Рабочая программа по литературе для 8 класса создана на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 11-е издание, М. Просвещение 2010.
  Учебник: Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 8 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2013.
  Настоящая программа по литературе для 8 класса создана на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 12-е издание, М. «Просвещение» 2013. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартами образования.
  Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематический план.
  Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
  Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
  Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
  Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
  Программа выстроена с учётом специфики класса. Её реализация обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностей передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, пересказывать кратко, выборочно, полно. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, справочники, Интернет, словари.
  С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать её результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
  Ведущая проблема изучения литературы в 8 классе – взаимосвязь литературы и истории. Именно этому будет уделено внимание при изучении произведений многих авторов. Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 8 класс.
  В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
  Планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 12-е издание, М. «Просвещение», 2013.
  Учебник: Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 8 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2013.
  основные факты жизни и творчества писателей-классиков 19 века, 20 века.
  -характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
   (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).
  -видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю;
  -видеть эстетическую функцию языковых средств и художественных деталей произведения;
  -самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты соответственно уровню подготовки;
  -грамотно строить монологические высказывания различных форм и жанров, владеть культурой диалогической речи;
  -выполнять элементарные исследовательские работы.
  -осуществлять поиск нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его
   авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
           |   №   |    Тема урока   |    Тип урока   |    Характеристика деятельности учащихся ,  форма урока   |    Формы контроля   |    Планируемые результаты освоения материала.      Информационное сопровождение   |    Домашнее задание   |    Сроки   |  
  |       1   |    Вводный урок.   (1 час)  Литература как искусство слова. Литература и другие виды искусства.               |        Изучение нового материала   |        Знакомство с учебником, запись основных положений лекции учителя      Урок-исследование   |        Фронтальный опрос   |        Получить более глубокое понимание о литературе как одном из видов искусства;  Уметь объяснить различие между литературой и произведениями УНТ,  Знать основные жанры УНТ;  Уметь создавать собственный текст-рассуждение, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;          Иллюстрации к произведениям УНТ, портреты писателей-классиков.   |        Ответить на вопросы: какую роль играет в вашей жизни книга? Зачем человеку в трудную минуту хочется обратиться к книге? Написать небольшое сочинение «Книга в моей жизни»       |         |  
  |   2,3   |     Устное народное творчество  (4 часа)      Русская старина. Народная песня.   |    Изучение нового материала.   |    Работа по учебнику, сообщения учащихся, анализ поэтики песни;  Исполнение песни «Моей семьи».      Урок-концерт   |    Индивидуаль-ный (оценка сообщений) Ответы на поставленные вопросы.       |    Дать понятие об обрядовых и внеобрядовых песнях;  приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью.  Аудиозапись русских народных песен.       |    Завершить анализ песни, выучить любую песню наизусть. Подготовить сообщение о русских исторических песнях.   |         |  
  |   4,5   |    Исторические народные песни.   |    Изучение нового материала.   |    Сообщение подготовленного ученика, беседа, анализ песен.      Урок-практикум   |    Самостоятель-ная работа.   |    Способствовать воспитанию любви к Отечеству, желанию изучать родной край;  Уметь создавать собственный текст, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;  Уметь самостоятельно анализировать речевой материал; исполнять русские народные песни.   Тексты песен.   |    Выучить по выбору историческую песню, подготовить сообщение о жизни А.Невского   |         |  
  |   6,7   |    Древнерусская литература.  (5 часов)   «Повесть о жизни и храбрости                          Невского»   |    Углубление ЗУН   |    Сообщение подготовленного ученика,                        комментированное чтение, беседа      Урок-наблюдение   |    Фронтальный опрос  Сочинение-миниатюра   |    Осмысление закономерности развития древнерусской литературы и её роли в становлении отечественной классической и                        современной литературы;  Знать закономерности произведений словесного искусства народа нашей страны;   ИКТ Сообщения о жизни Александра Невского (из сети Интернет)   |    Подготовить сообщение о житейной                              литературе. Ответить на основе материала учебника на вопросы1-5 .   |         |  
  |   8-10   |    «Повесть о Шемякином суде». Проблемы современности в повести.   |    Углубление ЗУН   |    Запись основных положений лекции, комментированное чтение, работа с иллюстрациями, беседа      Урок проблемный   |    Ответы на вопросы   |    Понятие идейно-художественного содержания повести;  приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении;       |    Подготовить выразительное чтение повести, подготовить развёрнутый ответ.     |         |  
  |   11   |    Русская литература 18 века.  (4 часа)  Д.И.Фонвизин. «Недоросль»   |    Изучение нового материала   |    Знакомство с биографией Карамзина, комментированное чтение повести, словарная работа.      Урок-путешествие в историю.   |    Ответы на вопросы   |    Расширение литературных знаний: понятие о сентиментализме как литературном направлении;  Уметь читать с выражением тексты различных жанров, определять основную мысль, тему, проблему текста;  Анализировать эпизод, составлять рассказ о герое, используя различные приёмы;      Иллюстрации к повести, к времени её написания.   |    Перечитать комедию, выразительное чтение понравившегося эпизода, вопросы и задания на с. 77-79 учебника.   |         |  
  |   12-14   |    События комедии «Недоросль». Характеры героев  Подготовка к домашнему сочинению «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и в литературе 18 века»   |    Совершенствование ЗУН   |    Выразительное чтение эпизодов, аналитическая беседа, словарная работа.      Урок - беседа   |    Участие в аналитической беседе   |    Уметь различать черты сентиментализма и романтизма;  Знать порядок составления характеристики литературного героя;  расширить представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.      Схема характеристики героя.       |    Художественный пересказ эпизода, развёрнутый ответ на один из вопросов.  Подготовьте характеристику одного из героев.  Написать сочинение по теме.   |         |  
  |   15,  16   |    Русская литература 19 века.    (70 часов)  И.А.Крылов. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз» и их историческая основа   |    Комбинированный урок   |    Викторина, сообщение учителя, работа с учебником, знакомство с баснями и беседа по их содержанию.      Урок-викторина         |    Ответы на вопросы урока и вопросы викторины   |    Расширение имеющихся знаний о баснях;  Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны;          Иллюстрации к басням.   |    Выучить наизусть одну из басен. Ответьте на вопрос: «Каков смысл иносказаний в этих баснях?»   |         |  
  |   17,18   |    К.Ф.Рылеев  «Смерть Ермака»   |    Изучение нового материала   |    Рассказ подготовленного ученика о писателе, словарная работа, знакомство с балладой.          Урок-практикум   |    Индивидуаль-ный, ответы на вопросы   |    Расширение литературных знаний: понятие о думе;  Уметь создавать собственный текст, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;              Иллюстрации к биографии Рылеева.   |    Составить вопросы по материалам учебника с. 74-75, выразительное чтение баллады. Подготовить связный рассказ о Ермаке, используя тексты «Песни о Ермаке» и думы «Смерть Ермака»   |         |  
  |   19,  20   |    А.С.Пушкин  Краткий рассказ о писателе. Творческая история повести «Капитанская дочка».  Р/к А.С.Пушкин.  Кавказ в жизни и творчестве поэта   |    Изучение нового материала.       |    Сообщение учеников, запись основных положений лекции, беседа.      Урок-лекция   |    Индивидуаль-ный, ответы на вопросы.       |    Расширение литературных знаний о творчестве Пушкина;  поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;      Дополнительный материал из сети Интернет.       |    Устное сочинение-миниатюра «Мои первые впечатления о повести «Капитанская дочка».     |         |  
  |   21,22   |    Формирование характера Петра Гринёва. Анализ 1-2 глав.   |    Совершенствование ЗУН.   |    Выступления учащихся, беседа по содержанию, сжатый пересказ.      Урок-анализ   |    Индивидуаль-ный, ответы на вопросы.   |    Умение пересказывать эпизод сжато, умение оценивать поступки героев, делать выводы;  Уметь создавать собственный текст, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;  Знать основы сравнительной характеристики героя.      Схема сравнения двух героев.       |    Прочитать гл. 3-4, кратко рассказать о жизни Гринёва до знакомства с Пугачёвым.     |         |  
  |   23,24   |    Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Анализ 3-5 глав   |    Совершенствование ЗУН   |    Выступления учащихся, аналитическая беседа, сжатый пересказ, творческая работа, словарная работа.      Урок-беседа   |    Групповой, оценка за выполненное задание, ответы на вопросы   |    Умение пересказывать эпизод сжато, аргументировать свой ответ, подтверждая текстом;   Формировать приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении.           |    Прочитать гл. 6-7, подготовить близкий к тексту пересказ о падении Белогорской крепости. Как эпиграф к 5 главе соотносится с характером Маши? Почему она отказывается выйти замуж за Петра?   |         |  
  |   25,26   |    Падение Белогорской крепости. Анализ 6-7 глав   |    Совершенствован                      ие ЗУН   |    Выступления учащихся,                            аналитическая беседа, сжатый пересказ, творческая работа, словарная работа.          Урок-исследование   |    Групповой, оценка за выполненное задание, ответы на вопросы   |    Умение пересказывать эпизод сжато, аргументировать свой ответ, подтверждая                                    текстом, делать выводы;  Развитие устной речи;  Навыки сжатого пересказа.      Иллюстрации к повести.               |    Прочитать главы 8-12, найти в                       произведении все главы, в которых появляется Пугачёв, сравните образ героя в каждом из них. Сопоставьте отношение генерала и Пугачёва к любовной истории Гринёва. Почему Пугачёв освободил Машу?   |         |  
  |   27,28   |    Изображение народной войны и её вождя. Разбор глав 8-12   |    Совершенствование ЗУН   |    Выступления учащихся, аналитическая беседа, сжатый пересказ, творческая работа, словарная работа.      Урок-погружение в историю   |    оценка за выполненное задание, ответы на вопросы, творческую работу   |    Умение пересказывать эпизод сжато, аргументировать свой ответ, подтверждая текстом, делать выводы;  Знание особенностей эпохи, умение видеть в литературе исторические события, понимать их причины.      Карта по истории 17-18 века.   |    Дайте связный ответ на вопрос: «Каким я представляю себе Пугачёва после прочтения повести?» Прочитать повесть до конца.   |         |  
  |   29,30   |    Становление личности Петра Гринёва под влиянием «благих потрясений»   |    Совершенствование ЗУН   |    Составление плана, пересказ, работа по тексту, аналитическая беседа.      Урок-беседа           |    Оценка ответов учащихся, составленных планов (выборочно)   |    Обобщение и систематизация полученных знаний.; умение анализировать нужный материал, составлять план текста, акцентировать внимание на главные события;  Уметь формулировать свою точку зрения и аргументировать её.          Критическая литература.       |    Предложите свою тему сочинения по образу Петра Гринёва, составьте сложный план по выбранной вами теме. Какие убеждения Гринёва являются обычным для дворянина, какие – его личными, выстраданными на собственном жизненном опыте?   |         |  
  |   31, 32   |    Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести.   |    Урок обобщения и систематизации ЗУН   |    Работа над образом героини, аналитическая беседа, выводы.      Урок-анализ образа   |    Оценка ответов на вопросы по содержанию произведения, сообщения учащихся   |     Владение разными видами чтения, выборочного пересказа;  Умение давать характеристику героя , основываясь на его действия;  Формировать в характере учащихся положительные качества характера.      Рисунки ребят. Портреты героев повести.       |    Подготовить фактический материал к написанию сочинения о Маше Мироновой. Собрать по всей повести материал о Пугачёве.   |         |  
  |   33,34   |    Образ Пугачёва в повести «Капитанская дочка».    Р.Р. Контрольное сочинение по повести «Капитанская дочка»           |    Урок обобщения и систематиза-ции ЗУН   |    Беседа, выполнение заданий, сообщение ученика – защита проекта.      Урок-представление.   |    Оценка ответов на вопросы по содержанию произведения, сообщения учащихся   |     Уметь самостоятельно работать по вопросам, сопоставлять и сравнивать героев, давать их характеристику по действиям;  Уметь видеть авторскую позицию и обосновывать её.          ИКТ Защита проекта «Емельян Пугачёв в повести «Капитанская дочка».   |    Составить план к теме «Образ Пугачёва в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».  Индивидуально: «Тема дороги в повести «Капитанская дочка»   |         |  
  |   35   |    Образ Пугачёва в повести «Капитанская дочка».         |    Контрольный урок   |    Написание сочинения      Урок развития речи.   |         |    Уметь анализировать текст, делая соответствующие выводы;  Уметь создавать собственный текст, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;   Материал, собранный в ходе изучения темы.
      |    Повторить все сведения по теме.   |         |  
  |   36, 37   |    Обобщающий урок-игра Отношение автора и рассказчика к народной войне.   |    Урок обобщения и систематизации ЗУН   |    Участие в блиц-опросе, , игра в команде.      Урок-игра       |    Оценка выполнения предложенных заданий   |    Умение применять полученные знания в жизни и на других предметах;  Уметь подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции,      Иллюстрации учащихся к теме урока.       |    Подготовиться к уроку внеклассного чтения по повести «Пиковая дама»   |         |  
  |   38-40   |    А.С.Пушкин «Пиковая дама»  «Три злодейства» в повести «Пиковая дама». Урок внеклассного чтения   |    Изучение нового материала   |    Выступления учащихся, работа по содержанию повести, творческая работа.      Урок-путешествие в мир мистики.   |    Оценка ответов учащихся на уроке   |    Умение определять тему и идею произведения, давать оценку героям и их поступкам, аргументировать свой ответ, доказывать свою точку зрения.      Иллюстрации к драме «Пиковая дама».   |    Подготовить рассказ о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова. вспомнить ранее изученного произведения поэта, их особенности.   |         |  
  |   41,42   |    Жизнь и судьба Р/к М.Лермонтова  Кавказ в жизни и творчестве поэта   |    Совершенствование ЗУН   |    Выступления учащихся, запись основных положений лекции учителя, анализ стихотворения «Кавказ», выразительное чтение стихотворений.      Урок-отчёт.       |    Оценка выступлений, выразительного чтения, умения анализировать   |    Совершенствование умения анализировать стихотворения;  уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее;  Уметь подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции.      ИКТ  Презентация «Жизнь и творчество Лермонтова».   |    Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения «Кавказ», выписать в тетрадь из стихотворения эпитеты, метафоры, сравнения   |         |  
  |   43,44   |    «Мцыри» история создания поэмы, тема произведения, значение эпиграфа. Композиция.   |    Комбинированный урок   |    Комментированное чтение поэмы, беседа по прочитанному материалу, словарная работа.      Урок -практикум   |    Оценка ответов учащихся   |    Совершенствование умения анализировать лирическое произведения, определять композиционные особенности, определять тему произведения;  поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;      Сообщения из материала сети Интернет об истории написания поэмы.   |    Подготовить пересказ «Жизнь Мцыри в монастыре. Характер и мечты юноши-послушника». Ответить на вопросы:  1)какова цель побега Мцыри?  2)Что увидел и что узнал Мцыри о жизни во время своих скитаний?  3)почему погиб Мцыри?   |         |  
  |   45   |    Образ Мцыри в поэме   |    Урок совершенствования ЗУН   |    Аналитическая работа над образом Мцыри, работа с текстом, творческая работа в группах.      Урок-соревнование   |    Индивидуальная, групповая, ответы учащихся во время аналитической беседы   |    Формирование умения проникать в замысел автора, выявлять способы раскрытия образа главного героя поэмы;  умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее,              Критическая литература к поэме.   |    Подготовить для выразительного чтения наизусть отрывок из поэмы. Подготовиться к тесту по поэме. Ответить на предложенные вопросы.   |         |  
  |   46   |    Своеобразие поэмы «Мцыри»   |    Комбиниро-ванный урок   |    Аналитическая беседа, творческая работа с критической литературой.      Урок-практикум   |    Оценка ответов на поставленные вопросы   |    Совершенствование умения делать выводы, аргументировать свой ответ;  уметь работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.   |    Какие темы сочинений вы хотели бы предложить своим одноклассникам? Составить связный рассказ о герое.   |         |  
  |   47,48   |    Р.Р.Подготовка к обучающему сочинению по поэме «Мцыри».  Обучающее сочинение по поэме «Мцыри»   |    Совершен-ствование ЗУН   |    Сбор материала к сочинению, его систематизация; составление плана, написание сочинения.      Урок - поиск   |         |    Совершенствование умения отбирать материал для раскрытия темы, соблюдать его композиционную структуру;  Развивать устную и письменную речь;  Уметь выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;      Сбор материала к сочинению из дополнительных источников.   |    Подготовить сообщения о жизни и творчестве Н.В.Гоголя. Написать сочинение на одну из предложенных тем.   |         |  
  |   49,50   |    Н.В.Гоголь – писатель-сатирик. Идейный замысел и особенности композиции комедии «Ревизор»   |    Изучение нового материала   |    Запись основных положений лекционного материала. Словарная работа.      Проблемный урок   |    Выборочная проверка записей, сделанных учеником   |    Формирование умения отбирать лекционный материал, составлять тезисы;  приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в русской классической литературе как художественном явлении;      Словарь В.И.Даля.   |    Прочитать 1-е действие комедии и статью на с. 243-245. Как эта статья помогает понять события, происходящие в комедии? Устно ответить на вопросы на с. 181.     |         |  
  |   51,52   |    Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии «Ревизор»   |    Комбинированный урок   |    Работа над содержанием действия, комментированное чтение, выполнение предложенных заданий.      Урок-практикум   |    Оценка ответов учащихся в ходе урока   |    Формирование умения анализировать драматическое произведение, учитывая его особенности.  поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.       Интеграция.  Карта по истории – территория России 19 века. Сообщение о жизни людей в то время.       |    Действие 2-3. устно ответить на вопросы, данные в конце каждого действия. Добродушны ли «жулики» из «Ревизора»?   |         |  
  |   53,54   |    Хлестаков и хлестаковщина. Мастерство Гоголя в создании образа Хлестакова   |    Комбинированный урок   |    Работа над действием №3, составление таблицы, групповая работа.      Урок-практикум   |    Выборочная проверка таблицы, оценка работы в группах.   |    Формирование аналитических способностей, умения обобщать, делать выводы, используя материал текста.. Уметь использовать опыт общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности;;      Портретная галерея героев Гоголя.       |    Что такое «хлестаковщина» в вашем понимании? Прочитать 4-е действие пьесы, ответить на вопросы на с. 228-229   |         |  
  |   55, 56   |    Чиновники на приёме у ревизора. Анализ 4-го действия пьесы.   |    Комбинированный урок   |    Работа над 4-м действием 4комедии.      Урок-практикум   |    Оценка ответов во время работы с текстом   |    Формировать аналитические способности, умения обобщать, делать выводы, используя материал текста;  Уметь использовать опыт общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности;      Критическая литература. В.Г.Белинский.   |    Прочитать 5-е действие, подумать над вопросами, предложенными в учебнике. Подготовить на выбор устную характеристику городничего или Хлестакова.   |         |  
  |   57,58   |    Финал комедии, его идейно-композиционное значение.   |    Комбинированный урок   |    Работа над 5-м действием комедии. Составление таблицы.          Урок-анализ   |    Оценка ответов во время работы с текстом. Выборочная проверка составленной таблицы.   |    Формировать аналитические способности, умения обобщать, делать выводы, используя материал текста;  Воспитывать у учащихся навыки трудовой дисциплины, уважение к труду, ;  Уметь критически относиться к своим деяниям.      Таблица характеристики героя.  Материал из дополн. источника.   |    Подготовиться к практической работе по комедии «Ревизор».   |         |  
  |   59          60      61                          63              64   |    Практическая работа по комедии «Ревизор».      Н. В. Гоголь. « Шинель».        Образ маленького человека в литературе (с обобщением ранее изученного). Потеря Башмачкиным лица.       Духовная сила героя и его противостояние бездушию общества.     Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании.       |    Контрольный урок   |    Ответы на предложенные вопросы и задания.      Урок-беседа   |    Уровень выполнения практической работы   |    Уметь обобщать, систематизировать и применять полученные знания;  Уметь самостоятельно находить ответы на вопросы и примеры-аргументы из текста.               Иллюстрации к комедии.   |         |         |  
  |    65                          66   |    М. Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок).       Художественно-политическая сатира на общественные порядки. Обличение строя, основанного на бесправии народа.   Образы градоначальников.   РР Средства создания комического в произведении. Ирония, сатира. Гипербола, гротеск. Пародия. Эзопов язык   |    Совершенствование ЗУН.   |    Выступление учащихся, запись основных положений лекции учителя.      Урок-лекция   |    Индивидуаль-ный .   |    Подготовка к восприятию повести «Ася»;  развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;  формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библио графический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет.
         ИКТ Презентация о биографии Тургенева, сообщения уч-ся о творчестве И.С.Тургенева.
      |    Подготовить сообщение о М. Е. Салтыкове-Щедрине стр. 3-5.   |         |  
  |   67, 68   |    РР Обучение анализу эпизода из романа «История одного города». Подготовка к домашнему сочинению   |    Комбинированный урок   |            Урок-исследование   |    Оценка ответов во время беседы на знание текста   |    Развитие умения определять, какие средства использует автор для раскрытия образа героя;  Уметь использовать опыт общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности;  Расширить представление учащихся о произведениях русских классиков о любви.       |    Письменно ответить на вопрос 4 на стр. 14, устно ответить на вопрос 6 на стр. 14.     |         |  
  |   69              70          71      72                  73                      74          75                  76       |    Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Нравственные проблемы рассказа «Старый гений».       Развитие понятия о рассказе      Художественная деталь как средство создания художественного образа      Художественная деталь как средство создания художественного образа  Развитие понятия о рассказе.      Вн.чт. Произведения М.Ю.Лермонтова и Н.В.Гоголя  Произведения М.Е.Салтыкова-Щедрина, Н.С.Лескова      Контрольная работа по творчеству М. Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, М. Е. Салтыков-Щедрина  Н.С. Лесков.        |    Контрольный урок   |    Беседа. Работа с критической литературой.           |    Оценка умения анализировать произведение   |    Развитие умения анализировать произведение;  поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;  Уметь использовать опыт общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности;   |    Подготовить отзыв на рассказ «Старый гений», индивидуально подготовить сообщение о Л. Н. Толстом.   |         |  
  |   77, 78   |    Л.Н.Толстой. Личность и судьба писателя.       Рассказ «После бала». Контраст как приём, раскрывающий идею рассказа   |    Совершенствование ЗУН   |    Чтение и составление плана статьи учебника, выборочный пересказ, слушание рассказа.      Урок-практикум   |    Оценка ответов во время беседы   |    Углубление литературных знаний, умение анализировать произведение;  поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать ТЕКСТ;  расширять представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.          Иллюстрации учебника.   |    Написать небольшое сочинение-размышление «Что нового я открыл из жизни великого писателя?» перечитать рассказ «После бала», обратить внимание на выразительные средства, использованные автором.   |         |  
  |   79, 80   |    Автор и рассказчик в произведении. Моральная ответственность человека за всё происходящее.   |    Комбинированный урок   |    Беседа с элементами диспута, сопоставительная работа, тест.      Урок комбинированный   |    Ответы во время беседы, тест   |    Умение работать с текстом, давать оценку поступкам героев, обобщать, делать выводы;  развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности; формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библио -графический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет.   Сообщения учащихся из доп.источников.       |    Подготовиться к уроку внеклассного чтения по повести Толстого «Хаджи Мурат». Написать план сочинения на одну из тем:  1)утро, изменившее жизнь  2)полковник на балу и после бала  3)что такое честь, совесть, долг в моём понимании?   |         |  
  |   81                  82          83               |    Р.Р. Написание контрольного сочинение            Внеклассное чтение по повести «Хаджи Мурат»  Р/к Толстой на Кавказе.      Анализ контрольного сочинения. «Хаджи-Мурат»   |    Контрольный урок.   |    Работа над сочинением.      Урок развития речи   |    Оценка ответов во время беседы, пересказ эпизодов   |    Умение самостоятельно работать с текстом, давать оценку поступкам героев, обобщать, делать выводы.;  поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;           |    Написать план сочинения на одну из тем:  1)утро, изменившее жизнь  2)полковник на балу и после бала  3)что такое честь, совесть, долг в моём понимании?   |         |  
  |        |         |         |         |         |         |         |         |  
  |   84-88   |    Р/к    «Природа моего края».  Поэзия родной природы.       |    Комбинированный урок.   |    Чтение стихотворений наизусть, комментарий, анализ.      Урок-концерт   |    Оценка выразительного чтения наизусть.   |    Умение анализировать лирический текст;  Читать наизусть с выражением, находить средства выразительности;  расширять представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России;          Конкурс презентаций «Природа моего края».   |    Подготовить небольшое устное сочинение «Что я помню из произведений Чехова?», пересказ известных рассказов.   |         |  
  |   89,90   |    А.П.Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье.   |    Совершенствование ЗУН.   |    Слушание рассказа, выступления по материалу домашнего задания.      Урок-практикум   |    Оценка за выполнение домашнего задания.   |    Уметь систематизировать и обобщать ранее изученный материал при изучении нового;  формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библио -графический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет.
     ИКТ Заочная экскурсия в Мелихово.  Презентация. Проект.   |    Письменно ответить на вопрос: «кто прав и кто виноват в безвыходной ситуации?» или «Правильно ли поступили герои?»   |         |  
  |   91                          92      93   |    Вн. чтение .И. С. Тургенев. Личность, судьба, творчество.   Автобиографический характер повести «Ася».      Автобиографический характер повести «Ася».       История любви как основа сюжета повести. Мастерство пейзажных зарисовок. Образ 27.132героя – повествователя.   |         |         |         |         |         |         |  
  |   94              95   |    Роль 16 – ой главы в повести И.С. Тургенева «Ася».       «Тургеневская» девушка в повести. Образ Аси. Психологизм и лиризм писателя   |         |         |         |         |         |         |  
  |        |         |         |         |         |         |         |         |  
  |   96   |    Литература 20 века  И.А.Бунин. Слово о писателе   |    Изучение нового материала   |    Запись основных положений лекции, работа с учебником.      Урок-лекция   |    Выборочная проверка составленных тезисов   |    Уметь отбирать основной материал из лекции учителя;  развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
 
             Выставка книг И.Бунина.       |    Прочитать рассказ «Кавказ», определить его тему. Ответить на вопрос «Какие чувства вызвали у вас поступки героев?»   |         |  
  |   97      98      99   |    И.А.Бунин, рассказ «Кавказ».       Тема любви в рассказе.      И.А.Бунин, рассказ «Кавказ».   Тема любви в рассказе.   |    Совершенствование ЗУН   |    Аналитическая беседа, лексическая работа.      Урок-практикум   |    Ответы на вопросы учителя во время аналитической беседы   |    Умение выявлять своеобразие писателя в подходе к теме любви;  Уметь использовать опыт общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности;      Иллюстрации о быте и природе Кавказа.   |    Мини-сочинение «Над чем меня заставил задуматься рассказ И.А.Бунина «Кавказ?» Прочитать рассказ «куст сирени» Куприна       |         |  
  |   100-102   |    А.И.Куприн   Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени»   |    Совершенствование ЗУН   |    Работа в группах, дискуссия.      Урок-дискуссия   |    Индивидуаль-ный, групповой   |    Вызвать интерес к творчеству писателя, выявить нравственные проблемы рассказа;  Уметь понимать замысел писателя, определять идею каждой микротемы;          Иллюстрации – пейзажные зарисовки.   |    Прочитать рассказ «Телеграмма» К.Г.Паустовского, сравнить его с ранее изученными произведениями на нравственную тему. Подготовить пересказ рассказа.   |         |  
  |   103,104   |    Внеклассное чтение по рассказу К.Паустовского «Телеграмма»    |    Комбинированный урок   |    Пересказ, аналитическая беседа, творческая работа.      Урок-диспут   |    Индивидуальная     |    Умение выявлять способы характеристики героев автором;  Уметь делать выводы и умозаключения из содержания рассказа;  Бережно относиться к своим близким.      Сочинения с иллюстрациями «Чтобы людям было уютно со мной»   |    Написать сочинение «Поступок, за который я себя осуждаю»   |         |  
  |   105                          106   |    А.И. Куприн.   Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени».           Представления о любви и счастье в семье. Понятие о сюжете и фабуле   |    Изучение нового материала   |    Запись лекционного материала, работа с учебником, творческая работа.      Урок-встреча с творчеством нового писателя.   |    Выборочная проверка тезисов, творческого задания   |    Умение высказывать свою точку зрения по проблеме;  Понимать связь истории и литературы, воздействие истории на литературу;  формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библио графический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет.
     Фрагменты фильмов по мотивам произведений М.Горького.   |         |         |  
  |   107   |    Урок – диспут «Что значит быть счастливым?»   |    Совершенствование ЗУН   |    Анализ рассказа.      Урок-практикум   |    Проверка ответов учащихся во время беседы, анализа текста   |    Умение анализировать, подтверждать свои ответы текстом.;  поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;      Выставка книг Горького.   |    Подготовить сообщение о жизни А.А.Блока.     |         |  
  |   108   |    А.А. Блок.   Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. «Россия». Образ России и её истории. Обучение выразительному чтению    |    Изучение нового материала   |    Сообщения учащихся, аналитическое чтение цикла «На поле Куликовом».  Урок-практикум   |    Индивидуаль-ный   |    Углубление литературных знаний ;  расширять представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России;  уметь сравнивать и сопоставлять произведения поэтов разных эпох.      Стенд о биографии и творчестве А.Блока.   |    По материалам учебника подготовить рассказ о прошлом нашей страны. Подготовить выразительное чтение цикла.   |         |  
  |   109                      110   |    Образ Родины в лирическом цикле А.А. Блока «На поле Куликовом». Приёмы создания художественных образов.       А.А. Блок «На поле Куликовом». Приёмы создания художественных образов.   |    Совершенствование ЗУН   |    Словарная работа, работа над циклом, анализ стихотворений.      Урок-практикум   |    Коллективная, групповая, индивидуальная   |    Совершенствование анализировать лирический текст, выявлять авторскую позицию;  Уметь читать с выражением, анализировать, понимать текст стихотворения, понимать связь описанного с происходящим.      ИКТ –интеграция. Куликовская битва в истории России.   |    Одно из стихотворений выучить наизусть. Поразмышляйте над вопросами, предложенными на с. 112 учебника. .   |         |  
  |   111              112   |    С.А.Есенин. Слово о поэте.           С.А.Есенин. Слово о поэте.   «Пугачёв» - поэма на историческую тему   |    Совершенствование ЗУН   |    Чтение наизусть стихотворений.      Урок-концерт   |    Индивидуальная     |    Углубление литературных знаний;  Уметь определять изобразительно-выразительные средства в лирике, тему поэмы, идею, авторское отношение к герою.  Иллюстрации.   |    Подготовьте выразительное чтение отрывка из поэмы «Пугачёв», отразив пафос поэмы.   |         |  
  |   113                  114   |    Урок – конференция.   Образ Пугачёва в фольклоре, произведениях А.С. Пушкина и С.А. Есенина.   Образ Пугачёва в фольклоре, произведениях А.С. Пушкина и С.А. Есенина.   РР Подготовка к домашнему сочинению   |    Изучение нового материала   |    Запись основных положений лекции учителя. Коллективная работа по статье учебника.      Урок-исследование   |    Коллективный, индивидуаль-ный   |    Углубление литературных знаний;  поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;      Аудиозапись отрывков из поэмы «Василий Тёркин».   |         |         |  
  |   115              116       |    М.А Осоргин.  Слово о писателе.           Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне».   |    Совершенствование ЗУН   |    Словарная работа, анализ главы, сопоставительная работа, беседа.      Урок-практикум   |    Оценка ответов во время урока   |    Умение видеть жанровое новаторство автора. Совершенствование умения анализировать поэтическое произведение;  расширять представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.      Иллюстрации к поэме.       |    Подготовить сообщение об И. С. Шмелёве на стр. 96-97.   |         |  
  |   117                      118   |    И.С. Шмелёв.   Слово о писателе. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству.       М.М.Зощенко «Беда»  Подготовка к контрольной работе по творчеству А.А. Блока, С.А. Есенина, М.А. Осоргина, И. С. Шмелёва   |    Совершенствование ЗУН   |    Аналитическая беседа, комментированное чтение, лексическая работа, работа с текстом.      Урок-диспут   |    Оценка ответов во время урока. Тест     |    Совершенствование умения анализировать лирический текст, обобщать, делать выводы;    Уметь использовать опыт общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности;   |    Подготовить сообщение об М. А. Осоргине на стр. 108-109.   |         |  
  |   119   |    Контрольная работа по творчеству А.А. Блока, С.А. Есенина, М.А. Осоргина, И. С. Шмелёва   |    Комбинированный урок   |    Анализ главы, работа с учебником, творческая работа.      Урок-открытие   |    Индивидуальная     |    Совершенствование литературоведческих знаний и умений;  формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;      ИКТ ПРОЕКТ «Тёркин…кто же он такой?..»
          |    Ответить на вопрос 3 на стр. 114.   |         |  
  |   120-122   |       Писатели улыбаются   |    Контрольный урок   |    Выразительное чтение отрывков, защита проектов;      Составление плана сочинения-описания литературного героя.      Написание сочинения.   |    Индивидуаль-ный контроль (за выполнение домашнего задания и за классное сочинение.   |    Развитие речи и умения аргументировать свою точку зрения;  расширять представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России;  формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
     Материалы уроков изучения поэмы.       |         |         |  
  |   123                          124          125          126   |    Журнал «Сатирикон».   Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки).           Сатирическое изображение исторических событий.       Ироническое повествование о прошлом и современности.           Теффи (Н.А. Лохвицкая). «Жизнь и воротник.   М.М. Зощенко. «История болезни»   |    Комбиниро-ванный урок   |    Выступления учащихся, работа с текстом, аналитическая беседа, лексическая работа.  Урок-дебаты   |    Индивидуаль-ный ( ответы по содержанию самостоятельно прочитанного произведения)   |    Совершенствование литературоведческих знаний и умений: определять тему произведения, главную мысль, средства изображения героев.      Презентация «Дети на войне»   |    Подготовить сообщение об А. Т. Твардовском.   |         |  
  |   127   |    А.Т Твардовский.   Слово о поэте. Поэма «Василий Тёркин». Картины фронтовой жизни в поэме. Тема честного служения Родине. Восприятие поэмы современниками   |    Изучение нового материала   |    Творческая работа.      Урок-практикум   |    Индивидуаль-ный, тест   |    Обобщение изученного материала, умение применять полученные знания.              ИКТ Презентация о жизни и творчестве Шекспира.   |    Подготовить выразительное чтение наизусть отрывка из главы «Переправа».   |         |  
  |       128                           |    Василий Тёркин – защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Тёркина. Правда о войне в поэме Твардовского.  РР Обучение устному рассказу   |         |         |         |         |    Дочитать поэму до конца.   |         |  
  |   129                                           |    Композиция и язык поэмы «Василий Тёркин». Юмор. Фольклорные мотивы. Авторские отступления. Мастерство А.Т. Твардовского в поэме.   РР Обучение устному рассказу   |         |         |         |         |         |         |  
  |       130                               |    А.П. Платонов.   Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение».   Нравственная проблематика и гуманизм рассказа   |         |         |         |         |         |         |  
  |       131                                           |    Стихи и песни о Великой Отечественной войне.     |         |         |         |         |         |         |  
  |   132   |    РР Урок – концерт.    Боевые подвиги и военные будни в творчестве Е. Винокурова («Москвичи»), М. Исаковского («Катюша», «Враги сожгли родную хату…»), Б. Окуджавы («Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…»), А. Фатьянова «Соловьи»), Л. Ошанина («Дороги») и др. (См. стихи О. Берггольц, Ю. Друниной, К. Симонова, А.Суркова, С. Гудзенко, В. Высоцкого   |         |         |         |         |         |         |  
  |       133                                       |    В.П. Астафьев.   Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет». Отражение военного времени в рассказе. Развитие представлений о герое-повествователе   |         |         |         |         |         |         |  
  |   134                   |    РР Классное сочинение «Великая Отечественная война в произведениях писателей 20-го века»   |         |         |         |         |         |         |  
  |   135   |        Русские поэты XX века о Родине, родной природе.   (И.Анненский, Д.Мережковский,Н.Заболоцкий,Н.Рубцов)   |    Изучение нового материала   |    Выступления учащихся, работа с текстом, аналитическая беседа.      Урок-практикум   |    Индивидуаль-ный, коллективный. Проверочная работа   |    Умение анализировать драматическое произведение, учитывая его особенности, развить представление о драматическом произведении.      Просмотр эпизода фильма «Ромео и Джульетта»   |    Перечитать философскую сказку «Маленький принц»   |         |  
  |   136   |    Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине.   Мотивы воспоминаний, грусти, надежды(Н.Оцуп, З.Гиппиус,Дон Аминадо,И.Бунин)       |    Изучение нового материала   |    Сообщения учеников, беседа по вопросам, пересказ, лексическая работа.  Урок-диспут   |    Оценка ответов на участие в беседе   |    Развитие умения анализировать философское произведение, видеть главное, делать выводы;      ИКТ Проект «Останься с нами, Маленький принц!»  формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;           |         |         |  
  |   137   |    Зарубежная литература      У. Шекспир.   Слово о писателе. «Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви. « Вечные проблемы» в трагедии Шекспира. Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Анализ эпизода из трагедии « Ромео и Джульетта».   Сонеты У. Шекспира. «Кто хвалится родством своим и знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной…». Воспевание поэтом любви и дружбы. Сонет как форма лирической поэзии    |         |         |         |         |    Ответить устно на вопрос 2 на стр. 250.   |         |  
  |   138   |    Ж.- Б. Мольер.   « Мещанин во дворянстве» (сцены). Сатира на дворянство и невежественных буржуа. Черты классицизма в комедии Мольера. Мастерство писателя. Общечеловеческий смысл комедии   |         |         |         |         |    Подготовить сообщение о Ж.-Б. Мольере на стр. 253-255.   |         |  
  |   139   |    Дж. Свифт.   Слово о писателе. «Путешествие Гулливера» как сатира на государственное устройство общества    |         |         |         |         |    Подготовить сообщение о Д. Свифте на стр. 307-309.   |         |  
  |   140   |    Вальтер Скотт.   Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман  Урок-зачет.   Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе.  Итоги года.   |         |         |         |         |    Прочитать главы произведения, данные в учебнике.  Подготовить сообщение о В. Скотте на стр. 327-329.   |         |  
  |        |         |         |         |         |         |         |         |  
 
  2.И.И.Аркин. Уроки литературы в 8 классе. – М.: Просвещение, 2010
  3.И.В.Золотарева, Т. А.Крысова. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. – М.: Вако, 2013
  4.Т.О.Скиргайло, Г.Х.Ахбарова. Тематическое планирование программного материала по литературе в 8-9 классах с учетом национально-регионального компонента. – Казань: Школа, 2012
  5.Скоркина Н.М. Нестандартные формы внеклассной работы. – Волгоград: Учитель-АСТ, 2011
  6.Терентьева Н.П.. Внеклассная работа по литературе: жизнь и творчество А.С.Пушкина. 5-8 классы. – М.: Владос, 2009
  7.Гуревич С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра. – М.: Аспект Пресс, 2012
  8.Развивайте дар слова: Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров (8-9 классы)»: пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2013
  9.Подгаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению литературы: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2011
  10.Панов Б.Т. Внеклассная работа по литературе. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 2012