Тема. Дифференциация звуков [Л] – [Р] в слогах, словах, словосочетаниях.
Цель. Формировать умение дифференцировать звуки [Л] – [Р] в слогах, словах, словосочетаниях.
Задачи:
Обучающие:
- уточнить и закрепить правильную артикуляцию звуков [Л], [Р];
- закреплять правильное произношение звуков [Л], [Р] в словах, словосочетаниях;
- развивать навыки звукового анализа и синтеза.
Коррекционно-развивающие:
- развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;
- формировать пространственные представления;
- совершенствовать речемыслительные процессы (анализ, синтез, обобщение,
умозаключение);
- учить запоминать необходимую информацию и правильно её воспроизводить;
- обогащать словарный запас;
Воспитательные:
- создавать положительную мотивацию к занятию путём вовлечения каждого ученика в активную деятельность;
- воспитание самоконтроля и мотивации к занятию;
Оборудование (ресурсы):
- 
	схема-таблица из 6 квадратов; 
- 
	плакат, в центре которого нарисована ёлка, картинки: лук, баран, лопата, рак, булавка, носорог, молоток, ложка, гитара, палатка, сорока; 
- 
	макет домика, мелкие игрушки – слон, жираф, зебра, бегемот, тигр; 
- 
	картинки: булка – бурка, колобок – коробок, игра – игла, рама – лама, лак – рак, рампа – лампа; 
- 
	очки, картинки: новые кроссовки, мягкий стул, ясный день, тупой угол, много воды, худой заяц, узкая лента, пустой стакан, сытый кот, горячий чайник, медленно ползает черепаха, длинный карандаш; 
- 
	индивидуальные карточки. I.Организационный момент. - Здравствуйте! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Нам надо найти и разгадать загадку. Но сначала необходимо хорошо подготовиться, вернее потренировать наш язычок, чтобы он не уставал. II.Артикуляционная гимнастика «Вкусное варенье» 
«Индюк»
III. Объяснение темы занятия.
- Вот посмотрите, что у меня есть! Это карта – маршрут, по которому мы будем двигаться (схема-таблица из 6 квадратов. В каждый квадрат в течение занятия будет записываться слово.)
- А путешествовать мы будем со звуками [Л] и [Р] – они везде сегодня будут нас сопровождать и нам их путать нельзя!
- Как можно перемещаться? Можно на пароходе, можно на самолете.
IV. Проговаривание изолированных звуков и анализ правильной артикуляции.
Давайте вспомним звук парохода - л-л-л-л…
- Как правильно произносится этот звук?
При произнесении звука [Л]:
- 
	положение губ нейтральное, 
- 
	зубы сближены до расстояния 2-4 мм, 
- 
	кончик языка поднят и прижат к основанию верхних резцов, 
- 
	слабая струя воздуха проходит по бокам языка, 
- 
	голосовые складки сомкнуты – производят голос. - А теперь звук моторов самолета - р-р-р-р… 
При произнесении звука [Р]:
- 
	положение губ нейтральное, 
- 
	зубы сближены до расстояния 4-5 мм, 
- 
	кончик языка поднят к альвеолам верхних зубов – он напряжен и вибрирует, 
- 
	боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, 
- 
	сильная струя воздуха проходит посередине, 
- 
	голосовые складки сомкнуты – производят голос. V. Какие эти звуки? (согласные, звонкие, твердые) VI. Связь звуков с буквами. - Проведите контур любой из этих букв на ладошке друг у друга (один пишет, другой с закрытыми глазами угадывает). VII. Дифференциация звуков в слогах – игра с мячом: Ра-ра-ла ла-ла-ра ру-ру-лу лы-ры-лы Ло-ло-ро ро-ро-ло лу-лу-ру рэ-лэ-рэ VIII. Дифференциация звуков в словах. - Итак, мы хорошо подготовились! А теперь пришло время отправляться в путь. Карта разделена на части (6 квадратов). 
- 
	Найдите верхний правый квадрат. (Плакат, в центре которого нарисована ёлка, а вокруг неё разложены картинки: лук, баран, лопата, рак, булавка, носорог, молоток, ложка, гитара, палатка, сорока) - 
		А сейчас мы где? (На зеленой поляне). 
- 
		Назовите картинки! (Один ученик называет слова со звуком [Л], другой – со звуком [Р].) 
- 
		Что в центре? (Ёлка.) 
- 
		Что справа от елки? Слева? 
- 
		Найдите картинку, которая расположена выше палатки, но ниже барана! (Лук) 
 
- 
		
- 
	Отправляемся дальше. Найдите нижний центральный квадрат. Мы прибыли в Африку. Физминутка «Дерево» Первое упражнение – «поза дерева». Сели за парту, ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки опущены, спина прямая. Сделали спокойный вдох и выдох и плавно подняли руки вверх, ладонями друг к другу. Потянулись всем телом. Внимание – на позвоночник. Дыхание спокойное. Представьте себя деревом. Оно корнями глубоко вросло в землю. Высокий, стройный ствол тянется к солнцу. Ваш организм, как дерево, наливается силой, бодростью, здоровьем. Удержите позу 15-20 секунд. Затем руки плавно опустите и расслабьтесь. Это упражнение можно выполнять и в положении стоя. - Нас встречают звери. Определите на ощупь животных (мелкие игрушки – слон, жираф, зебра, бегемот, тигр). - Вот домик. Разложите всех зверей у домика. Кого за дом, кого в дом, кого перед домом, кого на балкон, кого за дом… - Скажите, кто где спрятался. - Найдите «лишнее» животное. (Бегемот). - Почему? (Нет звуков Л, Р) - Откуда возьмем бегемота? - А теперь найдите «лишнего» из оставшихся! (Слон.) - Почему? (В слове СЛОН нет звук Р, как в других названиях.) - Откуда возьмем слона? - Итак, вторая подсказка у нас! – Слон. 
- 
	Найдите верхний центральный квадрат. (Индивидуальные карточки). - Нужно вставить «потерянные» буквы. - Какие буквы нам сегодня нужны? (Л, Р). 
Яб_око а_бузы ха_ат го_ох до_ога го_уби д_уг
- Какое слово без картинки? (Друг)
- Найдите нижний правый квадрат.
Даны слова-паронимы (раздаются картинки в перепутанном виде).
- 
	Задание: дети определяют звук (Л или Р) в слове, затем меняют его на дифференцируемый и произносят получившееся слово. - Какие получились пары? Булка – бурка Колобок – коробок Игра – игла Рама – лама Лак – рак Рампа – лампа. 2. Подберите нужное слово. Интересная… (игра). IX. Дифференциация звуков Л-Р в словосочетаниях. Найдите верхний левый квадрат. 1. Мы попали в Капризную страну. Все жители носят очки, с помощью которых всё видится наоборот. - Давайте проверим. Наденьте очки. Я буду вам показывать картинки, а вы будете говорить так, как говорят жители этой страны. Новые кроссовки – старые кроссовки Мягкий стул – твердый стул Ясный день – пасмурный день Тупой угол – острый угол Много воды – мало воды Худой заяц – толстая зайчиха Узкая лента – широкая лента Пустой стакан – полный стакан Сытый кот – голодный кот Горячий чайник – холодное эскимо Медленно ползает черепаха – быстро скачет конь Длинный карандаш – короткий карандаш. 2. Какое слово подойдет к моему. Мягкий… (стул). IX. Итог занятия. - 
		Какой остался квадрат? (Нижний левый квадрат). - А вот и наступило время разгадки. Давайте соберем все найденные слова и запишем в кроссворд: друг, слон, игра, стул, лук. - Вспоминайте, называйте и вписывайте слова по тому порядку, в каком мы их собрали. 
 
- 
		
- Разгадали вы загадку?
- Какое слово спряталось в кроссворде? (Лодка.)
- Какие звуки сегодня нам помогали путешествовать? (Л – Р).
- Что общего у этих звуков? (Язык поднимается кверху)
- Чем они различаются? ([Л] – язык прижимается к нёбу, воздушная струя идёт по бокам; [Р] – язык дрожит, воздушная струя идёт вперёд.)
X. Оценка детей на занятии.






 
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
         
	 
     
                                     
                                     
                                     
                                    