Интегрированный урок  для 10 классов (химия, биология): «Мы то, что мы едим»
Уважаемые коллеги. Интегрированные уроки  - очень сложная и серьезная проблема для многих из нас. Мы предлагаем вам урок, который можно проводить совместно с родителями на тему питания при взаимной работе учителей химии и биологии. Учащихся желательно разбить на 3 команды. В каждую команду можно включить родителей. Это позволяет сделать работу увлекательной и полезной. Урок рассчитан на 40 минут. Презентация к уроку прилагается. Вы можете использовать ее полностью или сократить по своему усмотрению. Очень надеемся, что данный урок займет достойное место в вашей методической копилке.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, компьютерная презентация, набор реактивов для выполнения лабораторных опытов учащимися.
Ожидаемые результаты:
	- Применение полученных знаний в реальной жизни.
- Отказ от вредных и неполезных продуктов.
- Применение продуктов питания, которые приносят пользу.
- Укрепление здоровья детей.
Критерии эффективности:
	- Повышение уровня грамотности в области питания.
- Сохранение и укрепление здоровья за счет правильного питания.
- Умение сотрудничать в процессе работы.
- Выполнение режима питания в семьях.
Благодарность хотелось бы выразить коллегам, материалы которых были использованы при подготовке урока: Милютиной С.И. Методическая разработка родительского собрания в 5 классе «Здоровое питание», Ярощук Е.И. «Пирамида здорового питания», Дураченко О.П. Урок-игра «Правильное питание – залог здоровья», Митрофановой Л.П. Классный час «Рациональное и сбалансированное питание».
Ход урока.
Учитель химии:      Всем известно, всем понятно,
                   что здоровым быть приятно.
– Эти слова будут девизом нашего сегодняшнего урока. И урок сегодня мы посвятим здоровью.
Здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия, а не отсутствие болезней– такое определение дала Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ).
 – Какие факторы могут повлиять на наше здоровье?
	- Наследственность – 15-20%
- Здравоохранение – 8 -10%
- Окружающая среда – 20-25%
- Образ жизни – 50-55%
– А что может включить в себя термин «образ жизни»?
	- Искоренение вредных привычек (курение, алкоголь, т. д.).
- Правильный режим труда и отдыха.
- Закаливание и занятия спортом.
- Рациональное питание.
Учитель биологии: Питание – один из элементов здорового образа жизни, физиологическая потребность организма, а пища – единственный источник необходимых организму питательных веществ и главный источник его энергии. Она необходима для согревания и поддержания постоянной температуры тела, работы мышц, сердца и всех других органов. Правильное питание – основа трудоспособности человека, его силы, бодрости и долголетия. Всякое отступление от принципов рационального питания неизбежно влечет за собой нарушение обменных процессов, расстройство деятельности различных органов и систем, преждевременное старение организма. Вот почему каждому необходимо знать и применять правила рационального питания.
– А правильно ли питаетесь вы? Ответьте максимально откровенно на 12 вопросов.
(Анкету заполнили и дети,  и гости до урока)
Ответ а – 2 очка, б – 1, в – 0. 
	- КАК ЧАСТО В ТЕЧЕНИЕ ОДНОГО ДНЯ ВЫ ПИТАЕТЕСЬ? 
 а) три раза;
 б) два раза;
 в) один раз.
- ВЫ ЗАВТРАКАЕТЕ: 
 а) каждое утро;
 б) один-два раза в неделю;
 в) очень редко, почти никогда.
- ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ ВАШ ЗАВТРАК? 
 а) из овсяной каши и какого-нибудь напитка;
 б) из жареной пищи;
 в) из одного только напитка.
- ЧАСТО ЛИ ВЫ В ТЕЧЕНИЕ ДНЯ ПЕРЕКУСЫВАЕТЕ В ПРОМЕЖУТКАХ МЕЖДУ ЗАВТРАКОМ, ОБЕДОМ И УЖИНОМ? 
 а) никогда;
 б) один-два раза;
 в) три раза и больше.
- КАК ЧАСТО ВЫ ЕДИТЕ СВЕЖИЕ ОВОЩИ И ФРУКТЫ, САЛАТЫ? 
 а) три раза в день;
 б) три-четыре раза в неделю;
 в) один раз.
- КАК ЧАСТО ВЫ ЕДИТЕ ТОРТЫ C КРЕМОМ, ШОКОЛАД? 
 а) раз в неделю;
 б) от 1 до 4-х раз в неделю;
 в) почти каждый день.
- ВЫ ЛЮБИТЕ ХЛЕБ С МАСЛОМ? Слайд 7
 а) почти не прикасаюсь к таким бутербродам;
 б) иногда с чаем не отказываю себе в этом скором кушанье;
 в) очень люблю и балую себя почти каждый день.
- СКОЛЬКО РАЗ В НЕДЕЛЮ ВЫ ЕДИТЕ РЫБУ? 
 а) два-три раза и больше;
 б) один раз;
 в) один раз и реже.
- КАК ЧАСТО ВЫ ЕДИТЕ ХЛЕБ И ХЛЕБОБУЛОЧНЫЕ ИЗДЕЛИЯ? 
 а) раз в день;
 б) два раза в день;
 в) три раза и более.
- ПРЕЖДЕ ЧЕМ ПРИСТУПИТЬ К ПРИГОТОВЛЕНИЮ МЯСНОГО БЛЮДА, ВЫ: 
 а) убираете весь жир;
 б) убираете часть жира;
 в) оставляете весь жир.
- СКОЛЬКО ЧАШЕК ЧАЯ ИЛИ КОФЕ ВЫ ВЫПИВАЕТЕ В ТЕЧЕНИЕ ОДНОГО ДНЯ? 
 а) одну-две;
 б) от трех до пяти;
 в) шесть и больше.
- ВАША СРЕДНЯЯ ДНЕВНАЯ ДОЗА СПИРТНОГО? 
 а) бокал красного вина;
 б) одна-две рюмки крепких напитков;
 в) более 4-х рюмок крепкого спиртного.
Подведем итоги. Подсчитайте количество баллов. Слайд 8
	- 21-24 очка, у вас отличный стол. Причин для беспокойства нет.
- 16-20 очков. Вы умело находите золотую середину в выборе блюд.
- 12-15 очков. Пересмотрите свое отношение к питанию.
- 0-11 очков. То, как вы питаетесь, из рук вон плохо! Более того, существует серьезная опасность для вашего здоровья.
Учитель биологии: Мы знаем, что химический состав организма человека очень сложен; в организм постоянно должна поступать пища, содержащая белки, жиры, углеводы, Докажем, что в составе пищи действительно содержатся важнейшие химические органические соединения.
Под руководством учителя химии Учащиеся выполняют задания № 1, исследовательской программы урока.
Задание № 1. Качественное определение питательных веществ в продуктах.
Учащиеся делают вывод, что в составе пищи имеются белки, жиры, углеводы
Учитель биологии: Для чего же в организм человека вместе с пищей должны поступать разнообразные вещества?
Учащиеся: В организме постоянно происходит обмен веществ и энергии, часть веществ разрушается, необходимо их восполнение, необходима также и энергия для жизнедеятельности.
Учитель биологии: для подтверждения давайте обратимся к цифрам
	- Человек потребляет в течение жизни:
 белка – 2,5 т, жиров – 1,3 т, углеводов – 17,5 т, воды – 75 т.
	- Расходует в сутки:
 белка – 80 г, жиров – 100 г, углеводов – 400 г, воды – 2 л.
	- В течение суток в организме человека гибнет и восстанавливается:
 эритроцитов – 450 млрд, лейкоцитов – 30 млрд, тромбоцитов – 350 млрд,
 клеток эпителия и пищеварительной системы – 50%, костных клеток – 1,3%,
 клеток кожи – 5%.
	- Сердце сокращается 86400 раз и проталкивает 50000 л крови,
- дыхательных движений совершается 23040 раз,
- мочи образуется 1,5 л, кожного сала – 20 г, воды испарятся с потом – 0,5 л.
Каковы же функции различных органических веществ в организме?
Сообщения учащихся (трехминутные выступления):
	- “Биологическая роль белков,
- жиров,
- углеводов,
Учитель биологии: Ваши ответы еще раз подтвердили, что без поступления пищи организм существовать не может, человеку требуется полноценное питание. Существует несколько теорий питания.
Первая теория питания появилась у древних греков во времена Аристотеля. Ее суть: в организме пища подвергается брожению и в переработанном виде используется в процессе жизнедеятельности. В своем питании человек руководствуется практическим опытом, исходя из конкретных условий. Спартанские воины питались один раз в день – на вечерней зорьке получали горсть зерен, и этого им хватало, чтобы иметь могучие мускулы и совершать тяжелый ратный труд.
Вторая теория питания – “калорийная”, появилась в 18 веке. По этой теории, пища – материал для компенсации вещественных и энергетических затрат организма. Приток веществ и энергии должен восстановить их потери. Чем калорийнее пища, тем лучше. Для повышения калорийности мясо стали перерабатывать в буженину, жир в колбасу, из молока получать сметану, сливочное масло, из свеклы выделять чистый рафинадный сахар, живые ягоды превращать в варенье. Чаще стали использовать засолку, копчение, тушение, консервирование. Это сразу сказалось на здоровье человека – на него сразу обрушилась лавина хронических гастритов, язв, колитов, диабета, атеросклероза, стенокардии, раковых опухолей. В чем же главная ошибка калорийной теории? В организм проникает много неестественной для человека пищи: жареной, копченой, при этом образуются ядовитые вещества, в том числе канцерогены.
Постепенно выяснилось, что есть некоторые народности, никогда не употребляющие мяса и рыбы, питающиеся только овощами, фруктами, злаками. Знаменитые вегетарианцы Пифагор, Ньютон, Л.Толстой, И.Репин всегда вели активный образ жизни и сохранили бодрость, здоровье до старости. На этой основе возникла новая теория – теория естественного питания.
По происхождению человек никогда не был плотоядным, прежде он питался корнями, зернами, орехами, и по возможности он должен вернуться к исходной растительной пище. Но сразу преодолеть психологический барьер – отказаться от мясной пищи – трудно. Поэтому появилась и другая родственная теория – теория раздельного питания, которая имеет свои “Золотые правила питания”: свежеедение, сыроеедение, сбалансированность и рациональное питание, сезонность питания, умеренность в еде, получение удовольствия от еды, использование только совместимых продуктов.
Под руководством учителя химии Учащиеся выполняют задание № 2 исследовательской программы урока.
Задание № 2. Определение совместимости продуктов питания.
Группа № 1
К молоку добавьте лимонный сок.
Группа № 2
К яичному белку добавьте яблочный сок.
Группа № 3
К подсолнечному маслу добавьте апельсиновый сок.
Учащиеся делают выводы о несовместимости некоторых продуктов питания. 
Учитель биологии: Продукты разных групп нежелательно соединять друг с другом, т.к. они несовместимы, мешают перевариванию друг друга или нарушают взаимную пищевую ценность. Т.о.
Учитель химии: По теории раздельного питания пищевые продукты можно разделить на 4 группы:
Кислая
Слабощелочная
Нейтральная
Концентрированная
Учитель биологии: Обобщим все сказанное об общих правилах теории раздельного питания:
	- Не следует употреблять в пищу за один прием концентрированный углевод (хлеб, картофель, сладкие фрукты, пирожные и др.) и концентрированный белок – орехи, мясо, яйца, творог и др. Углеводы расщепляются под действием ферментов слюны в щелочной среде, а белок – под действием желудочного сока в кислой среде, при смешивании такой пищи пищеварительные соки нейтрализуют друг друга и процесс переваривания пищи замедляется.
- Нельзя в один прием употреблять два концентрированных белка (например, творог и яйцо), т.к. пищеварительные соки для каждого из них не выделяются в желудке одновременно.
- Белок нельзя употреблять вместе с кислыми фруктами, т.к. добавочные кислоты тормозят изменяют состав желудочного сока и тормозят усвоение белка.
- Белок нельзя употреблять вместе с жирами, т.к. жиры подавляют действие желудочных желез и тормозят выделение желудочного сока.
- В один прием можно съесть только один вид концентрированного крахмала. Если картофель есть вместе с хлебом, то один их крахмалов идет на усвоение, а другой не расщепляется, вызывает брожение, повышение кислотности желудочного сока.
- Фрукты едят отдельно от основной пищи, через несколько часов после ее приема. Кислые фрукты едят отдельно от сладких.
Закрепление материала: Составление меню на день из предложенных продуктов
Учитель биологии: Подведем итоги урока. С питанием человек обычно соприкасается 3-5 раз в день. От него зависит работоспособность, настроение, состояние здоровья, продолжительность жизни и многое другое. Жизнь человека – непрерывный расход энергии; затраты ее восполняются единственным способом – питанием. Организм человека можно рассматривать как универсальный реактор, в котором происходит огромное количество разнообразных химических реакций. Все компоненты пищи – белки, жиры, углеводы– незаменимы, т.к. каждые выполняют свои особые функции. Поэтому мы в полной мере должны согласиться со словами физиолога И.П. Павлова: “Если чрезмерное и исключительное увлечение едой есть животность, то всякое высокомерное невнимание к еде есть неблагоразумие, и истина здесь, как и всюду, лежит посередине”
            
                                    Просмотр содержимого документа
                                                    
                    «урок»
                            
            
                                                              МАОУ СОШ № 67 с углубленным изучением отдельных предметов  
  г. Екатеринбург
  Учителя: Харина Светлана Борисовна (учитель химии), Палкина Дарья Анатольевна (учитель биологии)
  Интегрированный урок для 10 классов (химия, биология): «Мы то, что мы едим»
  
 
  Уважаемые коллеги. Интегрированные уроки - очень сложная и серьезная проблема для многих из нас. Мы предлагаем вам урок, который можно проводить совместно с родителями на тему питания при взаимной работе учителей химии и биологии. Учащихся желательно разбить на 3 команды. В каждую команду можно включить родителей. Это позволяет сделать работу увлекательной и полезной. Урок рассчитан на 40 минут. Презентация к уроку прилагается. Вы можете использовать ее полностью или сократить по своему усмотрению. Очень надеемся, что данный урок займет достойное место в вашей методической копилке.
  Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, компьютерная презентация, набор реактивов для выполнения лабораторных опытов учащимися.
  Ожидаемые результаты: 
  -  Применение полученных знаний в реальной жизни.  
-  Отказ от вредных и неполезных продуктов.  
-  Применение продуктов питания, которые приносят пользу.  
-  Укрепление здоровья детей.  
 
Критерии эффективности: 
  -  Повышение уровня грамотности в области питания.  
-  Сохранение и укрепление здоровья за счет правильного питания.  
-  Умение сотрудничать в процессе работы.  
-  Выполнение режима питания в семьях.  
 Благодарность хотелось бы выразить коллегам, материалы которых были использованы при подготовке урока: Милютиной С.И. Методическая разработка родительского собрания в 5 классе «Здоровое питание», Ярощук Е.И. «Пирамида здорового питания», Дураченко О.П. Урок-игра «Правильное питание – залог здоровья», Митрофановой Л.П. Классный час «Рациональное и сбалансированное питание».
  
 
  Ход урока.
  Учитель химии:  Всем известно, всем понятно,
 что здоровым быть приятно.
  – Эти слова будут девизом нашего сегодняшнего урока. И урок сегодня мы посвятим здоровью.
  Здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия, а не отсутствие болезней– такое определение дала Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ).
   – Какие факторы могут повлиять на наше здоровье?  
   – А что может включить в себя термин «образ жизни»?  
  -  Искоренение вредных привычек (курение, алкоголь, т. д.). 
-  Правильный режим труда и отдыха. 
-  Закаливание и занятия спортом. 
-  Рациональное питание. 
 
 
  Учитель биологии: Питание – один из элементов здорового образа жизни, физиологическая потребность организма, а пища – единственный источник необходимых организму питательных веществ и главный источник его энергии. Она необходима для согревания и поддержания постоянной температуры тела, работы мышц, сердца и всех других органов. Правильное питание – основа трудоспособности человека, его силы, бодрости и долголетия. Всякое отступление от принципов рационального питания неизбежно влечет за собой нарушение обменных процессов, расстройство деятельности различных органов и систем, преждевременное старение организма. Вот почему каждому необходимо знать и применять правила рационального питания.
  – А правильно ли питаетесь вы? Ответьте максимально откровенно на 12 вопросов.
  (Анкету заполнили и дети, и гости до урока)
  Ответ а – 2 очка, б – 1, в – 0. 
  -  КАК ЧАСТО В ТЕЧЕНИЕ ОДНОГО ДНЯ ВЫ ПИТАЕТЕСЬ? 
 а) три раза;
 б) два раза;
 в) один раз.
 
-  ВЫ ЗАВТРАКАЕТЕ: 
 а) каждое утро;
 б) один-два раза в неделю;
 в) очень редко, почти никогда.
 
-  ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ ВАШ ЗАВТРАК? 
 а) из овсяной каши и какого-нибудь напитка;
 б) из жареной пищи;
 в) из одного только напитка.
 
-  ЧАСТО ЛИ ВЫ В ТЕЧЕНИЕ ДНЯ ПЕРЕКУСЫВАЕТЕ В ПРОМЕЖУТКАХ МЕЖДУ ЗАВТРАКОМ, ОБЕДОМ И УЖИНОМ? 
 а) никогда;
 б) один-два раза;
 в) три раза и больше.
 
-  КАК ЧАСТО ВЫ ЕДИТЕ СВЕЖИЕ ОВОЩИ И ФРУКТЫ, САЛАТЫ? 
 а) три раза в день;
 б) три-четыре раза в неделю;
 в) один раз.
 
-  КАК ЧАСТО ВЫ ЕДИТЕ ТОРТЫ C КРЕМОМ, ШОКОЛАД? 
 а) раз в неделю;
 б) от 1 до 4-х раз в неделю;
 в) почти каждый день.
 
-  ВЫ ЛЮБИТЕ ХЛЕБ С МАСЛОМ? Слайд 7
 а) почти не прикасаюсь к таким бутербродам;
 б) иногда с чаем не отказываю себе в этом скором кушанье;
 в) очень люблю и балую себя почти каждый день.
 
-  СКОЛЬКО РАЗ В НЕДЕЛЮ ВЫ ЕДИТЕ РЫБУ? 
 а) два-три раза и больше;
 б) один раз;
 в) один раз и реже.
 
-  КАК ЧАСТО ВЫ ЕДИТЕ ХЛЕБ И ХЛЕБОБУЛОЧНЫЕ ИЗДЕЛИЯ? 
 а) раз в день;
 б) два раза в день;
 в) три раза и более.
 
-  ПРЕЖДЕ ЧЕМ ПРИСТУПИТЬ К ПРИГОТОВЛЕНИЮ МЯСНОГО БЛЮДА, ВЫ: 
 а) убираете весь жир;
 б) убираете часть жира;
 в) оставляете весь жир.
 
-  СКОЛЬКО ЧАШЕК ЧАЯ ИЛИ КОФЕ ВЫ ВЫПИВАЕТЕ В ТЕЧЕНИЕ ОДНОГО ДНЯ? 
 а) одну-две;
 б) от трех до пяти;
 в) шесть и больше.
 
-  ВАША СРЕДНЯЯ ДНЕВНАЯ ДОЗА СПИРТНОГО? 
 а) бокал красного вина;
 б) одна-две рюмки крепких напитков;
 в) более 4-х рюмок крепкого спиртного.
 
 Подведем итоги. Подсчитайте количество баллов. Слайд 8
  -  21-24 очка, у вас отличный стол. Причин для беспокойства нет. 
-  16-20 очков. Вы умело находите золотую середину в выборе блюд. 
-  12-15 очков. Пересмотрите свое отношение к питанию. 
-  0-11 очков. То, как вы питаетесь, из рук вон плохо! Более того, существует серьезная опасность для вашего здоровья. 
 Учитель биологии: Мы знаем, что химический состав организма человека очень сложен; в организм постоянно должна поступать пища, содержащая белки, жиры, углеводы, Докажем, что в составе пищи действительно содержатся важнейшие химические органические соединения.
  Под руководством учителя химии Учащиеся выполняют задания № 1, исследовательской программы урока.
  Задание № 1. Качественное определение питательных веществ в продуктах.
  Учащиеся делают вывод, что в составе пищи имеются белки, жиры, углеводы
  Учитель биологии: Для чего же в организм человека вместе с пищей должны поступать разнообразные вещества?
  Учащиеся: В организме постоянно происходит обмен веществ и энергии, часть веществ разрушается, необходимо их восполнение, необходима также и энергия для жизнедеятельности.
  Учитель биологии: для подтверждения давайте обратимся к цифрам
  -  Человек потребляет в течение жизни:
 белка – 2,5 т, жиров – 1,3 т, углеводов – 17,5 т, воды – 75 т.
 
 -  В течение суток в организме человека гибнет и восстанавливается:
 эритроцитов – 450 млрд, лейкоцитов – 30 млрд, тромбоцитов – 350 млрд,
 клеток эпителия и пищеварительной системы – 50%, костных клеток – 1,3%,
 клеток кожи – 5%.
 
 -  Сердце сокращается 86400 раз и проталкивает 50000 л крови, 
-  дыхательных движений совершается 23040 раз, 
-  мочи образуется 1,5 л, кожного сала – 20 г, воды испарятся с потом – 0,5 л. 
 Каковы же функции различных органических веществ в организме?
  Сообщения учащихся (трехминутные выступления):
  -  “Биологическая роль белков, 
-  жиров, 
-  углеводов, 
 Учитель биологии: Ваши ответы еще раз подтвердили, что без поступления пищи организм существовать не может, человеку требуется полноценное питание. Существует несколько теорий питания.
  Первая теория питания появилась у древних греков во времена Аристотеля. Ее суть: в организме пища подвергается брожению и в переработанном виде используется в процессе жизнедеятельности. В своем питании человек руководствуется практическим опытом, исходя из конкретных условий. Спартанские воины питались один раз в день – на вечерней зорьке получали горсть зерен, и этого им хватало, чтобы иметь могучие мускулы и совершать тяжелый ратный труд.
  Вторая теория питания – “калорийная”, появилась в 18 веке. По этой теории, пища – материал для компенсации вещественных и энергетических затрат организма. Приток веществ и энергии должен восстановить их потери. Чем калорийнее пища, тем лучше. Для повышения калорийности мясо стали перерабатывать в буженину, жир в колбасу, из молока получать сметану, сливочное масло, из свеклы выделять чистый рафинадный сахар, живые ягоды превращать в варенье. Чаще стали использовать засолку, копчение, тушение, консервирование. Это сразу сказалось на здоровье человека – на него сразу обрушилась лавина хронических гастритов, язв, колитов, диабета, атеросклероза, стенокардии, раковых опухолей. В чем же главная ошибка калорийной теории? В организм проникает много неестественной для человека пищи: жареной, копченой, при этом образуются ядовитые вещества, в том числе канцерогены.
  Постепенно выяснилось, что есть некоторые народности, никогда не употребляющие мяса и рыбы, питающиеся только овощами, фруктами, злаками. Знаменитые вегетарианцы Пифагор, Ньютон, Л.Толстой, И.Репин всегда вели активный образ жизни и сохранили бодрость, здоровье до старости. На этой основе возникла новая теория – теория естественного питания.
  По происхождению человек никогда не был плотоядным, прежде он питался корнями, зернами, орехами, и по возможности он должен вернуться к исходной растительной пище. Но сразу преодолеть психологический барьер – отказаться от мясной пищи – трудно. Поэтому появилась и другая родственная теория – теория раздельного питания, которая имеет свои “Золотые правила питания”: свежеедение, сыроеедение, сбалансированность и рациональное питание, сезонность питания, умеренность в еде, получение удовольствия от еды, использование только совместимых продуктов.
  Под руководством учителя химии Учащиеся выполняют задание № 2 исследовательской программы урока.
  Задание № 2. Определение совместимости продуктов питания.
      | Группа № 1 | Группа № 2 | Группа № 3 | 
  | К молоку добавьте лимонный сок. | К яичному белку добавьте яблочный сок. | К подсолнечному маслу добавьте апельсиновый сок. | 
 
  Учащиеся делают выводы о несовместимости некоторых продуктов питания. 
  Учитель биологии: Продукты разных групп нежелательно соединять друг с другом, т.к. они несовместимы, мешают перевариванию друг друга или нарушают взаимную пищевую ценность. Т.о.
  Учитель химии: По теории раздельного питания пищевые продукты можно разделить на 4 группы:
       | Кислая | Слабощелочная | Нейтральная | Концентрированная | 
  |  Мясо, рыба (зашлаковывают организм) | Фрукты, овощи (очищают от ядов) |    масло |    Творог, яйца, хлеб, картофель | 
 
  Учитель биологии: Обобщим все сказанное об общих правилах теории раздельного питания:
  -  Не следует употреблять в пищу за один прием концентрированный углевод (хлеб, картофель, сладкие фрукты, пирожные и др.) и концентрированный белок – орехи, мясо, яйца, творог и др. Углеводы расщепляются под действием ферментов слюны в щелочной среде, а белок – под действием желудочного сока в кислой среде, при смешивании такой пищи пищеварительные соки нейтрализуют друг друга и процесс переваривания пищи замедляется. 
-  Нельзя в один прием употреблять два концентрированных белка (например, творог и яйцо), т.к. пищеварительные соки для каждого из них не выделяются в желудке одновременно. 
-  Белок нельзя употреблять вместе с кислыми фруктами, т.к. добавочные кислоты тормозят изменяют состав желудочного сока и тормозят усвоение белка. 
-  Белок нельзя употреблять вместе с жирами, т.к. жиры подавляют действие желудочных желез и тормозят выделение желудочного сока. 
-  В один прием можно съесть только один вид концентрированного крахмала. Если картофель есть вместе с хлебом, то один их крахмалов идет на усвоение, а другой не расщепляется, вызывает брожение, повышение кислотности желудочного сока. 
-  Фрукты едят отдельно от основной пищи, через несколько часов после ее приема. Кислые фрукты едят отдельно от сладких. 
 
 
  Закрепление материала: Составление меню на день из предложенных продуктов
  
 
  Учитель биологии: Подведем итоги классного урока. С питанием человек обычно соприкасается 3-5 раз в день. От него зависит работоспособность, настроение, состояние здоровья, продолжительность жизни и многое другое. Жизнь человека – непрерывный расход энергии; затраты ее восполняются единственным способом – питанием. Организм человека можно рассматривать как универсальный реактор, в котором происходит огромное количество разнообразных химических реакций. Все компоненты пищи – белки, жиры, углеводы– незаменимы, т.к. каждые выполняют свои особые функции. Поэтому мы в полной мере должны согласиться со словами физиолога И.П. Павлова: “Если чрезмерное и исключительное увлечение едой есть животность, то всякое высокомерное невнимание к еде есть неблагоразумие, и истина здесь, как и всюду, лежит посередине”
  
 
                                                  
         
            
            
                                    Просмотр содержимого презентации
                                                    
                    «интегрированный урок Мы то, что мы едим»
                            
            
                                                            
     
Реализация программы «Здоровое питание» 
Секция: программа взаимодействия классных руководителей и родителей 
     
С чем мы можем познакомить родителей 
     
     
ПИРАМИДА ПИТАНИЯ 
     
Интегрированный урок:  «Мы то, что мы едим» 
     
Всем известно, всем понятно,  Что здоровым быть приятно!!! 
     
Что такое здоровье 
- Это состояние полного физического, умственного и социального благополучия, а не отсутствие болезней. (ВОЗ) 
 
     
Факторы, влияющие на здоровье 
- Наследственность – 15-20% 
- Здравоохранение – 8 -10% 
- Окружающая среда – 20-25% 
- Образ жизни – 50-55% 
 
Рациональное или адекватное  питани е   (лат. r ationalis - разумный, осмысленный) 
физиологически полноценное питание здоровых людей 
соответствует энергетическим, пластическим, биохимическим потребностям организма 
     
Анкета для учащихся «Как ты питаешься?» 
- Сколько раз в день ты питаешься? 
- Завтракаешь ли ты утром? 
- Из чего состоит твой завтрак? 
- Питаешься ли ты в школе? (нужное обвести кружком) 
-  Да Нет, почему? 
- Организованно Самостоятельно 
-  (с классом) 
-   
-  Горячая пища Булочки, пирожки, чай, сок 
- Есть ли в твоём режиме дня полдник, если ДА, то из чего он состоит? 
- Из каких блюд чаще всего состоит твой ужин? 
- Какая еда тебе нравится больше всего? 
 
Подсчитаем результат 
-  Ответ а - 2 очка, б - 1, в - 0.  
- 21 - 24 очка , у вас отличный стол. Причин для беспокойства нет. 
- 16-20 очков . Вы умело находите золотую середину в выборе блюд. 
- 12-15 очков . Пересмотрите свое отношение к питанию. 
- 0-11 очков. То, как вы питаетесь, из рук вон плохо! Более того, существует серьезная опасность для вашего здоровья. 
 
 
Что мы едим 
     
Сбалансированное питание 
Питательные вещества 
Меню, подходящее по   возрасту, состоянию здоровья и энергетическим потребностям 
Режим питания 
жиры и углеводы 
белки, минеральные вещ-ва и вода 
витамины и микроэлементы 
 необходимы для сбалансированного обмена   веществ в организме 
необходимы в качестве 
источники энергии для обеспечения процессов, происходящих в организме 
 строительного материала клеток и тканей 
     
- Человек потребляет в течение жизни:  белка – 2,5 т, 
 жиров – 1,3 т, 
 углеводов – 17,5 т, 
 воды – 75 т. 
- Расходует в сутки:  белка – 80 г, 
 жиров – 100 г, 
 углеводов – 400 г, 
 воды – 2 л. 
     
- В течение суток в организме человека гибнет и восстанавливается:  эритроцитов – 450 млрд, 
 лейкоцитов – 30 млрд, 
 тромбоцитов – 350 млрд,  клеток эпителия и пищеварительной 
 системы – 50%, 
 костных клеток – 1,3%,  клеток кожи – 5%. 
- Сердце сокращается 86400 раз и проталкивает 50000 л крови, 
- дыхательных движений совершается 23040 раз, 
- мочи образуется 1,5 л, кожного сала – 20 г, воды испарятся с потом – 0,5 л. 
 
     
     
     
Спартанская теория 
     
Калорийная теория 
     
Знаменитые вегетарианцы 
     
Естественная теория питания 
     
Теория раздельного питания 
- свежеедение 
- сыроедение 
- сбалансированность и рациональное питание 
- сезонность питания 
- умеренность в еде 
- получение удовольствия от еды 
- использование только совместимых продуктов 
 
Крошка сын к отцу пришел  И спросила кроха:  «Как питаться хорошо,  чтоб не стало плохо?»   
     
Определение совместимости продуктов питания. 
Опыт № 1 
Опыт № 2 
К молоку добавьте лимонный сок. 
Опыт № 3 
К яичному белку добавьте яблочный сок. 
К подсолнечному маслу добавьте апельсиновый сок. 
     
Кислая 
Слабощелочная 
Мясо, рыба 
(зашлаковывают организм) 
Фрукты, овощи (очищают от ядов) 
Нейт-ральная 
Концентрирован-ная 
  
масло 
  
Творог, яйца, хлеб, картофель 
     
Общие правила теории раздельного питания 
Не следует употреблять в пищу за один прием концентрированный углевод и концентрированный белок 
     
Общие правила теории раздельного питания 
- Нельзя в один прием употреблять два концентрированных белка 
 
Общие правила теории раздельного питания 
- Белок нельзя употреблять вместе с кислыми фруктами 
 
Общие правила теории раздельного питания 
- Белок нельзя употреблять вместе с жирами 
 
Общие правила теории раздельного питания 
- В один прием можно съесть только один вид концентрированного крахмала 
 
Общие правила теории раздельного питания 
- Фрукты едят отдельно от основной пищи, Кислые фрукты едят отдельно от сладких 
 
Дома есть: 
- Булочки 
- Компот из сухофруктов 
- Котлеты 
- Кофе 
- Макароны 
- Молоко 
- Огурец соленый 
- Подсолнечное масло 
- Рис 
- Рыба 
- Сахар 
- Соль 
- Хлеб 
- Хлопья 
- Чай 
- Шоколад 
- Яйцо 
 
Завтрак: 
Хлопья – 100 г 
Молоко – 150 г 
Сахар – 10 г 
Обед: 
Макароны – 200 г 
Котлета – 80 г 
Булочка – 100 г 
Компот из сухофруктов (30г) + сахар (10г) – без учета воды 
     
Полдник: 
Яйцо – 40 г 
хлеб – 30 г 
Кофе –10 г+10 г сахара(без учета воды) 
Шоколад – 25 г 
Ужин: 
Рис – 200 г 
Рыба – 100 г 
Хлеб – 30 г 
Огурец соленый – 50 г 
Чай – 5 г + сахар 10 г (без учета воды) 
Жир – 10 г, соль – 10 г (за весь день) 
     
     
Спасибо за внимание. 
Берегите ЗДОРОВЬЕ. Питайтесь правильно!