№ 170/7од .  
  В связи с тем, что в учебный базисный план включены вопросы по реализации НРК, в рабочую программу внесены следующие изменения
  ИТОГО: 68 ч.
  Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.
  В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темной лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».
  «Шемякин суд» - «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому что он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.
  Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М.Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А.Фатьянов. «Соловьи»; Л.Ошанин. «Дороги» и другие. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.
  В строгой форме сонетов – живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира – «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г.Белинский).
                         |   № п/п   |     Название темы урока        |     Кол-во часов часов        часов   |     Тип урока   |     Элементы содержания        |     Основные виды деятельности учащихся   |     Формы     контроля   |     Планируемые результаты       |    РНК   |    ИКТ   |    Дата     |         |  
  |   ВВЕДЕНИЕ (1ч)   |         |  
  |   1   |    Вводный. Литература как искусство слова. Литература и история.       |    1   |    Урок изучения нового материала   |    Литература как один из видов искусства, ее место в жизни общества и отдельного человека. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Истоки творчества классиков русской литературы.   |    Рассказ учителя с элементами беседы   |     текущий,   фронтальный   опрос,  индивидуальный опрос   |    Уметь: объяснить различие между литературой и произведениями; составлять тезисы и план прочитанного; владеть различными видами пересказа; пересказывать статью.     |    Образ человека и его малой родины в произведениях сибирских писателей. Ю.Шесталов «Сибирь-земля моя»   |    слайдовая презентация   |    
          |         |  
  |   УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (2ч)   |         |  
  |   2.      |    Русские народные песни.   |    1   |     Урок изучения нового материала   |    Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне; средства выразительности в народной песне.   |    Рассказ учителя с элементами беседы, сообщения учащихся, анализ поэтики   |     текущий,   фронтальный   опрос,  индивидуальный опрос   |    Знать: основные жанры УНТ; литературные термины, содержание произведений.   |         |    презентация   |         |         |  
  |   3.     |    Исторические народные песни.       |    1   |     Комбиниро -ванный урок   |    Нравственная проблематика в исторической песне и песне.   |    Работа со статьей учебника, сам. работа учащихся, работа с иллюстрациями   |    тематический   |    Знать: своеобразие исторической и лирической песен; знать термины    «историческая песня», «предание», содержание прочитанных произведений.  Знать: особенности житийного жанра в литературе содержание и идейность изучаемого произведения   |    Историч-ие стихотвор-я П.П.Ершова «Смерть Святослава», «Песня казачки».       |    слайдовая презентация. аудиозапись   |         |         |  
  |   ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (3ч)   |         |  
  |   4-      5.   |     «Повесть о жизни и храбрости князя Александра Невского».       |    2   |    Комбиниро-ванный урок   |    Закономерности развития древнерусской литературы и её роль в становлении отечественной классической и современной литературы. Жанр жития; историческая основа. Защита русских земель от врагов и бранные подвиги А. Невского. Особенности содержания и формы воинской повести и жития   |    Сообщение учащегося, работа с репродукциями, ответы на вопросы, беседа   |     текущий,   фронтальный   опрос,  индивидуальный опрос   |    Знать закономерности развития древнерусской литературы и её роли в становлении отечественной классической и современной литературы   |    Историч-ий фон пр-я. Ю.Афанасьев «Две ели» (рассказ-быль)       |    слайдовая презентация   |         |         |  
  |   6.      |    «Повесть о Шемякином суде». Проблемы современности в повести.           |    1   |    Художественное восприятие произведения и углубленная работа с текстом.   |    Особенностями бытовой поэтики сатирической повести. Действительные и вымышленные события, новые герои, сатирический пафос произведения. Проблемы современности в повести.   |    Сообщение учащегося, работа с репродукциями, ответы на вопросы, беседа   |     текущий,   фронтальный   опрос,  индивидуальный опрос   |    Уметь понимать идейно-художественное содержание повести   |         |    слайдовая презентация. аудиозапись   |         |         |  
  |        РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII В. (3ч)   |         |         |         |         |     фронталь ный  опрос   |  
  |   7.       |    Д.И.Фонвизин. Сатирическая направленность комедии «Недоросль»   |    1   |    Комбини-рованный урок   |    Краткие сведения о писателе. Проблема воспитания истинного гражданина. Понятие о классицизме.   |    Лекция учителя, фронтальный опрос, работа в микрогруппах   |         |    Знать: основные этапы жизненного пути Д.И. Фонвизина; содержание пьесы, черты классицизма; условия возникновения классицизма как литературного направления.     |         |    слайдовая презентация.   |         |         |  
  |   8.      |    Речевая характеристика героев комедии «Недоросль»   |    1   |    Художественное восприятие произведения и углубленная работа с текстом.   |    Речевые характеристики главных героев как средство создания комического. Сатирическая направленность комедии.   |    Анализ эпизодов, работа в микрогруппах   |     текущий,   фронтальный   опрос,  индивидуальный опрос   |    Уметь: определять жанр литературного произведения, проблематику; анализировать образы комедии; определять тематику и проблематику произведения.   |         |    слайдовая презентация.   |         |         |  
  |   9.   |    Драматургический конфликт и композиция пьесы «Недоросль».     |    1   |    Художественное восприятие произведения и углубленная работа с текстом.   |    Драматургический конфликт и композиция пьесы.   |    Анализ эпизодов, работа в парах.   |     текущий,   фронтальный   опрос,  индивидуальный опрос   |    Уметь: определять жанр литературного произведения, проблематику; анализировать образы комедии; определять тематику и проблематику произведения.   |         |    слайдовая презентация   |         |         |  
  |   РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX В. (33ч)   |         |  
  |   10.   |    И.А.Крылов. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз» и их историческая основа   |    1   |    Урок изучения нового материала   |    Многогранность личности баснописца. Отражение в баснях таланта Крылова Мораль басен. Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков.   |    Групповые выступления учащихся, мини-презентации   |     текущий,   фронтальный   опрос,  индивидуальный опрос   |    Знать: основные этапы жизненного и творческого пути И.А.Крылова. Знать: языковое своеобразие басен Крылова. Знать о басне как жанре. Знать: языковое своеобразие басен Крылова.   |         |    слайдовая презентация, аудиозапись   |         |         |  
  |   11.   |    Р/р. Человек и история в фольклоре, древнерусской лит-ре и в лит-ре 18 века.   |    1   |    Урок изучения нового материала   |    Человек и история в фольклоре, древнерусской лит-ре и в лит-ре 18 века.   |    Сообщения учащихся, работа в микрогруппах.   |     текущий,   фронтальный   опрос,  индивидуальный опрос   |    Знать о влиянии человека и истории на литературу.   |         |    слайдовая презентация   |         |         |  
  |   12.   |    НРК. Басни ишимских баснописцев.       |        1       |    Художественное восприятие произведения и углубленная работа с текстом.   |    Анализ басен.   |    Анализ басен. цитирование   |     текущий,   фронтальный   опрос,  индивидуальный опрос   |    Уметь: выразительно читать, анализировать басню как эпическое произведение, выразительно читать и инсценировать, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности; уметь: объяснять смысл морали басни.   |    Г.А.Первышин Басни «Серый узник», «Фуражная новинка», «Две пуговки».         |         |         |         |  
  |   13.   |    А.С.Пушкин  Краткий рассказ о писателе. Творческая история повести «Капитанская дочка».   |    1   |    Урок изучения нового материала   |    «Капитанская дочка»: проблематика (любовь и дружба, любовь и долг, вольнолюбие, осознание предначертанья, независимость, литература и история). Система образов романа. Отношение писателя к событиям и героям. Новый тип исторической прозы.   |    Читательская конференция, работа в группах, беседа по вопросам, тест   |     текущий,   фронтальный   опрос,  индивидуальный опрос   |    Знать: основные факты жизни и творческого пути А.С.Пушкина: исторические источники; содержание изучаемого произведения.   |         |    слайдовая презентация   |         |         |  
  |   14     |    Формирование характера Петра Гринёва.     |    1   |    Художественное восприятие произведения и углубленная работа с текстом.   |     Жанровые особенности повести этапы формирования характера Петра Гринева. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич.       |    Беседа по содержанию, комментированное чтение повести, словарная работа   |     текущий,   фронтальный   опрос,  индивидуальный опрос   |    Уметь пересказывать эпизод сжато, умение оценивать поступки героев, делать выводы   |         |    слайдовая презентация. Видеофраг-мент худож. фильма   |         |         |  
  |   15.      |    Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести «Капитанская дочка»   |    1   |    Художественное восприятие произведения и углубленная работа с текстом.   |    Система образов романа. Отношение писателя к событиям и героям. Новый тип исторической прозы.   |    Работа с текстом, цитирование, анализ фрагментов   |     текущий,   фронтальный   опрос,  индивидуальный опрос   |    Уметь пересказывать эпизод сжато, умение оценивать поступки героев, делать выводы   |         |    слайдовая презентация,  видеофраг-  мент худож. фильма   |         |         |  
  |   16   |    Пугачёв и народ в повести «Капитанская дочка»   |        1   |    Художественное восприятие произведения и углубленная работа с текстом.   |    Глубина и обаяние личности Пугачева Народное восстание в авторской оценке.   |    Работа с текстом, цитирование, анализ фрагментов   |     текущий,   фронтальный   опрос,  индивидуальный опрос   |    Уметь пересказывать эпизод сжато, умение оценивать поступки героев, делать выводы   |         |    слайдовая презентация   |         |         |  
  |   17.      |    Падение Белогорской крепости.     |    1   |    Художественное восприятие произведения и углубленная работа с текстом.   |    Жанровые особенности повести; этапы формирования характера Петра Гринева. Гринев и Швабрин. Гринев и Маша Миронова.   |    Рассказ учителя, работа с репродукциями, текстом, статьей учебника   |     текущий,   фронтальный   опрос,  индивидуальный опрос   |    Уметь пересказывать эпизод сжато, умение оценивать поступки героев, делать выводы   |         |    слайдовая презентация,  видеофраг  мент худож. фильма   |         |         |  
  |   18   |    Становление личности Петра Гринёва.     |    1   |    Художественное восприятие произведения и углубленная работа с текстом.   |    Жанровые особенности повести; этапы формирования характера Петра Гринева. Гринев и Швабрин. Гринев и Пугачёв.   |    Работа с текстом, цитирование, анализ фрагментов   |     текущий,   фронтальный   опрос,  индивидуальный опрос   |    Уметь пересказывать эпизод сжато, умение оценивать поступки героев, делать выводы   |         |    слайдовая презентация,  видеофраг  мент худож. фильма   |         |         |  
  |   19      |    Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести.   |    1   |    Художественное восприятие произведения         |     Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести.       |    Работа с текстом, цитирование, анализ фрагментов   |     текущий,   фронтальный   опрос,  индивидуальный опрос   |    Уметь пересказывать эпизод сжато, умение оценивать поступки героев, делать выводы   |         |    слайдовая презентация   |         |         |  
  |   20   |    Образ Пугачёва в повести «Капитанская дочка». Отношение автора и рассказчика к народной войне.   |    1   |    Художественное восприятие произведения и углубленная работа с текстом.   |    Глубина и обаяние личности Пугачева Народное восстание в авторской оценке.   |    Беседа, выполнение заданий, сообщение ученика, комментированное чтение поэмы, словарная работа.   |     текущий,   фронтальный   опрос,  индивидуальный опрос   |    Уметь пересказывать эпизод сжато, умение оценивать поступки героев, делать выводы   |         |    слайдовая презентация,  видеофраг  мент худож. фильма   |         |         |  
  |   21.   |    Р.Р. Подготовка к написанию сочинения по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»   |    1   |    Урок развития речи   |    Тезис, аргументы, собственная позиция.   |    Сочинение, работа с планом и текстом   |    итоговый   |    Уметь сравнивать тексты, сравнивать героев, писать сочинение по литературному произведению   |    Развитие лермонтовских традиций в произв. А.С. Рахвалова «Трагедия моего поколения»   |         |         |         |  
  |   22   |    Поэзия А.С. Пушкина   |    1   |    Урок изучения нового материала   |    Особенности поэзии А.С .Пушкина. Стихи «19 октября», «Туча», «Я помню чудное мгновенье».   |    Фронтальный опрос, чтение наизусть, письменная работа, ответы на вопросы   |     текущий,   фронтальный   опрос,  индивидуальный опрос   |    Уметь: выразительно читать, анализировать произведение;   |         |    слайдовая презентация, аудиозапись   |         |         |  
  |   23   |    Жизнь и судьба М. Лермонтова. Кавказ в жизни и творчестве поэта   |    1   |    Комбини-рованный урок   |    Краткие сведения о писателе. Кавказ в жизни и творчестве поэта.   |    Лекция учителя, опрос, конспектирование, работа в парах   |     текущий,   фронтальный   опрос,  индивидуальный опрос   |    Знать: основные факты жизни и творческого пути М.Ю.Лермонтова; содержание поэмы «Мцыри»; оценку образа Мцыри В.Г.Белинским.   |         |    слайдовая презентация, аудиозапись   |         |         |  
  |   24   |    «Мцыри» история создания поэмы, тема произведения, значение эпиграфа. Композиция.   |    1   |    Урок изучения нового материала   |    Поэма «Мцыри»: свободолюбие, готовность к самопожертвованию, гордость, сила духа — основные мотивы поэмы; художественная идея и средства ее выражения; образ-персонаж, образ-пейзаж.   |    Комментированное чтение поэмы, беседа по прочитанному материалу, словарная работа.   |     текущий,   фронтальный   опрос,  индивидуальный опрос   |    Уметь анализировать лирическое произведения, определять композиционные особенности, определять тему произведения   |         |    слайдовая презентация   |         |         |  
  |   25   |    Образ Мцыри в поэме.       |        1   |    Художественное восприятие произведения и углубленная работа с текстом.   |    «Мцыри — любимый идеал Лермонтова» (В. Белинский).   |    Аналитическая работа над образом Мцыри, работа с текстом, творческая работа в группах   |     текущий,   фронтальный   опрос,  индивидуальный опрос   |    Уметь анализировать лирическое произведения, определять композиционные особенности, определять тему произведения   |    Романтический характер в поэме П.П.Ершова «Сузге».       |    слайдовая презентация   |         |         |  
  |   26   |    Своеобразие поэмы «Мцыри»   |    1   |    Художественное восприятие произведения и углубленная работа с текстом.   |    Структурные особенности поэмы. Воспитание в монастыре. Романтически-условный историзм поэмы.   |    Комментированное чтение поэмы, беседа по прочитанному материалу, словарная работа.   |     текущий,   фронтальный   опрос,  индивидуальный опрос   |    Уметь анализировать лирическое произведения, определять композиционные особенности, определять тему произведения   |         |    слайдовая презентация   |         |         |  
  |   27   |    Р.Р. Обучающее сочинение по поэме «Мцыри».   |    1   |    Урок развития речи   |    Тезис, аргументы, собственная позиция.   |    Сочинение, работа с планом и текстом   |    Итоговый   |    Уметь сравнивать тексты, сравнивать героев, писать сочинение по литературному произведению   |         |         |         |         |  
  |   28   |    Н.В.Гоголь – писатель-сатирик. Идейный замысел и особенности композиции комедии «Ревизор»   |    1   |    Урок изучения нового материала   |    Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы   |    Лекция учителя, опрос, конспектирование, работа в парах   |     текущий,   фронтальный   опрос,  индивидуальный опрос   |    Знать: основные факты жизни и творческого пути писателя; основы сценического поведения; содержание комедии; позицию автора по отношению к каждому из героев.   |         |    слайдовая презентация   |         |         |  
  |   29.   |    Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии «Ревизор»   |    1   |    Комбини-рованный урок   |    Русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости и авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу.   |    Работа с текстом, цитирование, анализ фрагментов   |     текущий,   фронтальный   опрос,  индивидуальный опрос   |    Уметь анализировать драматическое произведение, учитывая его особенности.   |         |    слайдовая презентация   |         |         |  
  |   30   |    Хлестаков и хлестаковщина. Мастерство Гоголя в создании образа Хлестакова   |    1   |    Художественное восприятие произведения и углубленная работа с текстом.   |    Основной конфликт пьесы и способы его разрешения.   |    Комментированное чтение комедии, беседа по прочитанному материалу, словарная работа.   |     текущий,   фронтальный   опрос,  индивидуальный опрос   |    Уметь анализировать драматическое произведение, учитывая его особенности.   |         |    слайдовая презентация   |         |         |  
  |   31.   |    Чиновники на приёме у ревизора. Анализ 4-го действия пьесы.   |    1   |    Художественное восприятие произведения и углубленная работа с текстом.   |    Русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости и авантюризма   |    Работа над содержанием действия, комментированное чтение, выполнение предложенных заданий.   |     текущий,   фронтальный   опрос,  индивидуальный опрос   |    Уметь анализировать драматическое произведение, учитывая его особенности.   |         |    слайдовая презентация,  видеофраг-  мент худож. фильма   |         |         |  
  |   32      |    Финал комедии, его идейно-композиционное значение.   |    1   |    Художественное восприятие произведения и углубленная работа с текстом.   |    Особенности композиционной структуры комедии. Специфика завязки, развития действия, кульминации, истинной и ложной развязки, финала, немой сцены.   |    Работа над содержанием действия, комментированное чтение, выполнение предложенных заданий.   |     текущий,   фронтальный   опрос,  индивидуальный опрос   |    Уметь анализировать драматическое произведение, учитывая его особенности.   |         |    слайдовая презентация   |         |         |  
  |   33   |    Образ «маленького человека» в повести    Н.В .Гоголя «Шинель»   |    1   |    Художественное восприятие произведения и углубленная работа с текстом.   |    Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Роль фантастики в художественном произведении.   |    Работа над композиционной структурой повести.   |     текущий,   фронтальный   опрос,  индивидуальный опрос   |    Уметь анализировать эпическое произведения, определять композиционные особенности, определять тему произведения.   |         |    слайдовая презентация   |         |         |  
  |   34   |    М.Е.Салтыков-Щедрин. Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок).   |    1   |    Урок изучения нового материала   |    Художественно-политическая сатира на общественные порядки. Обличение строя, основанного на бесправии народа. Образы градоначальников. Средства создания комического в произведении. Ирония, сатира. Гипербола, гротеск. Пародия. Эзопов язык   |    Проблемные текстовые ситуации и скрытые вопросы   |     текущий,   фронтальный   опрос,  индивидуальный опрос   |    Уметь анализировать эпическое произведения, определять композиционные особенности, определять тему произведения.   |         |    слайдовая презентация   |         |         |  
  |   35   |    Р.Р. Обучение анализу эпизода из романа «История одного города».   |    1   |    Урок развития речи.   |    Анализ эпизода.     |    Выступления учащихся, запись основных положений лекции учителя, анализ эпизода   |    итоговый   |    Умение анализировать произведение   |         |    ------   |         |         |  
  |   36   |    Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений».   |    1   |    Комбини-рованный урок   |    Сатира на чиновничество. Защита обездоленных. Развитие понятия о рассказе. Художественная деталь как средство создания художественного образа   |    Лекция учителя, опрос, конспектирование, работа в парах   |     текущий,   фронтальный   опрос,  индивидуальный опрос   |    Уметь анализировать эпическое произведения, определять композиционные особенности, определять тему произведения.   |         |    слайдовая презентация.   |         |         |  
  |   37   |    Л.Н.Толстой. Личность и судьба писателя. Рассказ «После бала». Контраст как приём, раскрывающий идею рассказа   |    1   |    Художественное восприятие произведения и углубленная работа с текстом.   |    Становление личности в борьбе против жестокости и произвола — рассказ «После бала». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви — основные мотивы рассказа.     |    Лекция учителя, опрос, конспектирование, работа в парах   |     текущий,   фронтальный   опрос,  индивидуальный опрос   |    Знать: основные факты жизни и творческого пути писателя, содержание изучаемого произведения.   |         |    слайдовая презентация   |         |         |  
  |   38   |    Автор и рассказчик в произведении. Моральная ответственность человека за всё происходящее.   |    1   |    Художественное восприятие произведения и углубленная работа с текстом.   |    Приемы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения.   |    Беседа с элементами диспута, сопоставительная работа, тест   |     текущий,   фронтальный   опрос,  индивидуальный опрос   |    Уметь анализировать эпическое произведения, определять композиционные особенности, определять тему произведения.   |         |    слайдовая презентация   |         |         |  
  |   39-40   |    Р.Р. Написание сочинения по произведениям писателей 19 века.   |    2   |    Урок развития речи   |    Тезис, аргументы, собственная позиция.  Написание классного сочинения.   |    Сочинение, работа с планом и текстом   |    итоговый   |    Уметь сравнивать тексты, сравнивать героев, писать сочинение по литературному произведению   |         |         |         |         |  
  |   41   |    Поэзия родной природы.       |        1   |    Комбини-рованный урок   |    Особенности изображения природы в творчестве А.С.Пушкина, м.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.Н.Майкова.   |    Чтение стихотворений наизусть, комментарий, анализ   |     текущий,   фронтальный   опрос,  индивидуальный опрос   |    Уметь анализировать лирический текст   |         |    слайдовая презентация. аудиозапись   |         |         |  
  |   42   |    А.П.Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье.   |         |    Художественное восприятие произведения и углубленная работа с текстом.   |    Рассказ «О любви» (из трилогии) как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа   |    Работа с текстом, цитирование, анализ фрагментов   |     текущий,   фронтальный   опрос,  индивидуальный опрос   |    Уметь анализировать эпическое произведения, определять композиционные особенности, определять тему произведения.   |         |    слайдовая презентация   |         |         |  
  |   ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (20 ч)   |         |  
  |   44      |    И.А.Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Кавказ». Тема любви в рассказе.   |    1   |    Урок изучения нового материала   |    Краткие сведения о писателе. Мастерство И.А.Бунина - прозаика. Тема любви в рассказе.   |    Лекция учителя, опрос, конспектирование, работа в парах   |     текущий,   фронтальный   опрос,  индивидуальный опрос   |    Уметь устно и письменно отвечать на вопросы, сопоставлять образы героев. Выделение главной мысли, рефлексия. Жанр, эпизод, сюжет, персонажи   |         |    слайдовая презентация   |         |         |  
  |   45-46   |    А.И.Куприн    Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени».       |    2   |    Урок изучения нового материала   |    Представление о любви и счастье в семье. Понятие о сюжете и фабуле. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени»   |    Лекция учителя, опрос, конспектирование, работа в парах   |     текущий,   фронтальный   опрос,  индивидуальный опрос   |    Уметь составлять рассказ о писателе, используя дополнительные материалы   |    Реалистические традиции в литературе писателей Тюменского края . А.Неркаги «Белый ягель» (отрывок из повести)   |    слайдовая презентация   |         |         |  
  |   47   |    А.А.Блок. Слово о писателе. Историческая тема в его творчестве.   |    1   |    Урок изучения нового материала   |    Краткие сведения о писателе. Образ России в ее истории.   |    Фронтальный опрос, чтение наизусть, письменная работа, ответы на вопросы   |     текущий,   фронтальный   опрос,  индивидуальный опрос   |    Уметь сопоставлять разные произведения, выполнять языковой разбор. Язык художественного произведения   |         |    слайдовая презентация, аудиозапись   |         |         |  
  |   48      |    А.Блок «На поле Куликовом»   |    1   |    Художественное восприятие произведения и углубленная работа с текстом.   |    Образ России в ее истории.   |    Аналитическое чтение цикла «На поле Куликовом» Словарная работа, работа над циклом, анализ стихотворений.   |     текущий,   фронтальный   опрос,  индивидуальный опрос   |    Уметь составлять рассказ о писателе, используя дополнительные материалы. Творческая биография, смысл заглавия   |         |    слайдовая презентация   |         |         |  
  |   49   |    С.А.Есенин. Слово о поэте. «Пугачёв» - поэма на историческую тему   |    1   |    Урок изучения нового материала   |    Образ предводителя восстания. Понятие о драматической поэме.   |    Сопоставительная работа, беседа.   |     текущий,   фронтальный   опрос,  индивидуальный опрос   |    Уметь определять авторскую позицию. Позиция автора   |         |    слайдовая презентаци аудиозапись   |         |         |  
  |   50   |    И.С.Шмелев. Слово о писателе. «Как я стал писателем»     |    1   |    Урок изучения нового материала   |    «Как я стал писателем» -воспоминание о пути к творчеству.   |    Чтение и составление плана статьи учебника, выборочный пересказ, слушание рассказа   |     текущий,   фронтальный   опрос,  индивидуальный опрос   |    Уметь выявлять своеобразие писателя в подходе к теме творчества.   |         |    слайдовая презентация   |         |         |  
  |   51   |    Контрольная работа по творчеству Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.А.Блока, С.А.Есенина   |    1   |    Урок контроля   |    Написание контрольной работы   |    Выполнение теста.   |    итоговый   |    Уметь применять полученные знания   |         |         |         |         |  
  |   52   |    Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки).   |    1   |    Урок изучения нового материала   |    Сатирическое изображение исторических событий. Историческое повествование о прошлом и современности. Тэффи «Жизнь и воротник», М.Зощенко «История болезни»   |    Сопоставительная работа, беседа.   |     текущий,   фронтальный   опрос,  индивидуальный опрос   |    Уметь выявлять своеобразие писателя в подходе к сатирическому изображению исторических событий.   |         |    слайдовая презентация   |         |         |  
  |   53   |    М.А.Осоргин. Слово о писателе. Рассказ «Пенсне»   |    1   |    Урок изучения нового материала   |    Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне»   |    Сопоставительная работа, беседа   |     текущий,   фронтальный   опрос,  индивидуальный опрос   |    Уметь анализировать текст, обобщать, делать выводы   |         |    слайдовая презентация   |         |         |  
  |   54   |    А.Т.Твардовский – поэт и гражданин. История создания поэмы «Василий Тёркин».       |    1   |    Урок изучения нового материала   |    Краткие сведения о поэте. История создания поэмы «Василий Тёркин».       |    Проблемные текстовые ситуации и скрытые вопросы   |     текущий,   фронтальный   опрос,  индивидуальный опрос   |    Уметь определять авторскую позицию, основную мысль   |    Лирическое «я» в стих-ии А.Гришина «Мы-послевоенная поросль»   |    слайдовая презентация, аудиозапись   |         |         |  
  |        |    «Василий Тёркин». Идейно-художественное своеобразие поэмы. Анализ главы «Переправа»   |            1   |    Урок обучения устному рассказу   |    Новаторский характер образа Василия Теркина. Правда о войне в поэме Твардовского.   |    Запись основных положений лекции учителя. Коллективная работа по статье учебника   |     текущий,   фронтальный   опрос,  индивидуальный опрос   |    Уметь анализировать лирический текст, обобщать, делать выводы   |         |         |         |         |  
  |   55   |    Героика и юмор в поэме «Василий Тёркин». Характеристика Тёркина.       |        1           |    Комбини-рованный урок   |    Картины фронтовой жизни в поэме. Тема честного служения Родине. Восприятие поэмы современниками       |    Фронтальный опрос, чтение наизусть, письменная работа, ответы на вопросы     |     текущий,   фронтальный   опрос,  индивидуальный опрос   |    Сюжет, творческая история, композиция, образ, портрет, речевая характеристика, проблема, жанр   |    Нравственный выбор героя в повести Г. Сазонова «Вечный бой»   |    слайдовая презентация   |         |         |  
  |   56     |    Автор и его герой в поэме «Василий Тёркин»   |        1   |    Урок изучения нового материала   |    Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав.   |    Работа с текстом, цитирование, анализ фрагментов   |     текущий,   фронтальный   опрос,  индивидуальный опрос   |    Уметь находить элементы сюжета, сопоставлять образы героев, выявлять авторскую позицию, проблематику   |         |    слайдовая презентация   |         |         |  
  |   57-58   |    Р.Р. Написание сочинения по поэме «Василий Теркин».   |    2   |    Художественное восприятие произведения и углубленная работа с текстом.   |    Тезис, аргументы, собственная позиция.  Написание классного сочинения.   |    Сочинение, работа с планом и текстом   |    итоговый   |    Виды информации в художественном тексте. Творческая биография   |    Уметь сравнивать тексты, сравнивать героев, писать сочинение по литературному пр-ю   |         |         |         |  
  |   59   |    Р.Р. Урок-концерт. Стихи и песни о Великой Отечественной войне.   |    1   |    Урок развития речи   |    Боевые подвиги и военные будни в творчестве Е.Винокурова «Москвичи», М.Исаковского «Катюша», «Враги сожгли родную хату», Б.Окуджавы «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют», А.Фатьянова «Соловьи», Л.Ошанина «Дороги»   |    Выразительное чтение отрывков, защита проектов   |    итоговый   |    Уметь анализировать лирический текст   |         |    слайдовая презентация, аудиозапись   |         |         |  
  |   60-61   |    В.П.Астафьев.  История создания рассказа  «Фотография, на которой меня нет».       |    2   |    Художественное восприятие произведения и углубленная работа с текстом.   |    Художественные особенности произведения. Сравнительная характеристика. Проблема нравственной памяти в рассказе. Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика.   |    Выступления учащихся, работа с текстом, аналитическая беседа, лексическая работа   |     текущий,   фронтальный   опрос,  индивидуальный опрос   |    Уметь строить полный ответ-рассуждение, использовать дополнительные материалы   |    Нравственный выбор героя в рассказе В.Крапивина «Далеко-далеко от моря» (отрывок из рассказа)   |    слайдовая презентация   |         |         |  
  |   62-63   |    Русские поэты о Родине и родной природе.   |        2   |    Урок изучения нового материала   |    Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Мотивы воспоминаний, грусти, надежды   |    Сопоставительная работа, беседа Словарная работа, работа с учебником   |     текущий,   фронтальный   опрос,  индивидуальный опрос   |    Уметь анализировать лирический текст   |    Средства характеристики литературного героя в стихотворении А.Рахвалова «Журавли»   |    слайдовая презентация, аудиозапись   |         |         |  
  |   ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (5ч)   |         |         |  
  |   64   |    У.Шекспир. трагедия «Ромео и Джульетта». Конфликт трагедии.   |    1   |    Комбини-рованный урок   |    Краткие сведения о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта ». Певец великих чувств и вечных тем (жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей). Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульетта » на русской сцене.   |    Выступления учащихся, работа с текстом, аналитическая беседа   |     текущий,   фронтальный   опрос,  индивидуальный опрос   |    Уметь анализировать текст, определять жанр, находить антитезу, приёмы создания характеров, элементы сюжета. Трагедия, комедия, драма, пьеса, акт, действие, постановка   |         |    слайдовая презентация,  видеофраг-  мент худож. фильма   |         |         |  
  |   65   |    Сонеты У.Шекспира   |    1   |    Урок изучения нового материала   |     Сонет как формой лирической поэзии. «Кто хвалится родством своим и знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной». Воспевание поэтом любви и дружбы.     |    Сообщения учеников, беседа по вопросам, пересказ, лексическая работа   |     текущий,   фронтальный   опрос,  индивидуальный опрос   |    Уметь анализировать философское произведение, видеть главное, делать выводы   |         |    слайдовая презентация, аудиозапись   |         |         |  
  |   66       |    Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве» (сцены).   |    1       |    Художественное восприятие произведения и углубленная работа с текстом.   |    Знакомство с творчеством писателя. Сатира на дворянство и невежественных буржуа. Черты классицизма в комедии Мольера. Мастерство писателя. Общечеловеческий смысл комедии   |    Выступления учащихся, работа с текстом, аналитическая беседа   |     текущий,   фронтальный   опрос,  индивидуальный опрос   |    Уметь анализировать драматическое произведение, учитывая его особенности.   |         |    слайдовая презентация   |         |         |  
  |   67   |    В.Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман   |    1   |         |    Исторический роман.   |    Выступления учащихся, работа с текстом, аналитическая беседа   |     текущий,   фронтальный   опрос,  индивидуальный опрос   |    Уметь анализировать эпическое произведения, определять композиционные особенности, определять тему произведения.   |         |    слайдовая презентация,  видеофраг-  мент худож. фильма   |         |         |  
  |   68   |    Итоговое повторение.     |    1   |    Тестирование по произведениям, изученным в 8 классе.   |    Итоговое контрольное тестирование по произведениям   |    Проблемные текстовые ситуации и скрытые вопросы   |    итоговый   |    Уметь применять полученные знания   |         |         |         |         |  
 
 1. Программы по литературе для 5-11-х классов общеобразовательной школы (базовый уровень) /Авторы-составители: В, Я. Коровина, В. П. Журавлев, В, И. Коровин, И С Збарский, В. П. Полухина – 9-е изд., – Москва «Просвещение», 2008 г.  
 2. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе в двух частях. Литература 8кл. \\ Под редакцией В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева, В.И.Коровина. - М.:Просвещение,2014г.
  1. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Читаем, думаем, спорим…Дидактические материалы по литературе.- М.: Просвещение, 2006.
  2. В.Я.Коровина, И.С.Збарский. Литература. 8 класс. Методические советы. – М.: Просвещение, 2006.
  3. Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. Универсальное пособие. – М.: Вако, 2007.
  4. О.А.Ерёмина. Поурочное планирование по литературе. 8 класс. – М.: Экзамен, 2004.
  5. Литература 8 класс. Поурочные планы. Автор-составитель С.Б.Шадрина. – Волгоград.:Учитель, 2008.
  6. Н.Н.Оглоблина. Тесты по литературе. 5-11 классы. М.- АСТ, 2004.
  7. Э.Л.Безносов. Раздаточный материал по литературе 8 – 11 класс.- М.: Дрофа, 2007.
  8. Е.Л.Демиденко. Контрольные и проверочные работы по литературе 5-9 класс. – М.: Дрофа, 2007.
  9. В.А.Скрипкина. Контрольные и проверочные работы по литературе 5-8 класс. – М.: Дрофа, 2001.
  10. Л.Л.Страхова. Литература. 8 класс. Доклады. Рефераты. Сообщения. – С-П.:Литера, 2006.
  11. Каганович С.Л. Обучение анализу поэтического текста: Методическое пособие для учителей-словесников. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2007. – 112 с.
  12. Скригайло, Т.О. Творческое развитие школьников: диалоги и монологи на основе художественного текста: книга для учителя / Т.О. Скригайло. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011. – 200 с.
  13. Тодоров Л.В. Поэзия: образы и понятия: Пособие для учителя / Л.В. Тодоров. – М.: Русское слово, 2010. – 192 с.
 1. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе в двух частях. Литература 8кл. \\ Под редакцией В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева, В.И.Коровина. - М.:Просвещение,2014г.
  14. Энциклопедический словарь юного литературоведа/сост. В.И. Новиков, Г.А. Шкловский.- М: Педагогика- Пресс, 1998.
  15. Энциклопедия для детей. (Т.9.) Русская литература. Ч.1. от былин и летописей до классики XIXв./ред. Коллегия: М. Аксенова, А. голосовская, М. Шинкарук (и др.).М: Мир энциклопедий Аванта+ : Астрель 2010.
  16. Энциклопедия для детей. (Т.15.) Всемирная литература. Ч.1. от зарождения словесности до Гёте и Шиллера/ ред. Коллегия М.Аксенова, Н. Шапиро, С. Путилов (и др.)-М: Мир энциклопедий Аванта+: Астрель, 2008
  17. Энциклопедия для детей. (Т.15.) Всемирная литература. Ч.2.XIX и XX века/ред. Коллегия: М. Аксенова, В. Володин, Н. Шапиро, А Элиович (и др.)- М: Мир энциклопедий Аванта+, 2007.
  Акадамик Дмитрий Сергеевич Лихачев- Режим доступа: http://likhachev.ifond.spbd.ru
  Некрасов Николай Николаевич-. Режим доступа: http:// www.nekrasow.org.ru
  1. Компьютер.
  2. Экран.
  3. Мультимедийный проектор.