| 1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 
 | 
  | 1 | Организационный момент.   | 
 | Приветствие учащихся; проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания; проверка домашнего задания.   | 
 | 1 | 
 | Прогнозирование своей деятельности. | Умение слушать и вступать в диалог. | Умение выделять нравственный аспект поведения. | 
  | 2 |  Актуализация опорных знаний.  
 Фронтальная беседа. |  презентация слайд 1-10 |  Вступительное слово учителя. Повторение ранее изученного материала. Вопросы и задания различного уровня. | Комментирование домашней работы. Участвуют в работе по повторению, в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы, приводят примеры. | 8 | Поиск и выделение необходимой информации. |  Выделение и осознание того, что уже пройдено. Постановка цели учебной задачи. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог. | Смыслообразование. | 
  | 3. | Мотивация учебной деятельности. | 
 |  По описанию сюжета определить, о чем идет речь. Он чрезвычайно разнообразен. На севере он, исключительно холодный, а на юге - жаркий, по восточным и юго-восточным окраинам преимущественно влажный, а в центральных районах - засушливый.    - Как вы думаете, что это? (КЛИМАТ). | Комментирование сюжета по описанию. Участвуют в работе. | 2 | 
 | Использование пройденного материала. | Умение слушать и вступать в диалог. | Смыслообразование. | 
  | 4. | Вводная беседа. Постановка целей урока. | Презентация слайд 11, 12 | Вводная беседа с учащимися. Постановка целей урока. | Участие в целеполагании. | 2 | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. | Анализировать материал и правильно выдвигать свои идеи. | Умение слушать и вступать в диалог. | Умение выделять нравственный аспект поведения | 
  | 5.   | Изучение нового материала. | Презентация слайд 13, 14, 15. |  Беседа с учащимися с опорой на известный материал:  -Вспомните, что такое погода и составьте кластер из предложенных табличек (на вспомогательной доске заранее прикреплены таблички с названиями всех элементов погоды, учащиеся выходят к доске и собирают кластер).  - А теперь, согласно вашему кластеру, давайте опишем погоду на сегодня. Индивидуальная работа:  - С помощью карты, находящейся в уч. на стр. 146, дайте описание погоды.  - Молодцы! А теперь скажите, что же вы обнаружили, несмотря на различия? - А на каких уроках вы работали с графиками? Охарактеризуйте график годового хода температур в Тарасовском районе в 2014 году и определите: а) годовую амплитуду температур воздуха; б) среднюю температуру самого теплого и самого холодного месяцев.   |  Участие в беседе.  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Учащиеся описывают погоды дня.  
  Учащиеся сравнивают прогнозы погод и делают выводы.  
 Учащиеся анализируют график годового хода температур и делают расчеты. | 8 |  Осознанное и произвольное построение речевого высказывания  
  
  Умение выбирать информацию из кластера.  
  
  
 Умение выбирать информацию из кластера |  Умение высказать свою точку зрения. Умение строить схемы.  
  Умение высказать свою точку зрения.  
  
  
 Умение высказать свою точку зрения. |  Умение слушать и вступать в диалог.  
  
  
  Умение слушать и вступать в диалог.  
  
 Умение слушать и вступать в диалог. |  Умение выделять нравственный аспект поведения.  
  
  
  
  
  
 Умение выделять нравственный аспект поведения. | 
  | 6. | Физкультминутка. | Презентация слайд 16, 17 | Вместе с учащимися выполняют упражнения. | 
 | 2 | 
 | 
 | Умение слушать и выполнять. | 
 | 
  | 7. |  Осмысление и закрепление знаний.      
 
 |  Презентация Слайд   |  Комментирует, направляет работу учащихся.  - Как бы долго не длилась зима, … за ней наступит …, а затем … лето. - Вспомните стихи о 4 сезонах года, характерных для нашей местности. | Учащиеся называют стихи, а если затрудняются, то учитель зачитывает стихи, а дети определяют о каком сезоне года идет речь? | 7 |  Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ объектов и синтез. | Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. |  Умение слушать и вступать в диалог в коллективе. Коллективное и групповое обсуждение проблем (при необходимости). Умение слушать и вступать в диалог в группе. | Ориентация в межличностных отношениях. | 
  | 8. |  Фронтальная работа.  
  
  Работа с учебником Стр. 147-149.  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 Работа по группам. |  Презентация Слайд   |  Комментирует, направляет работу учащихся.    - Итак, вы сегодня описывали погоду, характеризовали показатели за год. А как вы считаете, а что является климатом из всех этих характеристик?  - Характеризуя типы погоды, вы заметили, что в течение года она разная для нашей местности.  ВНИМАНИЕ!!! ПРОБЛЕМА!    -Какими элементами характеризуется климат?    - Вернемся к нашим записям на доске, в правой части запишем понятие климат и выберите из предложенного списка элементы, характеризующие климат.   А теперь класс разделим на 3 группы. Каждая группа приведет примеры – как климат оказывает влияние на жизнь людей? И свои примеры занесете в таблицу. |  Учащиеся формулируют понятие климат.  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Учащиеся решают проблему.  
  Учащиеся составляют кластер для климата.  
  
  
  
  
 Заполняют таблицу |  5  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 4 |  Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов.  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 
 |  Выдвижение своих идей, вариантов решений.  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Умение выбирать информацию из текста учебника и ее систематизировать. Умение систематизировать свои знания, полученные на уроке. |  Умение слушать и вступать в диалог.  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 Умение работать с учебником, выбирать информацию. |  Поиск и выделение необходимой информации.    
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 
 | 
  | 9. |  Рефлексия.  
  
  
 Возврат к целеполаганию. |  Презентация Слайд 19 |  Учащиеся выражают свое отношение к уроку.  
 - Достигли ли мы той цели, которую ставили в начале урока? |  Анализируют свою деятельность на уроке.  
 
 | 3 |  Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ и синтез объектов | Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция. |  Умение работать самостоятель но. | Профессиональное самоопределение,смыслообразование. | 
  | 7 | Подведение итогов урока, оценивание знаний | - | Подводит итоги самооценки и выставляет отметки за урок. | 
 | 2 | 
 | Оценка результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности. | Оценка своей деятельности на уроке. | Нравственно-этическая ориентация. | 
  | 8. | Домашнее задание |   Презентация Слайд 20 |  Задает творческое домашнее задание. §45, вопросы и задания на стр. 149. | Учащиеся записывают домашнее задание. | 1 | 
 | 
 | 
 | 
 |