kopilkaurokov.ru - сайт для учителей
Файл удален или неудачно загружен. Попробуйте загрузить файл повторно

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Формулы сокращенного умножения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока "Формулы сокращенного умножения"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Формулы сокращенного умножения"»

Урок  алгебры в 7 классе.

                                     «У математиков существует свой язык - формулы»

                                       С.Ковалевская.

Тема урока: «Формулы сокращенного умножения»

Цели урока: Формирование и развитие УУД.


Задачи:

Изучить и закрепить на практике формулы сокращенного умножения..

- образовательные (формирование познавательных УУД):

создание условий для усвоения учащимися формул сокращенного умножения, включение их в процесс поиска формулировок и доказательств, формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией, формирование навыка применения формул на практике.

- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность, оценивать себя и своих товарищей

- развивающие (формирование регулятивных УУД)

развитие зрительной памяти, внимания, смысловой памяти, умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Планируемые образовательные результаты УУД:

Личностные УУД: формируется мировоззрение, смыслообразование.                                                    

Регулятивные УУДВыбирают и принимают цель, составляют план, проводят самоконтроль, самооценку, соотносят свои знания с той учебной информацией, которую нужно усвоить; высказывают личное предположение.

Коммуникативные УУД:   Проводят взаимоконтроль, взаимопроверку, распределение обязанностей в группе, умеют слушать, выступать, рецензировать, писать текст (решение) выступления,умеют оценить изменение своего эмоционального состояния.

Познавательные УУД:   Сравнивают , обобщают, конкретизируют, анализируют; добывают новые знания, составляют схемы определения понятия, подводят под понятие; ставят и решают проблемы при составлении задачи.

 Предметные результаты: умеют  применять формулы сокращенного умножения для преобразования произведения в многочлен (слева направо), используя понятия: квадрат суммы, квадрат разности;



Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Мотивационная часть . Вступительное слово учителя

Ребята, прочитайте следующую фразу:

Эпиграфом к  уроку я выбрала слова Софьи Ковалевской «У математиков существует свой язык - формулы».


А с какими формулами вы познакомились на предыдущих уроках?

Запишем тему урока и дату урока.

А для чего они нужны?


 Формулы сокращенного умножения имеют широкое применение в математике, особенно в старших классах, задания на применение формул сокращенного умножения есть и на ОГЭ. Их используют при решении уравнений, раскрытии скобок, разложении многочленов на множители, нахождении значений выражений.

Наша цель – обобщить и систематизировать знания по теме «Формулы сокращенного умножения», показать знание этих формул и умение применять их в различных математических ситуациях.  А напутствием к уроку нам будут слова академика Александрова Александра Даниловича: «Мне бы хотелось, чтобы слово «формула» не означало для вас «формальность», чтобы вы творчески подходили к применению их на практике».

2. Актуализация полученных знаний.


а)А сейчас мы начнем наш путь с повторения формул и правил. На доске записана левая часть формулы, нужно продолжить формулу, назвать её и рассказать правило.


(а + в) 2 = а2 + 2ав + в2
квадрат суммы двух выражений

Квадрат суммы двух выражений равен квадрату первого выражения, плюс удвоенное произведение первого выражения на второе и плюс квадрат второго выражения.

(а  – в) 2 = а2 – 2ав + в2
квадрат разности двух выражений

Квадрат разности двух выражений равен квадрату первого выражения, минус удвоенное произведение первого выражения на второе и плюс квадрат второго выражения.

а2 – в2 = (а – в)(а + в)

разность квадратов двух выражений

Разность квадратов двух выражений равна произведению их разности на их сумму.

а3 + в3 = (а + в)(а2 – ав + в2)
сумма кубов двух выражений

Сумма кубов двух выражений равна произведению суммы этих выражений на неполный квадрат их разности.

а3 – в3 = (а – в)(а2 + ав + в2)
разность кубов двух выражений

Разность кубов двух выражений равна произведению разности этих выражений на неполный квадрат их суммы.


б) Устная работа: Прочитайте выражение.

в) Реши сам. (устно)

3)Обобщение и систематизация знаний.

ЗАДАНИЕ №1: Тест – соответствие (работа в парах). Расшифровка. Для каждого выражения из левого столбца подберите ему тождественно равное в правом:  («5» - все верно, «4» - 1- 2 ошибки, «3» - 3 ошибки)


№ формулы

формула

№ ответа

ответ

буква

1

(x+3)²

1

4x²-9

О

2

x²-16

2

16x²-40xy+25y²

А

3

(2x-3)(2x+3)

3

(x-4)(x+4)

И

4

81-18x+x²

4

(3y+6x)²

Т

5

(4x-5y)²

5

x²+6x+9

Д

6

25x²-49y²

6

(9-x)²

Ф

7

9y²+36yx+36x²

7

(5x-7y)(5x+7y)

Н

Каждый ученик получает карточку, выполняет задание, получает соответствия:
1→5(Д), 2→3(И), 3→1(О), 4→6(Ф), 5→2(А), 6→7(Н), 7→4(Т).

Молодцы ребята, вы получили имя великого математика.  Показываю его портрет.
Историческая справка: рассказ ученика. Очень давно, в Древней Греции жили и работали замечательные ученые-математики, которые всю свою жизнь отдали служению науке. В то время, все алгебраические утверждения выражали в геометрической форме. Вместо сложения чисел говорили о сложении отрезков, а произведение двух чисел сравнивали с площадью, трех чисел-с объемом и т.д.

Первым ученым, который отказался от геометрических способов выражения и перешел к алгебраическим уравнениям был древнегреческий ученый-математик, живший в 3 веке до нашей эры Диофант. Появились формулы, которые стали называться формулами сокращенного умножения.

Задание №2: Применение ФСУ для быстрого вычисления:

 Вы знаете, что при помощи формул сокращённого умножения  можно производить вычисления в уме. Например:

        312= (30+1)2=900+60+1=961

        292=(30-1)2=900-60+1=841

        31·29=(30+1)(30-1)=900-1=899

119·121=(120-1)(120+1)=14400-1=14399

852= 7225; 452 =2025 ; 1152 = 13225



4)Контроль знаний.

Для того чтобы  было легче обобщить все полученные знания по теме, мы с вами сейчас покажем свои знания, умения и навыки. Сейчас мы покажем уровень усвоения ФСУ, проконтролируем и оценить свои знания.


Тест  «Формулы сокращенного умножения».  1 вариант

Примените формулы сокращенного умножения и выберите правильный ответ.

1.  (2х+5)2

 Ответы:           а) 4х2+25;      б) 4х2+10х+25;       в) 4х2+20х+25.

 

2.  25х2-16

Ответы:            а) (4-5х)(4+5х);    б) (5х-4)(4+5х);    в) 5х2-4.

   

3.  (9-а)(а+9)

Ответы:             а) 81-а2;              б) а2-81;            в) а2+81.

4.  8-а3 с3

Ответы:   а) (2-ас)(4+4ас+а2с2)      б) (2+ас)(4+4ас+а2с2)      в) (2-ас)(4+2ас+а2с2)

 

5.  (20-1)2

 Ответы:         а)  399             б)  421           в) 361

6. 752

Ответы:     а) 4225       б) 6325     в)5625

Таблица ответов.

Тест  «Формулы сокращенного умножения».  2  вариант

Примените формулы сокращенного умножения и выберите правильный ответ.

1.  (3х+4)2

 Ответы:           а) 9х2+16;                       б) 9х2+24х+16;                в) 9х2+12х+16.

 

2.  36х2-25

Ответы:            а) (5-6х)(5+6х);              б) 6х2-5;               в(6х-5)(5+6х).

   

3.  (7-а)(а+7)

Ответы:             а) 49-а2;                          б) а2-49;                            в) а2+49.

4.  27-а3 с3

Ответы:             а) (3-ас)(9+6ас+а2с2)      б) (3+ас)(9+6ас+а2с2)      в) (3-ас)(9+3ас+а2с2)

 

5.  (40+1)2

 Ответы:               а)  1521                             б)  1681                               в) 1601

6. 652

Ответы:                а) 3625                              б) 4225                               в) 3025



    (Самопроверка, ответы выведены на экран)    

6 верных- 5 баллов

5-4 верных-4 балла  

3 верных -3 балла
меньше 3 верных –0 баллов.                                                  


5)Физкультминутка

Наверное, пришла пора разминаться? Давайте немного отдохнем.

Физкультминутка. Учитель называет числа или буквенные выражения. Если звучит число, являющееся квадратом какого-либо числа, то дети хлопают в ладоши 2 раза, если кубом – 3 раза, если одновременно и квадратом и кубом -4 раза,  иначе смотрите на соседа и – улыбаетесь.

4; 27; 8; 1; 15; 49.

 МОЛОДЦЫ! А сейчас закройте глаза и кончиком носика по воздуху напишите слово математика. Садитесь.

Выдающийся физик Альберт Эйнштейн – основоположник теории относительности - говорил так: «Мне приходится делить время между политикой и уравнениями. Однако уравнения, по-моему, гораздо важнее. Политика существует только для данного момента, а уравнения будут существовать вечно».

Вот и займёмся уравнениями.  

Выполним №33.43(в)-44(в)



 

6. Итог урока. 

– Ребята! Наш урок подошел к концу.

Подведем итог: Для чего нужны формулы сокращенного умножения?

        Каждый ученик сегодня принимал участие в уроке. Сегодня, выполняя разнообразные задания, вы иногда допускали ошибки. И это неудивительно, любой человек не застрахован от ошибок, особенно, когда он только учится овладевать какой-либо наукой. Важно вовремя найти и исправить эти ошибки, понять, почему они появились, и стараться впредь не допускать их.



7) Д.з: повт.п33: 43-45(б), придумать по 2 примера на применение формул квадрата суммы и квадрата разности с обыкновенными дробями и смешанными числами.














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Алгебра

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Конспект урока "Формулы сокращенного умножения"

Автор: Быкова Алена Викторовна

Дата: 25.06.2025

Номер свидетельства: 672276

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Конспект урока "Формулы сокращенного умножения""
    ["seo_title"] => string(52) "konspekt_uroka_formuly_sokrashchennogo_umnozheniia_1"
    ["file_id"] => string(6) "672279"
    ["category_seo"] => string(7) "algebra"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1750837228"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "конспект урока Формулы сокращенного умножения"
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekturokaformulysokrashchiennoghoumnozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "292048"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455209733"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Конспект урока.  Формулы сокращенного умножения. "
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt-uroka-formuly-sokrashchiennogho-umnozhieniia-1"
    ["file_id"] => string(6) "160421"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422036215"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Конспект урока "Формулы сокращенного умножения" "
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekt-uroka-formuly-sokrashchiennogho-umnozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "118439"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413134495"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Конспект урока "Формулы сокращенного умножения. Квадрат двучлена" "
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-formuly-sokrashchiennogho-umnozhieniia-kvadrat-dvuchliena"
    ["file_id"] => string(6) "150500"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420486739"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства