| Этап | Действия учителя | Действия учащихся | Формируемые УУД | 
  | I. Этап мотивации (самоопределения) учащихся к учебной деятельности.  Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне «хочу» - «надо» - «могу» , создание положительного эмоционального настроя.  (1-2 минуты) | Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.  - Приветствие.  Учитель:  Вот и прозвенел звонок.  Ты готов начать урок?  Все на месте?  Всё в порядке?  И учебник, и тетрадки?  Каждый хочет отвечать и оценки получать?  Все ли тут хотят учиться? Слайд 1 
 - Высказывание добрых пожеланий.  Значит, можно всем садиться. - Здравствуйте, ребята! Хочу всем пожелать хорошего настроения, плодотворной работы на уроке. Ребята, пожелайте и вы друг другу удачи, ведь с малой удачи начинается большой успех! - Ребята, а что пригодится нам для успешной работы на уроке? Конечно, внимание, желание узнать новое, активность. - Запись числа и «Классной работы». Слайд 2 
 | 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Желают друг другу удачи. 
 
 
 
 
 
 Высказываются. 
 |  Регулятивные УУД:   целеполагание   эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия. Коммуникативные УУД: Личностные УУД:   мобилизация внимания, уважение к окружающим. Познавательные УУД: | 
  | II. Этап актуализации опорных знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.  Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.  
 
   (4-5 минут)  
 
 
 |  1. Организует работу по повторению, подводит итог беседы. Использует ИКТ. - Мы продолжаем изучение раздела науки о языке, который называется синтаксис. В начале урока вспомним то, что нам уже известно по этой теме, - выполним тест «Верные – неверные утверждения» Вы читаете данные на слайде утверждения и отвечаете «ДА» или «НЕТ». Слайд 3 
 2. Создаёт проблемную ситуацию. Подводит к формулированию темы, целей и задач урока.    - Почему последнее утверждение неверно? Слайд 4 
 
 
  - Чем является сочетание слов «ПРИШЛИ ГОСТИ»? слайд 5  О чём пойдёт речь на уроке?  Тема урока? Слайд 6  3.Заполнение таблицы «Грамматическая основа» (слайд 7). У каждого ученика имеется распечатанная таблица «Гр. ос.»  - Заполните 1-ю графу.   
  
  
  
  
 
 - Как вы думаете, всё ли вы знаете о подлежащем и сказуемым? Над чем нужно поработать? |  Обучающиеся выполняют задания, отвечая на вопросы ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (Слайд №3) и проверяют по эталону. За верный ответ выставляют баллы в «Лист контроля»  
  
  
  
  
  
  
  
  Отвечают на вопрос.  Проговаривают ответ, опираясь на утверждения теста.  
  Отвечают, вспоминая изученное ранее.  Высказываются. 
 
 
 
 
 
 Приложение 2 На какие вопросы отвечает подлежащее? Какой частью речи выражается? В каком падеже стоит подлежащее? Как графически выделяется?  На какие вопросы отвечает сказуемое? Какой частью речи выражается? Как графически выделяется? 
 Ставят цели урока в виде вопроса: узнать, новые сведения о подлежащем и сказуемом | Коммуникативные УУД:   умение выражать свои мысли и оценивать действия участников образовательного процесса. достижение договоренностей и согласование общего решения.  Регулятивные УУД:     постановка учебной задачи на основе соотнесения усвоенного и нового материала;  умение планировать и оценивать свои действия; умение выявлять, что уже усвоено, а что подлежит усвоению. Познавательные УУД :   умение анализировать языковой материал; поиск и выделение необходимой информации. | 
  | III. Этап открытия новых знаний и выявления места и причины затруднения.  Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения: почему возникли затруднения? Чего мы ещё не знаем?  (4-5 мин.)  
 
  
 
 | Использует приемы создания проблемной ситуации. 
  - Поработаем с текстом ПРИЛОЖЕНИЕ 3 (слайд №8). Назовите в каждом предложении его грамматическую основу.  
 - Почему возникли затруднения при выполнении задания? - Всё ли мы знаем о подлежащем и сказуемом? Организует работу по уточнению и конкретизации первичных знаний: 
 - Исправим ошибки, допущенные вами при нахождении подлежащего и сказуемого (слайд 9). 
 Постановка проблемы. - Достаточно ли рассмотренного материала для выполнения упражнений? | 
 
 
 Отвечают, испытывая затруднения в определении подлежащего и сказуемого. 
 
 Высказываются. 
 
 
 
 
 
 
 Проверяют по эталону. | Познавательные УУД:    извлечение необходимой информации и ее использование, постановка и формулирование проблемы. Коммуникативные УУД: Регулятивные:    Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению).  
 
 
 
 | 
  |  IV.Этап построения проекта выхода из затруднения.  
  Цель:    постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации. (2 минуты) |  Предлагает выбрать пути решения возникшей проблемы, выслушивает мнения детей:  
  
  
  
  
  
  - Как можно решить возникшую проблему?  
  
  
 - Где найти необходимый материал? | Выбирают пути решения проблемы, обсуждают и корректируют свой план выхода из затруднения: - проанализировать языковой материал; - разобраться при помощи объяснения учителя; - обратиться к учебнику. 
 Высказываются: - Нужно знать все способы выражения подлежащего и сказуемого. 
 Высказываются: - Нужно обратиться к учебнику. | Коммуникативные УУД:   умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Регулятивные УУД: Познавательные:   анализ с целью выделения общих признаков,  подведение под понятие,  построение логического рассуждения. | 
  | V. Этап реализации построенного проекта. 
 Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. (5-6 минут) | Организует реализацию построенного проекта : - прочитать теоретический материал учебника &17 (стр.28-30); - предлагает с помощью материала слайдов 10,11 заполнить вторую графу таблицы «Гр.ос»: запишите в неё способы выражения подлежащего и сказуемого и предложения, в которых подлежащее выражено словосочетанием, а сказуемое – прилагательным и существительным. |  
  
  Читают вслух теоретический   Заполняют вторую графу таблицы «Гр.ос.»  
  
 
 | Регулятивные УУД:   контроль; оценка; коррекция. 
 Познавательные УУД : Коммуникативные: 
 | 
  | VI. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. Цель:  усвоение учащимися нового способа действия. (4 минуты) |  Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение. Организует фиксирование нового знания в речи и знаках, организует самоконтроль: - предлагает выполнить  Приложение № 4 Слайд 12,13 
 |  
  
  
  
  
  
  Выполняют «по цепочке».  
  
  Выполняют задания и проверяют у соседа по парте, обсуждают, исправляют возможные ошибки. 
 | Коммуникативные УУД:  Регулятивные УУД:     способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; оценка деятельности; саморегуляция. Познавательные УУД : | 
  | Физкультминутка (1 минута) | Давайте отдохнём. Сделаем зарядку. Слайд 14  Потянуться, отдохнуть,  Глубоко теперь вздохнуть.  Встать, попрыгать, посмеяться,  Покружиться, покачаться,  Поклониться, распрямиться И опять начать трудиться. | Повторяют действия за учителем. | 
 | 
  | VII. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.  
  Цель:    каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.  (10 минут)  
 
  
 | Организует деятельность по применению новых знаний. - Работа с текстом ПРИЛОЖЕНИЕ 5(слайд 15) с последующей проверкой по эталону. |  Выполняют задания в тетради.  Проверка по образцу с экрана.  Выставляются баллы в «Лист контроля» 
 | Познавательные:   Выполнение действий по алгоритму; Самостоятельное решение задачи.  Регулятивные УУД:      умение осуществлять проверку знаний, сверяясь с эталоном. Оценка выполнения :    Выполнено в соответствии с эталоном (1 недочёт) – 3 балла; выполнено с небольшим отклонением (2-3 недочёта) – 2 балла; выполнено с существенным отклонением – 1 балл. | 
  | VIII.Этап включения нового знания в систему знаний и повторение.  Цель:    включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.  (7 минут) |  - Организует проверку знаний о правописании гласных в корнях слов (слайд 16).  - Организует выполнение задания «Собери предложение» ПРИЛОЖЕНИЯ 6 (слайд 17).  Соберите предложение.  
 
 | Проверка по образцу с экрана с проговариванием в речи. Отгадывают загадки. Составляют предложения из предложенных слов, записывают в тетради, подчёркивают грамматические основы. Выставляются баллы в лист контроля. За каждое правильно составленное предложение – 1 балл. |  Регулятивные УУД:     умение осуществлять проверку знаний, сверяясь с эталоном; коррекция; контроль и оценка процесса и результатов деятельности, подведение итогов. Личностные УУД: | 
  | IX. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. 
 Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. (2-3 минуты) |  Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности.  Подведение итога урока. Слайд 18   Комментирование оценок.  Подсчёт баллов в «Листе контроля»:    Тест «верные - неверные утверждения» 1-2 балла.  Самостоятельная работа с текстом - максимум 3 балла.  Составление предложений без ошибок – максимум 3 балла.  Итого: максимум – 8 баллов.  Ключ к оценке: 8-7 баллов - оценка "5"; 6-5 баллов – оценка "4";  4-3 баллов - оценка "3".    Слайд №19 Задаёт домашнее задание: 
 |  ПРИЛОЖЕНИЕ 17  Отвечают на вопросы: 1.Сегодня мы узнали о … 2.Теперь я могу… 3.Я научился… 4.Мне было трудно… 5.Своей работой я …. 
 - Записывают домашнее задание в дневники. |  Регулятивные УУД:     Личностные УУД:     Коммуникативные УУД:     умение выражать свои мысли.   инициатива в выборе задачи, поиск и сбор информации. 
 | 
 
  Много по осен… грибов ур…дилось. Да какие моло…цы!  
  Под тёмными ёлками б…ровики стоят. У них к…фтаны белые, шляпы на головах б…гатые. Грибы – загл…денье!
  Под высок…ми соснами м…слята с сырое…ками растут. Они тоже хороши!
  Зиму, в, берлоге, медведь, спит, долгую.
  Солью, лосей, подкармливают, зимой, люди.