| 3. Основная часть | Когда я училась в школе, мы с классом часто ходили в походы. Есть у нас озеро; в лесу оно, в очень красивом месте. Вы вот знаете, наверно: за лето лесные озера травой обрастают, тиной. А в этом озере вода всегда чистая и прохладная. Хорошо здесь и путнику отдохнуть, и водицы холодненькой попить. Теперь в такие места туристы ходят.   А называется это озеро Святым - так его в народе считают. От стариков вот знаю: с давних пор стояла на том месте церковь. Красивая была; народ, хоть и далековато было, часто ходил тогда.   А как война началась, стали фашисты всё разорять. Говорят, хотели и эту церковь уничтожить. Да, видно, другое было веленье Божье. Пришли немцы, а на месте, где церковь стояла, - озеро. Так и ушли ни с чем. Вот как было! Люди долго потом дивились: куда эта церковь делась, и откуда в этом месте вдруг озеро взялось? Да ведь война шла: люди тысячами гибли, целые села исчезали! Так что, кто остался, про ту церковь совсем забыли.   А вот старики говорят, что в ясную погоду и сейчас видно, как в воде купола отблёскивают. Значит, церковь тогда-то в озеро опустилась; а дна в нем нет. Вот с тех пор и зовут это озеро Святым.  И сегодня мы с вами отправимся в лес к озеру. Ну что, пойдемте? (Фон – шум леса). Вот и первая наша остановка, послушайте первую сказку осеннего леса. Я попрошу выйти 5 человек.  (Учитель вызывает по именам детей для театрализации.) На слайдах появляются животные. 
 Много есть у леса глаз. Все тайком глядят на нас. Волк сверкнул недобрым глазом. Вот бы всех он слопал разом. 
 Заяц в ельнике притих: «Ружья, может быть, у них?» Из-за пня лиса косится: «Что вам дома не сидится?» Где нам дома усидеть? Как на свет не поглядеть? 
 Белка спряталась в дупло. В нем и сухо и тепло. Запасла грибов и ягод Столько, что не съесть и за год! 
 Под корягой, в буреломе, Спит медведь, как будто в доме. Положил он лапу в рот И, как маленький, сосет. 
 Лучшим местом обитания животных является лес. Здесь и обилие пищи, и много удобных мест для устройства жилищ, и густые заросли, где можно надежно укрыться от врагов. У самого края леса можно встретить лося. Он является самым высоким после жирафа копытным животным. Лось истинный великан.  Так же во многих лесных районах можно встретить косулю. Она пришла к нам из соседней Белоруссии, да так и осталась, понравилось наверное.   Встречаются в наших лесах и бурые мишки. Как-то раз был случай, пошли охотники в лес и наткнулись на двух медвежат. Маму их, браконьеры поймали. Совсем ещё крохи они были, погибли бы без помощи. Вот и забрали наши охотники их с собой, отвезли в лесничество. Как узнали люди, что у нас мишки появились, толпами ходить стали. Я тоже их видела, сахаром кормила. Но как только мишки подросли, их на волю выпустили, обратно в лес.  А вот с кабанами в нашем лесу лучше не встречаться, напугают так, что мало не покажется. Много у нас лисиц, всё за зайцами по лесу бегают. А вот если в хозяйство повадятся, беды не миновать, всех кур перетаскают.   Белки у нас вообще ручные, всё из рук вырывают, так что будьте внимательнее.   Много у нас лесных животных, всех и не пересчитаешь. (На слайде несколько других животных: норка, бобр, выдра, куница, горностай, ласка, хорь).   А вы когда-нибудь видели этих животных? Где вы их видели? 
  Наш поход продолжается и следующая остановка «Птичьи голоса». (Фоном играют голоса птиц, на экране фото. Использовать приём Амонашвили – ответ на ушко). Ребята, каких вы знаете лесных птиц? Послушайте пение некоторых птиц и попробуйте их узнать. 1) голос тетерева (звучит) (Фото) По утренним и вечерним зорям в Брянских лесах далеко слышится мелодичное бормотание и азартное «чуфаканье» тетеревов.  2) Голос глухаря(Фото) В глуши елово-осиновых лесов и на моховых болотах, а также в сосновых борах сохранились глухари. Но их осталось очень мало, и поэтому охота на них запрещена.
 3) Рябчик (Фото) По берегам лесных речек обыкновенно держатся выводки рябчиков, питаясь ягодами, березовыми сережками и осиновыми почками. Зимой они так же, как глухари и тетерева, ночуют, зарывшись в снег. Все три вида птиц гнездятся на земле.  4)Дятел(Фото) Интересен постоянный житель брянских лесов —дятел.
 5) Сова (Фото) Оседлыми птицами лесов Брянщины являются совы. Они очень полезные ночные хищники, гнездящиеся в дуплах и питающиеся преимущественно мышами и полевками.  6) Кукушка 7)Жаворонок (Фото) Так же здесь часто можно услышать кукушку, жаворонка. Так же у нас водятся бабочки. Они очень редкие, поэтому занесены в Красную книгу Брянской области.Какие птицы остаются на зиму в лесу, а какие улетают в тёплые края?
 Как вы думаете, что это такое? (Показывает кормушку) Для чего она нужна? Такие кормушки меня научили делать в Брянске. Я хочу вам подарить её и раздать вам памятки. В них вы найдёте информацию, как её можно сделать дома.   (На экран проецируется призыв: «Помните! Настает тяжелое время для маленьких наших друзей-птиц, голодное время! Не ждите весны и не забудьте покормить птичек!») Остановка «Осенняя поляна»
 А вот и остановка «осенняя поляна». Здесь можно отдохнуть. В это время в лесу много разных грибов, ягод. Давайте их найдём. Соберите их в две группы. На доске висят 2 ватмана. На один прикрепите грибы, на другой – ягоды. Картинки грибов и ягод развешаны по классу, они очень любят прятаться, так что будьте внимательны. (слайды, пение птиц). Давайте посмотрим, какие вы собрали грибы и ягоды. (Дети читают названия грибов и ягод). Как вы думаете, какие из этих грибов и ягод можно есть, а какие нет? Что можно из них приготовить? Как вы думаете зачем моему маленькому братику Макару понадобился нож? Молодцы, вы справились с этим заданием.   (Фон – шум леса). Сядьте поудобнее, закройте глаза, представьте, что вы в лесу. Прислушайтесь к звукам… Вы слышите пение птиц, шорохи трав. Почувствуйте запахи: пахнет влажная земля. Ветер доносит запах сосен. Запомните свои ощущения. Чувства, захватите их с собой, возвращаясь из путешествия. Пусть они будут с вами весь день. 
 А сейчас мы с вами поиграем в игру «Угадай запах леса». Мне нужен один человек. (Выбирает желающего, завязывает ему глаза и подносит баночку с одним из запахов: смола, сухие листья, сырая земля). Я оставлю все баночки с лесными запахами на столе и в конце нашего путешествия каждый сможет подойти и понюхать.    Нужно ли заботится о природе? Почему? Что можно сделать?   
 Пришла прекрасная осенняя пора,Прошли дожди, настало бабе лето.
 На солнце заискрилася листва,
 Деревья, словно в золото одеты.
 
 Лес замер, тишина и благодать,
 Берёзы в праздничном наряде.
 Вот и листья стали опадать,
 Кружась в осеннем листопаде.
 | Слушают рассказ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Да 
 
 
 Выходят 5 человек. Слушают учителя и показывают животных. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Слушают учителя, смотрят фотографии на слайдах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Да, в зоопарке. 
 
 
 
 Дятел, жаворонок, сова… 
 Слушают пение птиц, пытаются отгадать. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Кормушка. Чтобы помочь птицам перезимовать холодную зиму. 
 
 
 
 
 
 Дети расходятся по классу, ищут грибы и ягоды, прикрепляют на нужный ватман. Читают названия грибов и ягод, определяют съедобные и несъедобные. 
 
 
 Выполняют указания учителя. 
 
 
 
 
 
 Выходят желающие, по одному, угадывают запах. 
 
 
 
 Да, Земля наш дом, кормить животных, не бросать мусор на землю, заботится о растениях… 
 
 
 
 
 
 
 | Метод формирования сознания (рассказ) 
 
 
 Наглядный метод (иллюстрирование) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Метод формирования сознания (анализ ситуации, разъяснение) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Наглядный метод (иллюстрирование) 
 
 
 
 
 Метод формирования сознания (рассказ) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Метод организации жизнедеятельности и поведения (приучение) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Метод формирования поведения (тренировка)   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Метод контроля и самоконтроля в воспитании (опрос, анализ результатов) |