| Требования, предъявляемые к учебнику (пособию) | Параметры оценивания | Комментарии   | 
  | I. Общая оценка | 
  | 1.1.Соответствие действующему стандарту образования |  Полное |  соответствует | 
  |  Частичное |  - | 
  | 1.2. Наличие экспертной оценки | Гриф «Допущено» Министерства образования и науки РФ |  - | 
  | Гриф «Рекомендовано» Министерства образования и науки РФ |  «Рекомендовано» Министерства образования и науки РФ | 
  |  Наличие дипломов конкурсов |  - | 
  |  1.3.Инновационность издания   | Нетрадиционное изложение учебного содержания | Перед каждой главой прописываются предметные и метапредметные результаты, которыми способен овладеть учащийся, в процессе изучения главы. После каждой главы прописано краткое содержание главы, которое не только способствует систематизации полученных учащимися знаний, но и позволяет сделать выводы по общему содержанию главы. | 
  |  Нетрадиционное структурирование издания | В учебнике 4 главы (Глава 1. Клеточное строение организмов , глава 2« Царство Бактерии», глава 3 «Царство грибы» ,глава 4. Царство Растения») Всего 24 §. После каждого § есть задания направленные на получения предметных, метапредметных и личностных результатов. Есть дополнительный материал к урокам ,он помещён под заголовками «Задания для любопытных», «Знаете ли вы, что…» | 
  |  Новое содержание практикума   |  
 | 
  |  Новые типы заданий   | задания направленные на получения предметных (подчеркнуты синей линией и помещены в разделе «Вопросы»), метапредметных (подчеркнуты красной линией и помещены в разделе «Подумайте») и личностных результатов(подчеркнуты фиолетовой линией и помещены в разделе «Задания») В учебнике есть задания для работы с текстом(для овладения навыками работы с текстом помещены различные памятки для учащихся .Например, на стр. 18 «Требования к составлению плана параграфа»; на стр.27 «Как работать с текстом учебника»…) | 
  |  Нетрадиционные приложения |  Есть электронное приложение(343 Мбайт) и тетрадь. «+»Тетрадь содержит различные репродуктивные и творческие вопросы и задания, в том числе в виде лабораторных работ, познавательных задач, таблиц, схем, рисунков и терминологических кроссвордов. Задания в тетради соответствуют содержанию разделов учебника и предназначены для самостоятельной работы учащихся. В тетрадь включены также тестовые задания, которые помогут ученикам подготовиться к успешной сдаче итоговой аттестации.  «-»Бумага тетради офсетная, но немного просвечивает. Иллюстрации черно-белые  
 | 
  | 1.4. Наличие учебных и методических рекомендаций к учебнику |  Рекомендации для ученика |  В учебнике присутствуют | 
  |  Рекомендации для учителя   |  отсутствуют | 
  | 1.5. Соблюдение полиграфических норм   |  Использование шрифтов для выделения основного, дополнительного и пояснительного материала   | Термины выделены курсивом, для выделения заданий направленных на получение предметных и метапредметных и личностных результатов, использованы синий, красный и фиолетовый цвет. А также для выделения из текста важных составляющих использован зелёный цвет. Лабораторные и практические работы отмечены значком (зелёный лист). | 
  |  Рациональное расположение материала   |  Материал расположен рационально | 
  |  Наличие цветных иллюстраций |  
 | 
  | II. Педагогическая оценка. 2. Дидактические принципы. | 
  |  2.1. Научность |  Соответствие современным взглядам на содержание естественнонаучного образования   |  соответствует | 
  |  Соответствие современной парадигме образования   |  соответствует | 
  |  2.2. Доступность |  Соответствие возрастным особенностям учащихся   |  соответствует | 
  |  Рациональность соотношения теоретического и фактического материала |  Теоретический и фактический материал распределён рационально | 
  |  Увлекательность и /или логика изложения   |  Есть множество заданий, которые делают учебник увлекательным, к тому же учебник хорошо иллюстрирован. Логика изложения соблюдена | 
  | 2.3. Системность |  Линии в целом   | в системе | 
  |  Отдельного учебника | в системе | 
  |  Отдельных тем | в системе | 
  | 2.4. Наглядность   |  Наличие иллюстраций, таблиц, карт, схем, графиков и т.д. |  В учебнике большое количество красочных иллюстраций, есть схемы, таблицы | 
  | 2.5. Интегративность   |  Наличие межпредметных связей |  Присутствуют межпредметные связи физикой, экологией, географией | 
  |  Использование общенаучных понятий |  используются | 
  |  Использование общенаучных методов познания (измерение, наблюдение, эксперимент, анализ, синтез, сравнение, аналогия, классификация, систематизация, обобщение, моделирование.) |  используются | 
  | 3. Дидактические функции | 
  | 3.1. Возможность реализации проблемного обучения средствами учебника |  Достаточно (используется систематически)   |  Достаточно возможностей для реализации проблемного обучения средствами учебника | 
  |  Недостаточно (в отдельных главах)   |  - | 
  |  Отсутствие   |  - | 
  | 3.2. Возможность реализации дифференцированного обучения |  Наличие разноуровневости учебного содержания |  Учебное содержание дано на разных уровнях усвоения | 
  |  Наличие разноуровневых заданий   |  имеются | 
  |  Наличие дополнительного материала |  имеется | 
  | 3.3. Возможность организации самостоятельной учебной деятельности   |  Удобная навигация: структурность изложения, наличие оглавления, наличие предметного указателя, наличие условных обозначений к заданиям |  Навигация удобная. Есть оглавление, предметные указатели , условные обозначения к заданиям | 
  |  Наличие различных видов заданий (вопросы, упражнения, задачи; экспериментальные, творческие задания)   |  Задания представлены различных видов, есть вопросы, упражнения, экспериментальные и творческие задания | 
  |  Наличие алгоритмов   |  Присутствуют алгоритмы, помогающие учащимся организовать разные виды деятельность( как на уроке, так и вне урока) Например, на стр. 18 «Требования к составлению плана параграфа»; на стр.27 «Как работать с текстом учебника»стр.32 «Порядок работы с микроскопом». | 
  |  Наличие инструкций к практическим занятиям:    - указаний к проведению опыта, микроисследования и т.д.;  - указаний к соблюдению правил техники безопасности. |  Инструкции очень подробные, понятные для учащихся данного возраста. Есть указания к соблюдению правил техники безопасности | 
  |  Наличие системы помощи в выполнении заданий |  присутствует | 
  | 3.4. Возможность организации ученической рефлексии   |  Наличие заданий в тексте параграфа для самоконтроля учащихся |  имеются | 
  |  Наличие ответов на имеющиеся упражнения и задания | ответов в учебнике нет | 
  | 3.5. Возможность осуществления подготовки учащихся к итоговой аттестации |  Наличие обобщающих схем, таблиц |  имеются | 
  |  Наличие комплексных заданий |  имеются | 
  |  Наличие заданий в тестовой форме |  имеются | 
  | 3.6. Реализация практико-ориентированного подхода |  Раскрытие значения предъявляемого материала в промышленности, в сельском хозяйстве |  Хорошо раскрыто значение предъявляемого материала в промышленности, в сельском хозяйстве | 
  |  Раскрытие значения предъявляемого материала в повседневной жизни человека | Хорошо раскрыто значение предъявляемого материала в повседневной жизни человека | 
  |  Раскрытие значения предъявляемого материала в решении экологических проблем |  На достаточном уровне раскрыто значение предъявляемого материала в решении экологических проблем | 
  |  3.7. Возможность использования учебника в разных методических системах и технологиях |  Ориентация на конкретную технологию   |  - | 
  |  Независимость от конкретной технологии    
 |  + | 
  | 3.8. Возможность использования при реализации программ курса   |  Ориентация на конкретную программу |  составлен на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения | 
  |  Независимость от конкретной программы | - | 
  | 4. Воспитательные и мировоззренческие функции | 
  | 4.1.Реализация воспитательного потенциала учебного содержания   |  Воспитание экономических, экологических, эстетических, патриотических и т.д. аспектов   |  Реализуется в полной степени | 
  |  Воспитание потребности в здоровом образе жизни   |  Реализуется в полной степени | 
  | 4.2. Раскрытие основных мировоззренческих идей на основе ведущих законов и теорий |  Направленность на развитие единой 1научной картины мира   |  Реализуется в полной степени | 
  |  Адекватное отражение законов природы |  Реализуется в полной степени | 
 
  Большое количество красочных иллюстраций, разнообразные вопросы и задания, лабораторные работы, а также дополнительные сведения и любопытные факты способствуют эффективному усвоению учебного материала.