 
     
Проверка домашнего задания 
- Решите задания № 1, 2,3 в папке с индивидуальными дополнительными заданиями  
-  Расскажите о том где, как и когда появились древнейшие люди  
-  Опишите внешний вид древнейших людей. Чем древнейшие люди были похожи на современных , а чем отличались от них?  
-  Расскажите о том, как древнейшие люди добывали пищу? Каковы были их основные занятия?  
-  Расскажите о древнейших орудиях труда.  
-  Расскажите как и когда древнейшие люди овладели огнем? Каково было значение огня в жизни первобытного стада? 
 
Изменения климата на планете 
 
- Возьми цветные карандаши и отметь на карте места обледенения в Пермский ледниковый период 
-  Заштрихуй места , где важнейшим занятием людей было собирательство и охота 
 
Родовые общины охотников  и собирателей 
Урок № 3 
5 класс 
     
Актуализация знаний 
Почему, несмотря на похолодание, «человек разумный» не только выжил, но даже расселился по планете? 
     
Создание алгоритма работы на уроке 
- Изменения климата на планете  
-  Расселение первобытных людей  
-  Изменения занятий первобытных людей  
-  Родовые общины 
 
Расселение первобытных людей 
 
Жилище 
Пещеры – древнейшие жилища первых людей 
Шалаши и чумы – постройки из веток 
Выполните задание № 2 в папке дополнительных заданий 
     
Расселение первобытных людей 
 
Одежда 
     
Усовершенствование орудий труда 
 
- Научились пользоваться огнем. 
- Появились жилища (пещеры, землянки). 
- Появилась одежда. 
- Появились новые орудия труда (копье с каменным наконечником и гарпун с костяным наконечником). 
-  Продолжали охотиться на мамонтов, пещерных медведей, шерстистых носорогов). 
ОХОТА – главное занятие первобытных дюдей 
     
Изменения занятий первобытных людей 
 
Поработаем с иллюстрацией учебника на стр.12.  Опишите по рисунку охоту на козлов. В чем ее трудности и опасности? 
1. Почему охота стала более важным занятием, чем все остальные? 
2. Как по-вашему мнению, изменение главного занятия первобытных людей повлияло на их жизнь? 
     
Изобретение лука 
Человек давно заметил, что согнутое дерево 
распрямляется с силой. Эти наблюдения за таким 
свойством деревьев помогло сделать величайшее 
изобретение – охотничий лук и стрелы. 
Это произошло примерно 13 тыс. лет назад. 
Теперь с расстояния сотни шагов охотник мог 
поразить животное и даже птицу. 
 
     
Родовые общины 
 
Родовая община – коллектив родственников, имеющих общее жилище, запасы пищи, орудия труда, вместе ведущих хозяйство. 
Выполните задание № 1 в папке дополнительных заданий 
     
Родовые общины 
 
 
Поработаем с рисунком на стр. 13 учебника.  
- Опишите жизнь в родовой общине 
- Определите роли каждого из изображенных людей в общине. 
 
     
     
Физкультминутка 
 
     
Первичное закрепление 
Укажите верный вариант ответа: 
- Человек разумный появился: 
 а) 100 тыс. лет назад б) 40 тыс.лет назад в) 12 тыс.лет назад 
 а) обладал членораздельной речью б) не владел речью 
 в) обладал членораздельной речью и имел письменность 
- Коллектив людей разумных назывался… 
 а) стая б) стадо в) род 
- Человек разумный изобрел… 
 а) лук и стрелы б) каменное рубило в) проколку 
- Человек разумный научился…. 
 а) пользоваться огнем б) охотиться в) обрабатывать землю 
     
Что же помогло первобытным людям выжить в новых суровых условиях? 
 
 
- Освоение огня. 
- Строительство новых жилищ. 
- Изобретение новых орудий труда: гарпун, лук, стрелы, копье с каменным наконечником. 
-  Более тесное объединение людей в общины. 
 
Рефлексия 
- Сегодня на уроке я узнал… 
-  Я хотел бы узнать подробнее о … 
-  Сегодня самым трудным для меня было… 
-  Самым интересным на уроке сегодня было… 
-  Я оцениваю свои знания по новой теме на …   
 
Откройте папку с дополнительными заданиями и выполните № 3 к уроку 2 (лента времени) 
     
Домашнее задание 
1 уровень /воспроизведение/- «удовл»- «3» 
  - читать и пересказывать § 2+ письменно составить рассказ по рисунку на стр.12 «Охота на диких козлов» 
 
2 уровень /проблемный/- «хор» - «4» 
- § 2+ письменно ответить на вопросы № 1, 3 после 
текста параграфа 
 
3 уровень /поисковый/ - «отл»-«5»  
§ 2 + письменно решите проблемные исторические задачи (печатный лист)