| №п/п   |  Наименование разделов и тем урока.   
 | Элементы содержания | Кол-во часов   | Тип урока   | Форма урока и методы контроля   | Средства обучения. Использование ИКТ | Дата | 
 | 
  | по плану | факт | 
 | 
  |  
  Введение в основы общей биологии (4 ч) | 
 | 
  | 1. |  Биология- наука о живом мире. 
  §1, вопросы 1 - 3 |  Биология- наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов: биологический эксперимент, наблюдение, описание и измерение биологических объектов |  1   | Урок актуализации знаний и умений |  Беседа | Таблица»Комплекс биологических наук» | 
 | 
 | 
 | 
  | 2. |  Общие свойства живых организмов.   § 2, заполнить таблицу |  Отличительные особенности живых организмов от неживых тел: клеточное строение, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость. Гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация. Эволюция. |  1 | Комбинир. урок |  Беседа | Мультимедийная презентация учителя «Свойства живых организмов» | 
 | 
 | 
 | 
  | 3. |  Многообразие форм живых организмов. § 3, вопросы 1-3   | Уровни организации живой природы. Многообразие живых организмов. Краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Царства живой природы. |  1 | Комбинир. урок |  Беседа, опрос |  Таблица   « Многообразие форм живых организмов» | 
 | 
 | 
 | 
  | 4. | Биологическое разнообразие вокруг нас. Отчет по экскурсии, с.11 -12 | Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и как результат эволюции. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охрана. | 
 | Комбинир. урок | Экскурсия «Биологическое разнообразие вокруг нас» |  Блокнот, карандаш .   | 
 | 
 | 
 | 
  |   Основы учения о клетке (10ч) 
 | 
 | 
  | 5. |  Цитология- наука о клетке. Многообразие клеток.  §4 | Из истории цитологии. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Клетка- основная структурная и функциональная единица организмов. Клетка как биосистема. Разнообразие клеток живой природы. Эукариоты и прокариоты. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Свойства клетки. |  1 | Комбинир. урок |  Беседа с элементами рассказа | Таблицы»Строение клетки», «Разнообразие клеток» | 
 | 
 | 
 | 
  | 6. |  Химический состав клетки.  §5, вопросы 1- 3 |  Общность хим. состава клетки. Неорганические (вода и минеральные соли) и органические вещества (белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты). Полимеры, мономеры. |  1 | ИНМ и перв. закр. |  Беседа с элементами рассказа |  Таблица-схема хим. состава клетки | 
 | 
 | 
 | 
  | 7. |  Белки и нуклеиновые кислоты. §6 
   
 |  Органические вещества, их роль в организме. Белки, аминокислоты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты, их роль. Нуклеиновые кислоты: ДНК и РНК, их структура и функции. Репликация. |   1 | ИНМ и перв. закр. |  Рассказ, опрос, тест | Модель ДНК, таблица «Строение белка» | 
 | 
 | 
 | 
  | 8. |  Строение клетки.  §7 |  Строение клетки. Мембрана клетки. Цитоплазма. Строение и функции ядра. Типы клеток: прокариоты, эукариоты. Вирусы- неклеточные формы. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов. |  1 | Комбинир. урок |  Беседа, опрос | Таблицы»Строение клетки», Таблица «Вирусы» | 
 | 
 | 
 | 
  | 9. |  Органоиды клетки и их функции. Лаб. раб. № 1 «Сравнение строения клеток растений, животных, бактерий»   Лаб. раб. №2 «Изучение клеток бактерий»  §8 |  Мембранные (ЭПС, комплекс Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды) и немембранные (рибосома, клеточный центр) органоиды. Особенности строения растительной, животной, бактериальной клеток. Одноклеточные и многоклеточные организмы. |  1 | Урок компл. применения ЗУН. | Практикум, письменная работа   
 | Таблицы»Строение растительной клетки», Строение животной клетки», «Разнообразие клеток» | 
 | 
 | 
 | 
  | 10. |  Обмен веществ и превращение энергии.   §9 |  Обмен веществ и превращение энергии- основа жизнедеятельности клетки. Анаболизм (ассимиляция) и катаболизм (диссимиляция). Энергия клетки. АТФ. |  1 | ИНМ и перв. закр. | Беседа с элементами рассказа, опрос | Таблица «Метаболизм» | 
 | 
 | 
 | 
  | 11. | Биосинтез белков в живой клетке.  §10 |  Понятие о биосинтезе. Ген- участок ДНК. Генетическии код, его свойства.Этапы синтеза белка в клетке: транскрипция, трансляция.   |  1 | ИНМ и перв. закр. |  Урок - лекция | Таблица «Биосинтез белка» | 
 | 
 | 
 | 
  | 12. |  Биосинтез углеводов- фотосинтез.  §11 | Питание. Различия организмов по способу питания. Понятие о фотосинтезе. Роль пигмента хлорофилла. Световая и темновая фазы фотосинтеза. Значение фотосинтеза.   |   |  Комбинир. урок | Беседа с элементами рассказа, тест | Таблица «Фотосинтез», «Типы питания», портрет К.А. Тимирязева | 
 | 
 | 
 | 
  | 13. | Обеспечение клетки энергией.  §12, подготовиться к зачету |  Понятие о клеточном дыхании. Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Биологическое окисление. Этапы биологического окисления: подготовительный, неполное безкислородное расщепление, полное кислородное расщепление. Гликолиз. |  1 | Комбинир. урок   |  Опрос, беседа | Мультимедийная презентация учителя «Биологическое окисление» | 
 | 
 | 
 | 
  | 14. | Зачет по теме «Основы учения о клетке»   |  Содержание всей темы. |  1 | Урок контроля и оценки знаний | Тестовые задания, биологические задачи   | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  |   Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (5 ч) 
 | 
 | 
  | 15. |  Типы размножения организмов.  §13 |  Размножение. Половое и бесполое размножение. Бесполое размножение- древнейший способ размножения. Виды бесполого размножения: деление клетки, митоз, почкование, деление тела, спорообразование. Смена поколений. Вегетативное размножение.   | 1 | Урок актуализации знаний и умений |  Урок взаимообучения | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | 16.   | Деление клетки. Митоз.  §14 |  Понятие о делении клетки. Деление клетки – основа размножения, роста и развития организмов. Деление клетки эукариот. Биологический смысл и значение митоза. Фазы митоза. Деление клетки прокариот. Клеточный цикл. |  1 | Комбинир. урок |  Беседа, опрос | Таблица «Митоз», микроскопы, микропрепараты делящихся клеток растения | 
 | 
 | 
 | 
  | 17. | Образование половых клеток. Мейоз. 
 
 
 
 
  §15 |  Набор хромосом в клетке. Соматические клетки. Половые клетки, строение и их функции. Диплоидная и гаплоидная клетка. Мейоз, его сущность. Редукция. Гомологичные хромосомы. Первое и второе деление мейоза. Кроссинговер. Оплодотворение, его биологическое значение. Образование половых клеток ( гаметогенез). | 1 | ИНМ и перв. закр. | Рассказ с элементами беседы, тест | Таблица «Мейоз»   | 
 | 
 | 
 | 
  | 18. | Индивидуальное развитие организма – онтогенез. 
 
   §16, с. 58 -59   | Рост и развитие организмов. Онтогенез, его этапы. Эмбриональный период онтогенеза и постэмбриональный период. Влияние факторов среды и вредных привычек на онтогенез человека. | 1 | ИНМ и перв. закр. | Рассказ с элементами беседы, тест | Таблица «Индивидуальное развитие Хордовых (на примере ланцетника) | 
 | 
 | 
 | 
  | 19. | Зачет по теме «Размножение и индивидуальное развитие организмов»   |  Содержание всей темы. | 1 | Урок контроля и оценки знаний | Карточки с биологическими терминами, биологические задачи, тест | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  |   Основы учения о наследственности и изменчивости (11ч) 
 | 
 | 
  | 20. | Наука генетика. Из истории развития генетики. Основные понятия генетики.   
 §17, 18 |  Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости.. Предистория генетики. Основные понятия: наследственность и изменчивость –свойства организмов, ген, генотип, фенотип, аллельные гены, гомозиготы, гетерозиготы . Закономерности изменчивости организмов. | 1 | ИНМ и перв. закр. |  Урок – лекция | Мультимедийная презентация ученика «История развития генетики» | 
 | 
 | 
 | 
  | 21. |  Генетические опыты   Г. Менделя. 
 
  §19, вопросы 1 - 4 |  Методы в исследованиях Г. Менделя  (гибридологический метод). Скрещивание. Гибрид.Моногибридное скрещивание. Неполное доминирование. Закон единообразия, закон расщепления. Гипотеза чистоты гамет. Рецессивные и доминантные признаки. |  1 | Комбинир. урок |  Рассказ, тест, карточки | Таблица «Моногибридное скрещивание», портрет Г. Менделя | 
 | 
 | 
 | 
  | 22. |  Дигибридное скрещивание.   
 §20, задачи в тетради | Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. Механизм наследования признаков при дигибридном скрещивании. Анализирующее скрещивание.   |  1 |  Комбинир. урок | Рассказ с элементами беседы, решение задач | Таблица «Дигибридное скрещивание» | 
 | 
 | 
 | 
  | 23.   |  Сцепленное наследование генов и кроссинговер. 
  §21 |  Расположение генов: в одной хромосоме, в разных хромосомах. Линейное расположение генов. Закон сцепленного наследования Т. Моргана. Группа сцепления. Кроссинговер. |  1 |  Комбинир. урок | Рассказ с элементами беседы, с/р | Портрет Т Моргана,   | 
 | 
 | 
 | 
  | 24. |  Взаимодействие генов и их множественное действие.   §22 | Понятие о гене. Гены и хромосомы. Типы влияния генов. Полимерия. Плейотропия. Условия проявления признаков. Генотипическая среда. |  1 | ИНМ и перв. закр. |  Рассказ, тест, карточки | Учебник | 
 | 
 | 
 | 
  | 25. |  Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.   §23 |  Х-хромосомы, Y- хромосомы, аутосомы. Кариотип. Механизм определения пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. |  1 | ИНМ и перв. закр. |  Рассказ, опрос | Мультимедийная презентация учителя «Генетика пола» | 
 | 
 | 
 | 
  | 26. | Наследственная изменчивость.  §24 |  Изменчивость- свойство организмов. Наследственная изменчивость.  Типы наследственной изменчивости: комбинативная и мутационная. Мутации. Мутагены. Закон гомологических рядов Н.И. Вавилова. |   1 |  Комбинир. урок | Рассказ с элементами беседы, карточки | Таблица «Наследственная изменчивость. Полиплоидия» | 
 | 
 | 
 | 
  | 27. |  Типы изменчивости. Лаб. раб. №3«Выявление изменчивости у организмов»  §25, сообщения |  Модификационная изменчивость (ненаследственная), ее характеристики. Норма реакции: широкая, узкая. Модификации. Онтогенетическая изменчивость (возрастная). |  1 |  Комбинир. урок |  Практикум, с/р | Комнатные растения, листья растений одного вида (березы), гербарии, инструктивные карточки | 
 | 
 | 
 | 
  | 28. |  Наследственные болезни, сцепленные с полом.  §26 | Группы наследственных болезней: болезни, связанные с мутациями генов; болезни, связанные с мутациями хромосом. Генные болезни: дальтонизм, гемофилия. Хромосомные болезни: болезнь Дауна. Диагностика заболеваний. Значение генетики в медицине и здравоохранении. |  1 |  Комбинир. урок |  Урок –лекция | Мультимедийная презентация учеников «Наследственные болезни» | 
 | 
 | 
 | 
  | 29. | Обобщение и систематизация знаний по теме «Основы учения о наследственности и изменчивости» 
 | Содержание всей темы. | 
 | Урок обобщение и систематизации знаний | Беседа, с/р, тест | Подготовиться к зачету   | 
 | 
 | 
 | 
  | 30. | Зачет по теме «Основы учения о наследственности и изменчивости»   |  Содержание всей темы. | 1 | Урок контроля и оценки знаний |  Урок защиты знаний, карточки-задания | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  |  
  5.Основы селекции растений, животных и микроорганизмов (5 ч) 
 | 
 | 
  | 31. |  Генетические основы селекции организмов.  §27 |  Из истории селекции. Селекция как наука. Задачи и методы селекции. Искусственный отбор, гибридизация, мутагенез. Полиплоидия. |  1 | ИНМ и перв. закр. | Рассказ с элементами беседы | Таблица – схема «методы селекции» | 
 | 
 | 
 | 
  | 32. |  Особенности селекции у растений.   §28 | Особенности культурных растений. Методы селекции растений: гибридизация и отбор. Полиплоидия. Достижения селекционеров страны, области. Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых сортов растений. | 1 | ИНМ и перв. закр. | Рассказ с элементами беседы, опрос | Таблица «Сорта и гибриды культурных растений», коллекции семян | 
 | 
 | 
 | 
  | 33. |  Центры многообразия и происхождения культурных растений.  §29 |  Исследования Н.И. Вавилова. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. |  1 |  Комбинир. урок | Урок-экспедиция | Портрет Н.И. Вавилова, таблица «Центры происхождения культурных растений» | 
 | 
 | 
 | 
  | 34. | Особенности селекции животных.   §30 |  Цели селекции животных. История одомашнивания. Методы селекции животных: гибридизация (инбридинг и аутбридинг) и отбор (массовый и индивидуальный). Современные методы селекции животных (искусственное осеменение, клонирование). Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород животных. |  1 |  Комбинир. урок | Рассказ с элементами беседы, опрос | Мультимедийная презентация «Селекция животных» | 
 | 
 | 
 | 
  | 35. |  Основные направления селекции микроорганизмов.   §31 |  Значение селекции микроорганизмов для развития с/х, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности. Методы селекции микроорганизмов: генная инженерия, клеточная инженерия. Биотехнология. Использование грибов, бактерий в биотехнологии. |  1 | ИНМ и перв. закр. | Рассказ с элементами беседы, тест | Мультимедийная презентация учеников «Микробиология и ее значение в народном хозяйстве» | 
 | 
 | 
 | 
  |  6.Происхождение жизни и развитие органического мира (5ч) 
 | 
 | 
  | 36. |  Представление о возникновении жизни на Земле в истории естествознания.  §32, сообщения | Гипотезы происхождения жизни. Идея абиогенеза и биогенеза. Значение работ Л. Пастера | 1 | ИНМ и перв. закр. | Рассказ, карточки | Таблица «Эволюция растительного и животного мира», портрет Л. Пастера | 
 | 
 | 
 | 
  | 37. | Современные представления о возникновении жизни на Земле .   §33 
 | Гипотеза происхождения жизни А.И. Опарина. Коацерваты. Химический, предбиологический, биологический и социальный этапы развития живой материи. Проблема доказательства современной гипотезы происхождения жизни. | 1 | ИНМ и перв. закр. | Беседа, карточки | Портрет А.И. Опарина | 
 | 
 | 
 | 
  | 38. |  Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни. 
  §34 |  Появление первичных живых организмов –протобионтов. Предполагаемая гетеротрофность протобионтов. Ранее возникновение фотосинтеза и биолог. круговорот веществ. Афтотрофы и гетеротрофы. Эволюция от анаэробного к аэробному способу дыхания, от прокариот к эукариотам. Возникновение биосферы. | 1 | ИНМ и перв. закр. | Рассказ с элементами беседы, опрос | Таблица «Эволюция растительного и животного мира», «Строение прокариотической и эукариотической клетки» | 
 | 
 | 
 | 
  | 39. | Этапы развития жизни на Земле.   §35, создать презентацию «Этапы развития жизни на Земле» | Изменение животного и растительного мира в катархее, протерозое, палеозое, мезозое, кайнозое. Основные черты приспособленности. Появление человека. Влияние человеческой деятельности на природу Земли. |  1 | Комбинир. урок | Рассказ с элементами беседы | Таблица «Эволюция растительного и животного мира», | 
 | 
 | 
 | 
  | 40. |  Приспособительные черты организмов к наземному образу жизни.  С. 131 - 132 |  Основные приспособительные черты наземных растений. Эволюция наземных растений. Освоение суши животными. Многообразие животных – результат эволюции. Основные приспособительные черты животных к наземному образу жизни. |  1 |  Комбинир. урок | Урок-экскурсия «История живой природы местного региона»   |  Блокнот, карандаш (отчет по экскурсии) | 
 | 
 | 
 | 
  |   Учение об эволюции (11 ч) 
 | 
 | 
  | 41. |  Идея развития органического мира в биологии.   §36 |  Появление идей об эволюции. Учение об эволюции органического мира. Предпосылки учения Ч. Дарвина. Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. | 1 | ИНМ и перв. закр. | Рассказ с элементами беседы, опрос | Портреты ученых | 
 | 
 | 
 | 
  | 42. | Основные положения теории Ч. Дарвина об эволюции органического мира.  § 37 | Дарвин – основоположник учения об эволюции, его исследования. Наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор – движущие силы эволюции. Искусственный отбор. Значение работ Ч. Дарвина. | 1 | ИНМ и перв. закр. | Рассказ с элементами беседы | Портрет Ч Дарвина, таблица «Движущие силы эволюции» | 
 | 
 | 
 | 
  | 43. | Результаты эволюции: многообразие видов и приспособленность организмов к среде.  Лаб. раб. №4«Выявление приспособлений у организмов к среде обитания»  Записи в тетради | Приспособительные особенности растений и животных. Адаптация. Многообразие адаптаций. Приспособительность организмов как результат естественного отбора. Движущие силы и результат эволюции. |  1 | Комбинир. урок | Практикум, опрос | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | 44. |  Современные представления об эволюции органического мира.  §38 | Популяция как элементарная единица эволюции. Современные представления об эволюции органического мира. Факторы эволюции.   |  1 | Комбинир. урок | Рассказ с элементами беседы, опрос | Таблица-схема «Факторы эволюции» | 
 | 
 | 
 | 
  | 45. | Вид, его критерии и структура.      §39, заполнить таблицу | Понятие о виде. Критерии вида: морфологический, физиологический, генетический. Экологический. Географический, исторический. Совокупность критериев - условие обеспечения целостности и единства вида. Популяционная структура вида. |  1   | ИНМ и перв. закр. | Рассказ с элементами беседы, тест | Гербарные экземпляры растений разных видов, таблица «Вид. Критерии вида» | 
 | 
 | 
 | 
  | 46. |  Процессы образования новых видов в природе – видообразование.   §40 |  Видообразование: географическое и экологическое. Изолирующие механизмы: географические барьеры, пространственная разобщенность, поведение, молекулярные изменения белков, разные сроки размножения. Виды изоляций: биологическая и географическая. Микроэволюция. | 1 | ИНМ и перв. закр. | Рассказ с элементами беседы, опрос, карточки | Таблица «Видообразование» | 
 | 
 | 
 | 
  | 47. |  Понятие о микроэволюции и макроэволюции.   §41 | Макроэволюция. Главные направления эволюции: биологический регресс и биологический прогресс. | 1 | ИНМ и перв. закр. |  Рассказ с элементами беседы, опрос   | Мультимедийная презентация учителя «Главные направления эволюции» | 
 | 
 | 
 | 
  | 48. |  Основные направления эволюции.   §42 | Биологический прогресс, биологический регресс. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Соотношение направлений эволюции. | 1 |  Комбинир. урок | Урок- лекция | Таблица «Основные направления эволюции» | 
 | 
 | 
 | 
  | 49. | Основные закономерности эволюции.   
 §43, сообщения |  Основные особенности эволюции. Эволюция – необратимый процесс исторического развития органического мира. Адаптации (общие, частные). 
 
 |  1 |  Комбинир. урок |  Рассказ с элементами беседы, с/р | Таблица «Формы филогенеза», кинофрагменты «Основные ароморфозы в растительном мире», «Идиоадаптации в растительном мире» | 
 | 
 | 
 | 
  | 50. |  Влияние деятельности человека на процессы эволюции видов. Лаб. раб. № 5 «Анализ и оценка  последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы»  С. 160 – 161, подготовиться к зачету |  Последствия хозяйственной деятельности человека на растительный и животный мир, влияние собственных поступков на живые организмы. Ценность биологического разнообразия в устойчивом развитии природы. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и как результат эволюции. |  1 |  Комбинир. урок | Практикум, опрос | Таблицы «Охрана растений», «Охрана животных», «Разнообразие живых организмов» | 
 | 
 | 
 | 
  | 51. | Зачет по теме «Учение об эволюции»   |  Содержание всей темы. | 1 | Урок контроля и оценки знаний | Зачет, Карточки-задания | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  |   Происхождение человека (антропогенез) (5ч) 
 | 
 | 
  | 51. |  Место человека в системе органического мира.   §44 |  Человек как вид, его сходство с животными и отличие от них. | 1 | Урок компл. применения ЗУН. | Дискуссия | Таблица «Человекообразные обезьяны» | 
 | 
 | 
 | 
  | 53. |  Доказательства эволюционного происхождения человека.   §45 |  Антропогенез. Накопление фактов о происхождении человека. Морфологические и физиологические отличительные особенности человека. Речь как средство общения.   |  1 |  Комбинир. урок |  Рассказ с элементами беседы, опрос | Набор «Происхождение человека» | 
 | 
 | 
 | 
  | 54. |  Этапы эволюции человека. 
  §46, 47,заполнить таблицу |  Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние. Современные люди. . Биосоциальная сущность человека. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. |  1 |  Комбинир. урок | Урок-лекция, карточки-задания | Мультимедийная презентация ученика «Этапы эволюции человека» | 
 | 
 | 
 | 
  | 55. |  Человеческие расы, их родство и происхождение.  §48 , 49, с.183 -184 | Человеческие расы: негроидная, монголоидная, европеоидная. Их родство и происхождение. Человек как единый биологический вид. |  1 |  Комбинир. урок | Беседа, опрос | Таблица «Человеческие расы», фотографии | 
 | 
 | 
 | 
  | 56. | Зачет по теме «Происхождение человека (антропогенез)» |  Содержание всей темы. |  1 |  Урок контроля и оценки знаний | Зачет, Карточки - задания | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  |   Основы экологии (12 ч) 
 | 
 | 
  | 57. | Условия жизни. Среды жизни и экологические факторы.   §50 | Экология – как наука о взаимосвязях организмов с окружающей средой. Среда – источник веществ, энергии и информации. Среды жизни на Земле. Экологические факторы. Влияние экологических факторов на организмы.   |  1 | Комбинир. урок |  Рассказ с элементами беседы | Таблица «Среды жизни» | 
 | 
 | 
 | 
  | 58. |  Основные закономерности действия факторов среды на организмы.§51 | Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные; их влияние на организм. Основные экологические законы. Фотопериодизм. | 1 | ИНМ и перв. закр. |  Рассказ с элементами беседы, тест | Таблица-схема «Экологические факторы» | 
 | 
 | 
 | 
  | 59. | Приспособленность организмов к действию факторов среды.  Лаб. раб. №6 «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания (на конкретных примерах)»  §52, сообшения |  Приспособленность организмов к различным экологическим факторам среды (на примере температуры или влажности): экологические группы и жизненные формы организмов; суточные и сезонные ритмы жизнедеятельности организмов. | 1 |  Комбинир. урок | Практикум, письм.раб. | Таблица «Приспособленность организмов» | 
 | 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 | 
 |