|  Технологическая карта урока «Значение и охрана земноводных»,7 класс УМК В.В. Пасечник Григорьева Н.Н., учитель биологии высшей кв. категории МБОУ «СОШ №2 пгт. Кировский»   Учебно-методический материал - технологическая карта урока биологии для 7 класса по теме « Значение и охрана Земноводных» (ФГОС ООО) на 1 час, курс «Животные» для 7 класса к УМК автора В.В. Пасечника. Реализован в феврале 2019 года. Методическое пособия к учебнику биологии в 7 классе содержат рекомендации по проведению уроков в традиционной форме и не отражают всех требований ФГОС, в связи с этим учителю приходится самостоятельно разрабатывать технологические карты к уроку в формате ФГОС на основе системно- деятельностного подхода. Цель разработки данного материала: разработать технологическую карту урока в формате ФГОС и реализовать ее на практике. Литература.   1. Учебник биологии для 7 класса Биология. Животные. В.В. Латюшин, В.А. Шапкин.ФГОС.   2.Шестакова С.Н. Рабочая программа по биологии. 5 класс. М. вако,2016._32с. 3. В.В. Пасечник. Методическое пособие к учебнику Биология. Животные. В.В. Латюшин, В.А. Шапкин.ФГОС. 4. С.Г. Мамонтов. Биология.М. Дрофа,1997 г. 5. Материалы Презентации. «Многообразие земноводных. Их значение и охрана» Учителя биологии Кругловой О.Н. 6. материалы Презентации. «Многообразие земноводных. Их значение и охрана» с сайта 5biologiya.net . 7. Загадка о земноводных с сайта http://zagadki.info/zag/zemnovodnye.html). 8. Статьи о земноводных с фотографиями с сайта https://ru.wikipedia.org 
 Цель: Сформировать убеждение, что в природе не существует полезных и вредных животных на примере земноводных. Технология: системно- деятельностный подход. Оборудование: учебник, презентация к уроку, раздаточный материал « Информация о значении земноводных», проектор, ноутбук. | 
  | 1. Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности. 
 | Запись даты. Заполнение листа самооценки. Отгадайте загадку. Земля с водой - её стихия,А кровь холодная всегда,
 Поэтому всю зиму в иле
 В анабиозе спит она.
 Весной из каждой теплой лужи
 Хоры звучат и день, и ночь,
 Потомство, как мальки, не хуже -
 Не отличишь от сына дочь.
 В питании неприхотлива -
 Ест комаров и мух порой.
 Язык... (такой, как у болтливых)
 Липучий длинный... мухобой.
 Не скрыться от неё и мушке,
 Враг насекомых всех - ...
 
 К какому отряду и классу относят лягушку?  Мы изучаем класс земноводные.  Задание. Определите, о каком земноводном идет речь? В первый столбик записать название земноводных, обитающих в Приморском крае, во второй столбик остальные виды земноводных (презентация1). Подчеркните виды из Красной книги. Эндемики отметьте *. 
 Слайд №1. Люди боялись из-за её устрашающего внешнего вида и ядовитых кожных выделений. Сегодня огородники очень ценят её и охраняют как полезного союзника. 
 
 ![]() 
 Слайд №2.Имеет ярко-зеленую окраску, но она не постоянна и меняется в зависимости от фона окружающей среды. Концы пальцев расширены в диски, на них есть особые железы, выделяющие липкий секрет, позволяющий лягушкам удерживаться на вертикальной поверхности. 
 ![]() 
 
 Слайд №3.  Самое северное земноводное, встречается даже в районе Полюса холода Северного полушария. Он выживает даже при охлаждении до -45°С, способен вмерзать в лёд и «оживать» после оттаивания. Такими способностями не обладает ни одно другое позвоночное животное ![]() 
 
  Слайд №4.  Самые ядовитые среди земноводных. Их яд в 20 раз сильнее яда кураре. Индейцы обмазывают ядом стрелы. Малейшая рана от такой стрелы может быть смертельной. ![]() 
 
 Слайд №5. Самая крупная из бесхвостых земноводных. Она достигает в длину 33 см, а с вытянутыми ногами – более полуметра. В апреле 1989 года поймали лягушку, которая весила 3,66 кг. Лягушка живет лишь на ограниченной территории шириной около 100 км – в Камерунских горных реках с водопадами.   
 ![]() 
 
  Слайд №6.   ![]()  
 
 Слайд №7. ![]() 
 
 Подводит итог обсуждения сведений о многообразии земноводных.  Задание. Отметьте верные суждения знаком «+»,неверные - знаком «-».  1.Лягушек надо уничтожать, так как они приносят вред.  2. Для учёных обыкновенная лягушка не представляет никакого интереса.  3.Жабы - это вредители садов и огородов.  4.От прикосновения к жабе появляются бородавки. 5. Все земноводные – хищники. Какими только эпитетами люди награждают этих животных.    Прочитайте высказывание. «Издревле и до нынешних дней ни одно семейство животных не вызывало в людях такого всеобщего отвращения, ни одно не преследовалось столь беспощадно, но и столь несправедливо, как семейство жаб». (Альфред Брем).  О чём пойдет речь на уроке? Сформулируйте тему урока.  Почему люди относятся к земноводным несправедливо? 
  
     | 
 
 
 Отвечают на вопросы учителя и выполняют задания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Это лягушка 
 
 
 
 Класс земноводные, отряд бесхвостые. 
 
 Ответы записывают в тетрадь     |  Земноводные ПК | Земноводные других регионов |   | №1Жаба обыкновенная | №4 Лягушка- Древолаз |   | №2 Дальневосточная квакша | №5 Лягушка- Голиаф |   | № 3. Сибирский углозуб | 
 |   | №6. Уссурийский когтистый тритон* | 
 |   | №7. Бугорчатая лягушка | 
 |  
 
 
 
 Итого.7+, переносят набранный балл в лист самооценки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Выполняют задание.  1.Лягушек надо уничтожать, так как они приносят вред. (-)  2. Для учёных обыкновенная лягушка не представляет никакого интереса. (-).  3.Жабы - это вредители садов и огородов.(-).  4.От прикосновения к жабе появляются бородавки. (-). 5. Все земноводные – хищники. (+). Итого :5 баллов максимально (переносят в лист самооценки). 
 
 
  Тема. Значение и защита земноводных (запись в тетраде, отмечают в листе самооценки). 
 
 От того, что у людей нет объяснений некоторым особенностям их строения и жизнедеятельности. 
 | 
  | 3.Построение выхода по решению учебной задачи 
 
 
 
 
 
 
 
 
 4.Выполнение действий по алгоритму |  Выведение алгоритма. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Пользуясь текстом учебника и дополнительной информацией заполните, схему «Значение земноводных». Пользуясь алгоритмом, оцените значение земноводным (положительное или отрицательное). | Алгоритм. 1. Сформулировать суждение. 2. Оценить его: А. если приносит пользу, то имеет положительное значение.( +) Б. если несёт вред, то Отрицательнее значение( - ). 3. Сделать вывод. 
 
 Работают в парах. Проверка выполнения задания 
 
 
 
 
 
 | 
  |  5. Первичное закрепление знаний |  Игра «Черный ящик» Назовите два предмета, которые изобрел человек, когда изучил строение частей тела земноводных. И третий предмет, обладающий свойством земноводных. Проанализируйте информацию. Сделайте вывод.  В конце 80-х годов одно из государств юго-восточной   Азии – Бангладеш весьма успешно зарабатывало валюту,    экспортируя лягушачьи ножки. Общий объем прибыли    достигал 10 млн. долларов в год. Однако вскоре этому  государству пришлось потратить значительно большие    суммы на «смягчение» весьма неблагоприятных    экологических последствий подобного бизнеса.    Как вы полагаете, почему?    (История весьма незамысловата: из-за того,    что численность лягушек сократилась, мухи и комары  (среди последних был и переносчик малярии)    размножились до такой степени,    что для борьбы с ними пришлось закупить инсектициды    и истратить гораздо больше валюты). 
 | Ответы. Ласты, вакуумные присоски, камуфляжная ткань. 
 
 
 
 Всё живое взаимосвязано, нельзя нарушать экологическое равновесие. | 
  |   Включение знаний в систему | Распределите признаки. Выпишите номера. Признаки рыб. Признаки земноводных. Общие признаки хордовых.   Обтекаемая форма тела. Жаберное дыхание. 2 круга кровообращения. Кожа , покрытая слизью. Лёгочное дыхание. Наличие нервной системы с обособленным спинным и головным мозгом. Развитие яиц в воде. Наличие барабанной перепонки. Развитие с превращением.  Наличие внутреннего уха.  Слюнные железы. Сложное поведение. | Выполняют работу. Ответы. 1,2,7,10 (рыбы) 3,4,5,7,8,9,10,11,12 (амфибии) 6 (хордовые) Итого 14 баллов (переносят в лист самооценки). |