Конспект  урока в 6 классе «Картины природы в музыке и поэзии».
Тип урока: Изучение нового материала и закрепление знаний
Цель: Дать представление о произведениях музыкального и поэтического искусства, передающих  красоту природы и выражающих чувства, ею вызываемые.
Задачи: 
1.Образовательные: познакомить учащихся с творчеством русских и зарубежных композиторов,  поэтов; дать понятия минор, музыкальный пейзаж.
2.Развивающие: развивать умение размышлять о музыке, сравнивать, обобщать
3.Воспитательные: воспитывать интерес к классической музыке, эстетический вкус, любовь к музыкальному искусству
Оборудование: компьютер, доска, мел, наглядный материал (слайды)
Музыкальный материал: пьеса «Октябрь» П.И. Чайковский,  «Осень» А.Вивальди
 
Ход урока:
I.Организационный момент
Музыкальное приветствие
II.Основная часть
1. Актуализация  опорных  знаний
(на доске размещены картины природы)
- Ребята, что вы видите на доске?
(картины природы)
- Как вы думаете, как будет звучать тема нашего сегодняшнего урока?
(подсказка: как можно связать картины природы, музыку и поэзию?)
- Итак, тема урока: Картины природы в музыке и поэзии.
2. Раскрытие темы урока
К этой теме обращались во все времена и музыканты и поэты.
- А как вы думаете, есть ли что-то общее в изображении природы на картинах и в музыкальных произведениях?  ( Да, т.к. природа передаёт настроение. А каково оно – можно услышать в музыке и увидеть на картине)
- Вы знаете, что в изобразительном искусстве  жанр живописи, изображающий картины природы называется
Если видишь: на картине нарисована река,
или ель, иль белый иней, или сад и облака.
Или снежная лавина, или поле и шалаш,
обязательно картина, называется….(пейзаж)
А в музыке – музыкальным пейзажем.
Музыкальный пейзаж – это пейзаж настроения.
- Ребята, какое время года сейчас?  (осень) Осенняя пора может оказаться разной: иногда осенние месяцы бывают тёплыми, иногда в эту пору трещат морозы
 сентябрь -  октябрь  -  ноябрь
Обратите внимание на первые буквы осенних месяцев – получилось слово  СОН -  в это время  природа готовится ко сну:  улетают птицы,  деревья  теряют листву.  Но одно остаётся неизменным:  осень красивейшая  пора года,  и за  это её  очень любят и поэты, и писатели,  и художники, и композиторы.
Как много осенних пейзажей радуют глаз!
- Какие краски используют художники для изображения  осени?  (ответы детей)
- Если бы вы стали художниками и рисовали осенний пейзаж, что вы захотели бы  изобразить на своей картине?  (ответы детей)
- Какое настроение чаще всего передаёт осенний пейзаж?...
Послушайте стихотворение А.С. Пушкина
Осень  (отрывок)
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
- Какое настроение в начале этого стихотворения? Каким музыкальным термином это можно назвать? (минор)
- Но меняется ли настроение дальше? (да)  Дано описание пышной красоты природы, и наше воображение рисует осенний лес, полный богатых красочных оттенков. Ведь и сам А.С. Пушкин много раз восхищался красотой осенних лесов, бодрящим, свежим воздухом осени, о чём он говорил в своих стихах.
- Многие композиторы создавали пьесы, в которых изображали разные картины природы.
(слайд с изображением портрета П.И. Чайковского)
П.И. Чайковский – создал целый сборник музыкальных пьес для фортепиано под названием  «Времена года». В этом сборнике 12 пьес, каждая из них посвящена одному месяцу года.
Сейчас вы послушаете пьесу «Октябрь. Осенняя песнь». В ней рисуется картина осенней природы.
- Скажите, какие картины природы нарисовал композитор своей музыкой?  (опадание     листьев, шум ветра)
- Какой была по характеру пьеса?  (тихой, медленной, напевной, грустной)
- Какой музыкальный лад использован для этой пьесы  (минор)
(слайд с изображением портрета А. Вивальди)
Антонио Вивальди – итальянский композитор, скрипач. Одно из самых знаменитых произведений  «Времена года» написано в 1723г – это цикл концертов для скрипки с оркестром. Название переводится не совсем точно. Правильное «Четыре времени года».
Как будто бы одно и то же, но не совсем. Содержание цикла А. Вивальди несколько богаче, чем просто муз. картинки, рисующие природу. Он подразумевал разный возраст человека, от рождения до смерти ( весна – пробуждение природы, лето – расцвет и личности человека, осень – начало увядания, а зима – конец жизни или старость). Этот смысл был характерен для времени барокко. Это было ясно тогдашнему слушателю. В данном цикле А. Вивальди достиг высоты музыкальной изобразительности. Поэтому «Времена года» являются шедевром музыкального искусства. Каждый концерт посвящён одному времени года и состоит из трёх частей, соответствующих каждому месяцу.
«Времена года. Осень.» А. Вивальди
3. Творческая работа
- Ребята, сейчас вы можете к понравившейся музыке изобразить свою картину природы, передать своё настроение, чувства которые испытываете
Выставка работ
III.  Заключительная часть.
Обобщение и подведение итогов:
Учитель: - С какими композиторами вы сегодня познакомились?
                 - Какие пьесы слушали?
                   (высказывания детей…)
Поощрение активных детей оценкой.
Урок  закончен.
 
Список  литературы:  Разумовская О.К. Зарубежные композиторы – М.: Айрис-пресс, 2008.; Васина-Гроссман В. Книга о музыке и великих музыкантах – М.: Дет. лит., 1986.; Зильберквит М. Мир музыки – М.: Дет. лит., 1988.
 
 
            
                                    Просмотр содержимого документа
                                                    
                    «Кудельская Елена Викторовна»
                            
            
                                                             Кудельская Елена Викторовна
 учитель музыки
 СКО. КГУ «Чкаловская коррекционная школа-интернат»  
 Тайыншинский р-он, с. Чкалово
 
 
 Конспект урока в 6 классе «Картины природы в музыке и поэзии».
 Тип урока: Изучение нового материала и закрепление знаний
 Цель: Дать представление о произведениях музыкального и поэтического искусства, передающих красоту природы и выражающих чувства, ею вызываемые.
 Задачи:  
 1.Образовательные: познакомить учащихся с творчеством русских и зарубежных композиторов, поэтов; дать понятия минор, музыкальный пейзаж.
 2.Развивающие: развивать умение размышлять о музыке, сравнивать, обобщать
 3.Воспитательные: воспитывать интерес к классической музыке, эстетический вкус, любовь к музыкальному искусству
 Оборудование: компьютер, доска, мел, наглядный материал (слайды)  
  Музыкальный материал: пьеса «Октябрь» П.И. Чайковский, «Осень» А.Вивальди
 
 
 Ход урока:
 I.Организационный момент
 Музыкальное приветствие  
 II.Основная часть
  -  Актуализация опорных знаний 
 
 
 (на доске размещены картины природы)
 
 
 - Ребята, что вы видите на доске?
 (картины природы)
 
 
 - Как вы думаете, как будет звучать тема нашего сегодняшнего урока?
 (подсказка: как можно связать картины природы, музыку и поэзию?)
 
 
 - Итак, тема урока: Картины природы в музыке и поэзии.
 
 
  -  Раскрытие темы урока 
К этой теме обращались во все времена и музыканты и поэты.
 - А как вы думаете, есть ли что-то общее в изображении природы на картинах и в музыкальных произведениях? ( Да, т.к. природа передаёт настроение. А каково оно – можно услышать в музыке и увидеть на картине)
 - Вы знаете, что в изобразительном искусстве жанр живописи, изображающий картины природы называется
 Если видишь: на картине нарисована река,
 или ель, иль белый иней, или сад и облака.
 Или снежная лавина, или поле и шалаш,
 обязательно картина, называется….(пейзаж)
 
 
 А в музыке – музыкальным пейзажем.
 
 
 Музыкальный пейзаж – это пейзаж настроения.
 
 
 - Ребята, какое время года сейчас? (осень) Осенняя пора может оказаться разной: иногда осенние месяцы бывают тёплыми, иногда в эту пору трещат морозы
 
 
  сентябрь - октябрь - ноябрь
 
 
 Обратите внимание на первые буквы осенних месяцев – получилось слово СОН - в это время природа готовится ко сну: улетают птицы, деревья теряют листву. Но одно остаётся неизменным: осень красивейшая пора года, и за это её очень любят и поэты, и писатели, и художники, и композиторы.
 
 
 Как много осенних пейзажей радуют глаз!
 
 
 - Какие краски используют художники для изображения осени? (ответы детей)
  - Если бы вы стали художниками и рисовали осенний пейзаж, что вы захотели бы изобра- зить на своей картине? (ответы детей)
 - Какое настроение чаще всего передаёт осенний пейзаж?...
 
 
 Послушайте стихотворение А.С. Пушкина
 Осень (отрывок)
 Унылая пора! Очей очарованье!
 Приятна мне твоя прощальная краса.
 Люблю я пышное природы увяданье,
 В багрец и золото одетые леса.
 
 
 - Какое настроение в начале этого стихотворения? Каким музыкальным термином это можно назвать? (минор)
 
 
 - Но меняется ли настроение дальше? (да) Дано описание пышной красоты природы, и наше воображение рисует осенний лес, полный богатых красочных оттенков. Ведь и сам А.С. Пушкин много раз восхищался красотой осенних лесов, бодрящим, свежим воздухом осени, о чём он говорил в своих стихах.
 
 
 - Многие композиторы создавали пьесы, в которых изображали разные картины природы.
 
 
 (слайд с изображением портрета П.И. Чайковского)
 
 
 П.И. Чайковский – создал целый сборник музыкальных пьес для фортепиано под названием «Времена года». В этом сборнике 12 пьес, каждая из них посвящена одному месяцу года.
 
 
 Сейчас вы послушаете пьесу «Октябрь. Осенняя песнь». В ней рисуется картина осенней природы.
 
 
  - Скажите, какие картины природы нарисовал композитор своей музыкой? (опадание листьев, шум ветра)
 - Какой была по характеру пьеса? (тихой, медленной, напевной, грустной)
 - Какой музыкальный лад использован для этой пьесы (минор)
 
 
 (слайд с изображением портрета А. Вивальди)
 
 
 Антонио Вивальди – итальянский композитор, скрипач. Одно из самых знаменитых произведений «Времена года» написано в 1723г – это цикл концертов для скрипки с оркестром. Название переводится не совсем точно. Правильное «Четыре времени года».
 Как будто бы одно и то же, но не совсем. Содержание цикла А. Вивальди несколько богаче, чем просто муз. картинки, рисующие природу. Он подразумевал разный возраст человека, от рождения до смерти ( весна – пробуждение природы, лето – расцвет и личности человека, осень – начало увядания, а зима – конец жизни или старость). Этот смысл был характерен для времени барокко. Это было ясно тогдашнему слушателю. В данном цикле А. Вивальди достиг высоты музыкальной изобразительности. Поэтому «Времена года» являются шедевром музыкального искусства. Каждый концерт посвящён одному времени года и состоит из трёх частей, соответствующих каждому месяцу.
 
 
 «Времена года. Осень.» А. Вивальди
 
 
 Творческая работа
 
 
 - Ребята, сейчас вы можете к понравившейся музыке изобразить свою картину природы, передать своё настроение, чувства которые испытываете
 
 
 Выставка работ
 
 
  III. Заключительная часть.
  Обобщение и подведение итогов:
  Учитель: - С какими композиторами вы сегодня познакомились?
  - Какие пьесы слушали?
  
 
  (высказывания детей…)
  
 
  Поощрение активных детей оценкой.  
  
 
  Урок закончен.
  
 
  Список литературы: Разумовская О.К. Зарубежные композиторы – М.: Айрис-пресс, 2008.; Васина-Гроссман В. Книга о музыке и великих музыкантах – М.: Дет. лит., 1986.; Зильберквит М. Мир музыки – М.: Дет. лит., 1988.