kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тематическое планирование по изобразительному искусству

Нажмите, чтобы узнать подробности

В федеральном базисном учебном плане на изучение предмета «Изобразительное искусство» отводится 1 час в неделю. Всего на изучение программного материала отводится  34 часа. Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» 4 класс разработана на основе учебно-методического комплекта «Школа России», а именно авторской программы Б. М. Неменского, В. Г. Гурова, Л. А. Неменской.

Содержание рабочей программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

             Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Обучающиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении. Это  дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.

            Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности обучающихся: восприятие произведений искусства (ученик - зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование по изобразительному искусству »


УТВЕРЖДАЮ:

Директор ГБОУ СОШ №

______________



Государственное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №






Рабочая программа

Учителя

Никитиной Натальи Сергеевны

по изобразительному искусству

4 класс


на 2013 - 2014 учебный год






г. Москва




Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд» 4 класс создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.

Общая характеристика учебного предмета

Содержание рабочей программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Обучающиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.

Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности обучающихся: восприятие произведений искусства (ученик - зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.

Целью художественного воспитания и обучения в 4 классе является формирование представления о многообразии культур народов Земли и о единстве представлений народов о духовной красоте человека.

Рабочая программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала.

Приобщаясь через уподобление сотворчества и восприятия к истокам культуры своего народа или других народов Земли, обучающиеся начинают ощущать себя участниками развития человечества, открывают себе путь к дальнейшему расширению восприимчивости богатства человеческой культуры.

Многообразие представлений различных народов о красоте раскрывается в процессе сравнения родной природы, труда, архитектуры, красоты человека с культурой других народов.

Темы раскрывают богатство и разнообразие представлений народов о красоте явлений жизни. Здесь все – и понимание природы, и связь с ней построек, и одежда, и праздники – разное. Обучающиеся должны осознать: прекрасно именно то, что человечество столь богато разнообразными художественными культурами и что они не случайно разные.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объёме; декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – проводятся экскурсии в краеведческие музеи; используются видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения. При прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с окружающим миром («Природа России», «Родной край – часть большой страны», «Страницы всемирной истории», «Страницы истории Отечества»), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудовым обучением (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).

Основные содержательные линии

В рабочей программе по изобразительному искусству 4 класс выделены 3 основные содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержание обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Мир изобразительных (пластических) искусств»; «Художественный язык изобразительного искусства»; «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью.

Систематизирующим методом является выделение трёх основных видов художественной деятельности: конструктивной, изобразительной, декоративной.

Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные – живопись, графика, скульптура; конструктивные – архитектура, дизайн; различные декоративно-прикладные искусства. Но одновременно каждая из этих форм деятельности присуща созданию любого произведения искусства и поэтому является необходимой основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной деятельности.

Три способа освоения художественной действительности представлены в начальной школе в игровой форме, как Братья – Мастера Изображения, Украшения, Постройки, эти три вида художественной деятельности сопутствуют обучающимся весь год обучения. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, а затем более глубоко осознавать искусство.

Цели обучения

Изучение изобразительного искусства и художественного труда в 4 классе направлено на достижение следующих целей:

развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;

воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Место предмета в базисном учебном плане

В федеральном базисном учебном плане на изучение предмета «Изобразительное искусство» отводится 1 час в неделю. Всего на изучение программного материала отводится 34 часа. Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» 4 класс разработана на основе учебно-методического комплекта «Школа России», а именно авторской программы Б. М. Неменского, В. Г. Гурова, Л. А. Неменской.

Для реализации рабочей программы предусматриваются различные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся, такие как: фронтальная беседа, устная дискуссия, коллективная и самостоятельная работа, практические и тематические работы. На учебных занятиях используются коллективные способы обучения в парах постоянного состава (ППС), в малых группах. Во время учебных занятий ученики обсуждают работы товарищей, результаты коллективного творчества и индивидуальные работы на уроках.

В 4 классе возрастает значение коллективных работ в учебно-воспитательном процессе. Значительную роль играют литературные и музыкальные произведения, позволяющие создать целостное представление о культуре народа.

Большое внимание уделяется развитию речи обучающихся, так как раскрываются основные термины и понятия такие, как: пастель, гравюра, репродукция, панно.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

На уроках изобразительного искусства формируются умения:

♦ воспринимать окружающий мир и произведения искусства;

♦ выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений;

♦ анализировать результаты сравнения;

♦ объединять произведения по видовым и жанровым признакам;

♦ работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа;

♦ решать творческие задачи на уровне импровизаций, проявлять оригинальность при их решении;

♦ создавать творческие работы на основе собственного замысла;

♦ формировать навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат);

♦ работать с пластилином, глиной, бумагой, гуашью, мелками;

♦ участвовать в создании «проектов» изображений, украшений, построек для улиц родного города;

♦ конструировать из бумаги макеты детских книжек;

♦ складывать бумагу в несколько слоев, соединять простые объемные бумажные формы в более сложные бумажные конструкции (создание игрушечного транспорта);

♦ передавать на доступном уровне пропорции человеческого тела, движения человека.

Результаты обучения

Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен знать (понимать):

• основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;

• известные центры народных художественных ремесел России;

• ведущие художественные музеи России.

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен уметь:

• различать основные и составные, теплые и холодные цвета;

• узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;

• сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);

• использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);

• применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах, иллюстрациях к произведениям литературы и музыки.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• самостоятельной творческой деятельности;

• обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

• оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества.

В конце 4 класса учащиеся должны:

• усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов:

• приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн декоративно-прикладные и народные виды искусства;

• развивать по возможности свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека;

• развивать фантазию воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;

• приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных, начальные навыки изображения пространства на плоскости и пространственных построений;

• освоить выразительные возможности художественных материалов: гуашь, акварель, мелки, карандаш, пластилин, бумага для конструирования;

• приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства, начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства и их социальной роли, то есть значение в жизни человека и общества;

• приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;

• приобрести знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, в создании среды жизни и предметного мира;

• сформировать представления и деятельности художника в синтетических и зрелищных видах искусства (в театре и кино);

• научиться анализировать произведения искусства, обрести знание конкретных произведений выдающихся художников в различных видах искусства; научиться активно использовать художественные термины и понятия;

• овладеть опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобрести навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности.



Тематическое планирование




Название раздела

Количество часов

1

Истоки родного искусства

9

2

Древние города нашей земли

7

3

Каждый народ - художник

11

4

Искусство объединяет народы

8

Всего за учебный год – 35 часов


Первая четверть – 9 часов.

Вторая четверть – 7 часов.

Третья четверть – 11 часов.

Четвертая четверть – 8 часов.

Количество часов за год – 35.

Количество часов в неделю – 1.










ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ


Для учителя

  • Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). В двух частях. Б. М. Неменский, В. Г. Горяев, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских, М. Т. Ломоносова, Е. И. Коротеева. Изобразительное искусство и художественный труд / Сост. сборника программ И. А. Петрова, Е. О. Яременко. – М.: Просвещение, 2007.

  • Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству под редакцией Б. М. Неменского: 4 кл. / [Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева и др.; под науч. рук. и ред. Б. М. Неменского]. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2008.

  • Изобразительное искусство: каждый народ – художник: учеб. для 4 кл. нач. шк. В 3 ч./ Л.А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского. – 7-е изд., дораб. – М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2007

  • Л.А. Неменская ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО «Твоя мастерская». Рабочая тетрадь для 4 класса. Под ред. Б. М. Неменского. - М.: Просвещение, 2012.

  • Изобразительное искусство. 4 класс: поурочные планы по программе Б.М. Неменского / автор – составитель Н.В. Лободина. Издание 2-е. – Волгоград: Учитель, 2010.


Для учащихся

  • Изобразительное искусство: каждый народ – художник: учеб. для 4 кл. нач. шк. В 3 ч./ Л.А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского. – 7-е изд., дораб. – М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2007.

  • Л.А. Неменская ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО «Твоя мастерская». Рабочая тетрадь для 4 класса. Под ред. Б. М. Неменского. - М.: Просвещение, 2012.





Тематическое планирование

№ урока

Дата

Тема урока

Вид деятельности

Цели и задачи

Оборудование

Домашнее задание

1

2

3

4

5

6

Первая четверть. Истоки родного искусства

1

06.09.

Какого цвета Родина? Осенний вернисаж

Рисование по памяти и представлению

Познакомить с красотой осеннего пейзажа; раскрыть роль искусства в понимании красоты природы; учить рисовать по памяти и представлению; развивать образное видение, эстетическое восприятие в освоении мира; развивать воображение, творческую фантазию, умение работать с гуашью и акварелью; воспитывать у детей любовь и бережное отношение к родной природе, художественный вкус и потребность ориентироваться на духовные ценности народного искусства.

Для учителя – методические таблицы, репродукции; для уч-ся – графические материалы.

Зрительный ряд: репродукции картин И.С. Остроухова «Золотая осень», И.И. Левитана «Золотая осень», плакат «Как растут деревья»

Литературный ряд: русские народные загадки о деревьях; новелла В. Пескова «Русская осень», стихотворение А. Болонского.

Музыкальный ряд: запись фрагментов из фортепианного цикла П.И. Чайковского «Времена года».

Подготовить стихи о временах года. Вспомнить приемы работы в технике «бумажная пластика»

2.

13.09.

Пейзаж родной земли. Характерные черты и красота разных времен года

Художественные работы в технике бумажной пластики

Познакомить с разнообразием пейзажных сюжетов; показать роль искусства в понимании красоты природы; учить определять средства выразительности настроения и чувств в искусстве, рисовать по памяти, передавать впечатления, полученные в жизни; развивать воображение, творческую фантазию, графические навыки; воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе; укреплять межпредметные связи.

Для учителя – методические таблицы, репродукции; для уч-ся – чертежная или рисовальная бумага, резак, ножницы, линейка, циркуль, скрепки, клей ПВА.

Зрительный ряд: репродукции картин А.А. Пластова «Первый снег», «Летом», А.К. Саврасова «Грачи прилетели», И.И. Левитана «Март», «Золотая осень», И.И. Шишкина «Апрель», «Осень», «Перед грозой»

Литературный ряд: стихи Ф. Тютчева, М. Ивенсена, А. Твардовского; сказка Г. Скребицкого «Художник Осень»

Музыкальный ряд: запись фрагментов из фортепианного цикла П.И. Чайковского «Времена года»; А. Вивальди «Времена года»


Прочитать русские народные сказки с описанием русского быта; подобрать иллюстрации с изображением русской избы.

3

20.09.

Гармония жилья с природой

Конструирование

Познакомить уч-ся с образом традиционного русского дома – избы; раскрыть гармоническую связь человека с окружающим миром природы, жилья с природой; рассмотреть конструкцию избы и назначение ее частей; формировать конструктивный навык; воспитывать у детей интерес к искусству; укреплять межпредметные связи.

Для учителя – методические таблицы, репродукции; для уч-ся – гуашь, кисти, бумага, ножницы, резак, клей ПВА.

Зрительный ряд: фотографии ансамблей этнографических музеев; образцы домовой резьбы и наличников.

Литературный ряд: стихотворение И. Бунина; Д. Лихачев «Память культуры и культура памяти» (отрывок из статьи).

Музыкальный ряд: запись русских народных песен, инструментальных мелодий.

Подготовить стихотворение о жизни русской деревни.

4

27.09.

Деревня – деревянный мир

Коллективная работа

Познакомить уч-ся с деревянной храмовой архитектурой; рассмотреть разнообразие сельских деревянных построек: избы, ворот, колодцев и.т.д.; раскрыть роль искусства в понимании гармоничной связи русского жилья с природой; учить определять средства художественной выразительности, используемые в работах художниками – пейзажистами; развивать конструктивный, графический навыки; воспитывать у детей любовь к природе, художественный вкус, потребность ориентироваться на духовные ценности народного искусства; укреплять межпредметные связи.

Для учителя – репродук-

ции, методические таблицы; для уч-ся – графические материалы.

Зрительный ряд: фотографии северной деревянной архитектуры, ансамбля Кижи; репродукция картины Н.Н. Ромадина «Село Хмелевка».

Литературный ряд: А. Твардовский «Воспоминание о детстве»; стихотворение С. Есенина, Н. Языкова, Л. Мартынова.

Музыкальный ряд: запись народных инструментальных мелодий.

Подобрать репродукции картин с изображением образа русской женщины.

5

04.10.

Образ русского человека (женский образ)

Тематическое рисование

Познакомить уч-ся с жанром портрета, красотой русской народной одежды женщин; показать роль искусства в понимании красоты русской женщины; учить определять средства выразительности настроения и чувства в искусстве; познакомить с творчеством Н.В. Васнецова; показать отражении пропорции и мимики лица в портрете; развивать воображение, творческую фантазию, графические навыки; осуществлять межпредметные связи (литература, искусство, история, музыка); воспитывать у детей любовь к истории России

Для учителя – методические таблицы, репродукции; для уч-ся - графические материалы, альбом.

Зрительный ряд: репродукции картин А. Венецианова «На пашне. Весна», М.В. Васнецова «Аленушка», «Девушка с теленком», И. Билибина «Илья Муромец освобождает Забаву Путятишну», В.А. Серова «Девушка с персиками».

Литературный ряд: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» (отрывок).

Музыкальный ряд: запись русских народных песен.

Найти репродукции произведений искусства, отражающие мужскую красоту.

6

11.10.

Образ русского человека (мужской образ)

Тематическое рисование

Познакомить уч-ся с изображением образа русского богатыря в живописи, литературе и музыке, с творчеством П. Корина; дать представление о вооружение древне-русского воина; развивать умение определять средства художественной выразительности, выстраивать последовательность операций при выполнении творческой работы; совершенствовать навыки работы с гуашью; воспитывать у детей интерес к живописи.

Для учителя – методические таблицы, репродукции; для уч-ся - альбом, гуашь.

Зрительный ряд: репродукции картин В. Н. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье»; «Витязь на распутье»; Н. Врубеля «Микула Селянинович»; А. Бубнова «Утро на Куликовом поле»; П. Корина «Александр Невский».

Литературный ряд: С.Д. Дрожжин «Песня Микулы Селяниновича»; отрывки из былин «Илья Муромец и Соловей – разбойник», «Добрыня и змей», «Алеша Попович Тугарин», Илья Муромец и разбойники»

Музыкальный ряд: запись фрагмента из симфонии А.Б. Бородина «Богатырская»; хор «Вставайте, люди русские, на славный бой, на смертный бой» из кантаты С. Прокофьева «Александр Невский»

Познакомиться с репродукциями произведений русских художников о труде крестьян; подобрать русские пословицы о труде.

7

18.10.

Воспевание труда в искусстве

Тематическое рисование

Познакомить уч-ся с изображением красоты труда в произведениях ИЗО и народного фольклора, с творчеством А. Пластова; дать представление о труде крестьян в Древней Руси и об орудиях труда; учить определять средства выразительности в живописи; совершенствовать навыки изображения человека в движении, в трудовой деятельности; формировать навыки владения графическими материалами; развивать эмоциональное, эстетическое, образное восприятие, творческие способности; воспитывать трудолюбие.

Для учителя – методические таблицы, репродукции; для уч-ся – альбом и графические материалы.

Зрительный ряд: репродукции картин А. Пластова «Сенокос», Т. Яблонской «Хлеб».

Литературный ряд: А. Кольцов «Косарь»; русские народные пословицы и загадки о труде.

Подобрать литературные произведения о народных праздниках.

8

25.10.

Народные праздники

Коллективная работа

Дать представление о языческих богах древних славян; познакомить с народными праздниками, обычаями и традициями наших предков; раскрыть идею произведения А.Г. Венецианова «На пашне. Весна»; развивать творческое воображение, графические навыки и умение работать коллективно; совершенствовать навыки изображения людей в движении; осуществлять межпредметные связи (ИЗО, литература, музыка); воспитывать интерес к традициям русского народа.

Для учителя – методические таблицы, репродукции; для уч-ся – большие листы бумаги (обоев) и графические материалы.

Зрительный ряд: иллюстрации с изображением языческих богов древних славян; репродукция картины А.Г. Венецианова «На пашне. Весна».

Литературный ряд: русский фольклор.

Музыкальный ряд: запись русских народных песен, праздничных припевов.

Познакомиться с русскими традициями проведения ярмарки по литературным произведениям.

9

01.11.

Ярмарка. Обобщение по теме «Истоки родного искусства»

Декоративно-творческое конструирование

Дать представление о проведении ярмарки; познакомить с покровительницей ярмарки и торговли святой Параскевы Пятницы, с обычаями в проведении ярмарки; обобщить значения уч-ся по теме «Истоки родного искусства»; развивать навыки в декоративно-творческом конструировании; укреплять межпредметные связи.

Для учителя – методические таблицы, образцы кукол из соломы и рогоза; для уч-ся – листья рогоза, ножницы, цветные нитки, початок рогоза.

Зрительный ряд: рисунки кукол из соломы; икона святой Параскевы Пятницы.

Литературный ряд: русский фольклор (праздничные песни, пословицы о труде.)

Музыкальный ряд: запись русской народной песни «Коробейники».

Подобрать иллюстрации с изображением древнерусского города-крепости.

Вторая четверть. Древние города нашей земли

10

15.11.

Древнерусский город-крепость

Конструирование

Познакомить уч-ся с конструктивным образом древнерусского города – крепости; рассказать об архитектуре города – крепости; формировать навыки конструирования из бумаги, владения графическими материалами; развивать эмоциональное, эстетическое, образное восприятие, творческие способности; воспитывать любовь к родному краю, используя произведения живописи, литературы и музыки.

Для учителя – методические таблицы, репродукции, схематический рисунок; для уч-ся – гуашь, кисти, бумага, ножницы, резак, клей ПВА.

Зрительный ряд: репродукции картин Билибина «Сказка о царе Салтане», А.М. Васнецова «Московский Кремль при Дмитрии Донском», «Московский Кремль при Иване III»; рисунок схема Астраханского Кремля.

Литературный ряд: Н.П. Кончаловская «Как у царских воевод Разин Астрахань берет»; стихотворение Ф. Н. Глинки.

Музыкальный ряд: запись русских народных инструментальных мелодий.

Подобрать иллюстрации с изображением древних соборов.

11

22.11.

Древние соборы

Конструирование

Познакомить уч-ся с историей создания соборов Москвы; дать представление об особенностях литературы древних соборов; показать духовные и нравственные ценности памятников искусства для установления связи прошлого с настоящим и грядущим; развивать навыки конструирования из бумаги, работы с графическими материалами; осуществлять межпредметные связи

( живопись, музыка, литература).

Для учителя – методические таблицы, репродукции, фотографии;

для уч-ся – гуашь, кисти, бумага, ножницы, резак, клей ПВА.

Зрительный ряд: репродукции А.М. Васнецова «Московский Кремль. Соборы»; фотографии Успенского, Благовещенского, Архангельского соборов Московского Кремля и фотография колокольни Ивана Великого.

Литературный ряд: отрывки из стихотворений А.С. Пушкина, М. Просянникова, Л. Мея.

Музыкальный ряд: запись песни О. Газманова «Золотые купола».

Познакомиться с историей образования Москвы, подобрать иллюстрации о Московском Кремле, московских площадях и улицах.

12

29.11.

Древний город и его жители

Коллективная работа, конструирование

Познакомить уч-ся с организацией внутреннего пространства города; дать представление об архитектуре Кремля, торговой площади и посаде; рассмотреть характер жилых построек; совершенствовать навык конструирования из бумаги, графический навык; учить выделять средства художественной выразительности в произведениях живописи; развивать композиционное мышление; воспитывать интерес к культуре и истории русского народа.

Для учителя – методические таблицы, репродукции; для уч-ся – гуашь, кисти, бумага, ножницы, резак, клей ПВА.

Зрительный ряд: репродукции картин А. М. Васнецова «Кремль при Дмитрии Донском», «Книжные лавочки на Спасском мосту в XVII в.».

Литературный ряд: стихотворение Н.П. Кончаловской «Где теперь Москва-столица, жили раньше зверь да птица»; стихотворение М. Познанской.

Подобрать иллюстрации с изображением княжеской дружины.

13

06.12.

Древнерусские воины-защитники

Тематическое рисование

Дать представление об образе жизни людей (князя, его дружины, ремесленников); повторить знания о вооружении древнерусских воинов-защитников; познакомить с произведением А. Мартоса – памятником Минину и Пожарскому; развивать навыки воображения человека, эмоциональное, эстетическое, образное восприятие, творческие способности; воспитывать патриотизм, любовь к Родине.

Для учителя – методические таблицы, фотографии, рисунки; для уч-ся – графические материалы.

Зрительный ряд: фотография памятника Минину и Пожарскому в Москве.

Литературный ряд: И. Токмакова «На родной земле».

Музыкальный ряд: запись инструментальных народных мелодий.

Подобрать фотографии о храмах-памятниках древнерусских городов.

14

13.12.

Город Русской земли. Золотое кольцо России

Рисование по памяти

Дать представление об исторической архитектуре и памятниках древнерусских городов; познакомить с особенностями в облике городов, сформированном историей и характером деятельности жителей; развивать навыки графики, композиционного мышления; воспитывать художественный вкус, потребность ориентироваться на духовные ценности памятников архитектуры.

Для учителя – карта, фотографии, методические таблицы; для уч-ся: - графические материалы.

Зрительный ряд: фотографии исторической архитектуры городов Золотого кольца (Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов, Углич, Ярославль, Кострома, Плес, Суздаль, Владимир).

Литературный ряд: Н. Кончаловской. Отрывок из стихотворения «Наша древняя столица».

Музыкальный ряд: запись звона колоколов ростовских церквей.

Подобрать иллюстративный материал о древних палатах Московского Кремля.

15

20.12.

Узорочье теремов

Декоративное рисование

Познакомить уч-ся с образами теремной архитектуры; дать представление о вариантах украшения царских палат (роспись, орнамент, изразцы); учить выражать настроение в живописи; развивать творчество, композиционное мышление; воспитывать интерес к миру прекрасного, культуре своего народа.

Для учителя – методические таблицы, репродукции, фотографии; для уч-ся – графические материалы.

Зрительный ряд: фотографии Теремного дворца в Москве, набор фотографий «Древние палаты Московского Кремля», образцы орнаментов.

Литературный ряд: стихотворения-загадки о декоративно-прикладном искусстве; отрывок из стихотворения Н. Кончаловской «Наша древняя столица».

Не задано. Повторение.

16

27.12.

Праздничный пир в теремных палатах. Обобщение по теме «Древние города нашей земли»

Коллективная работа, рисование по представлению, игровые формы

Обобщить знания уч-ся о роли постройки, украшения и изображения в создании образа древнерусского города; познакомить уч-ся с праздничными одеждами бояр, купцов; показать стилистическое единство костюмов людей и облика архитектуры; развивать изобразительные навыки, творчество, композиционное мышление; воспитывать трудолюбие, умение работать коллективно.

Для учителя – методические таблицы, раздаточный материал, иллюстрации, рисунки; для уч-ся – графические материалы, ножницы, клей ПВА.

Зрительный ряд: иллюстрации И. Билибина к «Сказке о царе Салтане», русской народной сказке «Царевна-лягушка» с изображением праздничного пира в царских палатах.

Литературный ряд: А. Фет. «Воздушный город», отрывки из русских былин.

Музыкальный ряд: запись инструментальных народных мелодий.

Познакомиться с японскими сказками для детей, с образами людей и образом природы в японской литературе.

Третья четверть. Каждый народ - художник

17

17.01

Праздник как элемент художественной культуры страны. Образ японских построек

Рисование по представлению

Дать представление о характере архитектуры в Японии; познакомить с традиционным японским праздником «Цветение вишни-сакуры»; развивать воображение, творчество; совершенствовать изобразительные навыки; воспитывать интерес к культуре, искусству других народов.

Для учителя – иллюстрации, фотографии; для уч-ся – графические материалы (акварель).

Зрительный ряд: фотографии японского храма-пагоды и японского жилья.

Литературный ряд: японская поэзия.

Музыкальный ряд: запись японских инструментальных мелодий.

Подобрать репродукции картин японской живописи и произведения японской поэзии.

18

24.01

Отношение к красоте природы в японской культуре

Тематическое рисование

Дать представление о характере образа японской природы; познакомить с творчеством японского художника К. Хокусая; показать различия образов японского и русского пейзажей; развивать воображение, творчество, навыки работы с акварелью; воспитывать трудолюбие.

Для учителя – репродукции, фотографии; для уч-ся – графические материалы, ножницы, клей ПВА.

Зрительный ряд: фотографии с изображением техники икэбана; репродукции произведений К. Хокусая; образы японской природы, изображенные на свитках и ширмах.

Литературный ряд: японская поэзия, отрывок из трактата «О любви к лесам и источникам» Го Си.

Познакомить с национальной японской одеждой – кимоно.

19

31.01

Образ человека, характер одежды в японской культуре.

Рисование по памяти и представлению; коллективная работа

Дать представление о технике оригами; познакомить с изображением японской женщины, с японским национальным костюмом; учить выделять средства художественной выразительности в живописи; развивать композиционное мышление, творчество, воображение; развивать умения работы с акварелью, пастелью; воспитывать уважение к культуре другого народа.

Для учителя – методические таблицы, фотографии, репродукции; для уч-ся – бумага, цветная бумага, графические материалы, клей ПВА, ножницы.

Зрительный ряд: репродукции картин Т. Киенаго «Вечерняя прохлада на берегу реки Окива»; Харибону «Красавица»; фотографии с изображением образа японской женщины в национальной одежде.

Литературный ряд: японская народная песенка.

Прочитать сказки народов гор и степей.

20

07.02

Искусство народов гор и степей

Тематическое рисование

Показать разнообразие природы нашей планеты и способность человека жить в самых разных природных условиях; дать представление о поселениях в горах; раскрыть образ степного мира в конструкции степного жилья – юрты; развивать творчество и графические навыки; воспитывать уважение к культуре других народов.

Для учителя – методические таблицы, репродукции; для уч-ся – гуашь, бумага, кисти.

Зрительный ряд: репродукции М. Сарьяна «Колхоз села Каринж», «Старый Ереван», М. Аветисяна «Встреча», П. Кузнецова «Степь», «Мираж в степи»; фотографии с изображением сакли и юрты; иллюстрации с изображением национальной казахской одежды.

Литературный ряд: загадки, стихотворения В.С. Терьяна, Р. Асаева, И. Никитина, А. Толстого.

Музыкальный ряд: запись инструментальных, народных мелодий (армянская, казахская).

Подобрать иллюстрации с изображением архитектурных памятников Средней Азии.

21

14.02

Образ художественной культуры Средней Азии

Обрывная аппликация из цветной бумаги

Дать представление о памятниках архитектуры Средней Азии; познакомить с декором старинных мечетей, минаретов; развивать эмоциональное, эстетическое, образное восприятие, творческие способности; композиционное мышление; совершенствовать навыки работы в технике аппликации; воспитывать интерес к культуре народов Средней Азии.

Для учителя – методические таблицы, фотографии; для уч-ся – цветная бумага, мелки, ножницы, клей ПВА.

Зрительный ряд: иллюстрация «Пустыня»; фотографии мечетей, минаретов, медресе, мавзолея в Средней Азии; иллюстрации декора архитектурных памятников.

Литературный ряд: Н. Сладков «Желтая земля», стихотворения Низами.


Прочитать мифы древней Греции.

22

21.02

Образ красоты древнегреческого человека

Рисование по памяти и представлению

Дать представление о древнегреческом образе прекрасного человека; познакомить уч-ся с древнегреческими скульптурами и искусством греческой вазописи; развивать навыки изображения человека в движении, художественно-эстетический вкус на основе духовных ценностей древнегреческой культуры; прививать аккуратность.

Для учителя – методические таблицы; для уч-ся – графические материалы.

Зрительный ряд: фотографии скульптур: «Дискобол» Мирона, «Кольеносец» Поликлета, античных ваз.

Литературный ряд: отрывок из древнегре-ческой трагедии Софокла «Антигона»; стихотворение О. Тарутина «Античные вазы».


Подобрать иллюстрации с изображением древнегреческой архитектуры.

23

28.02

Древнегреческая архитектура

Конструирование

Дать представление о характере древнегреческой архитектуры; познакомить с понятием «ордер» в архитектуре; рассмотреть виды древнегреческих ордеров; развивать эстетическое, эмоциональное воображение; совершенствовать конструктивный навык; воспитывать интерес к культуре Древней Греции.

Для учителя – фотографии, иллюстрации; для уч-ся – бумага, ножницы, клей ПВА, гуашь, кисти.

Зрительный ряд: фотографии Акрополя, Парфенона, иллюстрации дорического, ионического, коринфского и композиционного ордеров.

Литературный ряд: стихотворение О. Тарутина «Древние греки»

Не задано. Повторение.

24

07.03

Древнегреческий праздник. Олимпийские игры в Древней Греции

Коллективная работа

Дать представление о проведении Олимпийских игр в Древней Греции; совершенствовать изобразительный навык, глазомер; развивать творчество, композиционное мышление; воспитывать чувство взаимопомощи и товарищества.


Для учителя – фотографии, рисунки; для уч-ся – бумага, гуашь, кисти, ножницы, клей ПВА.

Зрительный ряд: фотографии рисунков на древнегреческих вазах, скульптур; рисунки с изображением Олимпии.

Литературный ряд: легендарные рассказы о знаменитых атлетах.


Не задано. Повторение.

25

14.03

Образ готических городов средневековой Европы. Средневековая архитектура.

Конструирование

Дать представление об образе готических городов Средневековой Европы; познакомить уч-ся с образом готического храма и его декором; развивать конструктивный навык; воспитывать интерес к архитектуре средневековья.

Для учителя – методическая таблица, фотографии; для уч-ся – бумага, клей ПВА, ножницы, графические материалы.

Зрительный ряд: фотографии с изобра-жением средневековой архитектуры.

Работа в тетради, с. 24-25.

26

21.03

Средневековые готические костюмы. Ремесленные цеха.

Коллективная работа

Дать представление о сословных разделениях людей, о ремесленных цехах; познакомить с образом средневекового готического костюма; показать стилистическое единство средневековой архитектуры и средневекового костюма; совершенствовать навыки изображения людей; развивать композиционное мышление, умение работать коллективно; воспитывать чувство взаимопомощи и товарищества.

Для учителя – методическая таблица, рисунки; для уч-ся – бумага, гуашь, кисти, ножницы, клей ПВА.

Зрительный ряд: рисунки с изображением средневековой одежды и гербов ремесленных цехов.

Литературный ряд: отрывок поэмы Вернера Садовника «Крестьянин Гельмбрехт».

Повторить материал по теме «Каждый народ - художник»

Четвертая четверть. Искусство объединяет народы

27

04.04

Все народы воспевают материнство

Рисование по представлению

Дать представление о едином образе матери в искусстве разных народов; совершенствовать навыки и умение в изображении человека; развивать навык рисования по представлению; воспитывать уважение к женщине к матери; укреплять между предметные связи (ИЗО, музыка, литература).

Для учителя – методические таблицы, репродукции; для уч-ся – гуашь, пастель, кисти, бумага.

Зрительный ряд: репродукции картин П. Пикассо «Мать и дитя», А. и С. Ткачевых «Матери», А. Пластова «Мама», Рафаэля «Сикстинская мадонна», Леонардо да Винчи «Мадонна Бенуа», К. Петрова-Водкина «Петроградская мадонна», А. Дейнеки «Мать», М. Савицкого «Партизанская мадонна», Б. Неменского «Тишина», икона «Богоматерь Владимирская».

Литературный ряд: пословицы о материнстве; стихотворения Р. Гамзатова «Мама», А. Майкова «Колыбельная песня», С. Острового «Песня о женщине», Н.А. Некрасова; отрывок из статьи В. Жуковского «Сикстинская мадонна» Рафаэля».

Музыкальный ряд: запись песни «Наши мамы» в исполнении Л. Зыкиной (муз. Э. Колмановского; сл. О. Ошанина); пьесы «Колыбельная» Н.А. Римского-Корсакова.

Подобрать иллюстрации с изображением мудрости старости.

28

11.04

Все народы воспевают мудрость старости

Тематическое рисование

Дать представление о роли живописи в изображении внутренней красоты человека, красоты его душевной жизни; познакомить с работами Леонардо да Винчи и Рембрандта; учить выделять средства художественной выразительности; совершенствовать навыки рисования о представлению, навыки изображения человека; развивать воображение, творчество и композиционное мышление; воспитывать любовь и уважение к пожилым людям.

Оборудование: репродукции; гуашь или мелки, пастель, бумага.

Зрительный ряд: репродукции картин Рембрандта «Портрет старика в красном», Леонардо да Винчи «Автопортрет».

Литературный ряд: стихотворение «Старик» А. Плещеева «Мой дедушка» Р. Гамзатова.

Музыкальный ряд: запись пьесы Р. Шумана «Сказочное путешествие».

Прочитать литературные произведения «Плач детей» Н. Некрасова, «Лебедушка» С. Есенина.

29

18.04

Сопереживание – великая тема искусства

Тематическое рисование

Показать уч-ся, как художник через искусство выражает свое сочувствие, учит сопереживать чужому горю; познакомит уч-ся с работами В. Петрова и Рембрандта; учить определять средства художественной выразительности; совершенствовать изобразительные навыки; развивать композиционное мышление; воспитывать любовь и сочувствие ко всему живому.

Для учителя – методическая таблица репродукции; для уч-ся – бумага, графические материалы.

Зрительный ряд: репродукции картин В. Петрова «Тройка», Рембрандта «Возвращение блудного сына».

Литературный ряд: отрывок рассказа А.П. Чехова «Ванька»; стихотворение Н. Некрасова «Плачь детей», Б. Слуцкого «Лошади в Океане».

Музыкальный ряд: запись фрагмента из Шестой симфонии П.И. Чайковского.

Подобрать иллюстрации с изображением памятников героям разных народов.

30

25.04

Герои, борцы и защитники

Лепка. Эскиз памятника герою

Расширить представления о работе скульптора, познакомить с этапами его работы, с монументальной скульптурой, ее характером; развивать воображение, творчество и художественный вкус; совершенствовать графические навыки; осуществлять межпредметные связи; воспитывать патриотизм.

Для учителя – фотографии; для уч-ся – альбом, графические материалы.

Зрительный ряд: фотографии памятника ансамбля героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане; фотография памятника братьям Газдановым в Осетии.

Литературный ряд: стихотворения А. Ахматовой «Мужество», О. Лебедушкиной «Мы рисуем мир».

Подобрать книги о памятниках эпохи Возрождения; прочитать стихотворения о Родине, воинах-защитниках.

31


Герои, борцы и защитники

Лепка. Эскиз памятника герою

Познакомить с творчеством Микеланджело; раскрыть роль искусства в воспевании мужества и героизма; развивать умение уловить и передать пропорции, соотношение масс частей тела, компоновать части в единое целое; формировать умение смотреть с разных точек зрения на скульптуру; совершенствовать навык работы с пластилином; воспитывать любовь к Родине.

Оборудование: фотографии скульптур, пластилин, стеки, подставка из картона 20 на 20 см, проволочный каркас.

Зрительный ряд: фотография скульптуры «Давид» Микеланджело.

Литературный ряд: стихотворение Микеланджело.

Подобрать стихотворения о детях, их играх.

32

16.05

Юность и надежды

Тематическое рисование

Дать представление об изображении в искусстве разных народов радости детства; познакомить с творчеством некоторых художников и их произведениях о детях; продолжить формирование навыков изображения людей; развивать композиционное мышление, творчество и воображение; укреплять межпредметные связи; прививать аккуратность.

Для учителя – методическая таблица, репродукции; для уч-ся – гуашь или мелки, бумага.

Зрительный ряд: репродукции картин Веласкеса «Менины»; Гирландайо «Портрет старика с внуком»; О.А. Кипренского «Портрет мальчика Челищева»; В. Серова «Девочка с персиками»; П. Кончаловского «Маргот танцует».

Литературный ряд: стихотворения «Детские глаза» С. Трушиной; «Домой» В. Коржикова; «Ветер на речке» З. Александровой; «Мой змей» Мориса Карема.

Музыкальный ряд: запись детских песен «Антошка» (В. Шаинский – Ю.Энтин), «Облака» (В. Шаинский – С. Козлов), «Чунга – чанга» (В. Шаинский – Ю.Энтин).


Повторить материал по теме «Искусство объединяет народы».

33

23.05

Искусство народов мира. Обобщение по теме «Искусство объединяет народы» (Искусственная викторина)

Игровые формы, чтение докладов, беседа, конкурсы

Подвести итоги учебно-воспитательной работы за год; создать благоприятную атмосферу для проявления изобразительных способностей, знаний детей; воспитывать интерес к произведениям изобразительного искусства; воспитывать самостоятельность в учебной работе; развивать познавательные потребности, творчество и воображение.

Для учителя – раздаточный материал, методические таблицы, репродукции;

для уч-ся – альбомы, графические материалы.

Зрительный ряд: репродукции (по выбору учителя) для проведения дидактической игры «О чем рассказывает искусство».

Литературный ряд: стихотворение Ивана Тарбы «Художник».

Музыкальный ряд: запись пьесы «Веселый марш» Д. Кабалевского.

Во время летних каникул посетить с родителями музей; запомнить понравившиеся художественные произведения (автор, настроение, дата, страна);

познакомиться с архитектурой родного города (во время прогулок с родителями);

посмотреть телепередачу о музеях народного искусства разных стран мира, художественных музеях архитектуры, живописи.

34

Праздник искусства «Здравствуй, лето!»

Игровые формы

Повторить теоретические знания; развивать эстетический и художественный вкус, творческое мышление и воображение; воспитывать интерес к живописи, литературе и музыке.

Для учителя – раздаточный материал, репродукции, предметы декоративно-прикладного искусства;

для уч-ся – бумага, пастель, гуашь, акварель.

Зрительный ряд: репродукции картин (по выбору учителя) с изображением летнего пейзажа.

Литературный ряд: стихотворения «Рисунок» С.В. Михалкова, «Два флота» В. Калинкина, «О картинах» М. Яснова, «Жостовские кисти», «Палех», «Гжель», П. Синявского.

Музыкальный ряд: запись песен «Дети любят рисовать», «Скажи, художник», «В коробке с карандашами», «Хохломская роспись», «Солнечный круг», пьесы А.С. Арсенского «Лесной ручей».

Не задано. Повторение.

Всего за учебный год – 34 часа















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тематическое планирование по изобразительному искусству

Автор: Никитина Наталья Сергеевна

Дата: 04.08.2014

Номер свидетельства: 111155

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "Календарно-тематическое планирование изобразительного искусства в 8 классе. ФГОС. по программе Л.Г. Савенковой,"
    ["seo_title"] => string(80) "kalendarno_tematicheskoe_planirovanie_izobrazitelnogo_iskusstva_v_8_klasse_fgos_"
    ["file_id"] => string(6) "477249"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1536267859"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Календарно-тематическое планирование "Изобразительное искусство" для 4 класса "
    ["seo_title"] => string(84) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-izobrazitiel-noie-iskusstvo-dlia-4-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "128081"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415435327"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Тематическое планирование  "Изобразительное искусство" "
    ["seo_title"] => string(58) "tiematichieskoie-planirovaniie-izobrazitiel-noie-iskusstvo"
    ["file_id"] => string(6) "221090"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1435049458"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Рабочая программа и календарно-тематическое планирование. Изобразительное искусство. 1 класс."
    ["seo_title"] => string(91) "rabochaiaproghrammaikaliendarnotiematichieskoieplanirovaniieizobrazitielnoieiskusstvo1klass"
    ["file_id"] => string(6) "256556"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1448178029"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Рабочая программа и календарно-тематическое планирование. Изобразительное искусство. 3 класс."
    ["seo_title"] => string(91) "rabochaiaproghrammaikaliendarnotiematichieskoieplanirovaniieizobrazitielnoieiskusstvo3klass"
    ["file_id"] => string(6) "256560"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1448178692"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1270 руб.
2110 руб.
1520 руб.
2530 руб.
1580 руб.
2640 руб.
1520 руб.
2530 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства