8 класс______________
  Тема: «Витамины и их значение»  
  Цель урока: Сформировать представление о витаминах как биологически активных веществах клетки, об их влиянии на обменные процессы.
  Задачи урока:  
  Образовательные: сформировать у учащихся понятия о значении витаминов в жизни человека; систематизировать знания о группах витаминов, продуктах питания в которых содержатся витамины, знания о симптомах, вызванных недостатком витамина, заболеваниях.  
  Развивающие: продолжать развивать творческое мышление, интеллектуальные способности учащихся; развить навыки работы с текстом учебника, развивать учебные умения – работать с дополнительными источниками информации.  
  Воспитательные: развить коммуникативные качества, сформировать навыки работы в группах, развивать творчество и сотрудничество, содействовать стремлению: быть здоровым.  
  Оборудование: таблица “Витамины”, выставка овощей и фруктов, тесты, план урока на доске, презентация “Витамины”, компьютер, проектор, экран, разрезанная таблица, домино, памятки для каждого, оценочные листы..
  Тип урока: изучение нового материала  
  Ход урока
  I. Организационный момент.
  II. Актуализация знаний.
  1. Повторение об обмене веществ, о пластическом и энергетическом обмене, об обмене белков, жиров, углеводов, минеральных солей, воды ( по таблицам). Работа в парах по вариантам с взаимопроверкой.
  I вариант  
  1) Обмен веществ – это процесс:
  А. Поступление веществ в организм.
Б. Удаления из организма непереваренных остатков.
В. Удаления жидких продуктов распада.
Г. Потребления, превращения, использования, накопления и потери веществ и энергии.
  2) Белки, свойственные организму, строятся:
  А. Из аминокислот.
Б. Из глицерина и жирных кислот.
В. Из углеводов.
Г. Из жиров.
  3). Пластический обмен — это процесс:
  А. Распада веществ клетки с освобождением энергии .
Б. Образования в клетке веществ с накоплением энергии .
В. Всасывания веществ в кровь.
Г. Переваривания пищи.
  4). Витамины участвуют в ферментативных реакциях, потому что:
  А. Входят в состав ферментов.
Б. Поступают с пищей.
В. Являются катализаторами.
Г.Образуются в организме человека.
  5). Гиподинамия способствует отложению жира в запас, так как:
  А. Расходуется мало энергии .
Б. Развивается атеросклероз .
В. Снижается устойчивость к инфекциям .
Г. Происходит перестройка костей.
  6). Энергия, поступившая с пищей, расходуется на:
  А. Рост.
Б. Рост и дыхание .
В. Дыхание.
Г. Рост, дыхание и другие процессы жизнедеятельности.
  II вариант  
  1). Биологическими катализаторами в организме являются:
  А. Гормоны. В. Вода и минеральные соли.
Б. Ферменты. Г. Желчь.
  2). Энергетический обмен — это процесс:
  А. Биосинтеза
Б. Удаления жидких продуктов распада 
В. Теплорегуляции
Г. Окисления органических веществ клетки с освобождением энергии
  3).Углеводы в клетках человеческого тела при биологическом окислении распадаются на:
  А. Молекулы глюкозы.
Б. Углекислый газ и воду.
В. Воду, аммиак, углекислый газ.
Г. Аминокислоты.
  4).Вода при обмене веществ в клетке используется как:
  А. Энергетическое вещество, при окислении которого освобождается энергия .
Б. Универсальный растворитель .
В. Фермент — биологический катализатор .
Г. Гормон, регулирующий работу органов.
  5). Биологическое окисление в клетке происходит в:
  А. Рибосомах. В. Хромосомах.
Б. Митохондриях. Г. Ядрышке.
  6). В результате пластического обмена (биосинтеза) происходит:
  А. Образование специфических для клетки веществ .
Б. Переваривание пищи.
В. Биологическое окисление органических веществ .
Г. Транспортировка веществ к клетке.
  Ответы: 1 вариант: 1-Г; 2 –А; 3 –Б; 4 –Б; 5 –А; 6 – Г.
  2 вариант: 1 –Б; 2 – Г; 3 –А; 4 –Б; 5 –Б; 6 –А.
  III. Изучение нового материала:
  Учитель: Сегодня мы с вами познакомимся с азбукой здоровья. Именно так называется ряд некоторых латинских букв: А, В, С, Д, Е, К, Р, РР, и др. (запись на доске).
  Что же это за ряд букв? Большими латинскими буквами обозначаются витамины. Как часто мы слышим это слово от наших мам, особенно весной! И тема нашего урока сегодня называется «Витамины - чудесные вещества». Откройте тетради и запишите тему.
  Наша с вами цель сегодня подтвердить или опровергнуть высказывание, что витамины – это азбука здоровья.
  С биологической точки зрения витамины – это активаторы и регуляторы обмена веществ. 
  А что знаете вы про витамины? А что хотели бы узнать?
  Я демонстрирую плоды: томат, баклажан, огурец, яблоко, перец.
  Учитель: Что это?  
  Ученик: Плоды.
  Учитель: А. В. Леонтович сказал: “Плоды – это музыка и поэзия питания”. Что привлекает человека в плодах?  
  Ученик: Углеводы, минеральные вещества и витамины.
  Учитель: Может ли человек жить без витаминов? Почему витамины необходимы организму?( Ответы учащихся).
  Как были открыты витамины? Сообщения учащихся об истории открытия витаминов.  
  1-й ученик: Ко второй половине XIX века было выяснено, что пищевая ценность продуктов питания определяется содержанием в них в основном следующих веществ: белков, жиров, углеводов, минеральных солей и воды.
  Считалось общепризнанным, что если в пищу человека входят в определенных количествах все эти вещества, то она полностью отвечает биологическим потребностям организма. Однако жизнь далеко не всегда подтверждала правильность укоренившихся представлений о биологической полноценности пищи. Открытие витаминов связано с именем русского врача – педиатра Николая Ивановича Лунина. Витамины – это низкомолекулярные органические соединения, выполняющие важнейшие биохимические и физиологические функции в живых организмах. Требуются в небольших количествах и обладают высокой биологической активностью.
  2–й ученик: “Практический опыт врачей и клинические наблюдения издавна с несомненностью указывали на существование ряда специфических заболеваний, непосредственно связанных с продуктами питания, хотя последние полностью отвечали указанным выше требованиям. Об этом свидетельствовал также многовековой практический опыт участников длительных путешествий.
  Настоящим бичом для мореплавателей долгое время была цинга; от нее погибало моряков больше, чем, например, в сражениях или после кораблекрушений. Так, из 160 участников известной экспедиции Васко да Гамы, прокладывавшей морской путь в Индию 100 человек погибли от цинги.
  Однако было замечено, что возникновение цинги может быть предотвращено, а цинготные больные могут быть вылечены, если в рацион их питания вводить, известное количество лимонного сока или отвара хвои. Таким образом, ученые того времени установили, что цинга и некоторые другие болезни связаны с неправильным питанием, что даже самая обильная пища сама по себе еще далеко не всегда защищает от подобных заболеваний и что для предупреждения и лечения таких заболеваний необходимо вводить в организм какие-то дополнительные вещества, которые содержатся не во всякой пище”.
  3-й ученик: “ Важные исследования, способствовавшие открытию новых веществ и объяснявшие причину заболеваний при особенностях питания, провел в конце XIX века русский ученый Николай Иванович Лунин (1853-1937).
  Он проводил свои опыты на мышах, которых кормили искусственно приготовленной пищей. Эта пища состояла из смеси очищенного казеина (белок молока), жира молока, молочного сахара, солей, входящих в состав молока и воды. Казалось, что налицо все необходимые составные части молока; между тем мыши, находившиеся на такой диете, не росли, теряли в весе, переставали поедать даваемый им корм и, наконец, погибали. В то же время контрольная партия мышей, получавшая натуральное молоко, развивалась совершенно нормально. На основании этих работ Лунин в 1880 году пришел к следую– щему заключению: “...если, как вышеупомянутые опыты учат, невозможно обеспечить жизнь белками, жирами, сахаром, солями и водой, то из этого следует, что в молоке, помимо казеина, жира, молочного сахара и солей, содержатся еще другие вещества, незаменимые для питания. Представляет большой интерес исследовать эти вещества и изучить их значение для питания”. Это было важное научное открытие, опровергавшее установившееся положение в науке о питании.  
  Результаты работ Лунина стали оспариваться; их пытались объяснить, например, тем, что искусственно приготовленная пища, которой он в своих опытах кормил мышей, была очень невкусной. В 1890 году К.А.Сосин повторил опыты Лунина с иным вариантом искусственной диеты и полностью подтвердил сделанные им выводы.
  Позже, в 1911 году, польскому ученому Казимиру Функу удалось получить из рисовых отрубей вещество, которое излечивало от паралича голубей, питавшихся очищенным рисом. Он дал ему название витамин (от лат. “виталис” – животворный)”.
 Осмысление. Работа в группе по методу: чтение с пометками, кластер.
 Сейчас вы получите текст о витаминах. Внимательно прочитайте его и отметьте( V) то, что вы уже знаете (-)-думал иначе, (+)-новое для меня,(?)- хочу знать. Учащиеся отмечают.  
 Посмотрим, как вы поработали. Чтобы полученные знания прочно усвоились, предлагаю составить кластер. Из разрезанных частей склеить таблицу «Витамины»  
        | А | Участвует в обмене белков и углеводов, мин.солей. Усиливает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям | Животные жиры – рыбий жир, яичный желток, печень трески, сливочное масло, а также в морковь, помидоры | При недостатке витамина развивается заболевание «Куриная слепота», кожа становится сухой, темнеет | 
 0, 9 мг | 
  | В1 | Участвует в образовании окислительных ферментов | Неочищенный рис, пекарские и пивные дрожжи | При недостатке витамина развивается болезнь «бери-бери», параличи, атрофия мышц, утомляемость | 
 1,4 – 1,6 мг | 
  | В2 | Участвует в клеточном дыхании, регулирует деятельность нервной системы | Молоко, зеленые овощи, грибы, печень и почки животных, дрожжи | При недостатке возникает резь в глазах, сухость губ, заболевания кожи, упадок сил, выпадение волос, неполадки с желудочно-кишечным трактом | 
 1,5 – 2,0 мг | 
  | В6 | Участвует в белковом обмене, снижает отложения холестерина | Говядина, рыба, горох, картофель, желток, молоко, зеленые части растений, отруби | Нарушение обмена белков, развитие дерматитов, сонливость, раздражи-тельность, потеря аппетита | 
 1,5 – 2,0 мг | 
  | С | Регулирует обмен белков и углеводов, повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, укрепляет кости и зубы | Зеленые части растений, свежие овощи и фрукты, квашеная капуста, шиповник, лимон, черная смородина | Повышается утомляемость, слабость, снижается сопротивляемость к заболеваниям. Развивается болезнь «цинга», кровоточивость десен, плохая заживляемость ран | 
 
 70 – 100 мг | 
  | D | Регулирует фосфорно-кальциевый обмен | Рыбий жир, сливочное масло, желток, печень, молоко. Может синтезироваться в организме под действием солнечного света | При недостатке витамина развивается «рахит», нарушение роста, нарушение окостенения скелета, снижение иммунитета | 
 
 0, 0025 мг | 
  | РР | Обеспечивает нормальное протекание окислительно – восстановительных процессов. Участвует в образовании гормонов надпочечников | Образуется в организме из продуктов питания. Встречается в дрожжах, неочищенном рисе, печени, желтке, молоке | При недостатке нарушается деятельность пищеварительной системы, кожа темнеет и покрывается язвочками | 
 25 мг | 
 
  
 
 Следующий этап урока совмещает в себе викторину и физкультминутку, так необходимую для восстановления работоспособности.  
  
 
  Викторина «ДА – НЕТ»  («Да» - руки вверх, «Нет» - руки за спину)
  - вместимость желудка 2-3 л (+)
  - При недостатке витамина В1 развивается болезнь цинга (-)
  - пищеварение начинается в кишечнике (-)
  - В подростковом возрасте преобладает пластический обмен (+)
  - В ротовой полости начинается расщепление белков (-)
  - стенка желудка состоит из 3х слоев (+)
  - «Куриная слепота» - это нарушение сумеречного зрения (+)
  - в тонком кишечнике происходит обратное всасывание воды (-)
  - начальный этап пищеварительной системы – ротовая полость (+)
  - под действием солнечного света в организме образуется витамин А  (-)
  - протоки пищеварительных желез открываются в двенадцатиперстную кишку (+)
  - заболевание «рахит» возникает при недостатке витамина D (+)
  - Зубы участвуют в определении вкуса пищи (-)
  - гиповитаминоз – это недостаток в организме витаминов (+) 
 Ролевая игра.
 А теперь постараемся применить ваши знания на практике. Представим, что вы доктора. И вот у вас на приеме несколько пациентов. Вы постарайтесь определить, чем вызван тот или иной недуг и предложите им диету.
  1.У меня часто болят глаза и появляются ячмени (недостаток витамина А)
  2.Тыльная поверхность моих рук и ног не ощущает тепла, холода, укола, боли (недостаток витамина В1).
  3.Воспаление и трещины губ, в углах рта частые болячки (недостаток витамина В2).
  4.Отмечается сухость кожи с образованием сыпи на коленях и локтях (недостаток витамина А)
  5.У меня появляются частые синяки, хотя я нигде не ударялся (недостаток витамина С)
  Молодцы!!
 6) Витаминное домино.(закрепление).
  У каждого из вас на столе имеются игровые карточки. Какая группа быстрее соберёт свое домино, получает «5» . Оценки выставляем в оценочном листе.
  На мой взгляд, лучшего всего использовать в своём рационе овощи и фрукты. Это наиболее безобидный потенциал витаминов. А закончим мы наше знакомство небольшим тестированием, которое поможет вам определить, какого витамина не хватает у вас в организме. На вопросы теста надо отвечать словами “да” или “нет”.
  Тест на обеспеченность организма витамином D.  
  -  Страдаете ли вы остеохондрозом? 
-  Избегаете ли вы солнца? 
-  Вы едите мало рыбы, мяса и яиц?   
-  Избегаете ли вы масла и маргарина?   
-  Вы не едите грибы? 
 Если на большинство вопросов вы ответили “нет”, то ваш организм в достаточной степени обеспечен витамином D.
  Тест на обеспеченность организма витаминами группы В.  
  -  Часто ли вы чувствуете себя не способным к деятельности и лишённым энергии?   
-  Легко ли вы раздражаетесь? 
-  Часто ли вы подвергаетесь стрессам? 
-  Есть ли у вас проблемы с кожей, например, сухая кожа, трещины в уголках рта? 
-  Вы употребляете алкогольные напитки? 
-  Отдаете ли вы предпочтение продуктам из муки грубого помола? 
-  Вы не едите мясо вообще? 
 Если на большинство вопросов вы ответили “нет”, то ваш организм в достаточной степени обеспечен витаминами группы В.
  Тест на обеспеченность организма витамином С.  
  -  Страдаете ли вы частыми простудами или повышенной восприимчивостью к инфекциям? 
-  Часто ли вы принимаете медикаменты с ацетилсалициловой кислотой и обезболивающие? 
-  Редко ли вы едите свежие овощи? 
-  Вы едите мало сырых салатов? 
-  Часто ли вы едите сохранившуюся в тепле или вновь разогретую еду? 
-  Вы варите овощи и картофель в большом количестве воды? 
 Если на большинство вопросов вы ответили “нет”, то ваш организм в достаточной степени обеспечен витамином С.
  Тест на обеспеченность организма витамином Е.  
  -  Страдаете ли вы нарушениями кровоснабжения? 
-  У вас слабые соединительные ткани? 
-  Образуются ли у вас после повреждения некрасивые шрамы? 
-  Часто ли вы бываете на солнце? 
-  Вы курите? 
-  Часто ли вы подвергаетесь негативному влиянию, например, смога или выхлопных газов? 
-  Часто ли вы употребляете растительные масла? 
-  Вы употребляете растительный маргарин? 
-  Вы не употребляете продукты из муки грубого помола? 
 Если на большинство вопросов вы ответили “нет”, то ваш организм в достаточной степени обеспечен витамином Е.
  Вывод . Итак, мы познакомились с различными видами витаминов, выяснили, что без них жизнь невозможна и что в пищевом рационе нельзя пренебрегать овощами и фруктами. Помните об этом и старайтесь вести здоровый образ жизни! Содержание витаминов в пищевом рационе может меняться и зависит от разных причин: от сорта и вида продуктов, способов и сроков их хранения, характера технологической обработки пищи. Употребление в пищу консервированных продуктов также создает большую проблему в этом плане. Высушивание, замораживание, механическая обработка, хранение в металлической посуде, пастеризация и многие другие достижения цивилизации снижают содержание витаминов в продуктах. После трех дней хранения продуктов процент витаминов значительно снижается. Хранение капусты при комнатной температуре 1 день влечет за собой потери витамина С на 25%, 2 дня – 40%, 3 дня – 70%. При кипячении молока количество витаминов в нем снижается. После трех дней хранения продуктов в холодильнике количество витаминов в них снижается на 30 %, а при комнатной температуре на 50 %. При термической обработки пищи теряется от 25–100 % витаминов. Многие витамины разрушаются на свету (А, В). Овощи без кожуры содержат значительно меньше витаминов.
 Раздать памятки каждому ученику для вклеивания в тетрадь.
  Памятка «Правила приготовления пищи».
  1.Овощи надо чистить непосредственно перед варкой.
  2.Варить недолго.
  3.Варить в закрытой посуде.
  4.Опускать в кипящую воду.
  5.Употреблять сразу после приготовления.
  6.Не использовать металлическую посуду, лучше – эмалированную.
  Домашнее задание:§49, стр.185-189
  . Составить «тонкие и толстые вопросы» по данной теме. «Толстый вопрос» – вопрос, требующий развернутого, обстоятельного ответа, а «тонкий» – требующий краткого, однозначного, фактического ответа.  
      | ? | ? | 
  | Объясните, почему?Почему вы считаете?
 В чем различие?
 На что похоже?
 Предположите, что будет, если?
 | Кто?Что?
 Когда?
 Мог ли?
 Верно ли?
 Согласны ли?
 | 
 
   Итог урока. Составить синквэйн:
  Например
  1. Витамины.
2. Важные, незаменимые.
3. Участвуют, образуют, влияют.
4. Витамины поступают в организм с пищей.
5. Ферменты.
  Подведение итогов урока.  
  Учитель: Оценка за урок, несомненно, важна для каждого из вас, но главные оценки вам поставит жизнь – за то, как вы воплощаете свои знания, в том числе и те, которые получили на сегодняшнем уроке. Здоровье на 25% зависит от наследственности и медицины, а на 75% – от образа жизни, который вы будете вести. И завершить урок хотелось бы словами немецкого поэта и естествоиспытателя Гете: “Мало знать, надо и применять. Мало хотеть, надо и делать”. Будьте здоровы!
  
 
  
 
  
 
 Оценочный лист__________________________________
         | Вид работы | «5» | «4» | «3» | «2» | Итоговая оценка | 
  | Проверка домашнего задания | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | Новая тема, осмысление | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | Составление кластера | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | Викторина   | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | Домино. | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 
 
 
 Оценочный лист__________________________________
         | Вид работы | «5» | «4» | «3» | «2» | Итоговая оценка | 
  | Проверка домашнего задания | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | Новая тема, осмысление | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | Составление кластера | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | Викторина   | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | Домино. | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 
 
 
 Оценочный лист__________________________________
         | Вид работы | «5» | «4» | «3» | «2» | Итоговая оценка | 
  | Проверка домашнего задания | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | Новая тема, осмысление | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | Составление кластера | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | Викторина   | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | Домино. | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 
 
 
 Оценочный лист__________________________________
         | Вид работы | «5» | «4» | «3» | «2» | Итоговая оценка | 
  | Проверка домашнего задания | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | Новая тема, осмысление | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | Составление кластера | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | Викторина   | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | Домино. | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 
 
 
 Оценочный лист__________________________________
         | Вид работы | «5» | «4» | «3» | «2» | Итоговая оценка | 
  | Проверка домашнего задания | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | Новая тема, осмысление | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | Составление кластера | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | Викторина   | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | Домино. | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 
 
 
 Оценочный лист__________________________________
         | Вид работы | «5» | «4» | «3» | «2» | Итоговая оценка | 
  | Проверка домашнего задания | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | Новая тема, осмысление | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | Составление кластера | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | Викторина   | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | Домино. | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 
 
 
 Оценочный лист__________________________________
         | Вид работы | «5» | «4» | «3» | «2» | Итоговая оценка | 
  | Проверка домашнего задания | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | Новая тема, осмысление | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | Составление кластера | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | Викторина   | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | Домино. | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 
 
 
  «Толстый вопрос» – вопрос, требующий развернутого, обстоятельного ответа, а «тонкий» – требующий краткого, однозначного, фактического ответа.  
      | ? | ? | 
  | Объясните, почему?Почему вы считаете?
 В чем различие?
 На что похоже?
 Предположите, что будет, если?
 | Кто?Что?
 Когда?
 Мог ли?
 Верно ли?
 Согласны ли?
 | 
 
   
 
  «Толстый вопрос» – вопрос, требующий развернутого, обстоятельного ответа, а «тонкий» – требующий краткого, однозначного, фактического ответа.  
      | ? | ? | 
  | Объясните, почему?Почему вы считаете?
 В чем различие?
 На что похоже?
 Предположите, что будет, если?
 | Кто?Что?
 Когда?
 Мог ли?
 Верно ли?
 Согласны ли?
 | 
 
   
 
  «Толстый вопрос» – вопрос, требующий развернутого, обстоятельного ответа, а «тонкий» – требующий краткого, однозначного, фактического ответа.  
      | ? | ? | 
  | Объясните, почему?Почему вы считаете?
 В чем различие?
 На что похоже?
 Предположите, что будет, если?
 | Кто?Что?
 Когда?
 Мог ли?
 Верно ли?
 Согласны ли?
 | 
 
   «Толстый вопрос» – вопрос, требующий развернутого, обстоятельного ответа, а «тонкий» – требующий краткого, однозначного, фактического ответа.  
      | ? | ? | 
  | Объясните, почему?Почему вы считаете?
 В чем различие?
 На что похоже?
 Предположите, что будет, если?
 | Кто?Что?
 Когда?
 Мог ли?
 Верно ли?
 Согласны ли?
 | 
 
  
 
 Памятка «Правила приготовления пищи».
  1.Овощи надо чистить непосредственно перед варкой.
  2.Варить недолго.
  3.Варить в закрытой посуде.
  4.Опускать в кипящую воду.
  5.Употреблять сразу после приготовления.
  6.Не использовать металлическую посуду, лучше – эмалированную.
 
 
 Памятка «Правила приготовления пищи».
  1.Овощи надо чистить непосредственно перед варкой.
  2.Варить недолго.
  3.Варить в закрытой посуде.
  4.Опускать в кипящую воду.
  5.Употреблять сразу после приготовления.
  6.Не использовать металлическую посуду, лучше – эмалированную.
 
 
 Памятка «Правила приготовления пищи».
  1.Овощи надо чистить непосредственно перед варкой.
  2.Варить недолго.
  3.Варить в закрытой посуде.
  4.Опускать в кипящую воду.
  5.Употреблять сразу после приготовления.
  6.Не использовать металлическую посуду, лучше – эмалированную.
 
 
 Памятка «Правила приготовления пищи».
  1.Овощи надо чистить непосредственно перед варкой.
  2.Варить недолго.
  3.Варить в закрытой посуде.
  4.Опускать в кипящую воду.
  5.Употреблять сразу после приготовления.
  6.Не использовать металлическую посуду, лучше – эмалированную.
 
 
 Памятка «Правила приготовления пищи».
  1.Овощи надо чистить непосредственно перед варкой.
  2.Варить недолго.
  3.Варить в закрытой посуде.
  4.Опускать в кипящую воду.
  5.Употреблять сразу после приготовления.
  6.Не использовать металлическую посуду, лучше – эмалированную.
 
 
 Памятка «Правила приготовления пищи».
  1.Овощи надо чистить непосредственно перед варкой.
  2.Варить недолго.
  3.Варить в закрытой посуде.
  4.Опускать в кипящую воду.
  5.Употреблять сразу после приготовления.
  6.Не использовать металлическую посуду, лучше – эмалированную.
 
 
 Памятка «Правила приготовления пищи».
  1.Овощи надо чистить непосредственно перед варкой.
  2.Варить недолго.
  3.Варить в закрытой посуде.
  4.Опускать в кипящую воду.
  5.Употреблять сразу после приготовления.
  6.Не использовать металлическую посуду, лучше – эмалированную.
  Тест на обеспеченность организма витамином D.  
  -  Страдаете ли вы остеохондрозом? 
-  Избегаете ли вы солнца? 
-  Вы едите мало рыбы, мяса и яиц?   
-  Избегаете ли вы масла и маргарина?   
-  Вы не едите грибы? 
 Тест на обеспеченность организма витаминами группы В.  
  -  Часто ли вы чувствуете себя не способным к деятельности и лишённым энергии?   
-  Легко ли вы раздражаетесь? 
-  Часто ли вы подвергаетесь стрессам? 
-  Есть ли у вас проблемы с кожей, например, сухая кожа, трещины в уголках рта? 
-  Вы употребляете алкогольные напитки? 
-  Отдаете ли вы предпочтение продуктам из муки грубого помола? 
-  Вы не едите мясо вообще? 
 Тест на обеспеченность организма витамином С.  
  -  Страдаете ли вы частыми простудами или повышенной восприимчивостью к инфекциям? 
-  Часто ли вы принимаете медикаменты с ацетилсалициловой кислотой и обезболивающие? 
-  Редко ли вы едите свежие овощи? 
-  Вы едите мало сырых салатов? 
-  Часто ли вы едите сохранившуюся в тепле или вновь разогретую еду? 
-  Вы варите овощи и картофель в большом количестве воды? 
 Тест на обеспеченность организма витамином Е.  
  -  Страдаете ли вы нарушениями кровоснабжения? 
-  У вас слабые соединительные ткани? 
-  Образуются ли у вас после повреждения некрасивые шрамы? 
-  Часто ли вы бываете на солнце? 
-  Вы курите? 
-  Часто ли вы подвергаетесь негативному влиянию, например, смога или выхлопных газов? 
-  Часто ли вы употребляете растительные масла? 
-  Вы употребляете растительный маргарин? 
-  Вы не употребляете продукты из муки грубого помола?