Просмотр содержимого документа
««Качество обучения в школе. Проблемы и пути решения»»
Доклад заместителя директора по УВР МБОУ СОШ № 137 Усковой И.Н. на педсовете: «Качество обучения в школе. Проблемы и пути решения»
Обеспечение качества образования, а также его контроль и оценка являются одной из приоритетных задач современной системы образования.Понятие «качество» используется в настоящее время столь часто, что оно приобрело достаточно широкое и размытое толкование.
«Качество образования» - это нравственная категория, трудно говорить о качестве в такой социальной сфере, в которой от «качества продукции» напрямую не зависит уровень благосостояния учителей и школы в целом.
«Качество образования» в узком смысле - это качество результатов образовательного процесса, и качество реализации образовательного процесса, и качество условий его протекания.
Контроль за качеством знаний (контроль результатов обучения) – выполняет три функции присущие процессу обучения в целом, и имеет чётко выраженное образовательное, воспитательное и развивающее значение. Обучающее значение его выражается в том, что позволяет ученику корректировать свои знания и умения. Постоянная проверка приучает обучающихся систематически работать, отчитываться перед классом за качество приобретённых знаний и умений. У обучающихся вырабатывается чувство ответственности, стремление добиваться лучших результатов. Результаты обучения должны соответствовать общим задачам предмета и требованиям к его усвоению. При оценке знаний мы учитываем следующие качественные показатели:
При этом если СОУ (степень обученности обучающихся)
СОУ ≥ 64% -отличное качество знаний
СОУ ≥ 54% - хорошее качество знаний
СОУ ≥ 36% -удовлетворительное
СОУ ≤ 20% -неудовлетворительное.
Причины, влияющие на снижение качества знаний, могут быть разделены на две группы:
1 группа- Внутренние по отношению к обучающимся.
-недостатки биологического развития: дефекты органов чувств; особенности нервной деятельности; психопатологические отклонения.
-недостатки психического развития личности: слабое развитие интеллекта, слабое развитие эмоциональной сферы личности, отсутствие мотивации к обучению.
- недостатки воспитания личности: недостатки в развитии моральных качеств, сложные отношения с учителями, сверстниками и др.
2 группа -Внешние причины снижения качества знаний.
- пробелы в знаниях и умениях
-недостатки процесса обучения, (отсутствие наглядных пособий, реактивов, лабораторного оборудования и т.д.)
-недостатки влияния общества в целом и его социальных потребностей.
Пути повышения учебной мотивации
в условиях современной школы
В течение нескольких лет в школе наблюдается низкое качество знаний, прежде всего в среднем звене.
Не стоит думать, что это проблема только нашей школы. Снижение качества знаний и успеваемости наблюдается во всем образовании и не только России.
Основные причины снижения качества знаний в среднем звене:
- слабый контроль за посещаемостью и со стороны родителей, и со стороны школы;
-пропуски занятий, как по болезни, так и без уважительных причин;
- отсутствие единства требований к ответу обучащихся со стороны учительского состава;
- слабое владение знаниями особенностей возрастной психологии ребёнка;
- отсутствие мотивации к учению у ребят и слишком большая опека их со стороны учителей;
- невидение учениками перспективы для приложения своих знаний;
- преобладание пассивных форм (фронтальная, коллективная) обучения ребят над активными (групповая, проектная, системно-деятельностная, лабораторная работа на предметах гуманитарного цикла, дискуссия, интерактивное и интегрированное обучение…);
- потеря связи с родительской общественностью.
Причины снижения качества знаний ЗАВИСЯТ ОТ УЧЕНИКА, УЧИТЕЛЯ и КОНТРОЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
Среднее звено школы – это подростковая школа. В педагогической психологии всё больше делается упор на особенности этого возраста. 5-6 класс относят к переходному возрасту, 7-9 собственно подростковый.
При работе в 5-9 - х классах стоит всегда помнить портрет подростка:
а) «подростку важно, чтобы его взрослость была замечена окружающими»;
б) для подростка важно, чтобы форма его поведения была не детской;
в) ценность для подростка некоторой работы определяется ее «взрослостью» (т.е. соответствием некоторому представлению о взрослости);
г) «любимый герой подростка — человек активный, стремящийся к цели, преодолевающий серьезные, почти непреодолимые препятствия и выходящий из них победителем». В любом начинании он предпочитает быть деятелем, а не наблюдателем;
д) склонность к мечтанию и фантазированию в сочетании со склонностью рассказывать о своих реальных (или выдуманных) качествах. «Ребята больше хотят что-то делать, чем реально делают»;
е) возникновение разнообразных «кодексов» (например, товарищества);
ж) возникающие представления о нормах поведения провоцируют на обсуждение поведения взрослых. Зачастую, обсуждение весьма нелицеприятное.
ПРИЧИНЫ СНИЖЕНИЯ УСПЕВАЕМОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ.
Проблема учения, учебных достижений, успеваемости является чрезвычайно важной в подростковом возрасте. Снижение успеваемости часто наблюдаемое в средних классах школы, порождено самыми различными причинами - от незначительных пробелов в знаниях, вызванных пропуском занятий, или снижения работоспособности, связанного с возрастной перестройкой организма и носящего временный характер, до дебюта серьезных психических заболеваний.
Наиболее массовой причиной плохого усвоения знаний в средних классах школы является отсутствие адекватной мотивации, то есть нежелание учиться. Если школьники хотят овладеть знаниями, то эффективность познавательного процесса возрастает. Однако учителя часто жалуются: дети не хотят учиться. Причин немало. И в каждом конкретном случае своя причина, но есть и довольно распространенные, более или менее типичные. Особое внимание следует обратить на следующие причины:
Неумение учиться и преодолевать трудности познавательной деятельности.
(Усидчивость, умение читать и понимать текст, навыки запоминания математических операций, наблюдательность, владение письмом, аккуратность, ловкость, внимательность, умение слушать, выражать свою мысль, достаточный запас слов, начитанность, настойчивость, целеустремленность, умения и навыки сотрудничества с окружающими, чувство ответственности - вот лишь часть тех умений, навыков и качеств, без которых трудно и даже невозможно добиться успеха в учении)
Большой объем программного материала, который нужно усвоить и запомнить
(Учителя пытаются втиснуть в память и сознание школьников весь материал, объявленный обязательным в соответствии с государственным стандартом и наблюдаем, что это приводит к чрезвычайным перегрузкам, усталости и сопротивлению детей. И ведь такой громадный материал требуется освоить за сравнительно небольшой временной период. Вот в этом и заключается одна из серьезных причин нежелания многих школьников учиться).
Отвлекающие факторы полнокровной детской жизни (телевизор, компьютер с играми –«стратегиями» и т.п. Нередко школьники предпочитают совсем не школьные задания и наслаждаются захватывающими телепередачами или компьютерными играми)
Задача учителя – всегда, в любом учебном материале и в самой организации учебного процесса находить новое, неизвестное детям. Жизнь нередко ставит человека в тупик, а познание помогает найти из него выход. Педагог должен помнить, что интересней полезное и актуальное, и с этой точки зрения готовить материал для уроков.
Такой стимул, как оценка, уже давно используется учителями.
При целесообразной организации учебного процесса в целом оценки становятся хорошим стимулом познавательной деятельности. Особенно благоприятно действуют на школьников собственные успехи: они всегда укрепляют веру школьника, да и любого человека, в собственные силы и возможности. В таком состоянии возникает желание преодолевать еще большие трудности. И действительно, учебная, да и внеклассная, работа школьника, оказывается плодотворной и успешной. Ситуация успеха – самый эффективный стимул познавательной деятельности. Она удовлетворяет потребность каждого школьника в самоуважении и повышении престижа.
Разнообразие деятельности и полнокровная жизнь в классе и школе: масса интересных новых событий, клуб, ученическое самоуправление, преодоление однообразной школьной рутины – все это также положительно сказывается на учебном процессе.
Вокруг проблемы качества образования сегодня ведётся много споров. Борьба за качество образования выдвигается как ведущая задача в деятельности образовательных учреждений. Каждый ищет её решения по-своему. Что вкладываем мы в это понятие, каких результатов ожидаем от своих усилий? Качество образования мы сводим сегодня к качеству обучения. Именно обученность ребёнка, вне зависимости от того, какой подход признаётся оптимальным, провозглашается главным критерием качества образования. На обученность работают все виды контроля: стартовый, промежуточный, итоговый, включая ЕГЭ.
Одним из способов повышения качества знаний обучающихся является организация учебного процесса. К современному уроку предъявляются высокие требования. Но мы не сможем добиться их выполнения, если будем относиться к уроку как к фрагменту жизни и превратим его в стихийный процесс.
Вовремя начатый урок, организация пространства класса, чёткая организация этапов урока, взаимодействие между учителем и обучающимися, реакция учителя на те или иные поступки обучающихся, подбор учебного материала и способы его подачи, использование современных методик и технологий обучения, использование наглядности и ТСО – всё это влияет на образовательный результат деятельности обучающихся.
Для того чтобы успешно решать вопросы управления качеством образования, необходимо помнить, что образование – это процесс целостного развития растущего человека. При этом необходимо учитывать факторы, влияющие на развитие личности:
Генетические факторы. Генетическая природа человека, как наиболее древняя и консервативная, в наименьшей степени поддаётся изменениям и, как правило, играет доминирующую роль.
Социально-экономические факторы.
Психолого-педагогические факторы,которые создают или не создают среду развития человека (престижность высоких результатов).
Личностно-деятельностные факторы, которые влияют на социально-психологические новообразования в личности школьника, в формировании личностной и духовной зрелости растущего человека.
Результаты, которые характеризуют все виды зрелости растущего человека на каждой ступени обучения: обученность, мотивация, творческие способности, здоровье, духовно- нравственное развитие (потенциал личности).
На всех ступенях обучения в школе существует связь между обученностью и интересом обучащихся к учебному предмету. Учебная зрелость как показатель результата обучения включает в себя обученность, мотивацию, устойчивость к обучению, коммуникабельность, социальный статус ученика в классе. Согласно статистике, 57% школьников при переходе из начальной школы в среднее звено находятся на среднем уровне учебной зрелости, недостаточно владеют учебными умениями, что является причиной снижения успеваемости и интереса к учёбе в 5-м классе. Поэтому на первом этапе необходимо обучить пятиклассников способам познавательной деятельности в новых условиях учебной работы с учителями разных предметов. Способы познания должны стать предметом контроля и диагностики, поскольку знания - это результат процесса их приобретения, а главный итог обучения - умение обучающихся применять знания на практике (в дальнейшей учёбе и жизни).
Общие показатели успешного обучения:
Качество успеваемости – качество знаний, умений, навыков.
Интерес к обучению, мотив ответственности, высокая мотивация достижения успеха, социально- нравственные ориентации.
Бесстрессовое обучение, особенно в кризисные периоды развития.
Стабильность здоровья обучающихся.
Удовлетворённость учителя своей работой.
Использование современных образовательных технологий в практике обучения является обязательным условием повышения качества обучения, интеллектуального, творческого и нравственного развития обучающихся. Сегодня школа работает по вопросу внедрения информационно- коммуникативных технологий. В классы установлены интерактивные доски, компьютеры, мультимедийные проекторы, которые позволяют внедрять в учебный процесс эти технологии. Это дает возможность разнообразить уроки, привлечь интерес ребят к своему предмету.
Посещая уроки можно увидеть, что учителя в своей работе применяют разнообразные образовательные технологии:
Проблемное обучение.
Разноуровневое обучение.
Развитие исследовательских навыков
Проектные методы обучения
Технология модульного и блочно-модульного обучения.
Технология игрового обучения: ролевых, деловых и других видов обучающих игр.
Информационно-коммуникацион-ные технологии.
Здоровьесберегающие технологии.
Вариативность использования образовательных технологий дает положительную динамику в повышении качества образования обучающихся и возможность прогнозировать положительные изменения.
Одним из критериев обеспечивающим качество обучения является учебная мотивация обучающихся.
Задача школы в создании оптимальной образовательной среды, мотивирующей обучающегося на учебную деятельность и активизирующей труд учителя. Повышение учебной мотивации – это учить детей так, чтобы им захотелось учиться. Для этого учителя должны знать и владеть различными формами и методамиобучения, учитывать возрастные особенности обучающихся.
Программой «Наша новая школа» предполагается поддержка, т.е. мотивация одаренных детей.
В связи с принятием программы «Наша новая школа» эта работа активизировалась. Ежегодно обучающиеся школы принимают активное участие в олимпиадах, конкурсах, смотрах, НПК различного уровня и вместе со своими руководителями добиваются хороших результатов.
Традицией в школе стало чествование одаренных детей, ежегодно весной для таких ребят проводится праздник «Честь школы», где обучающиеся и их наставники награждаются грамотами и дипломами.
Автор концепции «постоянного улучшения качеств» («американский отец японского качества», чьё имя носит ежегодная национальная премия Японии, присуждаемая фирмам за выдающиеся достижения в обеспечении качества) Эдвардс Деминг считал, что только 15% отклонений в качестве зависят от непосредственных исполнителей, а 85% дефектов определяется недостатками управления. Применив это высказывание к образовательному процессу мы можем предположить, что качество образования во многом детерминировано качеством управления учебным процессом, качеством преподавания, качеством проведения уроков.
Формирование активной личности невозможно без активности в овладении знаниями. Многое здесь зависит от мастерства учителя, от его умения организовывать учебный процесс, от его творчества и постоянного поиска новых форм и приемов обучения. Педагогическое творчество учителя, освобождаясь от шаблона, создает интересные примеры нестандартных форм обучения, что позволяет учителю вернуть утраченный интерес к изучению предмета. Творческий учитель постоянно спрашивает себя: что можно сделать, чтобы ученики хотели учиться? Как спланировать виды деятельности на уроке и вне него? Ни программа, ни учебник, ни методическое пособие не могут предоставить педагогу готовую схему. Он должен сам сконструировать его, учитывая условия обучения и состав обучающихся. Учителю нужно в какой-то степени отойти от стандартного урока, внести что-то новое, что могло бы привлечь внимание, активизировать деятельность обучающихся, заставить их мыслить, искать, действовать, к чему мы и будем стремиться.
РЕШЕНИЕ:
1.Определить одним из приоритетных направлений работы школы - совершенствование деятельности учителей-предметников по повышению качества знаний обучающихся.
2.Продолжить изучение компонентов современных педагогических технологий и применять их в работе по повышению качества обучения.
3.Учителям- предметникам усилить в своей работе индивидуализацию обучения.
4.Наметить формы работы с родителями для повышения ответственности за учебную деятельность.
5.Учителям-предметникам усилить в своей работе личностную направленность образования, совершенствовать педагогическое мастерство через участие в профессиональных конкурсах.
6.Продолжить работу по совершенствованию системы выявления и поддержки одаренных детей с целью достижения результатов в олимпиадах и конкурсах различного уровня.
7. Мобилизовать педагогический коллектив и обучающихся школы на успешную сдачу государственной итоговой аттестации.