15.02.2018г.
Тема: «Права ребенка в новом веке»
Цель: обобщить знания детей об основных правах ребенка. 
 Задачи: Разделить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей. Сформировать отрицательное отношение к противоправным поступкам, побуждать детей к защите своих прав. Воспитывать уважение к правам других людей. Способствовать формированию активной жизненной позиции. 
  
                                                                    Ход занятия: 
 
 1. Игра «Имена» 
 
 Каждый из вас по цепочке должен назвать свое имя и добавить прилагательное, которое начинается на туже букву, что и имя. Например, Каусар –красивая.
 
 2. Интерактивная беседа «Право на имя» 
 Ребята, а имеете ли вы право на свои имена? Как вы считаете? 
 А можете ли вы доказать, что вас зовут именно так, а не иначе? 
 Свидетельство о рождении – это ваш первый документ. А что там еще записано, кто знает? 
 Еще в свидетельстве написано, что вы являетесь гражданами РК. А это значит, что наше государство защищает ваши права. А какие у детей есть еще права, где они записаны, кто их утверждал? 
 
 3. Мини – лекция «Конвенция о твоих правах» 
 
 Все права детей всего мира записаны в специальном документе, Конвенции «О правах ребенка».
 Конвенция – это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей. 
 
 Какие же права есть у всех детей мира? 
 
 На доске записаны права. Нужно зачитать записи. 
 
 Право на жизнь 
 Право на имя при рождении 
 Право на медицинскую помощь 
 Право на образование 
 Право на отдых и досуг 
 Право говорить на родном языке 
 Право свободно выражать свое мнение 
 Право на достаточное питание и достаточное количество воды 
 Право на заботу и воспитание родителями 
 
 Но кроме прав у вас есть и обязанности. Обязанности перед родителями, перед друзьями, перед обществом в целом. И перед учителями и школой. Последние прописаны в таком документе, как «Устав школы». Что такое устав школы? Устав школы – это документ в котором прописаны права и обязанности школьников. 
 4. Парная работа.
-Какие обязанности ты должен соблюдать перед школой и учителем.
  
5. «Юридическая консультация» 
 Когда нарушаются наши права, мы обращаемся за консультацией к юристу. Консультация – это совет, разъяснение, а юристы – это люди, которые хорошо знают законы. Получив юридическую консультацию, мы сможем защитить себя от произвола и самоуправства. Давайте поиграем в игру. Представьте себе, что вы юристы, вы хорошо знаете права детей. И к вам за советом приходят литературные герои. Посмотрите на доску, подумайте, какие права ребенка нарушены и разъясните нашему герою его права. Только, давая консультацию, ссылайтесь на Конвенцию «О правах ребенка». Надо начинать так: «Согласно Конвенции «О правах ребенка»…» 
 
 Маугли: Так случилось, что он жил долгое время в лесу с дикими зверями, и вот он попал в общество людей. Имеет ли Маугли такие же права, как и все дети? 
 Примерные ответы детей: 
 - Согласно, Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до 18 лет. Вам еще нет 18 лет, значит, вы ребенок и имеете те же права, что и все дети. 
 Маугли: Но он не умеет говорить человеческим языком. Он говорит на языке зверей и птиц. Поэтому люди посадили Маугли в клетку и обращаются с ним как с животным. Имеют ли они на это право? 
 Примерные ответы детей: 
 Ребята, вы уже знаете, что все люди — взрослые и дети — имеют различные права: на жизнь, учебу, работу, отдых и др.
Для детей эти права изображены на знаках — разрешающих или
запрещающих (они похожи на дорожные знаки)
Предлагаю вам сыграть в игру «Разрешается — запрещается».
Ребята вам расскажут стихи и покажут знаки, а вы должны их дополнить словами – это запрещается или это разрешается.
Посмотри на этот знак:
Человек поднял флаг.
Слушать мнение ребенка
Это разрешается!
Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка
Строго запрещается!
С мамой дети должны жить,
Ей цветы всегда дарить -
Это разрешается!
Эта грань обозначает:
Мать с ребенком разлучают.
Это запрещается!
Рисовать и петь, учиться,
Если заболел — лечиться.
Это разрешается!
Этот трудится ребенок,
Мало у него силенок,
Ноги подгибаются
В детстве тяжкая работа
Это запрещается!
Вместе дружно в мире жить,
С разными детьми дружить -
Это разрешается.
Этот слабый горбит спину,
Пред сильным преклоняется.
Быть рабом у господина
Строго запрещается.
Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием — назвали все права, о которых говорили ребята.
На последний знак обратите особое внимание. В декларации о правах человека есть статья 5, где говорится: «Никто не может быть подвергнут жестокому, бесчеловечному отношению».
— Каким вы представляете себе жестокого, злого человека? Какие черты его лица? Как он ведет себя?
Дети составляют словесные портреты и рисуют на бумаге.
                                                 
 6. Разбор ситуаций «Права и обязанности» 
 
 Ребята, мы говорили у каждого человека есть права, но и есть обязанности, которые не менее важны. А пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей - обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем? Предлагаю вам рассмотреть несколько ситуаций и дать оценку поведению героев. Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют? 
 
 Ситуация 1. 
 
 Мама: Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь! 
 
 Сын: Я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой. 
 
 Пожалуйста, разберитесь, кто здесь прав? 
 
 Ситуация 2. 
 
 Учитель: Дима, ты сегодня дежурный, вытри, пожалуйста, доску. 
 
 Дима: Вы не имеете право заставлять меня дежурить! Конвенцией «О правах ребенка» запрещено насилие над детьми. 
 
 Объясните, пожалуйста, Диме в чем он не прав. 
 
 Ситуация 3. 
 
 Учитель: Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете истории! Ведь дети ее только что помыли! 
 
 Иванов: А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом – рисованием! 
 
 Разъясните Иванову его права и обязанности. 
 
 Ситуация 4. 
 
 Учитель: Петров, ты почему на математике бегал по классу? 
 
 Петров: Ну и что? Я имею право на свободу перемещения! 
 
 Правильно ли рассуждает Петров? 
 
 Давайте выведем простые правила взаимообщения: 
 
 Нужно знать свои права. 
 Нужно уважать права других людей. 
 Нельзя забывать об обязанностях 
 
 7. Подведение итогов (рефлексия)
                        
                        
                        
                        
                        
                        
                        
                        
        
	
    
                                    
                                    
                                    
                                    