|  Технологическая карта урока языка Саха как государственный в 5 классе по ФГОС  
 | 
  | Предмет: язык Саха как государственный | Класс: 5-6 (1-й год обучения) | 
  | Дата: 13-14.03.2018 | Время реализации урока: 35 минут | 
  | Тема урока: «Моя семья»   | 
  | Тип урока: урок усвоения новых знаний | 
  | Цель урока: | Формирование ключевых языковых компетенций на уроке языка Саха как государственный «Моя семья» в ситуациях реального общения.   | 
  | Задачи урока: |  Практическая: – навыки УУД в развитии умений решения коммуникативной задачи с различной степенью сложности.
  - научить учащихся вести беседу о членах семьи; задавать вопросы о предметах в единственном и множественном числе и отвечать на них.Образовательная:
 – активизировать и совершенствовать актуальный словарный запас обучающихся;
 - развивать навыки аудирования, чтения, говорения и письма.Воспитательные:
 – развивать настойчивость и умение преодолевать трудности для достижения намеченной цели;
 – активизировать познавательную инициативу обучающихся и формировать их социальную компетентность.
 Развивающие:
 – содействовать установлению в сознании ребенка устойчивых связей между накопленным и новым опытом познавательной и практической деятельности;
 – формировать и развивать учебно-организационные умения и навыки (взаимоконтроль, самостоятельная работа, коллективная деятельность);
 – развивать способность к рефлексии, как важнейшей составляющей умения учиться.
 | 
  | Формируемые УУД: | Личностные: – формирование познавательных мотивов обучающихся;
 – развитие мысленного воспроизведения ситуации.
 Регулятивные:
 – владение навыками самоанализа и самооценки своей деятельности.
 Коммуникативные:
 – продуктивное взаимодействие обучающихся в решении поставленной задачи;
 – участие в небольших устных высказываниях, «удерживая» логику повествования.
 Познавательные:
 – импровизация, высказывание предположений;
 – самостоятельное создание способов решение проблем поискового характера;
 – комплексный анализ приобретенных знаний на уроке.
 | 
  | Формы организации деятельности учащихся: | Урок решения практических задач. Фронтальная, индивидуальная, парная и групповая формы работы. | 
  | Используемые технологии: |  В ходе урока используются элементы следующих педагогических технологий :    - личностно-ориентированное обучение;  - обучение с использованием ИКТ – технологий;   - здоровьесберегающие технологии;  - технология сотрудничества;  Применяются следующие методы:  - проблемное изложение  - Словесные: беседа, вопросно-ответные упражнения.  - Наглядно-демонстрационные: использование рисунков, картин  - Практические: работа в группе.  Приемы:    - прием сравнения. - прием самоконтроля. | 
  | Техническое обеспечение урока | Компьютер, мультимедийный проектор; учебная доска в кабинете. | 
  |  Дидактическое обеспечение урока: |    раздаточный материал.  наглядные пособия: картинки с изображением семьи; листочки для игр. Карточки для рефлексии | 
  | Список учебной и дополнительной литературы: |  1. Язык Саха как государственный: программа для общеобразовательных школ РС(Я) с русским языком обучения, 2-9 классы (С.С.Семенова, У.Р.Плотникова, Г.Г.Торотоев, С.К.Колодезников); МО РС(Я), 2014г.  2. Саха тыла. Учебное пособие для общеобразовательных школ с русским языком обучения, 4 класс (М.П.Попова, О.П.Попова); МО РС(Я), 2009г.  3. Саха тыла. Учебное пособие для общеобразовательных школ с русским языком обучения, 5 класс (М.М. Федорова, Л.В.Шишигина); МО РС(Я), 2009г  4. Саха тыла (Петрова Т.И., Босикова В.И.) первый год обучения. Рекомендовано МО РС(Я), Якутск, 2008 г | 
  | Структура урока: |    Организационный момент  Постановка цели и задач урока  Словарная работа. Говорение.  Введение нового лексического материала. Мотивация к учебной деятельности.   Первичная отработка лексических навыков  Физкультминутка  Введение грамматического материала  Закрепление  Обобщение и систематизация знаний   Рефлексия деятельности  Подведение итогов урока | 
 
          | Ход урокаЭтап урока |  
 Цель урока | Время, мин |  Деятельность учителя |  Деятельность обучающихся | УУД | Примечание | 
  |   Организационный момент Психологический настрой  
  
  
  
  
  
 
 | Создание атмосферы иноязычного общения. | 1 мин |  Проверка готовности к уроку. Учитель приветствует учащихся.  Утуо кунунэн! Здравствуйте дети!   - Повернитесь лицом друг к другу и подарите друг другу улыбку. Прислонитесь друг к другу ладошками. Что вы почувствовали, приветствуя друг друга? Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, думаю, что урок принесёт нам радость общения друг с другом. | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Учащиеся здороваются с учителем.  
 
 
 -Тепло. 
  
 |  Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения.  Познавательные:  Осознают учебно-познавательную задачу. Коммуникативные: умение отвечать на вопросы | Принятие сигнала к началу учебной деятельности. Создается психологическая готовность к переходу от отдыха к учебной деятельности. | 
  | 2.Постановка цели и задач урока  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 3. Словарная работа | Мотивация учебной деятельности учащихся. Нацеливание учащихся на решение учебной задачи  
  
  
  
  
  
 говорение |  3 мин  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 5 мин |  Учитель предлагает отгадать ребус Итак, дети, работаем в паре. Ребята, чтобы узнать тему, о ком и о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке, нужно отгадать кроссворд. 1. Ребус «сон» о – ы
 2. Для мамы он отец, а для вас кто?
 3. Первое слово, которое говорит малыш.
  4. Ребус «ночь» н – д 5. Последняя буква в алфавите?
 
 Какое слово у нас вышло? О чем мы свами будем говорить? Как вы думаете, что же такое семья? Как вы понимаете слово «семья»? Вот вы говорите родные и близкие друг-другу люди. А кто они?
  А теперь каждая группа загадывает загадки.   Я загадки загадаю! Ты попробуй отгадать!
 Всех смогу я описать,
 И узнаешь ты вполне
 Кто живет в твоей семье.
 1.Кто нежнее всех на свете? Кто готовит нам обед?
 И кого так любят дети?
 И кого прекрасней нет?
 Кто читает на ночь книжки?
 Разгребая горы хлама.
 Не ругает нас с братишкой.
 Кто же это? Наша
 Мама на якутском языке будет Ийэ2.Кто научит гвоздь забить,
 Даст машину порулить
 И подскажет, как быть смелым,
 Сильным, ловким и умелым?
 Все вы знаете, ребята,-
 Это наш любимый
 Папа на якутском языке будет А5а
 3.Кто носки внучатам свяжет,
 Сказку старую расскажет,
 С медом даст оладушки?
 - Это наша)
 4. Кто всю жизнь работал
 Окружал заботой
 Внуков, бабушку, детей,
 Уважал простых
 людей?
 На пенсии много лет
 Нестареющий наш
 5. Я этим человеком очень очень горжусь И в этом всем с радостью вновь признаюсь!
 Знакомы с рожденья и с детства дружны,
 Поэтому очень друг другу нужны!
 Спасибо за то, что ты добр и умён,
 Отзывчив, надёжен, красив и силён!
 Готов ты помочь и понять меня рад,
 Ты — самый хороший и преданный ....(БРАТ)
 6. Со мною всегда она рядом,
 Как может смягчает беду.
 Спасибо вам, папа и мама,
 Что мне подарили......(СЕСТРУ)
 | Учащиеся отгадывают ребус. 
 
 
 сын  дедушка   
  мама дочь
  Я 
 
  Семья  Тема урока «Семья»  
  
  
  
  
  
  
  Учащиеся слушают и повторяют хором и индивидуально. Работа на тетрадях.  
  
  
  
  
  
  
  
  
  (МАМА) Ийэ  
  
  
  .....(ПАПА.) А5а  
  
  
  
  
  
  . БАБУШКА Эбэ  
  
  
  
  
  ДЕД Эьэ  
  
  
  
   Убай,    
  
  
          
  
  
  Эдьиий  
 | Личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, осознание и принятие себя в новой роли; Регулятивные: нацеливание своей деятельности на решение поставленной задачи. Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения  
  Познавательные:    применение навыков  работы с различными видами деятельности на уроке: говорение, чтение.   Регулятивные: воспринимать и понимать речь учителя и одноклассников Личностные: повышение интереса к изучению языка Саха |  Планирование учащимися способов достижения намеченной цели  
 | 
  |  4.Введение нового лексического материала. Мотивация к учебной деятельности  
 
 | Отработка лексики, навыков говорения и чтения 
 | 2 мин | Учитель выступает в роли ведущего и просит участников поиграть в игру Игра «Кто кому кто? » –Ева, ты кто для мамы? (дочь) –Илья, кто называет тебя сыном? (папа) –Тимур, ты кто для бабушки? (внук) –Настя, у папы есть мама. Кто она тебе? (бабушка) –Леша, у мамы есть сестра. Кто она тебе? (тетя) –Рома, у маминой сестры есть дети: сын и дочь. Кто они тебе? (двоюродные братья и сестры)    
 | Закрепляют новую лексику, повторяют словарные новые слова   
 
  
 | 
 | Учащиеся вспоминают правила чтения в группах, учатся анализировать. | 
  |  5.Первичная отработка лексических навыков  
  
  
  
  
  
  
  
  
 | Отработка лексики, навыков говорения и чтения 
 
 
 
 
 
 |  4 мин  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 
 |  (Соедини слова. Запиши.) Образец: твоя сестра - эн балтын мой, твоя, наши, ваш, моя, твой, ваша 
 семья, брат, бабушка, дедушка, сестра, папа, мамы 
 
  
 |  Закрепляют новую лексику у доски проделывая задания  | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме. Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия. Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения | Индивидуальная | 
  |  6. Физкультминутка |  Учитель предлагает ученикам отдохнуть   | 1 мин | «Потанцуй-ка» | Дети двигаются под музыку. Выполняют элементарные физические упражнения.  | Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье 
 | фронтальная | 
  |  7. Введение грамматического материала 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 | Отработка материала 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 |  7 мин  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 
 | Презентуется учителем на доске  Мин ийэм, мин а5ам, мин убайым Эн ийэн, эн а5ан, Кини а5ата, ийэтэ 
 
 
 
 
 
 | Закрепляют грамматику у доски проделывая упражнения 
 Вывод: в 1 л. ед. числа прибавляются аффиксы – м, ым, эм. В 2 лице ед.ч. прибавляются аффиксы-ҥ В 3 лице ед.ч. прибавляются аффиксы-та, -тэ 
 
 
 
 
 
  
 | Личностные: распознавать информацию в текстовом виде. Регулятивные: Воспринимать речь учителя и одноклассников. Познавательные:  применение навыков  работы с различными видами деятельности на уроке: говорение, чтение.  | 
 | 
  |  8. Закрепление   | 
 | 2 мин | Игра «Расскажи о своей семье».   Мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра Устные рассказы детей о своей семье А у вас семья большая? Расскажите мне о своей семье. Кто есть в вашей семье? Сколько человек? Что делает мама, папа, бабушка и т.д? Как вы им помогаете ? Ребята, как вы думаете, зачем человеку семья? |  Дети рассказывают о своих семьях. | Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности. Коммуникативные:формулируют собственные мысли. |  индивидуальная  
  
  
  
  
  
  
  
  
 
 | 
  |  9. Обобщение и систематизация знаний   
 | Решение поставленной учебной задачи 
 | 7 мин | Учитель напоминает о цели урока – закрепление и повторение лексики по теме «Семья». Вернёмся к целям урока.  -Каких целей достигли? Каких нет? | Учащиеся рассматривают картинки и предполагают какие члены семьи есть у них. Работают со словарями.   
 | Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: достижение поставленной учебной задачи , формулировка выводов на основе пройденного материала Личностные: распознавать информацию в текстовом и графическом виде | Фронтальная, индивидуальная | 
  |  10. Рефлексия деятельности    
 | Цель – формировать у школьников самооценку. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. | 2 мин |  Итог урока. Рефлексия. - Оцените свою работу на уроке.  - Что нового узнали сегодня на уроке?   – Какое задание показалось наиболее интересным?   – А какое задание заставило задуматься?  – Кто доволен сегодня своей работой?  – Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?  
  - Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо работали на уроке, радовали меня своими ответами, а маленькие ошибочки мы вместе исправляли.   - Каким словом вы бы назвали наш урок: чудесный, чрезвычайно интересный, очень трудный, чересчур сложный |  Нарисуйте в левом нижнем углу кружок цветным карандашом:  зелёный – активно работал с классом, у меня всё получилось;  жёлтый – работал с классом, допускал ошибки; могу работать лучше  красный – не включился в работу класса, сегодня у меня не всё получилось, но я постараюсь  
  Участвуют в устной беседе, подводят итоги. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют оценочные листы. 
 | Познавательные: Регулятивные: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, самоанализ своих знаний.  
 | Взаимооценка и самооценка | 
  | 11. Подведение итогов урока | Постановка домашнего задания | 1 мин | Выставление оценок Домашнее задание: Повторить слова | 
  
  
 | 
 
 
 
  
 | 
 |