| Требования, предъявляемые к учебнику (пособию) | Параметры оценивания | Комментарии |
| I. Общая оценка |
| 1.1.Соответствие действующему стандарту образования | Полное | соответствует |
| Частичное | - |
| 1.2. Наличие экспертной оценки | Гриф «Допущено» Министерства образования и науки РФ | - |
| Гриф «Рекомендовано» Министерства образования и науки РФ | «Рекомендовано» Министерства образования и науки РФ |
| Наличие дипломов конкурсов | - |
| 1.3.Инновационность издания | Нетрадиционное изложение учебного содержания | Перед каждой главой прописываются предметные и метапредметные результаты, которыми способен овладеть учащийся, в процессе изучения главы. После каждой главы прописано краткое содержание главы, которое не только способствует систематизации полученных учащимися знаний, но и позволяет сделать выводы по общему содержанию главы. |
| Нетрадиционное структурирование издания | В учебнике 4 главы (Глава 1. Клеточное строение организмов , глава 2« Царство Бактерии», глава 3 «Царство грибы» ,глава 4. Царство Растения») Всего 24 §. После каждого § есть задания направленные на получения предметных, метапредметных и личностных результатов. Есть дополнительный материал к урокам ,он помещён под заголовками «Задания для любопытных», «Знаете ли вы, что…» |
| Новое содержание практикума | |
| Новые типы заданий | задания направленные на получения предметных (подчеркнуты синей линией и помещены в разделе «Вопросы»), метапредметных (подчеркнуты красной линией и помещены в разделе «Подумайте») и личностных результатов(подчеркнуты фиолетовой линией и помещены в разделе «Задания») В учебнике есть задания для работы с текстом(для овладения навыками работы с текстом помещены различные памятки для учащихся .Например, на стр. 18 «Требования к составлению плана параграфа»; на стр.27 «Как работать с текстом учебника»…) |
| Нетрадиционные приложения | Есть электронное приложение(343 Мбайт) и тетрадь. «+»Тетрадь содержит различные репродуктивные и творческие вопросы и задания, в том числе в виде лабораторных работ, познавательных задач, таблиц, схем, рисунков и терминологических кроссвордов. Задания в тетради соответствуют содержанию разделов учебника и предназначены для самостоятельной работы учащихся. В тетрадь включены также тестовые задания, которые помогут ученикам подготовиться к успешной сдаче итоговой аттестации. «-»Бумага тетради офсетная, но немного просвечивает. Иллюстрации черно-белые |
| 1.4. Наличие учебных и методических рекомендаций к учебнику | Рекомендации для ученика | В учебнике присутствуют |
| Рекомендации для учителя | отсутствуют |
| 1.5. Соблюдение полиграфических норм | Использование шрифтов для выделения основного, дополнительного и пояснительного материала | Термины выделены курсивом, для выделения заданий направленных на получение предметных и метапредметных и личностных результатов, использованы синий, красный и фиолетовый цвет. А также для выделения из текста важных составляющих использован зелёный цвет. Лабораторные и практические работы отмечены значком (зелёный лист). |
| Рациональное расположение материала | Материал расположен рационально |
| Наличие цветных иллюстраций | |
| II. Педагогическая оценка. 2. Дидактические принципы. |
| 2.1. Научность | Соответствие современным взглядам на содержание естественнонаучного образования | соответствует |
| Соответствие современной парадигме образования | соответствует |
| 2.2. Доступность | Соответствие возрастным особенностям учащихся | соответствует |
| Рациональность соотношения теоретического и фактического материала | Теоретический и фактический материал распределён рационально |
| Увлекательность и /или логика изложения | Есть множество заданий, которые делают учебник увлекательным, к тому же учебник хорошо иллюстрирован. Логика изложения соблюдена |
| 2.3. Системность | Линии в целом | в системе |
| Отдельного учебника | в системе |
| Отдельных тем | в системе |
| 2.4. Наглядность | Наличие иллюстраций, таблиц, карт, схем, графиков и т.д. | В учебнике большое количество красочных иллюстраций, есть схемы, таблицы |
| 2.5. Интегративность | Наличие межпредметных связей | Присутствуют межпредметные связи физикой, экологией, географией |
| Использование общенаучных понятий | используются |
| Использование общенаучных методов познания (измерение, наблюдение, эксперимент, анализ, синтез, сравнение, аналогия, классификация, систематизация, обобщение, моделирование.) | используются |
| 3. Дидактические функции |
| 3.1. Возможность реализации проблемного обучения средствами учебника | Достаточно (используется систематически) | Достаточно возможностей для реализации проблемного обучения средствами учебника |
| Недостаточно (в отдельных главах) | - |
| Отсутствие | - |
| 3.2. Возможность реализации дифференцированного обучения | Наличие разноуровневости учебного содержания | Учебное содержание дано на разных уровнях усвоения |
| Наличие разноуровневых заданий | имеются |
| Наличие дополнительного материала | имеется |
| 3.3. Возможность организации самостоятельной учебной деятельности | Удобная навигация: структурность изложения, наличие оглавления, наличие предметного указателя, наличие условных обозначений к заданиям | Навигация удобная. Есть оглавление, предметные указатели , условные обозначения к заданиям |
| Наличие различных видов заданий (вопросы, упражнения, задачи; экспериментальные, творческие задания) | Задания представлены различных видов, есть вопросы, упражнения, экспериментальные и творческие задания |
| Наличие алгоритмов | Присутствуют алгоритмы, помогающие учащимся организовать разные виды деятельность( как на уроке, так и вне урока) Например, на стр. 18 «Требования к составлению плана параграфа»; на стр.27 «Как работать с текстом учебника»стр.32 «Порядок работы с микроскопом». |
| Наличие инструкций к практическим занятиям: - указаний к проведению опыта, микроисследования и т.д.; - указаний к соблюдению правил техники безопасности. | Инструкции очень подробные, понятные для учащихся данного возраста. Есть указания к соблюдению правил техники безопасности |
| Наличие системы помощи в выполнении заданий | присутствует |
| 3.4. Возможность организации ученической рефлексии | Наличие заданий в тексте параграфа для самоконтроля учащихся | имеются |
| Наличие ответов на имеющиеся упражнения и задания | ответов в учебнике нет |
| 3.5. Возможность осуществления подготовки учащихся к итоговой аттестации | Наличие обобщающих схем, таблиц | имеются |
| Наличие комплексных заданий | имеются |
| Наличие заданий в тестовой форме | имеются |
| 3.6. Реализация практико-ориентированного подхода | Раскрытие значения предъявляемого материала в промышленности, в сельском хозяйстве | Хорошо раскрыто значение предъявляемого материала в промышленности, в сельском хозяйстве |
| Раскрытие значения предъявляемого материала в повседневной жизни человека | Хорошо раскрыто значение предъявляемого материала в повседневной жизни человека |
| Раскрытие значения предъявляемого материала в решении экологических проблем | На достаточном уровне раскрыто значение предъявляемого материала в решении экологических проблем |
| 3.7. Возможность использования учебника в разных методических системах и технологиях | Ориентация на конкретную технологию | - |
| Независимость от конкретной технологии | + |
| 3.8. Возможность использования при реализации программ курса | Ориентация на конкретную программу | составлен на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения |
| Независимость от конкретной программы | - |
| 4. Воспитательные и мировоззренческие функции |
| 4.1.Реализация воспитательного потенциала учебного содержания | Воспитание экономических, экологических, эстетических, патриотических и т.д. аспектов | Реализуется в полной степени |
| Воспитание потребности в здоровом образе жизни | Реализуется в полной степени |
| 4.2. Раскрытие основных мировоззренческих идей на основе ведущих законов и теорий | Направленность на развитие единой 1научной картины мира | Реализуется в полной степени |
| Адекватное отражение законов природы | Реализуется в полной степени |
Большое количество красочных иллюстраций, разнообразные вопросы и задания, лабораторные работы, а также дополнительные сведения и любопытные факты способствуют эффективному усвоению учебного материала.