kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическое сообщение на тему: «Игры на уроках сольфеджио»

Нажмите, чтобы узнать подробности

             Один из острых вопросов для современного преподавателя школы

искусств на сегодняшний день - как привести ребёнка в школу и ещё более

важный как его удержать. Существует определённая часть учащихся,

которые осознанно приходят в школу искусств обучаться на том или ином музыкальном инструменте, при этом следует отметить, что огромное

значение для дальнейшего развития ребёнка имеет отношение самих родителей к столь важному начинанию. Кто-то направляет своего

ребёнка, побуждая сделать первые шаги в мире музыке, а кто-то, чутко прислушиваясь к желаниям своих детей, активно их в этом поддерживает, но самое главное родители не должны быть равнодушны и безразличны ко всему, что происходит с их ребёнком в стенах школы искусств. Ни для кого не секрет, что не все дети, которые поступают в школу искусств сегодня, («горят» желанием учиться, а если «горят», то уверены, что

учиться легко, и совсем скоро они будут играть и петь так, как «показывают в телевизоре».

             Очень важно для детей, только начинающих учиться музыке с первых же уроков удивить, поразить их воображение своей эмоциональностью и увлекательной формой.

Именно в этом характерная особенность современных преподавателей школы искусств творческий подход к методике преподавания, постоянное

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическое сообщение на тему: «Игры на уроках сольфеджио»»

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств №1»

Копейского городского округа











Методическое сообщение

на тему:

«Игры на уроках сольфеджио»










Выполнила:

Преподаватель

теоретических дисциплин

МУДО ДШИ №1 КГО

Манучарян И.Е.







г. Копейск

2021 г.





Содержание

1. Введение 3

2. Создание игровых ситуаций в различных формах работы на уроках сольфеджио 6

2.1 Развитие чувства метроритма 6

2.2 Вокально-интонационные навыки и основы импровизации 8

2.3 Закрепление теоретических знаний 10

2.4 Игры с клавиатурой 12

Заключение 14

Учебно-методическое обеспечение 16

Дидактический и наглядный материал 16

Список литературы 17







1. Введение

То, что ребенок обязан запомнить,

прежде всего, должно быть интересным»,

Сухомлинский В.А.





Один из острых вопросов для современного преподавателя школы

искусств на сегодняшний день - как привести ребёнка в школу и ещё более

важный как его удержать. Существует определённая часть учащихся,

которые осознанно приходят в школу искусств обучаться на том или ином музыкальном инструменте, при этом следует отметить, что огромное

значение для дальнейшего развития ребёнка имеет отношение самих родителей к столь важному начинанию. Кто-то направляет своего

ребёнка, побуждая сделать первые шаги в мире музыке, а кто-то, чутко прислушиваясь к желаниям своих детей, активно их в этом поддерживает, но самое главное родители не должны быть равнодушны и безразличны ко всему, что происходит с их ребёнком в стенах школы искусств. Ни для кого не секрет, что не все дети, которые поступают в школу искусств сегодня, («горят» желанием учиться, а если «горят», то уверены, что

учиться легко, и совсем скоро они будут играть и петь так, как «показывают в телевизоре».

Очень важно для детей, только начинающих учиться музыке с первых же уроков удивить, поразить их воображение своей эмоциональностью и увлекательной формой.

Именно в этом характерная особенность современных преподавателей школы искусств творческий подход к методике преподавания, постоянное переосмысление и обновление форм и методов работы. Если на индивидуальных занятиях по музыкальному инструменту с первых же уроков ребёнок начинает практически овладевать пусть ещё самыми элементарными навыками игры, то при этом часто учащиеся не понимают, зачем же им необходим предмет «Сольфеджио», по мнению многих сольфеджио – это свод отвлечённых и малоинтересных правил и законов.

Для того, чтобы разрушить сложившийся стереотип о том, что урок «Сольфеджио» - это скучный и сложный предмет и доказать, что сольфеджио может быть не только не скучным, но и очень увлекательным занятием, необходимо привлекать детей к активному участию в творческой деятельности. Ведь именно «Сольфеджио» играет огромную роль в процессе обучения юного музыканта. Этот предмет вырабатывает определённую систему знаний и навыков для их последующей музыкальной деятельности.

Традиционная методика преподавания предметов теоретического цикла, дополненная увлекательным музыкальным материалом и игровыми наглядными пособиями станет доступной, а занятия более живыми и интересными. Выбирая различные приёмы работы, я в процессе своей

деятельности, постоянно вношу коррективы в существующие в преподавании традиции. Игровые ситуации в различных формах работы на уроках сольфеджио способствуют стимулированию учебно-познавательной

деятельности учащихся, воспитывают интерес к музыке, помогают легче усваивать новые знания, заниматься с радостью и увлечением



Итак, цель работы: обобщение опыта работы по формированию определённых знаний и навыков учащихся посредством создания игровых ситуаций на уроках сольфеджио.

Задачи:

  1. Развивать познавательный интерес и творческий потенциал учащихся.

  2. Продемонстрировать разнообразие форм игровой деятельности.

Методы решения задач.

  • Обобщение накопленного опыта работы;

  • Систематизация материала по формам работы.





























2. Создание игровых ситуаций в различных формах работы на уроках сольфеджио



2.1 Развитие чувства метроритма

  1. «Поезд отправляется». Во время освоения длительностей можно предложить учащимся такую игру. Нарисовать паровоз с вагончиками и предложить ученику рассадить пассажиров по вагонам. Вагоны могут быть любого размера (2/4,3/4,4/4).

* В дальнейшем можно продолжать играть, но без паровоза. На отдельном листке разлинован нотный стан в прилагаемой к листку коробочке маленькие карточки с изображением размеров, длительностей и пауз. Задача: заполнить такты.

  1. «Угадай-ка». Сольфеджирование выученных мелодий, но с предварительным прослушиванием и определением названия произведения (Вебер охотников). Ритм две шестнадцатые – восьмая.

пройденный ритм необходимо узнать и выложить карточками.

3. «Сам себе оркестр». Исполнение ритмического канона с использованием звуков тела по системе К. Орфа (хлоп в ладошки восьмые, шлёп по коленкам - шестнадцатые, ножками- топ- четверти, пальчиками — щёлк - пауза).

Е. Поп.чянова «Шла весёлая собака»

4. «Ритмический канон». Г. Ладонщиков «Зимняя радость»

Белый снег-снежок - шестнадцатые (4), четверть(1)

Жжётся, колется. – восьмые (З), шестнадцатые (2)

Выходи, Дружок, за околицу.

Побежим с тобой к лесу синему,

Принесём домой радость зимнюю.

* Исполняется двумя группами (мальчики-девочки)

5. «На золотом крыльце сидели». Ритмические карточки у учащихся, задание: простучать свой ритм и («позвать» в игру друга, простучав его ритм. Необходимо определить, чей ритм стучат, повторить его и «позвать» в игру следующего и т.д.

* Дети располагаются вокруг одного стола и хорошо видят ритмические карточки друг у друга, чтобы задание было выполнено в одном (довольно быстром темпе).

6. «Упрямый ослик». Упражнение на ритмическое ostinato (вспомнить теорию). Преподаватель играет на фортепиано «Упрямый ослик» (Музыка и слова Л.Ефремовой), а дети с шумовыми инструментами делятся на З группы:

  • стучат ритм, указанный на карточке;

  • стучат только сильную долю;

  • стучат только слабую долю.

* Возможно выбрать музыкальный материал со словами и не только стучать ритм, но и петь со словами.

7. «Ритмическая SMS - ка». Участники игры встают «паровозиком», но спиной друг к другу и, начиная с последнего «передают ритмическую SMS- ку» (стучат впереди стоящему по плечу определённый ритм). Последний участник (которому уже некому стучать) записывает ритм на доске, остальные проверяют (особенно первый, с которого всё началось).

8. «Собери ритм». Ритм «записывается» в игровой форме с использованием карточек. Учащимся следует выбрать подходящие карточки и правильно составить ритм.

* Аналогично может выполняться задание «Собери мелодию». Необходимо учащимся предложить карточки с разнообразными мелодическими тактами-моделями.





2.2 Вокально-интонационные навыки и основы импровизации

1. Допеваем песенку.

В заданной тональности 1 фразу исполняет преподаватель (задаёт вопрос), 2 фразу - учащийся допевает (или играет на фортепиано), импровизируя на устойчивых звуках.

Например,

Кто пришел ко мне с утра? Мамочка

Кто сказал вставать пора? Мамочка

Кашу кто успел сварить? Мамочка

Чаю в чашечку налить? Мамочка

Кто цветов в саду набрал? Мамочка

Кто меня поцеловал? Мамочка

Кто ребячий любит смех? Мамочка

Кто на свете лучше всех? Мамочка



2. «Песенка про «Чемодан».

Знакомимся с песенкой «Плыл по морю чемодан», разбираем движение мелодической линии (1 фраза движение от V ступени вниз, 2 фраза — от V ступени вверх), записываем на память в До мажоре. Затем закрепляем новые тональности (и знаки в тональностях) с использованием этой песенки, проигрываем её на фортепиано сольфеджируя, а затем и со словами.

3. «Допеваем интервал».

Преподаватель исполняет музьжальную фразу, построенную на одном звуке, в котором упоминается один из интервалов. Ученик должен допеть второй звук вверх или вниз (в основе текста — заданный интервал).

* Например, задание преподавателя - «пропойте малую терцию», ответ учащихся - «малая терция».

4. «Музыкальное эхо».

Преподаватель настраивает учащихся в определённой тональности. Далее играет звуки, дети должны услышать и пропеть с названием нот. На первых уроках это повторение нот в пределах терции, с частыми повторами тоники в медленном темпе, потом с увеличением скачков, с убыстрением темпа.

* данная форма работы помогает развивать ладовое чувство, ощущение устойчивости тоники.

5. «Музыкальное лото». Игра на сочинение мелодий по карточкам. Учащийся сначала определяет первый такт - находит карточку, на которой изображён скрипичный ключ, ключевые знаки и размер, определяет тональность (желательно, чтобы в первом такте мелодия обрисовала тонику). Далее следует определить последний такт: на ней будет заключительная тоника, довольно продолжительная по длительности. При этом ученик должен усвоить несложные правила строения простых песенных мелодий: два предложения по четыре такта (период), в четвёртом такте - длительная доминанта (или движение по звукам доминантового трезвучия), чтобы почувствовать цезуру (остановку для взятия дыхания) между предложениями.

6. «Конкурс юных композиторов». Каждую выложенную на столе мелодию (см. задание «Музыкальное лото») исполняем вместе с учащимися и решаем, чья мелодия лучше (конечно, в результате все мелодии оказываются интересными, ведь ребята представляют своё творчество).

* Данная игра помогает учащимся запоминать и, главное, понимать, что такое серединная и заключительная каденции, предложения, период повторного или не повторного строения.





2.3 Закрепление теоретических знаний



1. «Музыкальные ребусы». Игра для лучшего запоминания нот. Учащимся предлагается прочитать слова, составной частью которых является нота. Игра может служить основой для подобных домашних творческих заданий (сами придумывают и делают карточки).

2. «Поле чудес». Игра для закрепления теоретического материала. В иентре стола располагается игровой «барабан» (юла со стрелкой). По кругу раскладываются карточки с вопросами по теории музыки. Возможно эту игру применять как с учащимися младших классов, так и в старших классах с использованием вопросов разного уровня сложности.

*На уроках слушания музыки и музыкальной литературы игра может проходить с использованием «музыкальной паузы»: при попадании стрелки на такой знак звучит пройденный музыкальный фрагмент, название которого следует вспомнить.

3. «Вопрос ответ». У учащихся по две карточки - красного и зеленого

цвета. Преподаватель задает вопросы и сразу на них отвечает: если ответ правильный — поднимают зеленую карточку, если неправильно — красную.

4. «Собери мозайку». На нотном стане расположены 1) гамма, 2) тоническое трезвучие, З) вводные звуки, 4) разрешение неустойчивых звуков в устойчивые, 5) тоническое, субдоминантовое и доминантовое трезвучия, 6) доминантовый септаккорд. Смысл игры состоит в том, что дается не одна, а сразу несколько гамм и карточки разрезаются на 5 тактов, и учащимся следует предложить собрать гамму. Кто хорошо усвоил данную тему, у того не возникает проблем в составлении гаммы, можно сразу отслеживать степень усвоения данного материала.

* На карточках располагаются те обозначения, которые изучены на данный момент.

5. «Интервальная эстафета». Учащиеся «по цепочке» строят какой либо интервал (например, только чистые квинты), причем каждый следующий строит его от того звука, на котором закончил предыдущий. Интервалы пропеваются или находятся устно вверх или вниз.

* Умение строить быстро и безошибочно помогает в усвоении таких тем, как: «Параллельные тональности» терция малая,

6. «Повторялки-проверялки». На карточках нарисованы различные музыкальные знаки: знаки альтерации, длительности, фермата, реприза, динамические оттенки, темповые обозначения и т.д. Сначала преподаватель просто показывает карточки учащиеся, разделённые на команды, отвечают.

Следующее задание: ребятам необходимо распределить карточки по группам на родственные компании (группы). После того, как дети разложат карточки, каждый выбирает свою компанию и объясняет, что это, называя при этом общее для группы знаков обозначение (учащиеся могут помнить, что такое форте и пиано, но то, что это динамические оттенки сказать затрудняются).



2.4 Игры с клавиатурой



1. «Музыкальные карты». На карточках из картона рисуем нотный стан, скрипичный ключ, знаки диезных и бемольных тональностей. Всего получится 15 карточек (семь диезных, семь бемольных и одна без знака). По очереди каждый вытаскивает из колоды одну («карту». Подходят к фортепиано, называют знаки (диезы или бемоли), их количество и играют «телефон». Например, учащийся вытянул карточку с 5-ю диезами, играет на инструменте диезные квинтовые цепочки вверх, проговаривая их вслух до цифры 5 (до — 0 знаков, соль — один знак, ре два знака, ля — три знака, ми — четыре знака, си — пять знаков). Последняя цифра (5) приходится на клавишу, название которой и является тоникой тональности, которую нам нужно определить (называем тонику и добавляем слово («мажор» - получилась тональность Си мажор, в которой 5 диезов). Также играем с бемольными мажорными тональностями, только бемольные квинтовые цепочки играем вниз на инструменте.

2. «Найди нотку на клавишах». На кубике обозначены названия нот (кроме «си»). Учащиеся ставят фишки на самую нижнюю клавишу или на самую верхнюю клавишу клавиатуры. Дети поочерёдно бросают кубик и ставят фишки (игрушки) на ближайшую клавишу в соответствии с нотой на кубике. Можно разделиться на команды: одна команда «шагает» фишками с верхнего звука вниз, а другая с нижнего звука вверх. Кто быстрее дойдёт до «финиша»?

3. «Что звучит: мажор, минор?» На кубике обозначены названия нот (кроме «си»). Учащиеся ставят фишки на самую нижнюю клавишу или на самую верхнюю клавишу клавиатуры. Дети поочерёдно бросают кубик и ставят фишки (игрушки) на ближайшую клавишу в соответствии с нотой на кубике. А затем необходимо построить устойчивые звуки от этого звука, сыграть трезвучие и определить, как звучит - мажорно или минорно.

4. «Строим быстро интервалы». На кубике написаны обозначения интервалов (подготовлены кубики в двух вариантах — количественная и качественная величина интервалов). Учащиеся ставят фишки на самую нижнюю клавишу клавиатуры (если строят интервал вверх) или на самую верхнюю клавишу клавиатуры (если строят интервал вниз). Дети поочерёдно бросают кубик и строят, передвигая по клавишам фишку (игрушку), интервал, который выпал на кубике. Возможно построение как вверх по клавиатуре, так и вниз.

* После изучения не только количественной, но и качественной величины интервалы следует использовать кубик с указанием качественной величины интервалов.

5. «Строим быстро аккорды». На кубике написаны обозначения аккордов. Учащиеся ставят фишки на самую нижнюю клавишу клавиатуры (если строят аккорд вверх) или на самою верхнюю клавишу клавиатуры (если строят аккорд вниз). Дети поочерёдно бросают кубик и строят, передвигая по клавишам фишку (игрушку), аккорд, который выпал на кубике. Возможно построение как вверх по клавиатуре, так и вниз.

Заключение

Закон «Об Образовании» обязывает педагога «...развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности…»

В настоящее время школа искусств вынуждена—реагировать— на происходящие изменения и вносить определенные коррективы в учебный процесс, а безразличное отношение учащихся к познанию преподаватели пытаются переломить разными способами.

Необходимость подобного вида деятельности является стимулированием творческого потенциала преподавателя, ведь на уроке сольфеджио приходится быть одновременно и педагогом, обучающим тому или иному навыку и артистом, и сочинителем — импровизатором одновременно. Готовясь к занятиям, преподаватель обдумывает, как наиболее интересно донести до учащихся ту или иную тему, но на уроке

постоянно приходится перестраиваться, что-то добавляя, что-то убирая или изменяя из запланированного. А в современном учебном процессе такая мобильность крайне необходима.

В своей работе я широко применяю в процессе обучения игровые методы и приемы, как средства стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся.

Важнейшим средством познания для детей является игра. Хорошо известно, что игровой момент оживляет урок и пробуждает у детей интерес к работе.

Игра побуждает ребёнка к самостоятельной и добровольной деятельности, а дух соперничества заставляет самых нерадивых участвовать в процессе обучения. На занятиях, наполненные движением, музыкой, игрой, ребята идут с большим удовольствием, как на концерт или своеобразный праздник.

Педагоги- теоретики: Котляревский- Крафт М.А., Москалькова И.И., Батхан Л.Я., Векслер Р.М., Виноградова А.В., Князев Л.Ю., Камаевы Т.Д. и А.Ф., Камозина О.П., Ефремова Л.В., и другие придерживаются мнения, что учебное руководство для Учащихся младшего и среднего школьного любой дисциплине, в данном случае музыкальное воспитание возраста по и развитие, должно быть обеспечено прежде всего, игровым пособием.

Надеюсь, что предлагаемые в данном пособии музыкальные игры и творческие задания позволят не только закрепить изученный материал, но и вовлечь учащихся в мир фантазии, творчества, а также сделать предмет сольфеджио привлекательным, а уроки превратить в увлекательную игру.















Учебно-методическое обеспечение Дидактический и наглядный материал
  • «лесенка»,

  • клавиатура,

  • фишки и игрушки,

  • разноцветные пуговицы, кубики с названием нот, интервалов, аккордов,

  • ритмические и мелодические карточки,

  • карточки-ребусы,

  • карточки с ключевыми знаками.

Список литературы
    1. Боровик Т.А. Изучение интервалов на уроке сольфеджио. Методические рекомендации. М: Классика-ХХТ, 2007. 68 с.

    2. Выготский Л.С. игра и её роль в психическом развитии ребёнка Н Вопросы психологии, 1975. N22.

    3. Давыдова Е.В. Методика преподавания сольфеджио. — М.: Музыка, 1975.

4.Калугина М., Халабузарь П. «Воспитание творческих навыков на уроках сольфеджио». Методическое пособие для ДМШ. / М.Калугина, 121c. П.Хиабузарь- Москва, 1989 г.

5. Металлиди Ж., Перцовская А. Мы играем, сочиняем и поём. Сольфеджио для 1 — З ют. музыкальной школы. - Спб.: Композитор, 1995.

6.Плеханова Т.А. Игровая ситуация как фактор познавательной активности учащихся и оптимизации учебного процесса. С. 110-114. [Новые технологии в музыкальном образовании. Материалы- Всероссийской научно-практической конференции. Омск: ОмГУ, 2000. 148с.

7. Поплянова, Е. М. Давай сыграем сказку / Е. Поплянова. --- 1999.

8. Поплянова, Е.М. Чики-брики-гав! / Е. Поплянова. — 2001.

9. https://infourok.ru/muzyka.html












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Методическое сообщение на тему: «Игры на уроках сольфеджио»

Автор: Манучарян Илария Евгеньевна

Дата: 09.06.2023

Номер свидетельства: 633416

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) ""Музыкальный синтаксис на уроке сольфеджио""
    ["seo_title"] => string(40) "muzykalnyi_sintaksis_na_uroke_solfedzhio"
    ["file_id"] => string(6) "645155"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1707121184"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(256) "Методическое сообщение на тему: «Работа с интервалами в младших классах, игровые методы и способы усвоения материала на уроках сольфеджио»"
    ["seo_title"] => string(80) "metodicheskoe_soobshchenie_na_temu_rabota_s_intervalami_v_mladshikh_klassakh_igr"
    ["file_id"] => string(6) "633418"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1686291195"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Вокально-хоровая  работа (по хору) для 1-3 классов "
    ["seo_title"] => string(51) "vokal-no-khorovaia-rabota-po-khoru-dlia-1-3-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "215834"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432806308"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства