Номинация «Структура методической работы в образовательном учреждении, способствующая достижению нового образовательного результата».
Название проекта: Выявление и формирование УУД младших школьников в рамках реализации УМК «Планета знаний».
Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот,
кто не умеет читать, а тот, кто не научился учиться.
А.Тоффлер
Обоснование проекта
В настоящее время вся система образования претерпевает изменения, но не меняется только она, меняются и дети, которые приходят к нам на урок. Развитие информационных технологий, коммуникации и мн. др. накладывают свой отпечаток на учащихся.
Выпускник современной школы должен обладать практико – ориентированными знаниями, необходимыми для успешного вхождения в социум и адаптации в нём. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт, предусматривает смену целей образования вместо условия всех необходимых знаний, он предлагает научиться их самостоятельно добывать и использовать. Понятие «умение учиться» состоит из универсальных учебных действий. Сегодня актуальны такие качества личности, как владение универсальными способами деятельности, владение коммуникативными навыками, коллективного труда, способность к самообразованию, воспитанность. Если ученик будет обладать указанными свойствами, то ему будет легче реализоваться в современном обществе. Решить современные педагогические задачи и получить новые качества личности младшего школьника в рамках отдельных дисциплин с использованием только классно – урочной формы организации образовательного процесса практически не возможно.
Актуальность рассмотрения данной проблемы связана с тем, что в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования приоритетом названо формирование универсальных учебных действий.
Сказанное выше определило проблему исследования, которая заключается в следующем: выявление и формирование УУД младших школьников в рамках реализации УМК «Планета знаний».
Цель проекта: раскрыть потенциал метода проектов для формирования УУД у младших школьников и возможности его реализации в учебной деятельности УМК «Планета знаний»; создать рабочий журнал учителя.
Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
- Изучить специальную литературу по данной проблеме.
- Изучить особенности проектной деятельности младших школьников.
- Исследовать влияние учебного проекта на формирование УУД у детей младшего школьного возраста.
- Разработать и реализовать программу учебных проектов в УМК «Планета знаний».
- Создать рабочий журнал учителя для реализации программы учебных проектов.
- Проследить динамику формирования УУД у младших школьников МБОУ Чем –Куюковская ООШ и МДОУ Кузюмовская начальная школа в рабочих журналах учителей через диагностический комплекс методик.
Объект исследования: проектная деятельность младших школьников.
Предмет исследования: методика организации учебных проектов младших школьников в условиях реализации УМК «Планета знаний».
Гипотеза: если в рамках реализации УМК «Планета знаний» правильно организовать проектную деятельность, то это станет эффективным инструментом формирования УУД младших школьников.
Методы исследования:
- Теоретические (изучение литературы)
- Экспериментальные (наблюдение, опрос, анкетирование, тестирование)
- Эмпирические (количественный и качественный анализ)
База исследования: начальные классы МБОУ Чем –Куюковская ООШ и МДОУ Кузюмовская начальная школа
Этапы и сроки реализации проекта:
- Подготовительный (август – сентябрь 2011г.)
- Проектный (октябрь – ноябрь 2011г.)
- Экспериментальный (декабрь – апрель 2015г.)
- Аналитический (май 2015г.)
- Итоговый (июнь 2015г.)
Научная новизна:
- Выявлены наиболее эффективные пути формирования УУД у младших школьников в рамках реализации УМК «Планета знаний».
- Создан рабочий журнал учителя для реализации программы учебных проектов в рамках реализации УМК «Планета знаний».
- Сформирована мотивация использования проектной деятельности в
УМК «Планета знаний».
Практическая значимость состоит:
- в разработке программы учебных проектов младших школьников в рамках реализации УМК «Планета знаний»;
- в определении путей реализации проектной деятельности в начальной школе;
- в создании рабочего журнала учителя для реализации программы учебных проектов.
Этапы реализации проекта:
1этап. Подготовительный (август – сентябрь 2011г)
Задачи:
- Изучить педагогическую и методическую литературы по проблеме.
- Проанализировать существующие практики по вопросу формирования универсальных учебных действий у младших школьников и организации проектной деятельности на уроках в начальной школе.
- Выявить возможности УМК «Планета знаний» для реализации данного проекта.
2этап. Проектный (октябрь – ноябрь 2011г.)
Задачи:
- Создать рабочий журнал учителя, для реализации учебных проектов в рамках УМК «Планета знаний»;
- Провести мониторинг уровня сформированности УУД в 1 классе;
- Разработать инновационный педагогический проект: «Учебный проект в начальной школе как способ формирования УУД младших школьников в рамках реализации УМК Планета знаний».
3этап. Экспериментальный (декабрь – апрель 2015г)
Задачи:
Осуществить апробацию и внедрение рабочего журнала, программы учебных проектов в рамках УМК «Планета знаний».
4этап. Аналитический (май 2015г.)
Задачи:
Проследить динамику формирования и развития УУД у младших школьников МБОУ Чем-Куюковская ООШ и МДОУ Кузюмовская начальная школа, с последующим заполнением в рабочий журнал учителя.
5этап. Итоговый (июнь 2015г.)
Задачи:
- Проанализировать результаты.
- Провести итоги и сделать выводы.
- Обобщить и распространить среди школ района.
В ходе проектного этапа был проведён мониторинг уровня сформированности УУД в 1 классах МБОУ Чем-Куюковская ООШ и МДОУ Кузюмовская начальная школа.
Цель мониторинга: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности УУД у детей поступивших в 1 классы. Методы сбора информации: (Приложение)
Анкетирование;
Тестирование;
Наблюдение;
Беседа;