Результативность  олимпиадного движения как определяющая компонента развития одаренности обучающихся в предметных областях.
       «Нет без явно усиленного трудолюбия ни талантов, ни гениев».
Д.И. Менделеев 
          Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен развивать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.
           Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача же школы – поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности.
             Среди многочисленных приемов работы, ориентированных на интеллектуальное развитие школьников, особое место занимают предметные олимпиады.
           Организация работы по подготовке одарённых  учащихся  к участию  в олимпиадном движении  различного уровня  остаётся  наиболее актуальной и значимой для школьного образования, так как именно олимпиады являются одним из показателей результативности творческой работы учителя и учащихся. Из года в год олимпиадные задания становятся все сложнее,  возрастает значение межпредметных  связей:  химикам и биологам нужны азы генетики и биохимии; географам и  астрономам не обойтись без знаний математики  и  физики, физикам  необходимы  технические знания   и экспериментальные  навыки  и т.д.  Сегодня, в современной школе,  учителю  необходимо  умение  учить детей  учиться. Поэтому, при организации работы с одаренным школьником возникает необходимость создания индивидуального образовательного маршрута, в частности, модели подготовки учащегося к олимпиаде.
            Когда мы слышим слово «олимпиада», то ассоциируем его с сильными учащимися, отличниками. Подобный подход оправдан, если речь идет о районных, краевых, Всероссийских и Международных очных олимпиадах. На таких уровнях сама цель олимпиад – выявление одаренных и нестандартно мыслящих учащихся, определение сильнейших из них.
          В настоящее время создана сеть заочных предметных олимпиад по всем учебным предметам. Цель олимпиад этого вида несколько иная – это ознакомление учащихся с задачами предметных уровней и предоставление возможности сравнить свои успехи в изучении областей науки с успехами своих ровесников.
        Участие школьников в заочных олимпиадах краевого, Российского, Всероссийского и Международного уровня имеет целый ряд привлекательных моментов и для ученика, и для родителей и для учителей:
•        дает возможность школьникам и их учителям защищать честь своей школы;
•        создает ситуацию успеха, поднимает интерес учащихся к изучению предмета;
•        привлекает учащихся уже с начальных классов к участию в Олимпиадах, через несколько лет, будучи старшеклассниками, они станут «ветеранами» интеллектуальных турниров, которых можно будет смело отправить на любое соревнование;
•        некоторые олимпиады («Кенгуру», КИТ, «Русский медвежонок») проходят в том же тестовом формате, что и ЕГЭ, предоставляя учащимся возможность за несколько лет освоить данную форму тестирования;
•        по итогам проведения олимпиады учителя, ученики и их родители могут ознакомиться с результатами всех участников по нескольким критериям: по классам, по регионам, по населенным пунктам, узнать свой результат и сравнить его с лучшим;
•        каждый участник имеет возможность получить диплом призера или участника, сертификат для школьного портфолио, которые могут послужить лишним «козырем» при поступлении в ВУЗ.
Опыт работы с одарёнными продуктивен при наличии четырех составляющих:
а) ученика,  б) учителя, в) родителей и г) взаимоотношений между учеником, учителем и родителем.
У ученика, способного к участию в олимпиаде, в наличии – превосходная память, максимальная концентрация внимания, психологическая готовность к состязанию, испытанию, стремление к самопознанию.
У учителя – огромная увлечённость (но не фанатизм) предметом, стремление к качеству работы, плюс широкий кругозор (в виде дополнительных увлечений, среди которых главнейшее – психология).
Семья одаренного ребенка во всех случаях имеет непосредственное отношение к развитию его личности и одаренности. Как бы мы ни рассматривали роль и вес природно-обусловленных факторов или влияние целенаправленного обучения и воспитания (школы) на развитие личности и одаренности ребенка, во всех случаях значение семьи остается решающим.
На развитие одаренности ребенка влияет отношение родителей. Существуют такие типы отношений: отрицательное; игнорирующее; положительное; гиперсоциализация (когда родители видят в одаренности престижность, возможность самоутверждения через выдающиеся способности своих детей или реализации своих несбывшихся потенциальных возможностей).
Практика подсказывает, что семья одаренного ребенка - это семья с определенными ценностями: образования, развития ребенка, участия в его делах, успехах и неудачах. И примерами таких семей у нас являются семьи Силаковых, Семушкиных.
Взаимоотношения между учеником и учителем - это важнейший элемент, т.е. главная информационная магистраль.
          Я начинаю  работу  по подготовке к олимпиадам с выявления учащихся, которые проявляют интерес к предмету. В сентябре организую анкетирование учащихся. Цель анкетирования заключается в выявлении школьников, которые стремятся к получению новой информации и хотели бы участвовать в предметной олимпиаде.
Вопросы могут быть иметь следующие формулировки:
	- Интересно ли вам участвовать в  интеллектуальном соревновании?
- Любите ли вы решать задания повышенной сложности?
- Хотели бы вы принять участие в олимпиаде по физике?
- Имеете ли вы опыт участия в олимпиадах?
После анализа ответов анкеты выявляю учеников, из которых формируется группа для подготовки к олимпиадам по предмету.
Кроме того,  выявляю наиболее подготовленных, одаренных и заинтересованных школьников через:
•        наблюдения в ходе уроков;
•        организацию исследовательской,   кружковой работы и проведение других внеклассных мероприятий по предметам;
•        оценку способностей школьников и анализ их успеваемости по смежным дисциплинам.
Далее  планирую работу с группой таких  школьников:
1. Расширение кругозора учащихся:
•        работаем в Интернете
•        участвуем в дистанционных предметных конкурсах и олимпиадах
•        участвуем в олимпиадах, проводимых ВУЗами (Наследники Левши)
2. Решение олимпиадных задач прошлых лет.
В своей работе использую две  формы подготовки к олимпиадам:
	- внешнюю
- внутреннюю
          Первая форма построена на основе раздельного обучения учащихся (в виде их отбора в группы для подготовки к олимпиадам по физике во внеучебное время). Вторая форма подготовки основана на смешанном обучении будущих участников олимпиад в обычном классе общеобразовательной школы (в виде дифференцированного обучения, индивидуальных образовательных программ, консультирования, тьюторства и т. д.).
Таким образом, формируется  траектория подготовки к олимпиадам - система подготовки участников олимпиад:
•        базовая школьная подготовка по предмету;
•        подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования (кружки, факультативы, курсы по выбору);
•        самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете и т.д.);
•        целенаправленная подготовка к участию в определенном этапе соревнования по тому или иному предмету (как правило, такая подготовка осуществляется под руководством педагога, имеющего опыт участия в олимпиадном движении).
          Бесспорно, олимпиады являются важнейшим фактором поиска и выявления интеллектуальной одаренной молодежи, формированием интеллектуального потенциала будущей элиты для профессиональной научно-исследовательской, производственной, административной и предпринимательской деятельности.
          Олимпиада по предмету - это не только проверка образовательных достижений учащихся, но и познавательное, эвристическое, интеллектуально-поисковое соревнование школьников в творческом применении знаний, умений, способностей, компетенций по решению нестандартных заданий и заданий повышенной сложности
            
                                    Просмотр содержимого документа
                                                    
                    «Результативность  олимпиадного движения как определяющая компонента развития одаренности обучающихся в предметных областях»
                            
            
                                                             Результативность олимпиадного движения как определяющая компонента развития одаренности обучающихся в предметных областях.
  «Нет без явно усиленного трудолюбия ни талантов, ни гениев».
 Д.И. Менделеев  
  Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен развивать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.  
  Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача же школы – поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности.
  Среди многочисленных приемов работы, ориентированных на интеллектуальное развитие школьников, особое место занимают предметные олимпиады.
  Организация работы по подготовке одарённых учащихся к участию в олимпиадном движении различного уровня остаётся наиболее актуальной и значимой для школьного образования, так как именно олимпиады являются одним из показателей результативности творческой работы учителя и учащихся. Из года в год олимпиадные задания становятся все сложнее, возрастает значение межпредметных связей: химикам и биологам нужны азы генетики и биохимии; географам и астрономам не обойтись без знаний математики и физики, физикам необходимы технические знания и экспериментальные навыки и т.д. Сегодня, в современной школе, учителю необходимо умение учить детей учиться. Поэтому, при организации работы с одаренным школьником возникает необходимость создания индивидуального образовательного маршрута, в частности, модели подготовки учащегося к олимпиаде.
  Когда мы слышим слово «олимпиада», то ассоциируем его с сильными учащимися, отличниками. Подобный подход оправдан, если речь идет о районных, краевых, Всероссийских и Международных очных олимпиадах. На таких уровнях сама цель олимпиад – выявление одаренных и нестандартно мыслящих учащихся, определение сильнейших из них.
  В настоящее время создана сеть заочных предметных олимпиад по всем учебным предметам. Цель олимпиад этого вида несколько иная – это ознакомление учащихся с задачами предметных уровней и предоставление возможности сравнить свои успехи в изучении областей науки с успехами своих ровесников.
  Участие школьников в заочных олимпиадах краевого, Российского, Всероссийского и Международного уровня имеет целый ряд привлекательных моментов и для ученика, и для родителей и для учителей:
 • дает возможность школьникам и их учителям защищать честь своей школы;
 • создает ситуацию успеха, поднимает интерес учащихся к изучению предмета;
 • привлекает учащихся уже с начальных классов к участию в Олимпиадах, через несколько лет, будучи старшеклассниками, они станут «ветеранами» интеллектуальных турниров, которых можно будет смело отправить на любое соревнование;
 • некоторые олимпиады («Кенгуру», КИТ, «Русский медвежонок») проходят в том же тестовом формате, что и ЕГЭ, предоставляя учащимся возможность за несколько лет освоить данную форму тестирования;
 • по итогам проведения олимпиады учителя, ученики и их родители могут ознакомиться с результатами всех участников по нескольким критериям: по классам, по регионам, по населенным пунктам, узнать свой результат и сравнить его с лучшим;
 • каждый участник имеет возможность получить диплом призера или участника, сертификат для школьного портфолио, которые могут послужить лишним «козырем» при поступлении в ВУЗ.
 Опыт работы с одарёнными продуктивен при наличии четырех составляющих:  
 а) ученика, б) учителя, в) родителей и г) взаимоотношений между учеником, учителем и родителем.
 У ученика, способного к участию в олимпиаде, в наличии – превосходная память, максимальная концентрация внимания, психологическая готовность к состязанию, испытанию, стремление к самопознанию.
 У учителя – огромная увлечённость (но не фанатизм) предметом, стремление к качеству работы, плюс широкий кругозор (в виде дополнительных увлечений, среди которых главнейшее – психология).
 Семья одаренного ребенка во всех случаях имеет непосредственное отношение к развитию его личности и одаренности. Как бы мы ни рассматривали роль и вес природно-обусловленных факторов или влияние целенаправленного обучения и воспитания (школы) на развитие личности и одаренности ребенка, во всех случаях значение семьи остается решающим.
 На развитие одаренности ребенка влияет отношение родителей. Существуют такие типы отношений: отрицательное; игнорирующее; положительное; гиперсоциализация (когда родители видят в одаренности престижность, возможность самоутверждения через выдающиеся способности своих детей или реализации своих несбывшихся потенциальных возможностей).
 Практика подсказывает, что семья одаренного ребенка - это семья с определенными ценностями: образования, развития ребенка, участия в его делах, успехах и неудачах. И примерами таких семей у нас являются семьи Силаковых, Семушкиных.
 Взаимоотношения между учеником и учителем - это важнейший элемент, т.е. главная информационная магистраль.
  Я начинаю работу по подготовке к олимпиадам с выявления учащихся, которые проявляют интерес к предмету. В сентябре организую анкетирование учащихся. Цель анкетирования заключается в выявлении школьников, которые стремятся к получению новой информации и хотели бы участвовать в предметной олимпиаде.
 Вопросы могут быть иметь следующие формулировки:
  -  Интересно ли вам участвовать в интеллектуальном соревновании? 
-  Любите ли вы решать задания повышенной сложности?   
-  Хотели бы вы принять участие в олимпиаде по физике? 
-  Имеете ли вы опыт участия в олимпиадах? 
После анализа ответов анкеты выявляю учеников, из которых формируется группа для подготовки к олимпиадам по предмету.
 Кроме того, выявляю наиболее подготовленных, одаренных и заинтересованных школьников через:
 • наблюдения в ходе уроков;  
 • организацию исследовательской, кружковой работы и проведение других внеклассных мероприятий по предметам;
 • оценку способностей школьников и анализ их успеваемости по смежным дисциплинам.
 Далее планирую работу с группой таких школьников:  
 1. Расширение кругозора учащихся:
 • работаем в Интернете
 • участвуем в дистанционных предметных конкурсах и олимпиадах  
 • участвуем в олимпиадах, проводимых ВУЗами (Наследники Левши)
 2. Решение олимпиадных задач прошлых лет.
 В своей работе использую две формы подготовки к олимпиадам:
  -  внешнюю 
-  внутреннюю 
 Первая форма построена на основе раздельного обучения учащихся (в виде их отбора в группы для подготовки к олимпиадам по физике во внеучебное время). Вторая форма подготовки основана на смешанном обучении будущих участников олимпиад в обычном классе общеобразовательной школы (в виде дифференцированного обучения, индивидуальных образовательных программ, консультирования, тьюторства и т. д.).  
 Таким образом, формируется траектория подготовки к олимпиадам - система подготовки участников олимпиад:
 • базовая школьная подготовка по предмету;
 • подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования (кружки, факультативы, курсы по выбору);
 • самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете и т.д.);
 • целенаправленная подготовка к участию в определенном этапе соревнования по тому или иному предмету (как правило, такая подготовка осуществляется под руководством педагога, имеющего опыт участия в олимпиадном движении).
 
 
  Бесспорно, олимпиады являются важнейшим фактором поиска и выявления интеллектуальной одаренной молодежи, формированием интеллектуального потенциала будущей элиты для профессиональной научно-исследовательской, производственной, административной и предпринимательской деятельности.
  Олимпиада по предмету - это не только проверка образовательных достижений учащихся, но и познавательное, эвристическое, интеллектуально-поисковое соревнование школьников в творческом применении знаний, умений, способностей, компетенций по решению нестандартных заданий и заданий повышенной сложности
                                                  
         
            
            
                                    Просмотр содержимого презентации
                                                    
                    «к педсовету»
                            
            
                                                            
     
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №1» 
Результативность олимпиадного движения как определяющая компонента развития одаренности обучающихся в предметных областях. 
Учитель физики Бауманис С.М. 
Щекино,2014 
    
В разделе «Развитие системы поддержки талантливых детей» Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» говорится следующее: « В ближайшие годы в России будет выстроена разветвленная система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей. 
Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе. Старшеклассникам нужно предоставить возможность обучения в заочных, очно-заочных и дистанционных школах, позволяющих им независимо от места проживания осваивать программы профильной подготовки. Требуется развивать систему олимпиад и конкурсов школьников, практику дополнительного образования, отработать механизмы учета индивидуальных достижений школьников при приеме в вузы. 
Одновременно следует развивать систему поддержки сформировавшихся талантливых детей. Это, прежде всего, образовательные учреждения круглосуточного пребывания. Для ребят, проявивших свои таланты в различных областях деятельности, будут организованы слеты, летние и зимние школы, конференции, семинары и другие мероприятия, поддерживающие сформировавшуюся одаренность. 
Работа с одаренными детьми должна быть экономически целесообразной. Норматив подушевого финансирования следует определять в соответствии с особенностями школьников, а не только образовательного учреждения. Учитель, благодаря которому школьник добился высоких результатов, должен получать значительные стимулирующие выплаты». Приказ №271от 04.02.2010 г 
     
Олимпиады – одна из общепризнанных форм работы с одаренными школьниками. 
заочные 
очные 
- Сайт всероссийской олимпиады школьников http://rosolymp.ru/ 
- Блог «Международные предметные олимпиады» www.world-olymp.livejournal.com 
- Блог «Всероссийская олимпиада школьников» www.ros-olymp.livejournal.com 
- Центр поддержки одаренных детей ХКИРО http://cpod.ippk.ru/ 
 
Заочные предметные олимпиады. 
Цель олимпиад этого вида несколько иная – это ознакомление учащихся с задачами предметных уровней и предоставление возможности сравнить свои успехи в изучении областей науки с успехами своих ровесников. 
Всероссийские предметные олимпиады "Белый ветер" 
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ 
МЫШЛЕНИЯ И ИНТЕЛЛЕКТА 
ВСЕРОССИЙСКИЕ ДИСТАНЦИОННЫЕ 
ОЛИМПИАДЫ И КОНКУРСЫ 
     
Участие школьников в заочных олимпиадах разного уровня 
- дает возможность школьникам и их учителям защищать честь своей школы; 
- создает ситуацию успеха, поднимает интерес учащихся к изучению предмета; 
- привлекает учащихся уже с начальных классов к участию в Олимпиадах, через несколько лет, будучи старшеклассниками, они станут «ветеранами» интеллектуальных турниров, которых можно будет смело отправить на любое соревнование; 
- некоторые олимпиады («Кенгуру», КИТ, «Русский медвежонок») проходят в том же тестовом формате, что и ЕГЭ, предоставляя учащимся возможность за несколько лет освоить данную форму тестирования; 
- по итогам проведения олимпиады учителя, ученики и их родители могут ознакомиться с результатами всех участников по нескольким критериям: по классам, по регионам, по населенным пунктам, узнать свой результат и сравнить его с лучшим; 
- каждый участник имеет возможность получить диплом призера или участника, сертификат для школьного портфолио, которые могут послужить лишним «козырем» при поступлении в ВУЗ. 
 
Опыт работы с одарёнными продуктивен при наличии четырех составляющих: 
Взаимо-отношения 
     
Выявление учащихся, 
которые проявляют интерес 
 к предмету 
- анкетирование учащихся; 
- наблюдения в ходе уроков; 
- организацию исследовательской, кружковой работы и проведение других внеклассных мероприятий по предметам; 
- оценку способностей школьников и анализ их успеваемости по смежным дисциплинам. 
 
Формы и методы работы по подготовке к олимпиадам 
1. Расширение кругозора учащихся: 
•  работаем в Интернете 
•  участвуем в дистанционных предметных конкурсах и олимпиадах 
•  участвуем в олимпиадах, проводимых ВУЗами (Наследники Левши) 
2. Решение олимпиадных задач прошлых лет. 
     
 
     
     
     
     
Траектория подготовки к олимпиадам - 
- базовая школьная подготовка по предмету; 
- подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования; 
- самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете и т.д.); 
- целенаправленная подготовка к участию в определенном этапе соревнования по тому или иному предмету. 
 
     
 «Нет без явно усиленного трудолюбия ни талантов, ни гениев». Д.И. Менделеев