Конспект логопедического занятия с воспитанниками 6-7 лет по обучению элементам грамоты  
  Тема: Звук [а], буква «А».
  Цель: Закрепить навыки четкого произношения звука [а].
  Задачи
  Коррекционно-образовательные:  
   - Учить детей правильно артикулировать звук [а].
   - Познакомить воспитанников с буквой «А».
  - Учить выделять звук [а] в начале слова.
  Коррекционно-развивающие:
  - Развивать мелкую и речевую моторику.
  - Развивать навыки звукового анализа.
  - Развивать слуховое внимание и память.
  - Развивать плавный длительный выдох.
  Коррекционно-воспитательные:
   - Воспитывать  усидчивость и интерес к новому.
   - Воспитывать уважение друг к другу.
  Оборудование: картинки на звук [а], ленточка, счетные палочки, тетради для занятий, цветные карандаши, ксерокопии прописи.
  Ход занятия
  1. Организационный момент
   - Ребята, сегодня мы с вами поучимся быть учениками и будем знакомиться с  
   буквами. А вот с какой буквой мы познакомимся, вы узнаете чуть позже.
  2. Знакомство со звуком [а]  
  - У Алины есть маленькая сестренка Аня. У Ани погремушка. В погремушке что-то  
  зашумело. Аня обрадовалась, машет погремушкой, открыла ротик и громко запела:  
  «А-А-А».
  - Как запела Аня? Повторите. (А-А-А)
  3. Артикуляционная гимнастика
  - Послушайте сказку о Веселом язычке.  
   - «Язычку понравилась песенка звука [а]. Он хотел её спеть. Открыл широко свой  
  домик и звонким голосом запел: «А-А-А».
  - Спойте все вместе эту песенку.  
  - А теперь я буду тянуть ленточку и петь: «А-А-А»
  - Смотрите, какую длинную ленточку я вытянула, пока пела песенку.
  - Для того чтобы получилась длинная ленточка, нужно сделать глубокий вдох и  
  длительный выдох.
  - А теперь вы спойте песенку звука [а] долго.
  - При коротком выдохе голос быстро обрывается, и ленточка получается короткой.
  4. Проговаривание слов со звуком [а]  
  - Ребята, эта песенка слышится во многих словах. Послушайте, как я буду произносить  
   слова со звуком [а].  
  Алла, Аня, апельсин, аист, автобус, ананас, арбуз, август
  - Давайте скажем эти слова все вместе и потянем звук [а] в начале каждого слова.
  5. Физкультминутка. Игра «Делай, как я!»
  – А! – со мною вместе пойте.
  – А! – пошире рот откройте.
  – А! – споем мы высоко.  
  – А! – протянем низко.  
  – А! – как будто далеко.  
  – А! – мы слышим близко.
   – А! – шепнем.
   – А! – крикнем звонко.  
  – А, – тихонько.
  – А! – так громко!
   – Все теперь мы будем знать:  
  Вот как может А звучать!
  6. Выделение звука [а] на слух. Игра «Будь внимательным!»
  - Ребята, я буду называть разные звуки, а вы, если услышите звук [а] – хлопните в ладоши:
   о у а м и а з а р д а г у а о ы а
  - А теперь я буду называть слоги, а вы, слушайте, есть там наш звук или нет, и тоже хлопайте:
   ма мо му па по ры ра ру ба бо ва во ву та да са
  - А теперь послушаем слова:
  аист апельсин грибы ананас лимон аквариум автобус снег арбуз
  7. Знакомство с буквой «А»
  - Ребята, посмотрите, какая буква «А». На что она похожа?  
  (На домик, на шалаш, на крышу)
  - Давайте выложим букву «А» из палочек.
  - А теперь напишем ее в тетради. Открывайте ваши тетрадочки и посмотрите на образец. Одну клетку пропускаем, в другой пишем.
  8. Раскрашивание картинок на звук [а]
  - Посмотрите на свои листочки, там нарисованы картинки . Вам нужно раскрасить только те рисунки, которые начинаются на звук [а].
  - Какие картинки вы раскрасите? (Аист, автобус, аквариум, арбуз, альбом)
  9. Подведение итогов занятия
  - Ребята, какой звук мы сегодня учились говорить? (Звук [а])
  - С какой буквой вы познакомились? (С буквой «А»)