«05» июня 2015 г. «05» июня 2015 г.
от «05» июня 2015 г.
2015 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (далее СПО)
пер. Спортивный, 1 а
Кузьмина С.В.– преподаватель.
Протокол № _____ от 05.06.2015 г.
Рабочая программа учебной дисциплины «Информатика» является программой в рамках программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих в соответствии с ФГОС по профессиям СПО:
профессионального образования.
Учебная дисциплина Информатика и ИКТ относится к циклу общеобразовательная подготовка.
| Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
| 1 | 2 | 3 | 4 |
| Раздел 1. Информационная деятельность человека | 17 | |
| Введение в дисциплину | Содержание учебного материала | 2 | |
| Требования техники безопасности и санитарно - гигиенические нормы при работе с компьютером. Роль информационной деятельности в современном обществе: экономической, социальной, культурной, образовательной сферах. | | 1
2 |
| Самостоятельная работа Работа над материалом учебников, конспектом лекций. | 2 | |
| Тема 1.1. Информационное общество. Профессиональная информационная деятельность человека | Содержание учебного материала | 4 | |
| Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов. | 2 |
| Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов (в соответствии с техническим направлением профессиональной деятельности). Стоимостные характеристики информационной деятельности. Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения |
| Лабораторные работы | 4 | 3 |
| Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы. Работа с программным обеспечением. Инсталляция программного обеспечения (в соответствии с техническим направлением профессиональной деятельности), его использование и обновление. Лицензионные и свободно распространяемые программные продукты. Организация обновления программного обеспечения с использованием сети Интернет |
| Самостоятельная работа Подготовка к лабораторным и практическим занятиям, оформление отчетов по выполненным работам. Работа над материалом учебников, конспектом лекций. | 5 |
| Раздел 2. Информация и информационные процессы | 49 |
| |
| Тема 2.1. Информация, измерение информации. Представление информации | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
| Подходы к понятию информации и измерению информации. Информационные объекты различных видов. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации |
| Лабораторный практикум | 3 | 3
|
| Дискретное (цифровое) представление текстовой, графической, звуковой информации и видеоинформации |
| Самостоятельная работа Подготовка к лабораторным и практическим занятиям, оформление отчетов по выполненным работам. Работа над материалом учебников, конспектом лекций. | 4
|
| Тема 2.2. Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров: обработка, хранение, поиск и передача информации | Содержание учебного материала | 11 | |
| Принципы обработки информации компьютером. Арифметические и логические основы работы компьютера. Алгоритмы и способы их описания. | 2 |
| Компьютер как исполнитель команд. Программный принцип работы компьютера. Примеры компьютерных моделей различных процессов. |
| Хранение информационных объектов различных видов на различных цифровых носителях. Определение объемов различных носителей информации. Архив информации. |
| Поиск информации с использованием компьютера. Программные поисковые сервисы. Использование ключевых слов, фраз для поиска информации. Комбинации условия поиска. |
| Передача информации между компьютерами. Проводная и беспроводная связь. |
| Лабораторный практикум | 9 | 3 |
| Среда программирования. Тестирование готовой программы. Программная реализация несложного алгоритма. Проведение исследования на основе использования готовой компьютерной модели |
| Создание архива данных. Извлечение данных из архива. Запись информации на компакт-диски различных видов |
| Поисковые системы. Пример поиска информации на государственных образовательных порталах |
| Модем. Единицы измерения скорости передачи данных. Подключение модема. Создание ящика электронной почты и настройка его параметров. Формирование адресной книги |
| Тестовая работа |
| Самостоятельная работа Подготовка к лабораторным и практическим занятиям, оформление отчетов по выполненным работам; подготовка материала для исследовательской (проектной) деятельности). Работа над материалом учебников, конспектом лекций. Выполнение индивидуальных заданий, творческие работы разных видов, поиск информации в сети Интернет, подготовка материала для исследовательской (проектной) деятельности). Тематика самостоятельной работы: 1. Представление информации в двоичной системе счисления 2. Представление информации в различных системах счисления 3. Дать сравнительную характеристику различным носителям информации (составить таблицу). | 10
|
| Тема 2.3. Управление процессами. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
| Представление об автоматических и автоматизированных системах управления |
| Лабораторный практикум | 2 | 3 |
| АСУ различного назначения, примеры их использования. Примеры оборудования с числовым программным управлением. Демонстрация использования различных видов АСУ на практике |
| Самостоятельная работа Подготовка к лабораторным и практическим занятиям, оформление отчетов по выполненным работам. | 4 |
| 3. Средства информационных и коммуникационных технологий | 33 | |
| Тема 3.1. Техническое и программное обеспечение профессиональной деятельности специалиста | Содержание учебного материала | 5 | 2 |
| Основные характеристики компьютеров. Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру. Виды программного обеспечения компьютеров |
| Примеры комплектации компьютерного рабочего места в соответствии с целями его использования для различных направлений профессиональной деятельности (в соответствии с направлениями технической профессиональной деятельности) |
| Лабораторный практикум | 3 | 3 |
| Операционная система. Графический интерфейс пользователя. Примеры использования внешних устройств, подключаемых к компьютеру, в учебных целях. Программное обеспечение внешних устройств. Подключение внешних устройств к компьютеру и их настройка. Тестовая работа. |
| Самостоятельная работа: Подготовка к лабораторным и практическим занятиям, оформление отчетов по выполненным работам. подготовка материала для исследовательской (проектной) деятельности). Работа над материалом учебников, конспектом лекций. Выполнение индивидуальных заданий, творческие работы разных видов, поиск информации в сети Интернет, подготовка материала для исследовательской (проектной) деятельности). Тематика самостоятельной работы: 1. Архитектура компьютеров. 2. Многообразие компьютеров. | 4
|
| Тема 3.2. Объединение компьютеров в локальную сеть. | Содержание учебного материала Организация работы пользователей в локальных компьютерных сетях | 3 | 2 |
| Лабораторный практикум | 4 | 3 |
| Программное и аппаратное обеспечение компьютерных сетей. Сервер. Понятие о системном администрировании. Разграничение прав доступа в сети. Подключение компьютера к сети |
| Самостоятельная работа: Подготовка к лабораторным и практическим занятиям, оформление отчетов по выполненным работам. Тематика самостоятельной работы: 1. Сетевые операционные системы. 2. Администрирование локальной компьютерной сети. | 4
|
| Тема 3.3. Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение. | Содержание учебного материала | 3 | 2 |
| Защита информации, антивирусная защита |
| Лабораторный практикум | 3 | 3 |
| Защита информации, антивирусная защита. Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту. Комплекс профилактических мероприятий для компьютерного рабочего места в соответствии с его комплектацией для профессиональной деятельности. Тестовая работа |
| Самостоятельная работа Подготовка к лабораторным и практическим занятиям, оформление отчетов по выполненным работам. Подготовка материала для исследовательской (проектной) деятельности). Работа над материалом учебников, конспектом лекций. Выполнение индивидуальных заданий, творческие работы разных видов, поиск информации в сети Интернет, подготовка материала для исследовательской (проектной) деятельности). | 4 |
| Раздел 4. Технологии создания и преобразования информационных объектов | 34 | 2 |
| Тема 4.1. Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов | Содержание учебного материала | 10 |
| Возможности настольных издательских систем: создание, организация и основные способы преобразования (верстки) текста |
| Возможности динамических (электронных) таблиц. Математическая обработка числовых данных |
| Представление об организации баз данных и системах управления базами данных. Структура данных и система запросов на примерах баз данных различного назначения: юридические, библиотечные, налоговые, социальные, кадровые и др. |
| Представление о программных средах компьютерной графики и черчения, мультимедийных средах. Демонстрация систем автоматизированного проектирования |
| Лабораторный практикум | 15 | 3 |
| Использование систем проверки орфографии и грамматики. Создание компьютерных публикаций на основе использования готовых шаблонов (для выполнения учебных заданий из различных предметных областей) |
| Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий из различных предметных областей |
| Создание и редактирование графических и мультимедийных объектов средствами компьютерных презентаций для выполнения учебных заданий из различных предметных областей. Использование презентационного оборудования |
| Использование системы управления базами данных для выполнения учебных заданий из различных предметных областей |
| Тестовая работа |
| Самостоятельная работа Подготовка к лабораторным и практическим занятиям, оформление отчетов по выполненным работам. Подготовка материала для исследовательской (проектной) деятельности). Работа над материалом учебников, конспектом лекций. Выполнение индивидуальных заданий, творческие работы разных видов, поиск информации в сети Интернет, подготовка материала для исследовательской (проектной) деятельности). Тематика самостоятельной работы: 1. Многообразие специализированного программного обеспечения и цифрового оборудования для создания графических и мультимедийных объектов. 2. Аудио- и видеомонтаж с использованием специализированного программного обеспечения. | 9
|
| Раздел 5. Телекоммуникационные технологии | 29 | 2 |
| Тема 5.1. Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий | Содержание учебного материала Интернет-технологии, способы и скоростные характеристики подключения, провайдер | 3 |
| Лабораторный практикум | 4 | 3 |
| Браузер. Примеры работы с Интернет-магазином, Интернет-СМИ, Интернет-турагентством, Интернет-библиотекой и пр. |
| Тестовая работа |
| Самостоятельная работа Подготовка к лабораторным и практическим занятиям, оформление отчетов по выполненным работам. Работа над материалом учебников, конспектом лекций. Выполнение индивидуальных заданий, творческие работы разных видов, поиск информации в сети Интернет, подготовка материала для исследовательской (проектной) деятельности). | 2 | |
| Тема 5.2. Создание сайта | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
| Методы создания и сопровождения сайта |
| Лабораторный практикум | 4 | 3 |
| Создание и сопровождение сайта |
| Тестовая работа |
| Самостоятельная работа Подготовка к лабораторным и практическим занятиям, оформление отчетов по выполненным работам. Работа над материалом учебников, конспектом лекций. Выполнение индивидуальных заданий, творческие работы разных видов, поиск информации в сети Интернет, подготовка материала для исследовательской (проектной) деятельности). | 3 |
| Тема 5.3. Организация коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях | Содержание учебного материала | 3 | 2 |
| Возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях: электронная почта, чат |
| Лабораторный практикум | 2 | 3 |
| Организация форумов, общие ресурсы в сети Интернет, использование тестирующих систем в учебной деятельности в локальной сети образовательного учреждения. Настройка видео веб-сессий. Итоговая контрольная работа |
| Самостоятельная работа Подготовка к лабораторным и практическим занятиям, оформление отчетов по выполненным работам. Работа над материалом учебников, конспектом лекций. Выполнение индивидуальных заданий, творческие работы разных видов, поиск информации в сети Интернет, подготовка материала для исследовательской (проектной) деятельности). Тематика самостоятельной работы 1. Видеоконференция 2. Интернет-телефония | 3
|
| Зачет | 1 |
| | ВСЕГО: | 162 |
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета информатики и информационных технологий в профессиональной деятельности.
| Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
| Умения: | |
| Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники. | Комбинированный: лабораторные практикумы, поиск информации в сети Интернет, сохранение и преобразование информации. Индивидуальный: проектная (исследовательская работа). |
| Распознавать информационные процессы в различных системах. | Комбинированный: лабораторные практикумы, поиск информации в сети Интернет, сохранение и преобразование информации |
| Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования. | Комбинированный: лабораторные практикумы, поиск информации в сети Интернет, сохранение и преобразование информации. Индивидуальный: проектная (исследовательская работа). Групповая: заслушивание рефератов. |
| Осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей. | Комбинированный: лабораторные практикумы, поиск информации в сети Интернет, сохранение и преобразование информации. Индивидуальный: проектная (исследовательская работа). |
| Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий. | Комбинированный: лабораторные практикумы, поиск информации в сети Интернет, сохранение и преобразование информации. Индивидуальный: проектная (исследовательская работа). |
| Создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые. | Комбинированный: лабораторные практикумы, поиск информации в сети Интернет, сохранение и преобразование информации. Индивидуальный: проектная (исследовательская работа). |
| Просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных | Комбинированный: лабораторные практикумы, поиск информации в сети Интернет, сохранение и преобразование информации |
| Осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр. | Комбинированный: лабораторные практикумы, поиск информации в сети Интернет, сохранение и преобразование информации. Индивидуальный: проектная (исследовательская работа). Групповой: заслушивание рефератов. |
| Представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.). | Комбинированный: лабораторные практикумы, поиск информации в сети Интернет, сохранение и преобразование информации. Индивидуальный: проектная (исследовательская работа). Групповой: заслушивание рефератов. |
| Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ | Индивидуальный: инструктаж по ТБ |
| Знания: | |
| Различные подходы к определению понятия «информация». | Комбинированный: тестирование, устный опрос, составление ОЛК (опорно-логического конспекта), составление ОЛС (опорно-логических схем) |
| Методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный, единицы измерения информации. | Комбинированный: тестирование, устный опрос, составление ОЛК (опорно-логического конспекта), составление ОЛС (опорно-логических схем). Групповой: заслушивание рефератов. |
| Назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей). | Комбинированный: тестирование, устный опрос, составление ОЛК (опорно-логического конспекта), составление ОЛС (опорно-логических схем). Групповой: заслушивание рефератов. |
| Назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы. | Комбинированный: тестирование, устный опрос, составление ОЛК (опорно-логического конспекта), составление ОЛС (опорно-логических схем) |
| Использование алгоритма как способа автоматизации деятельности | Комбинированный: тестирование, устный опрос, составление ОЛК (опорно-логического конспекта), составление ОЛС (опорно-логических схем) |
| Назначение и функции операционных систем. | Комбинированный: тестирование, устный опрос, составление ОЛК (опорно-логического конспекта), составление ОЛС (опорно-логических схем). Групповой: заслушивание рефератов. |
| | Индивидуальный: зачет |