Просмотр содержимого документа
«Познавательный проект «Природа — наш лучший друг»»
Познавательный проект
«Природа — наш лучший друг»
Участники проекта: воспитатели, дети, родители.
Вид проекта: познавательно-игровой.
Тип проекта: групповой.
Продолжительность проекта: август, сентябрь.
Актуальность проекта: Экология – это то, что окружает каждого из нас. Еще никогда так остро не стояла угроза экологического кризиса, как сегодня. На планете с пугающей стремительностью исчезают различные виды уникальных животных и растений. С каждым днем все больше загрязняется окружающая среда. Чтобы предотвратить варварское отношение к природе, стоит начинать воспитывать экологическую культуру с самых малых лет. Уже с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде. Вот почему важно научить ребенка беречь красоту природы, чтобы он в этот возрастной период понял, сколь ценно здоровье и стремился к здоровому образу жизни. Главная цель - воспитать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу, бережно распоряжаться ее богатствами. Формирование личности ребенка, его воспитание начинается с воспитания чувств через мир положительных эмоций. Именно проектная деятельность позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и формировать ее в виде культурно-значимого продукта.
Цель проекта: формирование у детей представления о необходимости бережного и созидательного отношения к объектам природы.
Задачи проекта:
Расширение представлений детей о растениях и животных;
Формирование представлений о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе;
Знакомство с правилами проведения в природе (не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.)
Развитие навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов;
Расширять знания об окружающем мире, формировать представления о взаимосвязях в природе;
Воспитывать любовь к природе родного края, восприятие её красоты и многообразия.
Ожидаемый результат:
Повышение знаний о растениях и животных родного края;
Формировать элементарные умения предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде;
Приобретение знаний о правилах поведения в лесу, на полях (не ломать ветки деревьев, не обижать животных, не кричать в лесу, не рвать без надобности цветы в поле и др.);
Повысится интерес детей к окружающей природе.
Содержание практической деятельности по реализации проекта.
1этап: Подготовительный.
Определение цели и задач проектной деятельности;
Разработка плана реализации проекта;
Подборка иллюстративного материала;
Подборка стихотворений, загадок, песен, сказок по теме;
Подборка подвижных игр по теме;
Проведение предварительной работы с родителями и детьми;
Разработка дидактических игр, пособий.
2 этап: Практический.
Образовательные области и формы работы
Речевое развитие
Беседа «Мусор Земле не к лицу…».
Цель: организовать деятельность детей на исследование проблемы, сравнение, анализ полученных результатов опытов и практическое освоение знаниями некоторых свойств предметов окружающего мира; развивать умения вести наблюдения, сравнивать, делать выводы, оформлять результаты; воспитывать культуру поведения в окружающем мире.
Чтение и заучивание стихотворения А. Усачева «Мусорная фантазия».
Цель: формировать чувство бережного отношения к природе, любви к родной земле. Пробудить в детях чувство родства с природой, умение восхищаться окружающим миром. Сформировать интерес к окружающему миру, книгам о природе. Формировать понимание ответственности человека за сохранение природы.
Беседа «Что мы знаем о воде?».
Цель: познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть); уточнить значение её для всего живого. Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная; воспитывать бережное отношение к воде.
Заучивание стихотворение Н. Григорьевой «Песня дождя».
Ситуативный разговор: «Правила поведения на воде».
Цель: закрепить знание правил безопасного поведения около водоема летом.
Беседа: «Лесные правила».
Цель: формировать положительное отношение к природе, интерес к окружающему миру и любознательность; воспитывать культуру поведения в лесу, парке.
Беседа «Правила поведения в лесу».
Цель: помочь детям осознать свое отношение к природе, правила поведения в лесу, на природе, помочь понять, как и почему надо к ней бережно относиться.
Чтение сказок об охране природы «Серая Шапочка и Красный Волк», «Жила – была река».
Цель: познакомить со сказками о природе; развивать умение видеть и чувствовать красоту родной природы. Пробуждать любовь и бережливое отношение к родной природе и ко всему живому; обучать правильному поведению в природе.
Загадки о явлениях природы.
Цель: различать изменения природы в разные времена года; понимать и ценить красоту родной природы; развивать память, мышление, логику.
Ситуативный разговор: «Что такое солнечный удар?».
Цель: дать детям элементарные представления о солнечном и тепловом ударе, обучить их мерам осторожности при сильном солнцепеке.
Познавательное развитие
Наблюдение за дождем.
Цель: пополнить знания детей о сезонных изменениях в природе, развивать речь, согласовывая глаголы с существительными.
Беседа: «Пословицы о воде».
Цель: формировать представления о пользе и значимости воды в жизни человека, учить детей понимать и объяснять значение пословиц; воспитывать трудолюбие.
Просмотр короткометражного фильма «Самая лучшая планета в Галактике».
Цель: вызвать интерес к проблеме экологического кризиса на Земле и последствий деятельности человека; формировать эмоционально-положительное отношение к окружающему миру, понимать его состояния от действий человека; воспитывать любовь к природе
Цель: расширить представления и знания детей о цветах, об их значении в нашей жизни, развивать речь детей, активизировать внимание и память, формировать желание беречь и сохранять природу, вызвать интерес к окружающему миру.
Викторины «Будь природе другом!».
Цель: формировать экологическую культуру, чувство ответственности. Воспитывать бережное отношение к природе. Развивать мышление обучающихся, учить сравнивать, обобщать, наблюдать. Создать атмосферу доброжелательности между воспитателем и обучающимися.
Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами воды.
Дидактическая игра «Экологический светофор».
Цель: продолжать уточнять представления детей об экологически правильном поведении.
Наблюдаем за насекомыми «Какие насекомые помогают, а какие вредят».
Цель: расширять знания о насекомых. Научить детей быть внимательными ко всему, что их окружает отражать в игре добрые поступки окружающих людей
Дидактические игры «Найди дерево».
Цель: распознать деревья по признакам: форма, расположение ветвей, цвет и внешний вид коры, листья, цветы.
Социально-коммуникативное развитие
Экологический практикум «Зеленая аптека».
Цель: закрепить представления детей о лекарственных дикорастущих растениях, их ценности для здоровья, правил пользования; воспитывать бережное отношение к растениям.
Игровая ситуация «Поход в лес за грибами».
Цель: дать детям представления о правильном поведении в лесу.
Сюжетно - ролевая игра «Семья».
Цель: формировать представление о коллективном ведении хозяйства, семейных взаимоотношениях, совместных досугах, воспитывать любовь, доброжелательное, заботливое отношение к членам семьи, интерес к их деятельности.
Творческая игра на подражание животным «На лугу пасутся ко…».
Цель: развитие слухового восприятия, внимания, фантазии.
Физическое развитие
Подвижная игра «Солнечный зайчик».
Цель: закрепить умение бегать легко, догоняя солнечный блик, меняя направление и темп движения в соответствии с характером перемещения солнечного зайчика, развивать быстроту движений.
Цель: упражнять детей в рисовании предметов округлой формы; воспитывать любовь к окружающему, желание поделиться с близкими своими впечатлениями; развивать наблюдательность, аккуратность в работе с красками, желание доводить дело до конца.
Рисунки на песке, песочные постройки.
Цель: организация совместной игровой деятельности, развитие фантазии и образного мышления.
Раскраски на тему «Животные, занесенные в Красную книгу».
Цель: способствовать развитию творческой деятельности.
3 этап: Заключительный.
Выставка детских рисунков.
Презентация проекта.
Вывод:
В ходе реализации проекта, мы пришла к выводу, что проектная деятельность объединяет детей общими впечатлениями, переживаниями. Проект расширяет представления детей об окружающей их природе, в частности природе родного края. Учит замечать красоту родной области.
Учит видеть в окружающем мире живые создания, которые нуждаются в заботе, охране. Формирует духовное, экологическое, нравственное и личностное отношение к действительности, представление о том, что сохранность природы – обязанность человека. Игровые приемы позволяют заинтересовать детей такой серьезной темой.
Данная работа над проектом нашла горячий отклик со стороны родителей. Родители активно включились в воспитание у детей любви к природе родного края. Вместе с детьми обобщали и уточняли свои знания. Кроме того, данная работа имела еще один положительный результат, между родителями и детьми установились прочные партнерские отношения.
Работу в данном направлении мы будем продолжать и дальше вместе с детьми и родителями.