Конспект урока биологии для учащихся 11 класса
  по теме «Вид и критерии вида»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Составлен учителем биологии
 МКОУ СОШ «Образовательный центр» г. Зуевка
 Никулиной Надеждой Александровной
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Конспект урока биологии для учащихся 11 класса
  по теме «Вид. Критерии вида»
 Дидактическая цель: создать условия для применения изученного материала, выявления условия овладения системой знаний и умений.
 Образовательные задачи: расширение знаний учащихся о виде как целостной структуре живого, о критериях вида, структурировать приобретённые знания и применить их на практике.
  Развивающие задачи: развитие способности классифицировать, выделять новую информацию и ее транслировать, развитие умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, элементами творческой деятельности, умения общаться. Формировать толерантность учащихся, наблюдательность, внимательность.
 Воспитательные задачи: способствовать воспитанию культуры умственного труда, воспитывать самостоятельность и аккуратность при выполнении практической работы и заполнении таблицы.
 Тип урока - урок комплексного применения знаний.
 ФОПД- фронтальная, индивидуальная, парная, групповая
 Методы обучения - частично -поисковый, исследовательский, проблемный.
 Технология- приемы технологии развития критического мышления.
  Оборудование-
мультимедиа проектор, компьютер, наглядный и дидактический материал.  Этапы урока. 
   Мотивация учебной деятельности и целеполагание   Актуализация   Осмысление     Применение знаний   Обобщение и систематизация результатов выполнения заданий   Рефлексия   Итоги урока и домашнее задание 
Ход урока.
 Мотивация урока.
 Мотивация учебной деятельности через осознание учащимися практической значимости применяемых знаний и умений.  
 Урок начинается в демонстрации электронной авторской презентации «Наш лес»о растениях и животных нашего края с музыкальным сопровождением, на фоне которой чтение учителем стихотворения Я.Акима«Есть одна планета – сад»
 Есть одна планета – сад
 В этом космосе холодном.
 Только здесь леса шумят, 
 Птиц скликая перелетных.
 Лишь на ней одной цветут
 Ландыши в траве зеленой,
 И стрекозы только тут
 В речку смотрят удивленно.
 2. Выступает ученица с дополнительной информацией о разнообразии видов в природе. (Приложение 1)
 3. Вопрос учителя классу. На основании электронной презентации «Наш лес», дополнительной информации определите тему урока. Ученики вносят предложения и вместе уточняют тему урока «Вид и критерии вида». Определяют лишний объект на слайдах презентации и объясняют почему лишний?.
 3. Прием технологии КМ«ЗУН (знаю, узнал, надо)», который создает ситуацию столкновения знаний и незнаний. Заполнение в таблице «Знаю» в течении 1 мин.
  4. Целеполагание. Определение целей и задач урока и заполнение в таблице «Надо узнать»
 Актуализация.
 1.Прием «Кластер».Вопрос учителя классу «Что вы знаете о видах? Что такое вид?» Поработайте в паре 1 минуту и представьте одинаковую информацию для класса по теме из таблицы «ЗУН». После представления краткие записи быстро выполняются на доске.
 2.Работа с информационным листом. Задание: выберите правильное понятие «Вид» и запишите в тетради.
 3.Прием технологии критического мышления « Игровая ситуация». Инсценировка « Встреча с учеными». Ученики исполняют роли Д. Рей, К. Линнея, Ж. Ламарка, Ч. Дарвина, Н.И. Вавилова и представляют свои высказывание о виде.(Приложение 2)
 4.На фоне выступлений ученых демонстрация электронной презентации «Вид и критерии вида», которая была создана учениками предыдущих выпусков для урока биологии.
     Осмысление.  
Осмысление содержания и последовательности применения практических действий при выполнения предстоящих заданий. 1.Фронтальная работа. 
Вопрос учителя классу: 
«Что такое критерий вида? Какие критерии вида вы знаете?(Ответы учащихся) 2.Задание для самостоятельной работы с информационным листом. 
Найдите информацию о критериях вида и выпишите в тетрадь.     Применение знаний. 1.Самостоятельное и парное выполнение учащимися
 практической работы «Определение критериев вида» по художественному тексту « Рапторы». Выписать в тетрадь критерии вида из текста. Определить вид, о котором идет речь.     Обобщение и систематизация результатов выполнения заданий. 
   Прием технологии КМ «Взаимообучение» с использованием методики Баженова-Ривина по схеме. 
 
  
  
        
    
 
  
 
  
 
  
 
 Задания для индивидуальной и групповой работы
 Прочитайте текст «Рапторы»
 Найдите признаки (критерии) вида, определите их.
 Уч-ся парты 1и 3 вариант 1 определяют морфологический и географический критерии
 Уч-ся парты 1 и3 вариант 2 определяют генетический и физиологический критерии
 Уч-ся парты 2 и 4 вариант 1 определяют исторический и биохимический критерии
 Уч-ся парты 2 и 4 вариант 2 определяют экологический и этологический критерий
 Данные занесите в таблицу
     | Названия критерия | Пример из текста | 
  | 
 | 
 | 
 
  Поработайте в паре сменного состава, расскажите о своих критериях одноклассникам.
 Занесите данные от одноклассников в таблицу.
  Приготовьтесь выступить по итогам практической работы.  
 
 
  Рефлексия учебной деятельности на уроке.
 1. Оцените степень реализации поставленных целей по с таблице ЗУН, выполните записи в графе «Узнал»
 2.Работа с рефлексивным листом по вопросам и прослушиванием ответов некоторых учеников.
 1. Что нового узнали на уроке?
 2.Что было сложно?
 3. Какую оценку поставишь за знания? За работу на уроке?
  
 
 Домашнее задание.
 Задание на дом дифференцированное:
 обязательное для всех– прочитать  § 4.5
 задание по выбору: подготовить мини- сообщение на тему:  
 «Правда ли, что ворон – это муж вороны? или «Как осенью заяц- русак превращается в зайца-беляка?»
 
 
  Спасибо за работу на уроке.
 
 
  
 
  Приложения к уроку.
 Приложение 1
 Выступление ученицы:«Одной из главных особенностей биологической материи на нашей планете является биологическое разнообразие или «квантированость». Это выражается в том, что оно представлено отдельными видами. Видовое многообразие живых организмов на нашей планете очень велико.  
 В умеренных широтах обитает около 1миллиона видов, некоторые ученые считают, что на Земле не менее 5 миллионов видов. Биологическое разнообразие живых организмов доказывает процесс эволюции и продолжение жизни на планете. Сейчас известно более 2млн.видов животных,500 тыс. видов растений, боле 100 тыс. видов грибов, большое кол-во штаммов микроорганизмов и вирусов. Ученые постоянно открывают и описывают новые виды живых организмов».
 
 
 Приложение 2.
 Текст выступления «ученых»
 Натуралист Джон Рей (1627—1709г.г.)
 Вид- это реальные индивидумы отличаются по внешнему и внутреннему строению и скрещиваются между собой.
  Все индивидуумы, принадлежащие к одному виду, могут свободно скрещиваться в природе и продуцировать потомство, относящееся к тому же самому виду. Мое учение о виде подтверждает, что признаки, по которым один вид организма отличался от другого. Основным признаком вида является -воспроизводить себе подобных
 Шведский ученый Карл Линней (1707—1778г.г.)
 «Виды — совокупность сходных по строению особей, дающих плодовитое потомство. Виды объективно существуют в природе и между видами имеются различия. Вид есть универсальная форма существования жизни, что это реально существующая таксономическая единица. Вид состоит из многих сходных индивидов, которые произошли от одной первоначальной, созданной Богом, пары.:считал, что виды постоянные и не изменяются. В своем труде “Система природы” (1735) он заложил основы современной систематики. Так, например, явно различаются между собой по внешним признакам медведь и волк. Но волк, шакал, гиена, лисица внешне более сходны, так как принадлежат к одному семейству — волчьих. Еще в большей степени сходна внешность у видов одного рода, например волк и собака.
  Науке предложил двойную номенклатуру, согласно которой каждый вид организма имеет только одно, присущее ему название, состоящее из двух слов — родового (существительное) и видового (прилагательное). Название дается на латинском языке». 
 Жан Батист Ламарк 1744—1829
 «Согласно теории Ламарка все виды организмов постоянно изменяются в направлении от простых форм к сложным. Говоря об этих изменениях, Ламарк отрицал реальность существования видов в природе и считал, что эта категория придумана учеными лишь для облегчения классификации организмов виды в природе не существуют, а реально существует только особь.»
 Английский ученый Ч.Дарвин
 «Виды реально существуют в природе, но они относительно постоянны, т.е. виды возникают и развиваются, а затем либо вымирают, либо изменяются, давая начало новым видам. Главный труд своей жизни Чарлз Дарвин назвал
 “Происхождение видов путем естественного отбора или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь” (1859).все виды живых организмов эволюционируют во времени и происходят от общих предков.  
 Из всего сказанного ясно, что термин "вид" я считаю совершенно произвольным, придуманным для удобства, для обозначения групп особей, близко между собой сходных, и существенно не отличающимся от термина "разновидность", которым обозначают формы, менее резко различающиеся и более колеблющиеся в своих признаках". "Виды - только резко выраженные и постоянные разновидности". "Согласно моим взглядам, разновидности - это виды, захваченные в процессе образования, или, как я их назвал, виды, которые зарождаются". Дарвиновское представление о виде было динамичным: разновидность как зарождающийся вид, позже - вид, распадающийся на разновидности, и т. д. Дарвин не отрицал реальности вида в природе, он отрицал определение понятия "вида" и постоянство вида во времени.
 Вид, по Дарвину, следует рассматривать как существующую в природе единицу, становление, преобразование и гибель которой есть моменты процесса эволюции.
 В «Происхождении видов» в главе о компенсации и экономии в росте Дарвин подчеркивает, что «отдельные виды выявляют аналогичные изменения таким образом, что один вид приобретает признак другого родственного вида или возвращается к признакам раннего предка».
 Русский ученый Н.И.Вавилов
 Изучая флору нашей планеты, я пришел к выводу вид представляет сложную иерархическую систему, состоящую из множества взаимоподчиненных элементов, различающихся морфологически, генетически и экологически, формирующуюся в ходе эволюции и обладающую единым ареалом. В своем труде «Линнеевский вид как система» объяснил реальности политипического вида. В этой работе были даны материалы по изучению гомологических рядов изменчивости и центрам культурных растений внутривидовое разнообразие является важным условием существования вида и для его эволюции. То есть эволюционная динамика вида неразрывно связана с динамикой его существования, что делает вид относительно стабильным и реально существующим.