kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Изучение учебной мотивации младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья на тему мотивации младших школьников с нормой развития и ЗПР, с проведением диагностики.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Изучение учебной мотивации младших школьников»

УДК

ИЗУЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.


Стукашева Татьяна Васильевна, студентка 3 курса

БПОУ ОО «Мезенский педагогический колледж»

Научный руководитель: Озерова Лидия Викторовна


Аннотация статьи: В статье рассматривается понятие "учебная мотивация", ее виды, факторы и уровни учебной мотивации. Рассматривается вопрос о влиянии мотивации на успешность учебной деятельности студентов.

Ключевые слова: мотивация, мотивационная сфера, личность, учебная деятельность, направленность, устойчивость, активность.


Каждый педагог хочет, чтобы его студенты хорошо учились, с интересом и желанием занимались. В этом заинтересованы и родители учащихся. Определяет уровень заинтересованности в учебном процессе – учебная мотивация. Давайте, разберемся, что это такое?

Мотивационная сфера - это одна из научных областей, интерес к которой не угасает на протяжении длительного времени.

Значительный вклад в разработку теории мотивации внесли отечественные психологи П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Р.С. Немов, Е.П. Ильин и др., которые установили, что мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение определенной цели [1, c. 52].

Исследованием мотивационных аспектов учебной деятельности занимались А.К. Маркова, Н.В. Афанасьева , М.В. Матюхина , Т.А. Саблина Л.П. Кичатинов, В.И. Махновская , О.А. Чувакова , В.С. Юркевич и др.

Сегодня в психологии особенно актуальной становится проблема формирования мотивационной сферы личности современного студента. Современное общество предъявляет все более высокие требования к будущему специалисту: умение решать нестандартные задачи и находить альтернативные решения, осмысливать последствия своей деятельности для себя и окружающих. Этому может способствовать высокий уровень мотивации учебной деятельности.

Мотивация - главная движущая сила в поведении и деятельности человека, а также в процессе формирования будущего профессионала. Поэтому особенно важным становится вопрос о мотивах учебно-профессиональной деятельности студентов [2, c. 27].

Мотивация - побудительная основа психической жизни человека, совокупность причин психологического характера, определяющих активность поведения человека.

Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенной в деятельность учения, учебную деятельность. Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов:

1. Она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность;

2. Организацией образовательного процесса;

3.Субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, его взаимодействие с другими учениками и т.д.);

4. Субъектными особенностями педагога и прежде всего системой его отношений к ученику, к делу;

5. Спецификой учебного предмета [3, c. 57].

Выделяют пять уровней учебной мотивации:

1. Высокий уровень школьной мотивации, учебной активности (у таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования). Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.

2. Хорошая школьная мотивация (учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивации является средней нормой.

3. Положительное отношение к школе,  но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями, но учебный процесс их мало привлекает.

4. Низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности [3, c. 58].

Выделяют также два типа мотивации: внешнюю и внутреннюю.

Сущность внешних моделей в учебной деятельности заключается в систематическом подкреплении желаемого результата (рейтинговая система). Внутренняя мотивация описывает тип детерминации поведения, когда инициирующие его факторы проистекают изнутри личностного «Я» и полностью находятся внутри самого поведения. В основе данного типа мотивации лежит потребность самоактуализации.

Мотивация учебной деятельности состоит из доминирующих мотивов учения. К ним относят то, ради чего учится подросток, или, иначе говоря, то, что побуждает его учиться. Это все факторы, обуславливающие проявление учебной активности: потребности, цели, установки, чувство долга, интересы и т.п. По мнению А.К. Марковой, мотив - направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней [4, c. 40]

Существуют различные классификации мотивов учения. Например, Г. Розенфельд выделяет следующие группы мотивов:

  1. учение как радость от: работы, решения проблемы, общения с друзьями (эта группа мотивов предполагает интерес обучающегося к самому процессу деятельности);

  2. учение, как стремление достичь личной (материальной) выгоды (примером этой группы мотивов может быть ожидание подростком материального поощрения за его успехи в учебе от близких, в будущем – высокооплачиваемую профессию);

  3. учение на основе влияния друзей и других образцов для подражания (это может быть вариант подражания старшему брату или успешному сверстнику);

  4. учение как стремление повысить социальный статус, избежать неудачи, позора (у школьника всегда есть возможность продемонстрировать другим свои способности в учебной деятельности и претендовать на более высокий статус в группе);

  5. учение вследствие принуждения, давления (мотив «надо» обучающиеся усваивают с дошкольного возраста, при этом результат обучения нужен другим: родителям, учителям, сам школьник выполняя требования, стремиться освободиться от внутреннего напряжения и давления со стороны);

  6. учение из чувства ответственности (например, обучающийся может испытывать угрызение совести, стыд перед собой и окружающими в случае если он получил низкую отметку. В психологии известен феномен «комплекс отличника» - стремление быть во всем и всегда первым, огромный внутренний страх возможных неудач, при этом нет права на ошибку;

  7. учение на основе понимания значения профессии, жизненные установок, целей (данная группа мотивов чаще наблюдается в старшем школьном возрасте, когда перед обучающимся становится актуальным вопрос профессионального самоопределения);

  8. учение на основе жизненных потребностей (данная группа мотивов будет наблюдаться у школьников, если педагог четко демонстрирует связь учебного материала с повседневной жизнью ребенка, возможности его применения в быту).

Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности [4, c. 42]

Методика «Изучение мотивации обучения у младших школьников» М.Р.Гинзбурга, проводилась мною на базе МБОУ «Жилинская СОШ» Орловского муниципального округа с учащимися второго класса с задержкой психического развития, а так же на базе МБОУ – лицей №21 имени генерала А.П.Ермолова г.Орла на обучающихся 2 класса с нормой развития.

Результаты проведения диагностики в МБОУ «Жилинская СОШ»:

Диагностика проводилась на детях 8-9 лет с задержкой психического развития.


Результаты проведения диагностики приведены в диаграмме 1.

Анализируя диаграмму и результаты проведения методики можно заметить что основное количество детей набрали от 17 до 20 баллов, общий бал равен 20, что соответствует IV – сниженному уровню развития мотивации. Такие детей чаще всего испытывают затруднения при обучении, интерес к выполнению заданий посредственный или отсутствует вообще, в связи с этим успеваемость учащихся заметно снижается.

Рассмотрим результаты проведения методики на детях учащихся во втором классе МБОУ Лицей №21 им. Генерала А.П.Ермолова.

Результаты проведения диагностики проведены в диаграмме 2.




Анализируя диаграмму и результаты проведения методики на детях во втором классе, можно определить, что основное количество учащихся набрали от 30 до 38 баллов, общий балл равен 33, что соответствует II – высокому уровню мотивации учения. Ученики заинтересованы в обучении, охотно выполняют задания, в результате этого имею достаточный уровень успеваемости.

Сравним результаты проведения методик в МБОУ «Жилинская СОШ» и МБОУ – Лицей №21 им.генерала А.П.Ермолова:

Анализируя сравнительную диаграмму, можно сделать вывод о том, что у детей с нормой развития мотивационный уровень выше, они больше заинтересованы в обучении и результатах обучения.

Все это показывает на необходимость применения методов и приемов на правленых на развитие мотивации у обучающихся


Список литературы

  1. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности: научное издание / В.И. Ковалев. - Москва: Наука, 2011. - 193с.

2. Мотивация учения / Под ред. М. В. Матюхиной. М.: Московский психологосоциальный институт, 2001. - 285 с.

3. Реан А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. М.: ПраймЕврознак, 2005. - 416 с.

4. Якунин В. А. Педагогическая психология: учеб. пос., Санкт-Петербург: Изд-во Михайлова: Полиус, 1998. - 638 с.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Изучение учебной мотивации младших школьников

Автор: Стукашева Татьяна Васильевна

Дата: 24.04.2022

Номер свидетельства: 605592

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(272) "«Развитие мотивации учебной деятельности младших школьников как качественный  показатель эффективности учебно-воспитательного процесса в школе» "
    ["seo_title"] => string(162) "razvitiie-motivatsii-uchiebnoi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov-kak-kachiestviennyi-pokazatiel-effiektivnosti-uchiebno-vospitatiel-nogho-protsiessa-v-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "104078"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1402665475"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Использование ситуации успеха в учебной деятельности младших школьников "
    ["seo_title"] => string(83) "ispol-zovaniie-situatsii-uspiekha-v-uchiebnoi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "125011"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414864668"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Творческие приемы формирования учебной мотивации младших школьников в процессе изучения английского языка"
    ["seo_title"] => string(80) "tvorcheskie_priemy_formirovaniia_uchebnoi_motivatsii_mladshikh_shkolnikov_v_prot"
    ["file_id"] => string(6) "590820"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1636398626"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Выявление и формирование УУД младших школьников в рамках реализации УМК «Планета знаний». "
    ["seo_title"] => string(97) "vyiavlieniie-i-formirovaniie-uud-mladshikh-shkol-nikov-v-ramkakh-riealizatsii-umk-planieta-znanii"
    ["file_id"] => string(6) "236206"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1443982172"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Психолого-физиологические особенности младших школьников, роль игры в обучении английскому языку"
    ["seo_title"] => string(109) "psikhologho_fiziologhichieskiie_osobiennosti_mladshikh_shkol_nikov_rol_ighry_v_obuchienii_anghliiskomu_iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "348074"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1476117329"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1580 руб.
2430 руб.
1580 руб.
2430 руб.
1640 руб.
2530 руб.
1370 руб.
2110 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства