|   Постановка целей и задач урока. | - А вы знаете, что все на свете любят вкусно покушать. И мы с вами не исключение. - Что больше всего вы любите? - Раз уж мы с вами заговорили про еду, как вы думаете, о чем мы поговорим сегодня? - Мы поговорим о продуктах питания. - Как вы считаете, для чего нам нужны продукты? - Ребята, а сейчас мы немного разомнёмся и поиграем в игру: «Съедобное-несъедобное». Я буду называть предметы, если их можно употреблять в пищу, вы хлопаете в ладоши, если нельзя – топаете ногами.   (Майонез, печень, каша, стул, мед, салат, погремушка, мармелад, творог, стол, сыр, палка, вареники, фасоль,). - Сейчас мы с вами играли в игру. Кто запомнил, какие последние два продукта я назвала? (Если не помнят, называю сама) - Кто знает, что такое фисташки? (Орех) - Хорошо. Произнесите вместе со мной слова: вареники, фасоль. - Какой первый звук слышите в слове вареники? А в слове фасоль?   - Это согласные или гласные звуки? - Как вы думаете, эти звуки являются парой или нет? - Сегодня мы проверим ваши предположения и поработаем с этими звуками,  научимся различать на слух парные согласные В-Ф в слогах, словах, и ответим на вопрос, для чего же нужно различать эти звуки. Кроме того, мы будем оценивать себя за выполнение заданий. Если у вас всё получилось, то вы выберете солнышко, которое улыбается, если у вас задание вызвало некоторые трудности, то вы выберете солнышко, которое спряталось за тучку, а если вы не смогли справиться с заданием самостоятельно, то берёте себе картинку с тучкой. А в конце занятия мы подведем итог. 
 
 | 
 
 Отвечают поочерёдно. 
 
 - О еде. - Для того, чтобы из них готовить. 
 
 
 
 
 
 
 
 Выполняют задание. Съедобное: майонез, печень, каша, мед, салат, мармелад, творог, сыр, вареники, фасоль – хлопают в ладоши. Несъедобное: стул, погремушка, стол, палка – топают ногами. - Вареники, фасоль. 
 - В, Ф. 
 
 
 | 
  |   «Открытие новых знаний. | Посмотрите ,у меня на слайде артикуляционные профили звуков в-ф, давайте сравним, как работает наш артикуляционный аппарат при произнесении этих звуков.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Дифференциация звуков В-Ф изолированно. 
 - Положите руки на горлышко (показываю). Произнесите звук В. Теперь звук Ф. Сравним их.   - Звук В, он какой? 
 - Звук Ф – какой? 
 - Значит, какой мы можем сделать вывод? Звуки являются парой или нет? - Где мы можем это проверить? Не забываем себя оценивать. 
 
 Дифференциация звуков В-Ф в слогах.   
 - Молодцы! А сейчас поиграем еще в одну игру, которая называется «Повтори, не торопись, да смотри не ошибись». Я буду кидать мячик, а ваша задача повторять за мной слоги и не ошибиться.   
 Ва – фа Ву – фу - ву – фу Фа – ва Вы – фы- во - фа Вао – ва – фа Ва – во – ву - вы Фа – ва – ва Фа – фо – фу –фы   
 - А сейчас я буду называть слог со звонким звуком В, ваша задача назвать слог с глухим звуком Ф. Например: я вам говорю ВЕ, вы мне говорите ФЕ 
 Называю звук со звонким звуком В. 
 - ВА   - ВО - ВУ - ВИ -ВЫ - Молодцы. Оцените себя. 
 Следующее задание такое: повторить за мной чистоговорку, для каждого будет своя чистоговорка: Ва – ва – ва – заболела голова. Вы- вы – вы – очень хочется халвы. Фа – фа – фа – в углу стоит софа. Фу-фу-фу сидит кошка на шкафу. Во-во-во – жук живое существо. Ву-ву-ву- мы поехали в Москву.  Оценивание. 
 - Как думаете, для чего выполняли эти упражнения? 
 Дифференциация звуков В-Ф в словах.   
 - А какие слова вы запомнили со звуком В или Ф вы запомнили из скороговорки? Где находятся эти звуки(начале, конце, середине слова) - А кто сможет самостоятельно придумать слово, в котором есть звук В или Ф? - Молодцы! А я придумала вот такие слова, повторяйте их за мной: Ваня – Фаня Влага – фляга Вата – фата Травы - графы Ваза – фаза Сова – софа Оценивание.  Физминутка (на слайде) 
 
 - Посмотрите на доску, что вы видите?   (На доске слова: с…екла, …аренье, ко…е, сли…а, кон…ета, …етчина, …иноград, ке…ир, ).   - Все так с этими словами? Ничего не пропущено? - Наша задача вставить пропущенную букву (использование букв на магнитах). Потом слова записать в тетрадь, буква в- выделить синим, ф- зеленым карандашом 
 После выполнения задания ученики по очереди называют слово, произносят звук, который стоит в этом слове.   Оценивание. 
 
 Закрепление умения выделять и дифференцировать звуки В-Ф в словах.   
 - Я вам раздала карточки, на которых построен дом. Что написано на крыше дома?   - Сколько окошек в доме? (Окошки пронумерованы) ![]()  
   В-Ф 
 ![]()  
  ![]()  ![]()  ![]()  ![]()  ![]()  ![]()  
 
 
 
 
 
 
 
 - Я буду показывать картинки, ваша задача записать в окошко тот звук, который вы услышите в этом слове. Например, первое слово кофта. Какой звук слышите?   - Значит в окошке под №1 пишите букву Ф. - Приступаем. Распечатаны картинки: варенье, вишня, вафли, фарш, вермишель, фундук, фасоль. 
 - Для чего мы делали эти задания? 
 Оценивание. 
 Если останется время:   Называю слова, если есть звук В или Ф, показывают карточку с соответствующей буквой: кастрюля, ворона, яблоко, фасоль, веранда, каблук, фильм, сорока, вермишель, футболка, форель. Закончите предложение, используя слова, в которых есть звук В или Ф Вера открыла (форточку). Оборвался телефонный (провод). Федя осветил дорогу (фонарем). У машины не было одной (фары). Фаина сварила компот из (фруктов). В нашем доме не работает (лифт). 
 | Смотрят слайд Звук В Нижняя губа немного втянута, и прижата к верхним зубам, верхняя губа слегка приподнята. Верхние зубы видны. Выдыхаемый воздух прорывается в щель между верхними зубами и нижней губой. Голосовые связки работают, горло дрожит. (есть голос). Звук Ф Нижняя губа немного втянута, и прижата к верхним зубам, верхняя губа слегка приподнята. Верхние зубы видны. Выдыхаемый воздух прорывается в щель между верхними зубами и нижней губой. Голосовые связки не работают, горло не дрожит. ( голоса нет). 
 
 
 
 
 Произносят звуки. 
 - Твердый, звонкий, потому что произносится с голосом, согласный - Твердый, но глухой, потому что нет голоса, когда его произносим, согласный 
 - Являются. - В ряду звуков.Проверяют.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Отвечают слоги с глухим звуком Ф. - ФА - ФО - ФУ - ФИ -ФЫ 
 
 
 
 Повторяют чистоговорку за учителем. 
 
 
 
 
 
 
 
 - Чтобы научиться говорить эти звуки в слогах. 
 
 - Голова, халва, софа. 
 
 Придумывают слова. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 - Пропущена одна буква. Вставляют по очереди букву, называют слово, произносят звук, который стоит в этом слове. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 - На крыше дома звуки В-Ф. 
 - 6. 
 
 
 
 
 
 
 Ученики по очереди читают слово, которое записали, называют звук в новом слове.   
 
 
 
 - Звук Ф. 
 
 
 Поочередно называют букву, которую написали, остальные соглашаются или не соглашаются. 
 
 - Чтобы различать звуки В-Ф в словах. 
 
 
 
 
 |