kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Как организовать самоподготовку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа со слабовидящими детьми, имеющими интеллектуальные нарушения, требует особого подхода. В своей работе педагог должен учитывать интеллектуальные и физические особенности каждого ребёнка. 

Самоподготовка — важная составляющая образовательного процесса, особенно в условиях школы-интерната, где дети проживают в закрытом пространстве и проводят большую часть времени в образовательной среде. Слабовидящие школьники, имеющие интеллектуальные нарушения, отличаются от своих сверстников некоторыми специфическими особенности. У таких детей неустойчивое внимание, низкий уровень развития познавательных процессов, кратковременная память, слабая мотивация к обучению, низкая познавательная активность, отсутствие чувства долга, небрежное отношение к обучению, неорганизованность при выполнении заданий в школе и дома.  Дети с интеллектуальными нарушениями склонны к механической работе, не требующей умственных усилий, они не умеют следовать инструкции, плохо регулируют собственные действия, их эмоции поверхностны и неустойчивы, присутствует истощаемость нервных процессов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Как организовать самоподготовку»

Бабунова Людмила Владимировна, воспитатель ГБОУ "Трубчевская школа-интернат"





















Опыт работы

"Как организовать самоподготовку, чтобы учёба была успешной?"



































Работа со слабовидящими детьми, имеющими интеллектуальные нарушения, требует особого подхода. В своей работе педагог должен учитывать интеллектуальные и физические особенности каждого ребёнка.

Самоподготовка — важная составляющая образовательного процесса, особенно в условиях школы-интерната, где дети проживают в закрытом пространстве и проводят большую часть времени в образовательной среде. Слабовидящие школьники, имеющие интеллектуальные нарушения, отличаются от своих сверстников некоторыми специфическими особенности. У таких детей неустойчивое внимание, низкий уровень развития познавательных процессов, кратковременная память, слабая мотивация к обучению, низкая познавательная активность, отсутствие чувства долга, небрежное отношение к обучению, неорганизованность при выполнении заданий в школе и дома.  Дети с интеллектуальными нарушениями склонны к механической работе, не требующей умственных усилий, они не умеют следовать инструкции, плохо регулируют собственные действия, их эмоции поверхностны и неустойчивы, присутствует истощаемость нервных процессов.

На самоподготовке некоторые дети становятся вялыми и пассивными, другие - вспыльчивыми и агрессивными, могут нагрубить, становятся жестокими. Со стороны воспитателя в процессе самоподготовки требуется индивидуальный подход к каждому воспитаннику.

Я хочу поделиться своим опытом организации такой самоподготовки, которая бы способствовала развитию самостоятельности обучающихся.

Цели самоподготовки

Самоподготовка направлена на формирование умений самостоятельной деятельности, укрепление знаний, полученных на уроках, и развитие социальных навыков. В процессе работы важно учитывать:

  • Образовательную цель – закрепление знаний, полученных на уроках, и их применение на практике.

Нужно дать детям возможность работать с материалом, повторять изученные темы, решать задачи и закреплять теоретические знания, полученные на уроках.

  • Воспитательную цель – формирование организованности, дисциплинированности и готовности помогать друг другу.

  • Развивающую цель. Создать положительное отношение к учебной деятельности, развивать веру в собственные силы через поэтапное преодоление трудностей.

Особую роль играют коррекционные задачи. Необходимо заботиться о здоровье и сохранности остаточного зрения воспитанников, развитию трудолюбия, памяти, внимания, мышления, восприятия и других когнитивных функций, которые могут быть ослаблены вследствие различных заболеваний.

Воспитатель должен обеспечить такие условия для работы, которые не будут перегружать физическое и психоэмоциональное состояние детей.

Задачи самоподготовки

  1. Закрепление и углубление усвоенных знаний. Самоподготовка помогает детям закреплять знания, полученные на уроках, через повторение и выполнение заданий. Важно, чтобы они могли отработать изученный материал, например, с помощью различных упражнений, заданий на слух или практических заданий.

  2. Развитие самостоятельности и уверенности. Дети с интеллектуальными нарушениями могут испытывать трудности при выполнении самостоятельной работой, а самоподготовка становится инструментом для постепенного освоения этих навыков. Задача — дать детям возможность самостоятельно подходить к выполнению задания, но с постепенным увеличением сложности и оказанием поддержки.

  3. Использование здоровьесберегающих технологий. В процессе самоподготовки важно предусматривать перерывы для отдыха и физические упражнения, которые помогут избежать эмоциональной и физической перегрузки.

Роль коррекционных технологий при организации самоподготовки.

1.Использование наглядных и тактильных материалов. Слабовидящие дети пользуются учебными материалами, выполненными крупным шрифтом. Для более прочного усвоения материала целесообразно использовать графики, схемы и карты. Незрячие школьники при подготовке домашних заданий пользуются тактильными книгами, книгами, выполненными шрифтом Брайля, и специальными устройствами для озвучивания текста.

2. Коррекция внимания и восприятия. Для обучающихся с неустойчивым вниманием важно чередовать виды деятельности: задания на слух, визуальные упражнения, практические задания и элементы игры. Это позволяет удерживать внимание детей и работать с концентрацией.

3. Методика работы с психоэмоциональной сферой. Регулярная работа с детьми на развитие уверенности в себе, использование метода «малых шагов» для достижения успехов и уменьшение стресса способствует улучшению функционального состояния лиц с психосоматическими расстройствами вне зависимости от их пола, возраста, степени внушаемости.

Важно поощрять любые успехи, даже самые незначительные, чтобы дети чувствовали себя значимыми и способными.

Здоровьесберегающие технологии

  1. Регулярные перерывы и физическая активность. Важно устраивать активные перерывы в процессе самоподготовки — гимнастика для глаз, лёгкая разминка или дыхательные упражнения, релаксационные упражнения - всё это помогает детям расслабиться, снять напряжение и вернуться к учебной деятельности с новым ресурсом энергии.

  2. Эргономичные условия работы. Рабочее место должно быть оборудовано с учётом потребностей детей: удобные столы и стулья, правильное освещение (особенно для слабовидящих детей), а также наличие специальных приборов, таких как лупа, портативные увеличители, стационарные увеличители или электронные устройства, озвучивающие текст.

  3. Занятия с использованием мультимедийных технологий. Для детей с нарушениями зрения можно использовать специальные приложения в смартфоне, которые озвучивают текст, читают книги, предоставляют визуальные или аудиовизуальные подсказки. Это позволяет ребенку легче воспринимать информацию.

Как организовать самоподготовку

1. Организация самоподготовки начинается с организационного момента. Важно создать комфортную обстановку: проветрить помещение, приготовить рабочие места. Упражнения для настроя (дыхательная гимнастика, аутотренинг) помогают создать позитивный настрой и уверенность у детей.

2. Чёткая структура времени. Я стараюсь организовать самоподготовку так, чтобы она включала чередование различных видов деятельности. Например, на первом этапе дети могут заниматься чтением с использованием увеличительных приборов или аудиофайлов, затем выполняют задания по математике с помощью тактильных карточек, а затем выполняют задания для развития логического мышления, включая физическую активность и гимнастику для глаз.

3. Детальный контроль и индивидуальные консультации. Работая с каждым ребенком, я уделяю внимание тому, чтобы задания соответствовали уровню их развития. Для слабовидящих детей я использую не только наглядные материалы, но и диктую задания, а также контролирую, чтобы школьники не перегружались и могли выполнить работу в необходимом объёме.

4. Регулярные обратные связи. Важно, чтобы дети знали, что их усилия замечены. После выполнения заданий я всегда даю обратную связь, подчеркивая достижения, даже если они небольшие. Это поддерживает мотивацию к обучению и помогает ребенку двигаться вперед.

Для слабоуспевающих учеников я использую индивидуальные карточки, памятки, которые помогают в усвоении материала. Между выполнениями учебных заданий, включаю элементы физкультминуток и гимнастику для глаз, что особенно важно для профилактики утомления.

Для ребят, быстро выполняющих задания, предлагаю дополнительные задачи: кроссворды, шарады или интересный материал по изучаемой теме. Это поддерживает мотивацию и создаёт у детей чувство успеха.

Итоги и рефлексия

В конце важно подвести итоги, чтобы дети могли оценить свою работу. Такие вопросы, как «Как вы думаете, какую отметку вы получите завтра?» или «Что удалось лучше всего?» помогают развивать навыки самоконтроля.

Самоподготовка для слабовидящих обучающихся, имеющих интеллектуальные нарушения, требует использования индивидуальных подходов, коррекционных и здоровьесберегающих технологий. Правильная организация процесса с учётом физических и интеллектуальных особенностей учащихся, поможет развить у детей не только навыки самостоятельности, но и уверенность в себе и своих силах. Важно, чтобы каждый ребенок чувствовал поддержку и мог достичь успехов в обучении.

Бабунова Л. В., воспитатель ГБОУ «Трубчевская школа-интернат».




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Как организовать самоподготовку

Автор: Бабунова Людмила Владимировна

Дата: 07.04.2025

Номер свидетельства: 668085

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) ""Как успешно организовать самоподготовку в условиях школы-интерната" "
    ["seo_title"] => string(73) "kak-uspieshno-orghanizovat-samopodghotovku-v-usloviiakh-shkoly-intiernata"
    ["file_id"] => string(6) "185208"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1426159391"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Организация и проведение самоподготовки в группе продленного дня "
    ["seo_title"] => string(76) "orghanizatsiia-i-proviedieniie-samopodghotovki-v-ghruppie-prodliennogho-dnia"
    ["file_id"] => string(6) "126315"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415140041"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Методика организации самоподготовки в условиях школы-интернат"
    ["seo_title"] => string(69) "mietodika_orghanizatsii_samopodghotovki_v_usloviiakh_shkoly_intiernat"
    ["file_id"] => string(6) "379124"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1484373608"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Самостоятельная работа как способ развития и воспитания студентов (опыт работы преподавателей цикла ОПД)"
    ["seo_title"] => string(99) "samostoiatielnaiarabotakaksposobrazvitiiaivospitaniiastudientovopytrabotypriepodavatielieitsiklaopd"
    ["file_id"] => string(6) "299913"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456635823"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(232) "Результативность олимпиадного движения как определяющая компонента развития одаренности обучающихся в предметных областях "
    ["seo_title"] => string(148) "riezul-tativnost-olimpiadnogho-dvizhieniia-kak-opriedieliaiushchaia-komponienta-razvitiia-odariennosti-obuchaiushchikhsia-v-priedmietnykh-oblastiakh"
    ["file_id"] => string(6) "232572"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442859970"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства