____________Н.В. Самарцева
   ____________О.А. Трухова
  Учебно – тематическое планирование построено на основе: рабочей программы по биологии под редакцией Т.С. Сухова, В.И. Строгонов, И.Н. Пономарева и др., М: «Вентана - Граф», 2009г.
        | № п/п | Наименование раздела | Содержание | Материал учебника | Кол – во часов | 
  | Тема I. Общие сведения о мире животных § 1 – 5 5 ч  С. 4-21 | 
  | 1 | Зоология наука о животных | Зоология – наука о царстве Животные. Отличие животных от растений. Многообразие животных, их распространение. Дикие и домашние животные. Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе. Животные растительноядные, хищные, падалееды, паразиты. Место и роль животных в природных сообществах. Трофические связи в природных сообществах (цепи питания). Экологические ниши. Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистемы. Зависимость жизни животных от человека. Негативное и заботливое отношение к животным. Охрана животного мира.   | § 1 | 1 ч | 
  | 2 | Животные и окружающая среда | Животный организм как биосистема. Клетка как структурная единица организма. особенности животных клеток и тканей. Органы и системы органов организмов. Регуляция деятельности органов, систем органов и целостного организма | § 2 | 1 ч | 
  | 3 | Классификация животных и основные систематические группы | Классификация животных. Основные систематические группы животных: царство, подцарство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид, популяция. Значение классификации животных.   | § 3 | 1 ч | 
  | 4 | Влияние человека на животных | Косвенное и прямое влияние. Красная книга. Заповедники. | § 4 | 1 ч | 
  | 5 | Краткая история развития зоологии | Труды великих ученых: Аристотеля, К.Линнея, Ч.Дарвина и др.   | §5 | 1 ч | 
  | Тема II. Строение тела животных § 6 - 7 2 ч  С. 24-27 | 
  | 6 | Клетка | Животный организм как биосистема. Клетка как структурная единица организма.   | § 6 | 1 ч | 
  | 7 | Ткани, органы и системы органов | Особенности животных клеток и тканей. Органы и системы органов организмов. Регуляция деятельности органов, систем органов и целостного организма | § 7 | 1 ч | 
  | Тема III. Подцарство Простейшие, или Одноклеточные § 8-11 4 ч  С. 34-46 | 
  | 8 | Общая характеристика подцарства Простейшие. Тип саркодовые и жгутиконосцы. Класс Саркодовые | Общая характеристика простейших как одноклеточных организмов. Разнообразие простейших в природе. Разнообразие их представителей в водоемах, почвах и в кишечнике животных. Корненожки. Обыкновенная амеба как организм. Внешний вид и внутреннее строение (цитоплазма, ядро, вакуоли). Жизнедеятельность одноклеточных организмов: движение, питание, дыхание, выделение, размножение, инцистирование. 
 | § 8 | 1 ч | 
  | 9 | Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Класс Жгутиконосцы |  Жгутиконосцы. Эвглена зеленая как простейшее, сочетающее черты животных и растений. Колониальные жгутиконосцы 
 | § 9 | 1 ч | 
  | 10 | Тип инфузории | Инфузории. Инфузория-туфелька как более сложное простейшее. Половой процесс. Ползающие и сидячие инфузории. Симбиотические инфузории крупных животных. Болезнетворные простейшие: дизентерийная амеба, малярийный паразит. Предупреждение заражения дизентирийной амебой. Районы распространения малярии. Борьба с малярией. Значение простейших в природе и жизни человека. Лабораторная работа. «Строение и передвижение инфузории» 
 | § 10 | 1 ч | 
  | 11 | Значение простейших | Место простейших в живой природе. Простейшие – паразиты. Меры предупреждения заболеваний вызываемых постейшими. | §11 | 1 ч | 
  | Тема IV. Подцарство Многоклеточные § 12 -13 2ч    С. 51-57   | 
  | 12 | Общая характеристика многоклеточных животных. Тип Кишечнополостные. Строение и жизнедеятельность | Общая характеристика типа кишечнополостные. Пресноводная гидра. Внешний вид и поведение. Внутреннее строение. Двухслойность. Эктодерма и энтодерма. Разнообразие клеток. Питание гидры. Дыхание. Раздражимость. Размножение гидры. Регенерация. Значение в природе.   | § 12 | 1 ч | 
  | 13 | Разнообразие кишечнополостных | Морские кишечнополостные. Их многообразие и значение. Коралловые полипы и медузы. Значение кишечнополостных в природе и жизни человека. 
 | § 13 | 1 ч | 
  | Тема V. Тип Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви § 12 -13 5ч    С. 62- 80   | 
  | 14 | Тип Плоские черви. Общая характеристика | Разнообразие червей. Типы червей. Основные группы свободноживущих паразитических червей. Среда обитания червей. Плоские черви. Белая планария как представитель свободноживущих плоских червей. Внешний вид. Двусторонняя симметрия. Покровы. Мускулатура. Нервная система и органы чувств. Движение. Питание. Дыхание. Размножение. Регенерация.Свиной (либо бычий) цепень как представитель паразитических плоских червей. Особенности строения и приспособления к паразитизму. Цикл развития и смена хозяев. 
 | § 14 | 1 ч | 
  | 15 | Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни. Класс Сосальщики | Плоские черви. Белая планария как представитель свободноживущих плоских червей. Внешний вид. Двусторонняя симметрия. Покровы. Мускулатура. Нервная система и органы чувств. Движение. Питание. Дыхание. Размножение. Регенерация.Свиной (либо бычий) цепень как представитель паразитических плоских червей. Особенности строения и приспособления к паразитизму. Цикл развития и смена хозяев. 
 | § 15 | 1 ч | 
  | 16 | Тип Круглые черви. Класс Нематоды. Общая характеристика | Круглые черви. Нематоды, аскариды, острицы как представители типа круглых червей. Их строение, жизнедеятельность и значение для человека и животных. Предохранение от заражения паразитическими червями человека и сельскохозяйственных животных. Понятие «паразитизм» и его биологический смысл. Взаимоотношения паразита и хозяина. Значение паразитических червей в природе и жизни человека. 
 | § 16 | 1 ч | 
  | 17 | Тип Кольчатые черви. Общая характеристика. Класс Многощетинковые черви | Кольчатые черви. Многообразие. Дождевой червь. Среда обитания. Внешнее и внутреннее строение | §17 | 1 ч | 
  | 18 | Тип Кольчатые черви. Общая характеристика. Класс Малощетинковые черви | Кольчатые черви. Многообразие. Дождевой червь. Среда обитания. Внешнее и внутреннее строение. Понятие о тканях и органах. Движение. Пищеварение, кровообращение, выделение, дыхание. Размножение и развитие. Значение и место дождевых червей в биогеоценозах. Значение червей и их место в истории развития животного мира 
 | §18 | 1 ч | 
  |  Тема VI. Тип Моллюски § 19- 22 4ч    С. 87-100   | 
  | 19 | Общая характеристика моллюсков | Общая характеристика типа. Разнообразие моллюсков. Особенности строения и поведения, связанные с образом жизни представителей разных классов. Роль раковины. 
 | § 19 | 1 ч | 
  | 20 | Класс Брюхоногие моллюски | Класс Брюхоногие моллюски. Большой прудовик (либо виноградная улитка) и голый слизень. Их среды обитания. Строение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие. Роль в природе и практическое значение. 
 | § 20 | 1 ч | 
  | 21 | Класс Двустворчатые моллюски | Класс Двустворчатые моллюски. Беззубка (или перловица) и мидия. Их места обитания. Особенности строения. Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение. Роль в биоценозах и практическое значение | § 21 | 1 ч | 
  | 22 | Класс Головоногие моллюски | Класс Головоногие моллюски. Осьминоги, кальмары и каракатицы.  Особенности их строения. Передвижение. Питание. Поведение. Роль в биоценозе и практическое значение   Лабораторная работа. Изучение и сравнение раковин пресноводных и морских различных моллюсков. 
 | § 22 | 1 ч | 
  |  Тема VII. Тип Членистоногие § 22- 28 7ч    С. 106-130   | 
  | 23 | Общая характеристика типа Членистоногие. Класс Ракообразные | Общая характеристика типа. Сходство и различие членистоногих с кольчатыми червями.  Класс Ракообразные. Общая характеристика класса. Речной рак. Места обитания и образ жизни. Особенности строения. Питание. Дыхание. Размножение. Многообразие ракообразных. Значение ракообразных в природе и жизни человека. 
 | § 23 | 1 ч | 
  | 24 | Класс Паукообразные | Класс Паукообразные. Общая характеристика и многообразие паукообразных. Паук-крестовик (или любой другой паук). Внешнее строение. Места обитания, образ жизни и поведение. Строение паутины и ее роль. Значение пауков в биогеоценозах. Клещи. Места обитания, паразитический образ жизни. Особенности внешнего строения и поведения. Перенос клещами возбудителей болезней. Клещевой энцефалит. Меры защиты от клещей. Роль паукообразных в природе и их значение для человека. 
 | § 24 | 1 ч | 
  | 25 | Класс Насекомые | Класс Насекомые. Общая характеристика класса. Многообразие насекомых. Особенности строения насекомого (на примере майского жука или комнатной мухи, саранчи или другого крупного насекомого). Передвижение. Питание. Дыхание. Лабораторная работа. Внешнее строение насекомого. 
 | § 25 | 1 ч | 
  | 26 | Типы развития насекомых | Размножение и развитие насекомых. Типы развития. Важнейшие отряды насекомых с неполным превращением: Прямокрылые, Равнокрылые и Клопы. Важнейшие отряды насекомых с полным превращением: Бабочки, Стрекозы, Жесткокрылые (или Жуки), Двукрылые, Перепончатокрылые. | § 26 | 1 ч | 
  | 27 | Общественные насекомые – пчелы и муравьи. Полезные насекомые. Охрана насекомых | Пчелы и муравьи – общественные насекомые. Особенности их жизни и организации семей. Поведение. Инстинкты. Значение пчел и других перепончатокрылых в природе и жизни человека. | § 27 | 1 ч | 
  | 28 | Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека | Насекомые – переносчики заболеваний человека. Борьба с переносчиками заболеваний | § 28 | 1 ч | 
  | 29 | Обобщение и систематизация знаний по темам 1 - 7 | Систематизировать знания по темам раздела | 
 | 1 ч | 
  | 
 |  Тема VIII. Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы § 29 -34 6ч  С. 137-156 | 
  | 30 | Хордовые. Примитивные формы | Ланцетник – представитель бесчерепных. Местообитание и особенности строения ланцетника. Практическое значение ланцетника. 
 | § 29 | 1 ч | 
  | 31 | Надкласс Рыбы. Общая характеристика, внешнее строение | Общая характеристика подтипа Черепные. Общая характеристика надкласса Рыбы. Класс Хрящевые рыбы. Класс Костные рыбы. Особенности строения на примере костистой рыбы. Внешнее строение. Части тела. Покровы. Роль плавников в движении рыб. Расположение и значение органов чувств.   Лабораторная работа. Внешнее строение и передвижение рыбы 
 | § 30 | 1 ч | 
  | 32 | Внутреннее строение рыб. | Внутреннее строение костной рыбы: опорно-двигательная, нервная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, половая и выделительная системы. Плавательный пузырь и его значение. | § 31 | 1 ч | 
  | 33 | Особенности   размножения рыб | Размножение и развитие рыб. Особенности поведения. Миграции рыб. Плодовитость и уход за потомством. Инстинкты и их проявления у рыб. | § 32 | 1 ч | 
  | 34 | Основные систематические группы рыб.   | Понятие о популяции. Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Многообразие костистых рыб. Осетровые рыбы. Практическое значение осетровых рыб. Современное состояние промысла осетровых. Запасы осетровых рыб и меры по их восстановлению. Двоякодышащие рыбы. Кистеперые рыбы. Их значение в происхождении наземных позвоночных животных. Приспособления рыб к разным условиям обитания. 
 | § 33 | 1 ч | 
  | 35 | Промысловые рыбы. Их использование и охрана |  Промысловое значение рыб. География рыбного промысла. Основные группы промысловых рыб: сельдеобразные, трескообразные, камбалообразные, карпообразные и другие (в зависимости от местных условий). Рациональное использование, охрана и воспроизводство рыбных ресурсов. Рыборазводные заводы и их значение. Прудовое хозяйство. Сазан и его одомашненная форма – карп. Другие виды рыб, используемые в прудовых хозяйствах. Акклиматизация рыб. Биологическое и хозяйственное обоснование акклиматизации. Аквариумное рыбоводство. 
 | § 34 | 1 ч | 
  | Тема IX. Класс Земноводные, или Амфибии § 35 -38 4ч  С. 163-174 | 
  | 36 | Среда обитания и строение тела земноводных. Общая характеристика | Общая характеристика класса. Внешнее и внутреннее строение лягушки. Земноводный образ жизни. Питание.   Лабораторная работа. Изучение скелета лягушки. 
 | § 35 | 1 ч | 
  | 37 | Строение и деятельность внутренних органов земноводных | Внутреннее строение лягушки. Метаморфоз земноводных. Сходство личинок земноводных с рыбами. | § 36 | 1 ч | 
  | 38 | Годовой жизненный цикл и происхождение земноводных | Влияние сезонных изменений в природе Вымершие земноводные. Происхождение земноводных. | § 37 | 1 ч | 
  | 39 | Разнообразие и значение земноводных | Многообразие земноводных. Хвостатые (тритоны, саламандры) и бесхвостые (лягушки, жабы, квакши, жерлянки) земноводные. Значение земноводных в природе и в жизни человека. Охрана земноводных. Вымершие земноводные. Происхождение земноводных. | § 38 | 1 ч | 
  | Тема X. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии § 39- 42 4ч  С. 178-190 | 
  | 40 | Внешнее строение и скелет пресмыкающихся. Общая характеристика | Общая характеристика класса. Наземно-воздушная среда обитания. Особенности внешнего и внутреннего строения (на примере любого вида ящериц). Лабораторная работа. Сравнение скелетов лягушки и ящерицы.   | § 39 | 1 ч | 
  | 41 | Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся | Особенности внутреннего строения (на примере любого вида ящериц). Приспособление к жизни в наземно-воздушной среде. Питание и поведение. Годовой цикл жизни. Размножение и развитие. | § 40 | 1 ч | 
  | 42 | Разнообразие пресмыкающихся. | Змеи, ужи, гадюки (или другие представители в зависимости от местных условий). Сходство и различие змей и ящериц. Ядовитый аппарат змеи. Действие змеиного яда. Предохранение от укусов змеи и первая помощь при укусе ядовитой змеи. | § 41 | 1 ч | 
  | 43 | Значение пресмыкающихся, их происхождение | Значение змей в природе и в жизни человека. Другие группы пресмыкающихся: черепахи, крокодилы. Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся.Разнообразие древних пресмыкающихся. Причины их вымирания. Происхождение пресмыкающихся от древних земноводных. | § 42 | 1 ч | 
  | Тема XI. Класс Птицы § 43 - 49 9ч  С.195-222 | 
  | 44 | Общая характеристика класса. Внешнее строение птиц | Общая характеристика класса. Среда обитания птиц. Особенности внешнего и внутреннего строения птиц.   Лабораторные работы. Внешнее строение птиц. Строение перьев. Строение скелета птиц. 
 | § 43 | 1 ч | 
  | 45 | Опорно- двигательная система птиц | Изменения строения скелета птиц в связи с приспособленностью к полету. Особенности строения мускулатуры и ее функции. 
 | § 44 | 1 ч | 
  | 46 | Внутреннее строение птиц | Черты сходства строения и функции систем внутренних органов птиц и рептилий. Прогрессивные черты птиц. | § 45 | 1 ч | 
  | 47 |  Размножение и развитие птиц | Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления. Перелеты птиц. | § 46 | 1 ч | 
  | 48 | Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц | Годовой жизненный цикл и сезонные явления. Перелеты птиц. Происхождение птиц от древних пресмыкающихся. Археоптерикс. | § 47 | 1 ч | 
  | 49 | Разнообразие птиц | Многообразие птиц. Страусовые (бескилевые) птицы. Пингвины. Килегрудые птицы. Распространение. Особенности строения и приспособления к условиям обитания. Образ жизни. | § 48 | 1 ч | 
  | 50 | Значение и охрана птиц. происхождение птиц | Охрана и привлечение птиц. Роль птиц в биогеоценозах и в жизни человека. Промысловые птицы, их рациональное использование и охран Домашние птицы. Происхождение и важнейшие породы домашних птиц, их использование человеком. 
 | § 49 | 1 ч | 
  | 51 | Экскурсия | Птицы пара | 
 | 1 ч | 
  | 52 | Обобщение и систематизация знаний по темам: «Кл. Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы» | Систематизировать знания по темам раздела | 
 | 1 ч | 
  | 
 | Тема XII. Класс Млекопитающие, или Звери § 50 - 58 10ч  С.230-262 | 
  | 53 | Общая характеристика класса. Внешнее строение Млекопитающих |  Класс Млекопитающие, или Звери. (9 часов) Общая характеристика класса. Места обитания млекопитающих. Особенности внешнего и внутреннего строения.   Лабораторная работа. Строение скелета млекопитающих. 
 | § 50 | 1 ч | 
  | 54 | Внутреннее строение млекопитающих | Усложнение строения покровов, пищеварительной, дыхательной, кровеносной, выделительной и нервной систем, органов чувств, поведения по сравнению с пресмыкающимися. | § 51 | 1 ч | 
  | 55 | Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл. | Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления | § 52 | 1 ч | 
  | 56 | Происхождение и разнообразие млекопитающих | Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления | § 53 | 1 ч | 
  | 57 | Высшие, или плацентарные, звери: насекомоядные и рукокрылые, грызуны и зайцеобразные, хищные | Важнейшие отряды плацентарных, особенности их биологии. Насекомоядные. Рукокрылые. Грызуны. Зайцеобразные. хищные (Псовые, Кошачьи, Куньи, Медвежьи). | § 54 | 1 ч | 
  | 58 | Высшие, или плацентарные, звери: ластоногие и китообразные, парнокопытные и непарнокопытные, хоботные | Ластоногие. Китообразные. Парнокопытные. Непарнокопытные. Хоботные. | § 55 | 1 ч | 
  | 59 | Высшие, или плацентарные, звери: приматы | Общая характеристика. Признаки более высокой организации. Сходство человека с человекообразными обезьянами. | § 56 | 1 ч | 
  | 60 | Экологические группы млекопитающих | Основные экологические группы млекопитающих: лесные, открытых пространств, водоемов и их побережий, почвенные. Домашние звери. Разнообразие пород и их использование человеком. Дикие предки домашних животных. 
 | § 57 | 1 ч | 
  | 61 | Экскурсия | Разнообразие млекопитающих (парк, краеведческий музей) | 
 | 1 ч | 
  | 62 | Значение млекопитающих для человека | Значение млекопитающих. Регулирование их численности в природе и в антропогенных ландшафтах. Промысел и промысловые звери. Акклиматизация и реакклиматизация зверей. Экологическая и экономическая целесообразность акклиматизации. Рациональное использование и охрана млекопитающих 
 | § 58 | 1 ч | 
  | 
 | Тема XIII. Развитие животного мира на Земле § 59 - 60 5ч  С. 270 -274 | 
  | 63 | Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч.Дарвина | Историческое развитие животного мира, доказательства. Основные этапы развития животного мира на Земле. Понятие об эволюции. Разнообразие животного мира как результат эволюции живой природы.   
 
 | § 59 | 1 ч | 
  | 64 | Развитие животного мира на Земле. | Биологическое разнообразие как основа устойчивого развития природы и общества. Уровни организации живой материи. Охрана и рациональное использование животных.   | § 60 | 1 ч | 
  | 65 | Современный мир живых организмов. Биосфера. | Роль человека и общества в сохранении многообразия животного мира на нашей планете. | 
 | 1ч | 
  | 66 | Контроль и систематизация знаний по темам 8-13 | Систематизировать знания по темам раздела «Животные» | 
 | 1 ч | 
  | 67 | Итоговый контроль знаний по курсу биологии 7 класса | Применять основные виды учебной деятельности при формулировке ответов | 
 | 1 ч | 
  | 68 | Экскурсия «Жизнь природного сообщества весной» | Жизнь природного сообщества весной | 
 | 1 ч | 
  | 
 | Итого   | 
 | 
 |  68 ч | 
 
        | №п/п | Кол-во уроков | Дата проведения | Форма проведения 
 | Тема урока   | 
  | Общие сведения о мире животных -5 ч | 
  | 1 
 | 1 | 
 | Изучение и первичное закрепление знаний, беседа | Зоология наука о животных | 
  | 2 
 | 1 | 
 | Комбинированный урок с исп. ИКТ | Животные и окружающая среда | 
  | 3 
 | 1 | 
 | Комбинированный урок с исп. ИКТ | Классификация животных и основные систематические группы | 
  | 4 
 | 1 | 
 | Комбинированный урок с исп. ИКТ | Влияние человека на животных 
 | 
  | 5 
 | 1 | 
 | Комбинированный урок с исп. ИКТ | Краткая история развития зоологии | 
  | Строение тела животных – 2ч | 
  | 6 
 | 1 | 
 | Комбинированный урок с исп. ИКТ | Клетка | 
  | 7 
 | 1 | 
 | Комбинированный урок с исп. ИКТ | Ткани, органы и системы органов | 
  | Подцарство Простейшие -4ч | 
  | 8 
 | 1 | 
 | Комбинированный урок с исп. ИКТ | Общая характеристика подцарства Простейшие. Тип саркодовые и жгутиконосцы. Класс Саркодовые | 
  | 
 9 | 1 | 
 | Комбинированный урок с исп. ИКТ | Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Класс Жгутиконосцы | 
  | 
 10 | 1 | 
 | Комбинированный урок с исп. ИКТ | Тип инфузории Лабораторная работа №1. Строение и передвижение инфузории - туфельки | 
  | 
 11 | 1 | 
 | Комбинированный урок с исп. ИКТ | Значение простейших | 
  | Тип Кишечнополостные -2ч | 
  | 
 12 | 1 | 
 | Комбинированный урок с исп. ИКТ | Общая характеристика многоклеточных животных. Тип Кишечнополостные. Строение и жизнедеятельность | 
  | 
 13 | 1 | 
 | Урок презентация | Разнообразие кишечнополостных | 
  | Тип Плоские черви. Круглые черви. Кольчатые черви. -5ч | 
  | 
 14 | 1 | 
 | Изучение и первичное закрепление знаний, беседа | Тип Плоские черви. Общая характеристика | 
  | 
 15 | 1 | 
 | Комбинированный урок с исп. ИКТ | Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни. Класс Сосальщики | 
  | 
 16 | 1 | 
 | Комбинированный урок с исп. ИКТ | Тип Круглые черви. Класс Нематоды. Общая характеристика | 
  | 
 17 | 1 | 
 | Изучение и первичное закрепление знаний, беседа | Тип Кольчатые черви. Общая характеристика. Класс Многощетинковые черви | 
  | 18 
 | 1 | 
 | Комбинированный урок с исп. ИКТ | Тип Кольчатые черви. Общая характеристика. Класс Малощетинковые черви Лабораторная работа №2 Внешнее строение дождевого червя, его передвижение, раздражимость. Лабораторная работа №3   Внутреннее строение дождевого червя 
 | 
  | Тип Моллюски – 4 ч | 
  | 
 19 | 1 | 
 | Изучение и первичное закрепление знаний, беседа | Общая характеристика моллюсков | 
  | 20 
 | 1 | 
 | Комбинированный урок с исп. ИКТ | Класс Брюхоногие моллюски | 
  | 21 
 | 1 | 
 | Комбинированный урок с исп. ИКТ | Класс Двустворчатые моллюски | 
  | 22 
 | 1 | 
 | Комбинированный урок с исп. ИКТ | Класс Головоногие моллюски Лабораторная работа №4 Изучение и сравнение раковин пресноводных и морских различных моллюсков. 
 | 
  | Тип Членистоногии -7ч | 
  | 
 23 | 1 | 
 | Изучение и первичное закрепление знаний, беседа | Общая характеристика типа Членистоногие. Класс Ракообразные | 
  | 
 24 | 1 | 
 | Комбинированный урок с исп. ИКТ | Класс Паукообразные | 
  | 
 25 | 1 | 
 | Комбинированный урок с исп. ИКТ | Класс Насекомые. Лабораторная работа №5. Внешнее строение насекомого | 
  | 
 26 | 1 | 
 | Комбинированный урок с исп. ИКТ | Типы развития насекомых | 
  | 
 27 | 1 | 
 | Урок презентация | Общественные насекомые – пчелы и муравьи. Полезные насекомые. Охрана насекомых | 
  | 
 28 | 1 | 
 | Комбинированный урок с исп. ИКТ | Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека | 
  | 
 29 | 1 | 
 | Урок – обобщение. | Обобщение и систематизация знаний по темам 1 - 7 | 
  | Тип Хордовые: бесчерепные, рыбы -6ч | 
  | 30 
 | 1 | 
 | Изучение и первичное закрепление знаний, беседа | Хордовые. Примитивные формы | 
  | 31 
 | 1 | 
 | Комбинированный урок с исп. ИКТ | Надкласс Рыбы. Общая характеристика, внешнее строение. Лабораторная работа №6. Внешнее строение и особенности передвижения рыбы | 
  | 32 
 | 1 | 
 | Комбинированный урок с исп. ИКТ | Внутреннее строение рыб. | 
  | 33 | 1 | 
 | Комбинированный урок с исп. ИКТ | Особенности   размножения рыб Лабораторная работа №7. Внутреннее строение рыбы  (по усмотрению учителя) | 
  | 34 
 | 1 | 
 | Урок презентация | Основные систематические группы рыб.   | 
  | 35 
 | 1 | 
 | Урок презентация | Промысловые рыбы. Их использование и охрана | 
  | Класс Земноводные, или Амфибии -4 ч | 
  | 36 
 | 1 | 
 | Изучение и первичное закрепление знаний, беседа | Среда обитания и строение тела земноводных. Общая характеристика | 
  | 37 
 | 1 | 
 | Комбинированный урок с исп. ИКТ | Строение и деятельность внутренних органов земноводных | 
  | 38 
 | 1 | 
 | Комбинированный урок с исп. ИКТ | Годовой жизненный цикл и происхождение земноводных | 
  | 39 
 | 1 | 
 | Урок презентация | Разнообразие и значение земноводных | 
  | Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии -4 ч | 
  | 
 40 | 1 | 
 | Изучение и первичное закрепление знаний, беседа | Внешнее строение и скелет пресмыкающихся. Общая характеристика | 
  | 
 41 | 1 | 
 | Комбинированный урок с исп. ИКТ | Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся | 
  | 
 42 | 1 | 
 | Комбинированный урок с исп. ИКТ | Разнообразие пресмыкающихся. | 
  | 
 43 | 1 | 
 | Комбинированный урок с исп. ИКТ | Значение пресмыкающихся, их происхождение | 
  | Класс Птицы -9 ч | 
  | 44 
 | 1 | 
 | Изучение и первичное закрепление знаний, беседа | Общая характеристика класса. Внешнее строение птиц. Лабораторная работа №8. Внешнее строение птиц. Строение перьев. | 
  | 45 
 | 1 | 
 | Комбинированный урок с исп. ИКТ | Опорно- двигательная система птиц Лабораторная работа №9. Строение скелета птиц | 
  | 46 
 | 1 | 
 | Комбинированный урок с исп. ИКТ | Внутреннее строение птиц | 
  | 47 
 | 1 | 
 | Комбинированный урок с исп. ИКТ |  Размножение и развитие птиц | 
  | 48 
 | 1 | 
 | Комбинированный урок с исп. ИКТ | Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц | 
  | 49 
 | 1 | 
 | Урок презентация | Разнообразие птиц | 
  | 50 
 | 1 | 
 | Комбинированный урок с исп. ИКТ | Значение и охрана птиц. происхождение птиц | 
  | 51 
 | 1 | 
 | Урок -экскурсия | Экскурсия | 
  | 52 
 | 1 | 
 | Урок - контроль | Обобщение и систематизация знаний по темам: «Кл. Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы» | 
  | Класс Млекопитающие, или Звери -10ч | 
  | 
 53 | 1 | 
 | Изучение и первичное закрепление знаний, беседа | Общая характеристика класса. Внешнее строение Млекопитающих | 
  | 54 
 | 1 | 
 | Комбинированный урок с исп. ИКТ | Внутреннее строение млекопитающих. Лабораторная работа №10 Строение скелета млекопитающих. | 
  | 55 
 | 1 | 
 | Комбинированный урок с исп. ИКТ | Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл. | 
  | 56 
 | 1 | 
 | Комбинированный урок с исп. ИКТ | Происхождение и разнообразие млекопитающих | 
  | 57 
 | 1 | 
 | Урок презентация | Высшие, или плацентарные, звери: насекомоядные и рукокрылые, грызуны и зайцеобразные, хищные | 
  | 
 58 | 1 | 
 | Урок презентация | Высшие, или плацентарные, звери: ластоногие и китообразные, парнокопытные и непарнокопытные, хоботные | 
  | 59 
 | 1 | 
 | Комбинированный урок с исп. ИКТ | Высшие, или плацентарные, звери: приматы | 
  | 60 
 | 1 | 
 | Комбинированный урок с исп. ИКТ | Экологические группы млекопитающих | 
  | 61 
 | 1 | 
 | Урок -экскурсия | Экскурсия | 
  | 
 62 | 1 | 
 | Урок - контроль | Значение млекопитающих для человека | 
  | Развитие животного мира на Земле – 6 ч | 
  | 
 63 | 1 | 
 | Изучение и первичное закрепление знаний, беседа | Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч.Дарвина | 
  | 64 
 | 1 | 
 | Урок презентация | Развитие животного мира на Земле. | 
  | 
 65 | 1 | 
 | Урок презентация | Современный мир живых организмов. Биосфера. | 
  | 
 66 | 1 | 
 | Урок - обобщение | Контроль и систематизация знаний по темам 8-13 | 
  | 67 
 | 1 | 
 | Урок - контроль | Итоговый контроль знаний по курсу биологии 7 класса | 
  | 68 
 | 1 | 
 | Урок -экскурсия | Экскурсия «Жизнь природного сообщества весной» | 
  | Итого: 68 часов |