систематическое отслеживание результатов из года в год позволяет увидеть динамику изменения личностных характеристик ученика, проанализировать соответствие достижений запланированным результатам, помогает оценить успешность проведенных коррекционных мероприятий.
Рассмотрим способ анализа информации, полученной диагностическим методом на примере 5-х классов. Возьмём критические периоды: 1 и 5 класс. Из данной диаграммы следует, что уровень интеллекта учащихся имеет положительную динамику по показателям выше нормы и норма, а по показателю ниже нормы наоборот идёт повышение коэффициента – это может быть связано с трудностями адаптации учащихся в пятом классе, так как имеются учащиеся с дезадаптацией (12%). То есть здесь мы выделяем тех учеников, которые имеют низкие показатели по интеллектуальному тесту, в данном случае эти же ученики имеют низкий коэффициент адаптации. Этих детей берём на контроль, составляем индивидуальный план работы с ними, проводим консультации с родителями. При анализе диагностических данных также необходима информация, предоставленная классным руководителем. В данном случае у некоторых учащихся были получены высокие результаты по тесту интеллекта, хотя классным руководителем было отмечено, что ученик недостаточно успешен в обучении, то здесь мы можем говорить о том, что потенциальные возможности ученика используются не полностью. Диагностика личностной сферы позволила уточнить причины создавшейся ситуации, которую рассматриваем в следующих направлениях:
Организация и трудности, которые испытывает ученикпри обучении в школе
Взаимоотношения с родителями
Самочуствие и психическое здоровье школьников.
Анализ по данным критерием помогает верно определить и наметить коррекцию.
Динамика адаптации и интеллектуальных способностей учащихся 5-х классов за 2009 – 2010 и 2013 – 2014 учебный год
Анализ данных об учащихся состоящих на учёте позволяет говорить о том, что выявленение таких учеников и своевременно спланированная работа с ними и их родителями даёт свои положительные результаты и положительная динамика в работе видна. Так количество учеников, состоящих на учёте уменьшилось. На данный период на учёте состоит 21 человек. Хотя в предыдущие года, вы видите, количество учащихся было больше.
Динамика учащихся, состоящих на учёте в ОДН ОП
Количество учащихся, состоящих на учёте в наркопосте также снизилось. На конец года было 7 учеников, на данный момент состоит на учёте 1 человек.
Динамика учащихся, состоящих на учёте в наркопосте
Таким образом, мониторинг в работе с учащимися «группы риска» помогает выявить проблемные точки и своевременно спланировать необходимую работу в данном направлении.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Психологический мониторинг в работе с учащимися "группы риска" »
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №39
«Мониторинг в работе с детьми «группы риска»
Подготовил: С.Н.Чуксаева
психолог МБОУ «СОШ №39 имени П. Н. Самусенко»
Братск 2013
Психологический мониторинг в работе с учащимися «группы риска»
Трудные подростки – это широкое и неоднородное понятие. В категорию «трудных» попадают самые разные школьники: дети из неблагополучных семей, неуспевающие, недисциплинированные, дети с различными нервными и психическими расстройствами, а также подростки, стоящие на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних. Фрустрация, которая рассматривается как одна из форм психологического стресса, может сопровождаться у подростков различными негативными эмоциями: гневом, раздражением, чувством вины, страхом, агрессией. Рассматриваемая категория детей в большей степени, чем другие, склонна к риску возникновения социальной дезадаптации, что приводит к росту числа подростков среди наркоманов. В этих условиях особую важность приобретает проблема выбора адекватных методов психологической и педагогической работы с «трудными» подростками.
Нами осуществляется психолого-педагогическое сопровождение детей в режиме психологического мониторинга. С помощью мониторинга постоянно отслеживается личностное развитие учащегося, создания банка психологических данных на каждого учащегося, проектирование индивидуальной психологической и педагогической траектории учащегося.
Психологический мониторинг реализует следующие задачи:
выявление особенностей психолого-педагогического статуса подростка с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих у них в обучении, общении и психическом состоянии;
формирование доверия к окружающим через принятие себя;
устранение психологических барьеров на пути развития подростков;
расширение ролевого репертуара, обеспечивающего улучшение коммуникаций;
нормализация межличностных отношений;
профилактика и коррекция отклонений в интеллектуальном и личностном развитии, предупреждение употребления среди учащихся ПАВ;
оказание помощи родителям, педагогам в выработке методов воспитания.
Работа психологической службы ОУ в режиме психологического мониторинга осуществляется по следующим направлениям:
диагностика
Коррекционыеые мероприятия
рекомендации, консультация
анализ результатов
Периодичность проведения психологической диагностики на различных ступенях обучения:
Комментарий к таблице: Диагностика интеллекта проводится с 1 по 11 класс. Психологическая диагностика, проведенная на этих этапах, выявляет качественные изменения и определяет общие тенденции в умственном развитии и формировании учебной деятельности у школьников.
1 этап – поступление в школу. Задачи этапа: выявить фоновый уровень умственного развития и сформированность предпосылок к участию в учебной деятельности.
2 этап – обучение в первом классе. Задачи этапа: обеспечение адаптации к школе, выявление группы детей, испытывающих различные трудности в обучении, поведении и самочувствии в школьных ситуациях, оказание им необходимой помощи.
3 этап - обучение во втором – третьем классах начальной школы. Задачи этапа: выявление особенностей и уровня развития различных аспектов познавательной деятельности младших школьников для построения эффективного обучения и создания условий для развития школьника.
4 этап – переход из начальной школы в среднюю. Задачи: выявить изменения в умственном развитии школьников, определить общую тенденцию такого развития, спрогнозировать степень успеха адаптации учащихся к обучению в средней школе; выделить учащихся, нуждающихся в коррекции умственного развития.
5 этап – обучение в среднем звене школы. Задачи: изучение и отслеживание уровня обученности школьников и развития умственных способностей.
6 этап – интеллектуальное и познавательное самоопределение. Задачи: определить умственный “профиль” и изучить качество и уровень усвоения базовых учебных предметов учащимися; выявить уровень развития теоретического и практического интеллекта; определить приоритетное развитие гуманитарных, математических и технических способностей; измерить развитие различных функций интеллекта.
Диагностика мотивационной сферы учащихся. У различных возрастных групп школьников проявляется по-разному. Чтобы понять специфику мотивов у школьников разных возрастов, необходимо соотнести их с особенностями каждого возраста в целом. Принято выделять три периода: младший школьный возраст (7-10 лет, учащиеся начальных классов), средний школьный возраст, или подростковый (10-15 лет, учащиеся 5-9 классов), старший школьный возраст, или возраст ранней юности (15-17 лет, учащиеся 10-11 классов). Учебная мотивация будет иметь для этих возрастов свои особенности. Чтобы проследить динамику развития учебной мотивации, необходимо провести изучение ее в следующих “контрольных” точках возрастов: 1 класс, 7, 9, 11
Диагностика эмоционально-волевой и личностной сферы. Так как особенности эмоционально-волевой и личностной сферы в достаточно высокой степени влияют на уровень адаптации и процесс обучения ребенка в школе, поэтому особенно целесообразно ее изучение в “критические” возрастные адаптационные периоды: 1,5,10 класс.
Социометрический метод для изучения структуры эмоциональных отношений в группах, для получения адекватных представлений членов группы о своем положении в эмоциональной структуре класса, для выявления референтных лиц класса, обладающих ценностной привлекательностью психологическим влиянием в классе. Исследуется самооценка и уровень притязаний школьников в учебной деятельности, ценностный потенциал учащихся, жизненные и моральные установки школьников.
Таким, образом, работа с детьми «группы риска» в режиме психологического мониторинга позволяет осуществлять:
систематическую диагностику развития детей в данных классах;
разрабатывать специальные индивидуально-ориентированные коррекционные маршруты.
развитие психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей детей «группы риска».
Психологическое сопровождение учащегося в режиме психологического мониторинга дает возможность:
определить относительное место учащегося в классе и параллели;
провести ранжирование учащихся (классов) по заданному параметру;
выделить группы учащихся с высокими и низкими показателями;
отследить динамику изменений результатов от года к году;
провести сравнение групп (классов, параллелей) по заданным параметрам;
Итоговый результат психологической диагностики предоставляется на различных уровнях:
1 уровень – информация для ученика. Интерпретация выдержана в положительном ключе и сообщает учащимся об особенностях их мышления, внимания, памяти, мотивации и т.д. Эти результаты служат основой для формирования рефлексии учащихся (особенно в старших классах), и с их обсуждения может начинаться индивидуальная работа психолога или учителя с учеником.
2 уровень – информация для учителя. Здесь информация представлена в наиболее развернутой форме. В зависимости от текущих целей образовательного процесса учитель может получить информацию об отдельном ученике, целом классе или параллели. Результат предоставляется в таблицах, в виде графиков, гистограмм. Эти комплексные сведения позволяют не только оценить возможности ученика на текущий момент, но и своевременно выявить намечающиеся нарушения.
3 уровень – информация для администрации школы. Информация представлена в наиболее обобщенных результатах, так, чтобы на их основе можно было составить целостное представление о качестве образовательного процесса.
Систематическое отслеживание результатов из года в год позволяет увидеть динамику изменения личностных характеристик ученика, проанализировать соответствие достижений запланированным результатам, помогает оценить успешность проведенных коррекционных мероприятий.
Рассмотрим способ анализа информации, полученной диагностическим методом на примере 5-х классов. Возьмём критические периоды: 1 и 5 класс. Из данной диаграммы следует, что уровень интеллекта учащихся имеет положительную динамику по показателям выше нормы и норма, а по показателю ниже нормы наоборот идёт повышение коэффициента – это может быть связано с трудностями адаптации учащихся в пятом классе, так как имеются учащиеся с дезадаптацией (12%). То есть здесь мы выделяем тех учеников, которые имеют низкие показатели по интеллектуальному тесту, в данном случае эти же ученики имеют низкий коэффициент адаптации. Этих детей берём на контроль, составляем индивидуальный план работы с ними, проводим консультации с родителями. При анализе диагностических данных также необходима информация, предоставленная классным руководителем. В данном случае у некоторых учащихся были получены высокие результаты по тесту интеллекта, хотя классным руководителем было отмечено, что ученик недостаточно успешен в обучении, то здесь мы можем говорить о том, что потенциальные возможности ученика используются не полностью.Диагностика личностной сферы позволила уточнить причины создавшейся ситуации, которую рассматриваем в следующих направлениях:
Организация и трудности, которые испытывает ученикпри обучении в школе
Взаимоотношения с родителями
Самочуствие и психическое здоровье школьников.
Анализ по данным критерием помогает верно определить и наметить коррекцию.
Динамика адаптации и интеллектуальных способностей учащихся 5-х классов за 2009 – 2010 и 2013 – 2014 учебный год
Анализ данных об учащихся состоящих на учёте позволяет говорить о том, что выявленение таких учеников и своевременно спланированная работа с ними и их родителями даёт свои положительные результаты и положительная динамика в работе видна. Так количество учеников, состоящих на учёте уменьшилось. На данный период на учёте состоит 21 человек. Хотя в предыдущие года, вы видите, количество учащихся было больше.
Динамика учащихся, состоящих на учёте в ОДН ОП
Количество учащихся, состоящих на учёте в наркопосте также снизилось. На конец года было 7 учеников, на данный момент состоит на учёте 1 человек.
Динамика учащихся, состоящих на учёте в наркопосте
Таким образом, мониторинг в работе с учащимися «группы риска» помогает выявить проблемные точки и своевременно спланировать необходимую работу в данном направлении.
object(ArrayObject)#876 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(251) "ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА И ПУТИ ИХ СОЦИАЛИЗАЦИИ В ОБЩЕСТВО В НАЗАРОВСКОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА "
["seo_title"] => string(156) "proforiientatsionnaia-rabota-s-diet-mi-s-narushieniiem-intielliekta-i-puti-ikh-sotsializatsii-v-obshchiestvo-v-nazarovskoi-korriektsionnoi-shkolie-viii-vida"
["file_id"] => string(6) "116308"
["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1412412838"
}
}